Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОСКА 2005 Во­прос 1. Ана­то­мия как нау­ка




Ц з г э н о л д

Ю р в ы т и м у

Ц з г э н о л д

Ю р в ы т и м у

Б к г х э а с й

Л п р т ц д ю ж

Б к г х э а с й

Л п р т ц д ю ж

 

 

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

 

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

 

 

Методика «Сравнение понятий».

 


  1. утро – вечер
  2. корова – лошадь
  3. летчик – танкист
  4. река – птица
  5. дождь – снег
  6. маленькая девочка – большая кукла
  7. обман – ошибка
  8. волк – луна
  9. ботинок – карандаш
  10. золото – серебро
  11. молоко – вода
  12. сани – телега
  13. очки – деньги
  14. озеро – река
  15. поезд – самолет
  16. стакан – петух
  17. ось – оса
  18. яблоко – вишня
  19. лыжи – коньки
  20. красный – зеленый
  21. ворона – воробей
  22. ветер - соль

 

Методика «Сравнение понятий».

 


1. утро – вечер

2. корова – лошадь

3. летчик – танкист

4. река – птица

5. дождь – снег

6. маленькая девочка – большая кукла

7. обман – ошибка

8. волк – луна

9. ботинок – карандаш

10. золото – серебро

11. молоко – вода

12. сани – телега

13. очки – деньги

14. озеро – река

15. поезд – самолет

16. стакан – петух

17. ось – оса

18. яблоко – вишня

19. лыжи – коньки

20. красный – зеленый

21. ворона – воробей

22.ветер - соль


 

 

«Словесный лабиринт».

 


ьтотич

савичю

икыдал

авызак

высипо

сьтард

 

ьсокби

тиелик

сниирс

оентад

нживдо

бакщдп

 

товмрт

нарсна

еаиноп

мирепс

нетозк

ымазкэ

 

йищюял

ымуятв

енилка

иневар

тиксуп

ниарку

 

витмуч

абаикл

матрою

теьлук

акцука

исьлиф

 

еждинк

инеыпу

нелзак

еыпуте

лтутсы

цутсыв

 

еинылк

омежеа

изноие

околде

маргор

епсорп

 

таират

ыеоине

микжол

итатсо

сыркир

орадоп

 

онолам

витаго

тсебир

сажурд

ещурко

журдос

 

еинанз

ивосро

нсвибк

анзокы

квобуз

нибокя


 

 

«Словесный лабиринт».

 


ьтотич

савичю

икыдал

авызак

высипо

сьтард

 

ьсокби

тиелик

сниирс

оентад

нживдо

бакщдп

 

товмрт

нарсна

еаиноп

мирепс

нетозк

ымазкэ

 

йищюял

ымуятв

енилка

иневар

тиксуп

ниарку

 

витмуч

абаикл

матрою

теьлук

акцука

исьлиф

 

еждинк

инеыпу

нелзак

еыпуте

лтутсы

цутсыв

 

еинылк

омежеа

изноие

околде

маргор

епсорп

 

таират

ыеоине

микжол

итатсо

сыркир

орадоп

 

онолам

витаго

тсебир

сажурд

ещурко

журдос

 

еинанз

ивосро

нсвибк

анзокы

квобуз

нибокя


 

 

Направленный ассоциативный эксперимент

 

1. злость 16. вершина

2. господин 17. тусклый

3. нерасторопность 18. любить

4. позор 19. суша

5. соперник 20. культура

6. чёрный 21. женщина

7. прыгать 22. ребёнок

8. красивый 23. находка

9. целина 24. надежда

10. гуманность 25. мороз

11. смех 26. работа

12. атака 27. гладкий

13. буря. 28. взять

14. скука 29. похвала

15. беда 30. адажио

 

 

Направленный ассоциативный эксперимент

 

1. злость 16. вершина

2. господин 17. тусклый

3. нерасторопность 18. любить

4. позор 19. суша

5. соперник 20. культура

6. чёрный 21. женщина

7. прыгать 22. ребёнок

8. красивый 23. находка

9. целина 24. надежда

10. гуманность 25. мороз

11. смех 26. работа

12. атака 27. гладкий

13. буря. 28. взять

14. скука 29. похвала

15. беда 30. адажио

 

/. По­ня­тие и ме­тод ана­то­мии

2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми

3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии

4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии

5. Ос­нов­ные тер­ми­ны

1. Ана­то­мия че­ло­ве­ка нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.

Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.

2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:

ци­то­ло­гия;

гис­то­ло­гия — нау­ка о тка­нях;

эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:

нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;

па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию - мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;

то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию - нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;

ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят:

ос­тео­ло­гия — уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;

арт­ро-син­дес­мо­ло­гия — о со­еди­не­нии кос­тей и сус­та­вов;

мио­ло­гия — о мыш­цах ске­ле­та;

спланх­но­ло­гия — о внут­рен­но­стях;

ан­гио­ло­гия — о со­су­ди­стой сис­те­ме;

кар­дио­ло­гия — о серд­це;

нев­ро­ло­гия — о нерв­ной сис­те­ме;

эн­док­ри­но­ло­гия — об ор­га­нах внут­рен­ней сек­ре­ции;

эс­те­зио­ло­гия — об ор­га­нах чувств.

5. Че­ло­век {Homo sapiens) от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых {Chordata), под­ти­пу по­зво­ноч­ных {Vertebrata), клас­су мле­ко­пи­таю­щих {Mammalia), и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов {Primates),

Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии - де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку.

• плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;

плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­ной - са­гит­таль­ны­ми;

плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, - фрон­таль­ной;

по­пе­реч­ные {го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;

• тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­же к сре­дин­ной плос­ко­сти;

"ла­те­раль­но" — даль­ше от нее.

Во­прос 2. Кос­ти ту­ло­ви­ща (Ossa trunci)

1. Строе­ние ту­ло­ви­ща

2. Груд­ная клет­ка

3. По­зво­ноч­ный столб и клас­си­фи­ка­ция по­звон­ков

4. Штан­ные по­звон­ки

5. Лож­ные по­звон­ки

1. К кос­тям ту­ло­ви­ща, Ossa trunci, при­над­ле­жат:

реб­ра, costae,

гру­ди­на, sternum;

по­звон­ки, vertebrae.

2. Груд­ную клет­ку, thorax, об­ра­зу­ют груд­ной от­дел по­зво­ноч­но­го стол­ба, реб­ра и гру­ди­на.

Груд­ная клет­ка име­ет фор­му усе­чен­но­го ко­ну­са, об­ра­щен­но­го ши­ро­ким ос­но­ва­ни­ем кни­зу, а усе­чен­ной вер­хуш­кой - квер­ху. В груд­ной клет­ке раз­ли­ча­ют­ся:

пе­ред­няя стен­ка — ко­ро­че ос­таль­ных сте­нок, об­ра­зу­ет­ся гру­ди­ной и хря­ща­ми ре­бер;

зад­няя стен­ка — длин­нее пе­ред­ней, об­ра­зо­ва­на груд­ны­ми по­звон­ка­ми и уча­ст­ка­ми ре­бер от го­ло­вок до уг­лов; ее на­прав­ле­ние поч­ти вер­ти­каль­но;

бо­ко­вые стен­ки — длин­нее пе­ред­ней и зад­ней, об­ра­зо­ва­ны те­ла­ми ре­бер и в за­ви­си­мо­сти от ин­ди­ви­ду­аль­но­сти бы­ва­ют бо­лее или ме­нее вы­пук­лы;

верх­нее и ниж­нее от­вер­стия.

Реб­ра, costae, — уз­кие, раз­лич­ной дли­ны изо­гну­тые ко­ст­ные пла­стин­ки, чис­лом 12 пар, сим­мет­рич­но рас­по­ла­га­ют­ся по бо­кам груд­но­го от­де­ла по­зво­ноч­но­го стол­ба. Со­став­ные час­ти ка­ж­до­го реб­ра:

• бо­лее длин­ная ко­ст­ная часть реб­ра, os costale; име­ет го­лов­ку, шей­ку, те­ло;

• ко­рот­кая хря­ще­вая — ре­бер­ный хрящ, cartilago costalis;

• два кон­ца — пе­ред­ний, или гру­дин­ный, и зад­ний, или по­зво­ноч­ный.

Гру­ди­на, sternum, не­пар­ная кость уд­ли­нен­ной фор­мы с пе­ред­ней не­сколь­ко вы­пук­лой по­верх­но­стью и зад­ней со­от­вет­ст­вен­но во­гну­той.

Гру­ди­на за­ни­ма­ет от­дел пе­ред­ней стен­ки груд­ной клет­ки. На ней раз­ли­ча­ют:

ру­ко­ят­ку;

те­ло;

ме­че­вид­ный от­рос­ток.

Все эти три час­ти со­еди­ня­ют­ся ме­ж­ду со­бой хря­ще­вы­ми про­слой­ка­ми, ко­то­рые с воз­рас­том око­сте­не­ва­ют.

Про­стран­ст­ва, ог­ра­ни­чен­ные свер­ху и сни­зу дву­мя со­сед­ни­ми реб­ра­ми, спе­ре­ди — бо­ко­вым кра­ем гру­ди­ны и сза­ди — по­звон­ка­ми, на­зы­ва­ют меж­ре­беръ­я­ми, spatia intercostalia; они за­пол­ня­ют­ся связ­ка­ми, меж­ре­бер­ны­ми мыш­ца­ми и мем­бра­на­ми.

По­лость груд­ной клет­ки, cavum thoracis, ог­ра­ни­чен­ная стен­ка­ми, име­ет два от­вер­стия — верх­нее и ниж­нее. Верх­няя апер­ту­ра груд­ной клет­ки, apertura thoracis superior, мень­ше ниж­ней, ог­ра­ни­че­на спе­ре­ди верх­ним кра­ем ру­ко­ят­ки, с бо­ков - пер­вы­ми реб­ра­ми и сза­ди - те­лом I груд­но­го по­звон­ка.

Ниж­няя апер­ту­ра груд­ной клет­ки, apertura thoracis inferior, ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся спе­ре­ди ме­че­вид­ным от­ро­ст­ком и об­ра­зо­ван­ной хря­ще­вы­ми кон­ца­ми лож­ных ре­бер ре­бер­ной ду­гой, arcus costalis; с бо­ков — сво­бод­ны­ми кон­ца­ми XI и XII ре­бер и ниж­ни­ми края­ми XI и XII ре­бер; сза­ди - те­лом XII груд­но­го по­звон­ка.

Ре­бер­ная ду­га, arcus costalis, у ме­че­вид­но­го от­ро­ст­ка об­ра­зу­ет от­кры­тый кни­зу под­гру­дин­ный угол, angulus infrastemalis.

3. По­звон­ки, vertebrae, чис­лом 33—34, в ви­де на­ла­гаю­щих­ся друг на дру­га ко­лец скла­ды­ва­ют­ся в од­ну ко­лон­ну — по­зво­ноч­ный столб, columna vertebralis.

По­зво­ноч­ный столб под­раз­де­ля­ют на сле­дую­щие от­де­лы:

• шей­ную часть, pars cervicalis;

• груд­ную часть, pars thoracica;

• по­яс­нич­ную часть, pars lumbalis;

• кре­ст­цо­вую часть, pars sacralis;

• коп­чи­ко­вую часть, pars coccygea.

В со­от­вет­ст­вии с этим по­звон­ки де­лят:

- на шей­ные по­звон­ки, vertebrae cervicales (7);

- груд­ные по­звон­ки, vertebrae thoracicae (12);

- по­яс­нич­ные по­звон­ки, vertebrae lumbales (5);

- кре­ст­цо­вые по­звон­ки, vertebrae sacrales (5);

- коп­чи­ко­вые по­звон­ки, vertebrae coccygeae (4 или 5).

Час­ти по­зво­ноч­но­го стол­ба взрос­ло­го че­ло­ве­ка об­ра­зу­ют в са­гит­таль­ной плос­ко­сти че­ты­ре ис­крив­ле­ния, curvaturae — шей­ное, груд­ное, по­яс­нич­ное (брюш­ное) и кре­ст­цо­вое (та­зо­вое). При этом шей­ное и по­яс­нич­ное ис­крив­ле­ния вы­пук­ло­стью об­ра­ще­ны кпе­ре­ди, лор­доз, lordosis (греч.); груд­ное и та­зо­вое — кза­ди, ки­фоз, kyphosis (греч.).

Все по­звон­ки по­зво­ноч­но­го стол­ба, кро­ме то­го, де­лят на две груп­пы:

• ис­тин­ные по­звон­ки;

• лож­ные по­звон­ки.

По­зво­нок, vertebra, име­ет:

те­ло, corpus vertebrae, — пред­став­ля­ет пе­ред­нюю, утол­щен­ную, часть по­звон­ка. Те­ла по­звон­ков со­еди­не­ны ме­ж­ду со­бой с по­мо­щью меж­по­зво­ноч­ных дис­ков и об­ра­зу­ют весь­ма гиб­кую ко­лон­ну — по­зво­ноч­ный столб;

ду­гу, arcus vertebrae, — ог­ра­ни­чи­ва­ет сза­ди и с бо­ков по­зво­ноч­ное от­вер­стие, foramen vertebrate, рас­по­ла­га­ясь од­но над дру­гим, от­вер­стия об­ра­зу­ют по­зво­ноч­ный ка­нал, canalis vertebralis, в ко­то­ром за­ле­га­ет спин­ной мозг;

от­ро­ст­ки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.