КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПрофессиограммаОшибки выбора профессии Пригодность к профессии Лекция 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА
Цель: Изучив данную тему, вы должны уметь: 1. Выделить особенности профессионального самоопределения человека. 2. Назвать основные этапы выбора профессии. 3. Перечислить основные сложности и ошибки на каждом этапе выбора. 4. Раскрыть возможности профессиональной ориентации в успешном выборе профессии, установлении взаимосоответствия характеристик личности и объективных требований труда. 5. Определить сущность и особенности профессионального обучения как предпосылки личностного и профессионального совершенствования человека. 6. Выделить психологические закономерности формирования профессиональных знаний, навыков, умений. 7. Раскрыть суть психологической подготовки человека к трудовой деятельности, становлению его как профессионала. 3.1. ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИИ: КАК ЕЕ ОПРЕДЕЛИТЬ?
Выбор профессии — важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность. В процессе выбора профессии можно выделить несколько периодов: период фантазий, свойственный детям примерно до 11 лет; период пробных выборов (11-17 лет), включающий 4 стадии: • когда выбор определяется интересами (11-12 лет); • когда выбор определяется способностями, одаренностью, умениями (13-14 лет); • когда выбор определяется ценностями личности (15-16 лет); • переходный период, когда происходит смена типа жизни или, как говорят, человек вступает в новую социальную ситуацию развития; период реалистического выбора (после 17 лет), включающий 3 ступени: • исследовательскую; • стадию кристаллизации, в которой происходит оценка факторов, влияющих на выбор; • стадию детализации, уточнения выбора [5]. При этом в зависимости от характера доминирующих мотивов различают несколько уровней реалистического выбора: экономический, для которого характерным является стремление к высокому заработку при выраженном игнорировании других характеристик профессий; социальный, определяемый преобладающей направленностью на получение престижной профессии; духовный, ведущим мотивом которого является стремление самосовершенствования, раскрытие творческого потенциала. Исследованиями Б. Г. Ананьева [1] установлено, что выбор профессии осуществляется в разные периоды следующим образом: в 11-20 лет — 12,5%, 21-30 лет — 66 %, 31-40 лет— 17,4 %. Наиболее ранний старт профессиональной деятельности бывает в искусстве, наиболее поздний — в сфере науки, политике. Профессиональный выбор является одновременно самоопределением и в других сферах жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации. В процессе выбора жизненного профессионального сценария личность выявляет жизненный смысл и назначение профессии, выясняет, какие базовые ценности и устремления в ней можно реализовать; как воспринимают этот выбор другие, существуют ли возможности достижения благ, удовлетворения жизнью в целом. Проблемный характер данного периода иллюстрирует введенный Э. Эриксоном термин ''психосоциальный мораторий" (откладывание на определенное время задачи принятия взрослых ролей), которым он обозначил интервал между подростковым возрастом и взрослостью, отведенный для образования, поиска и "примерки" социальных и профессиональных ролей [9; 18]. В реальной жизни не каждому удается сделать наилучший профессиональный выбор. В психологической науке накоплен опыт, позволяющий оценить осложнения, возникающие в процессе сознательного выбора профессии. Суть его состоит в том, что выбор профессии рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. На первом этапе возникает проблема выбора профессии, принимается решение. Второй этап связан с определением источников информации, компетентных лиц, способных помочь в выборе профессии. Третий этап — сбор информации, отражающий существенные моменты конкретной ситуации выбора. На четвертом этапе формируется обобщенное представление о ситуации выбора профессии. Пятый этап — поиск вариантов решения, их оценка. На заключительном, шестом этапе, делается окончательный выбор профессии. 3.2.На каждом этапе можно выявить типичные ошибки и ситуации, затрудняющие последующую профессиональную адаптацию (табл. 1). Таблица 1
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |