Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И без оценки результата, произведена после упражнения № 10)




И без знания результатов (смена групп, упражняющихся с оценкой

От распределения их во времени

 

Основу правильного и успешного переноса действий на новые объекты и задачи составляют полученные человеком новые знания.

В самом общем виде знания определяют как совокупность воспринятой и усвоенной личностью информации в виде понятий, представлений, суждений о фактах, которая хранится в долговременной памяти и при определенных условиях может быть воспроизведена в устной или письменной форме.

Рис. 8. Результаты формирования навыков со знанием

Установлено, что усвоение знаний происходит в определенной последовательности, которую необходимо учитывать при организации обучения:

демонстрация (обнаружение) обучаемых предметов или явлений определенного класса;

наблюдение за предметами или явлениями с целью выявления раз- личных свойств и связей;

сравнени е выявленных свойств с целью выделения существенных и несущественных;

закрепление выделенных свойств в термине, описывающем данный предмет или явление;

применение термина к различным объектам в ходе упражнений.

Процесс усвоения знаний имеет специфические особенности.

Во-первых, переработка информации начинается не «осле наблюдения за предметами или явлениями, а в ходе их восприятия. Результаты дальнейшей обработки информации определяются тем, что именно заметил человек в объектах.

Это зависит от:

строения самого объекта (какие черты в нем наиболее ярко выражены);

личного опыта (какие черты наиболее значимы для человека, характер его предварительных представлений о данном объекте);

методики обучения (какие черты выделяются педагогом, другими обучаемыми или соответствующей литературой).

Во-вторых, усвоение знаний связано с определенными приемами умственных действий (анализом, синтезом, абстрагированием и пр.), с помощью которых происходит обнаружение, выделение и обобщение существенных признаков усваиваемой информации. На успешность применения этих приемов могут влиять внутриличностные особенности человека — потребности и установки.

На ход мышления существенно влияют установки, ведущие к шаблонности мышления (информация используется по привычке, на основании предвзятого отношения к действительности) или к некритичности мышления, когда человек принимает любую предложенную ему информацию, не испытывая потребности проверить ее.

Иногда возникает синкретизм мышления, когда изучаемые предметы и явления классифицируются не по существенным признакам, а по случайным чувственным впечатлениям и переживаниям.

Исследования показывают, что эти недостатки связаны с неполным отделением себя от своих мыслей и представлений, а мыслей и представлений — от реальности, неумением анализировать собственные мыслительные процессы в связи с неразвитостью рефлексии, приемов умственной деятельности (9).

Таким образом, процесс усвоения знаний — сложная целостная психическая деятельность, в которой принимают участие многие психические процессы и свойства личности, требующие специального развития.

На основе знаний и навыков, относящихся к определенному виду профессиональной деятельности, формируются трудовые умения, под которыми понимают способность человека успешно выполнять действия, соответствующие поставленным целям и условиям деятельности.

Выделяют несколько видов обучения умениям:

проблемное обучение, при котором человеку сообщают необходимую информацию и затем ставят задачи (проблемы) для применения знаний, в процессе самостоятельного решения которых и формируются соответствующие умения;

алгоритмическое обучение, при котором определяют признаки, позволяющие выявить тип задачи и требуемые для ее решения операции;

поэтапное обучение, при котором формируют умственную деятельность, необходимую для применения знаний, при этом приемы умственной деятельности постигают поэтапно [6; 13].

Наиболее перспективным в обучении умениям является системно-структурный подход, при котором учитываются все специфические особенности профессиональной деятельности человека. В рамках (данного подхода не только используются все виды обучения, но и развивается целый комплекс новых методов обучения (моделирование, ролевые и деловые игры, различные виды социально-психологического тренинга и др.).

Профессиональное обучение можно считать успешным, когда знания становятся убеждением, их объем — эрудицией, навыки и умения — привычкой, развиваются активность, самостоятельность, ответственность, творческое мышление и другие личностные качества, необходимые настоящему мастеру.

Вопрос о формировании профессионала неотделим, таким образом, от общей проблемы развития личности в процессе трудовой деятельности и обусловливает необходимость сочетания профессиональной и психологической подготовки. Внимание к духовной стороне профессиональной деятельности и образования находит свое отражение в различении специалистов, владеющих методами, средствами, техниками своего дела, и профессионалов, которые помимо этого обладают высокими нравственными ценностями, идеалами, профессиональной культурой в целом [3].

Психологическая подготовка к профессиональной деятельности рассматривается как подготовка к определенной деятельности (а не к труду вообще) и заключается в формировании тех свойств личности, которые обеспечивают достижение успеха именно в этой деятельности.

Для развития свойств личности, входящих в определенный блок личности (направленность, возможности, особенности поведения), существует специфический вид психологической подготовки:

• формирование позитивного отношения и мотивов профессиональной деятельности, профессиональных интересов и убеждений;

• развитие профессиональных способностей на основе приобретения трудовых знаний, навыков, умений;

• формирование индивидуального стиля деятельности на основе психологических особенностей поведения, определяемых темпераментом и характером.

При этом, как отмечает Г. А. Балл [3], каждую профессию или группу родственных профессий можно соотнести с ведущим для нее целостным личностным качеством и именно его развитию уделять наибольшее внимание. Ядром такого качества, духовным стержнем личности профессионала является определенная ценностно-мотивационная доминанта, определяющая, в частности, профессиональную направленность. Например, для личности ученого в ее качестве выступает направленность на поиск истины (рационально обоснованным способом, приемлемым для научного сообщества), для личности инженера — стремление найти самый совершенный технический объект (или обеспечить его самое эффективное функционирование); для личности художника — стремление выразить значимые для него смыслы в художественных образах и привлечь к этим смыслам людей, воспринимающих его творения.

Вокруг этой доминанты концентрируются инструментальные ценности, необходимые для реализации соответствующей направленности личности.

В целом, приходит к выводу Г. А. Балл, специалист в любой профессии должен подходить к познанию действительности как ученый, к творческому фантазированию как художник, к организации деятельности (своей и других людей) — как менеджер. Значение профессиональных знаний, умений, навыков при этом остается большим, но они рассматриваются прежде всего как средства, инструменты реализации профессиональной направленности. Кроме того, повышается удельный вес тех знаний, умений и навыков, которые смогут обеспечить профессиональное и личностное самосовершенствование, творческую профессиональную деятельность [3].

В результате психологической подготовки формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности как системноекачество личности, являющееся важным условием успешной профессиональной адаптации, профессионального становления и развитиячеловека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.