КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Карьера педагога
Функции самообразования. М. Князева выделяет несколько таких функций: 1) экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний; 2) ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе; 3) компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; 4) саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; 5) методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; 6) коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; 7) сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; 8) омолаживания — преодоление инерции собственного мыш ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося); 9) психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; 10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма. Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение. Виды карьеры. Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель — руководитель методического объединения — завуч — директор школы — инспектор РОНО — работник городского Комитета по образованию — работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация — одна из наиболее распространенных. Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении. Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако пет через 5—7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учебном заведении не задерживаются. Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники, Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали б «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения. Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемой должности и постепенно опускается до самого низкого уровня.
(Лекция3-4) «Организация самостоятельной работы студентов в вузе»
Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая варьируется по объему от 100 % при обучении экстерном до примерно 50 % в очной форме обучения. Лучшая организация такой работы и, главное, улучшение ее материально-технической базы (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т. п.) позволяют решить несколько важнейших задач. Во-первых, студенты получают возможность черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают, как правило, на несколько лет). Во-вторых, они приобретают навыки самостоятельного планирования организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе. Наконец, самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределять внимание, не способность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др. Типы самостоятельных работ. Самостоятельные работы принято делить на четыре основных типа: /. Воспроизводящие самостоятельные работы (работы по образцу) включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также сам способ выполнения задания представлены в явном виде в самом задании или в соответствующем алгоритме решения (в инструкции). Эти работы, содействуя накоплению студентом опорных фактов и способов деятельности, закреплению умений и навыков, создают условия для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности. К таким заданиям относят тренировочные упражнения, отработку материала лекции, изучение учащихся и школе по готовой схеме, составление методических разработок по образцу и т. п. 2. Реконструктивные самостоятельные работы, характерным признаком которых является то, что уже в самом задании сообщается общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными задачами. Главное здесь — актуализация усвоенных знаний, умение выбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи. К реконструктивным заданиям относят и задания, при выполнении которых приходится использовать несколько алгоритмов, формул, указаний, например, решение предметных задач, отдельные этапы лабораторных работ, некоторые задания в период педпрактики, выбор методики применительно к классу и т. д. 3. Эвристические работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. Б их основе поиск, догадка, формулирование и реализация идеи. Однако все это относится к частным случаям и фрагментам общего задания. Такие задачи включаются в спецкурсы, спецсеминары, а некоторые курсовые и дипломные работы. 4. Исследовательские, творческие работы В ходе выполнения их проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он проникает в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем. Студенту, способному к выполнению творческого задания, присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и применительно к новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного мышления и др. Виды самостоятельных работ, выполняемые студентами в вузе; многочисленны. В них выражается специализация того или иного факультета и особенности изучаемой дисциплины. Например: —изучение литературы по проблемам педагогического творчества; —составление аннотаций, рецензий; — составление тезауруса педагогических терминов; —подбор методик дня микроисследований; —проведение микроисследований в школе; —обработка и анализ полученных данных; —написание отчетов о проведенных исследованиях; —сбор педагогической копилки; —разработка коллективных творческих дел; —подготовка докладов, рефератов по истории педагогики; —составление хронологических таблиц; —составление опорно-логических схем, опорных конспектов; —выбор и обоснование педагогической технологии, оптимально соответствующей индивидуальности студента.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |