Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, принципы и виды правообразования




 

Процесс правозакрепления и правотворчества приводит к выражению экономических, политических, социальных и иных общественных отношений в виде, как правило, формально определенных правил социально-правового содержания. В государстве такая деятельность должна происходить с обязательным соблюдением определенных принципов, основных идей, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства различных этапов правообразования.

Процесс окончательного формирования и развития единой системы правовых предписаний является официальной деятельностью компетентных органов и организаций в осуществлении правового регулирования. Основным назначением этого процесса является предоставление формальной определенности юридическим нормам, совершенствование их редакции, издание новых, изменение и отмена действующих нормативных актов с целью формирования внутренне согласованной системы законодательства.

Функции правозакрепления и правотворчества – это основные направления деятельности компетентных органов по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию системы законодательства и других форм права.

К этим функциям относятся следующие:

1) функция первичного регулирования общественных отношений, которая имеет место тогда, когда определенные общественные отношения впервые приобретают формальной определенности, и которая осуществляется путем издания новых по содержанию нормативно-правовых актов, вследствие чего происходит первичное урегулирование общественных отношений;

2) функция обновления правового материала, которая предусматривает изменение или отмену нормативно-правовых актов, которые устарели и не отвечают потребностям общественного развития и современному состоянию законодательства;

3) функция ликвидации пробелов в праве, то есть частичного или полного устранения пробелов в правовом регулировании определенных отношений путем формулирования тех правил поведения, которых не хватает;

4) функция систематизации нормативно-правового материала, которая заключается в упорядочении, обобщении и дополнении нормативных актов, создании единого, удобного для пользования, построенного на научных принципах нормативного кодифицированного акта.

Среди принципов правозакрепления и правотворчества следует различать общечеловеческие принципы, составляющие основу правового регулирования (принципы гуманизма, демократизма, законности, социальной справедливости и прочее), и специальные (принципы научности, профессионализма, оперативности, сочетания динамизма и стабильности и тому подобное), которые имеют особое значение именно для правозакрепления и правотворчества как особых форм деятельности компетентных правотворческих органов и государства.

Главными общечеловеческими принципами правозакрепления и правотворчества являются:

1) принцип гуманизма. Он требует учета в правовых актах общечеловеческих ценностей, обеспечения гарантий по защите прав и свобод человека, максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Человек и его интересы должны быть в центре правотворческой деятельности государства, закрепляться на
законодательном уровне;

2) принцип демократизма. Одним из направлений развития политической системы на современном этапе должна быть растущая активность граждан в управлении государственными и общественными делами. В правотворчестве это особенно ярко реализуется путем принятия важнейших законов на референдуме.
Несмотря на отдельные организационные недостатки, присущие институтам непосредственной демократии, референдум позволяет максимально учесть и выразить в законе пожелания различных слоев населения;

3) принцип гласности. Он предполагает свободное и конструктивное
обсуждение проектов нормативных актов, открытость правотворческого процесса. Привлечение широких масс населения и общественных организаций к обсуждению законопроектов, способствует наибольшей легитимности будущего закона, предотвращает появление возможных ошибок, упрощает процедуру реализации закона;

4) принцип законности. Он играет большую роль как в соблюдении процедуры принятия нормативно-правовых актов, так и в формулировке их содержания. Реализация нормотворческих полномочий органами, которые издают законы и другие нормативные акты, должна происходить исключительно в рамках их компетенции, на основании закона, в полном соответствии с установленной процедурой. Содержание нормативно-правовых актов должно отвечать конституционным принципам, идеалам правового государства и международным стандартам защиты прав человека.

К специальным принципам правозакрепления и правотворчества относятся:

1) принцип научности и профессионализма. Он предусматривает привлечение специалистов высокой квалификации к правотворческой деятельности, использованию научных достижений, учету альтернативных проектов нормативных актов, которые выражают интересы разных слоев общества. Недостаточный учет этого принципа негативно влияет на качество содержания нормативно-правового акта и эффективность его реализации после принятия;

2) принцип планирования. Этот принцип дает возможность исключить случайные, непродуманные шаги в правозакреплении и правотворчестве, устранить дублирование и коллизии в нормативных актах, согласовать работу государственных органов различных уровней, ликвидировать поспешность, установить последовательность принятия отдельных актов, создать необходимые условия для подготовки документов высокого качества, дает время, чтобы провести теоретические консультации с ведущими научными и учебными учреждениями;

3) принцип оперативности. Этот принцип требует постоянного обновления правового материала, быстрого реагирования на новые тенденции в обществе, появление новых общественных отношений и необходимость оказания им формальной определенности. Принцип оперативности в правотворческом процессе обеспечивает также своевременность в отмене нормативно-правовых актов, которые устарели, противоречат действующему законодательству и создают юридические коллизии;

4) принцип сочетания динамизма и стабильности. Он требует соблюдения необходимого баланса между принятием новых нормативно-правовых актов и внесением изменений и дополнений в действующие акты. Основной целью правотворческой деятельности должно быть достижение стабильности законодательства, обеспечения условий как можно большей продолжительности действия законов и подзаконных актов в государстве. Принятие новых нормативных актов, изменение или отмена действующих, должны быть обоснованными и целесообразными, содержательно взвешенными и конструктивными.

В современных государствах социально-демократической ориентации выделяют такие основные виды правозакрепления и правотворчества:

– утверждение нормативных актов на референдуме;

– принятие нормативных актов компетентными государственными органами;

– принятие нормативных актов общественными объединениями и организациями в результате делегирования им полномочий государством.

Самой распространенной среди этих видов является принятие нормативных актов компетентными государственными органами и должностными лицами. В пределах своих полномочий правотворческими функциями наделены государственные администрации и органы местного самоуправления по вопросам, что им делегированы государством, а также администрации государственных предприятий и учреждений.

Разновидностью правозакрепления и правотворчества является заключение соглашений нормативного характера между отдельными субъектами права, которые соответственно имеют разную юридическую силу. Нормативные соглашения могут заключаться на международном, отраслевом и местном уровнях, а также между субъектами государственного устройства. Референдум – это народное голосование по вопросам общегосударственного и местного значения, которое также является одним из видов правозакрепления и правотворчества. Решения, которые принимаются на референдуме, имеют по сравнению с обычными законами, высшую юридическую силу и не требуют дальнейшего утверждения парламентом. Изменить или отменить их можно только путем проведения повторного референдума.

Участие общественных организаций в правотворчестве может осуществляться двумя путями:

а) делегированием им правотворческих полномочий;

б) санкцией актов, принятых этими организациями. Делегирование правотворческих полномочий должно иметь временный характер, происходить в соответствии с установленной законом процедуры издания нормативных актов, по четко определенным вопросам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.