Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правотворчества, его отличие от законотворчества




 

Правотворчество – это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях), связанная с установлением (санкцией), изменением, отменой юридических норм.

Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов. Главное назначение правотворчества – установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм способствует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно или с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) заключается в создании новых норм права или в изменении или отмене действующих норм;

3) приобретает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит согласно правовому регламенту, то есть процедуре, устанавливаемой правовыми нормами;

5) имеет конкретно-целевую и организационную направленность.

Правотворчество нельзя сводить к законотворчеству. Законотворчество является исключительной монополией высших представительных органов государства или народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях.

Законотворчество – важная составная часть правотворчества, которая заканчивается принятием законов. Результат правотворчества все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются в результате сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов. Законотворчество – одно из важных направлений функционирования гражданского общества и государства, одна из правовых форм («оболочек») их деятельности, ее следует отличать от правотворчества.

Правотворчество – все формы и средства возникновения, развития и изменения права. Законотворчество – понятие более узкое, чем правотворчество, оно – часть правотворчества, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень).

Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением – это не правотворчество, но может привести к нему. Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, скажем, закона.

Правотворчество – это прежде всего форма властной-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, которая включает исследования, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направлена на создание нормативно-правового акта. Правотворчество – форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: в правотворчестве, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правотворчества происходит и вне государства, в рамках гражданского общества – в правосознании, конкретных правоотношениях, правомерном поведении, правовых теориях, судебных прецедентах и т.д.

Можно выделить следующие уровни правотворчества:

1) гносеологический – отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;

2) материальный – выражающим формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;

3) институциональный – отражает существование права как системы правовых норм.
Последний уровень правотворчества является уровнем законотворчества.

 

Выводы

 

Правотворчество – это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества, связанная с установлением, изменением, отменой юридических норм.

Содержание и значение правотворчества заключается в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в полной мере соответствовал поставленной цели. При этом следует учитывать закономерности развития общества, благоприятные объективные и субъективные условия для принятия нормативного акта, а также выбор оптимальной правовой формы властного решения (закон, указ, постановление, устав, регламент и тому подобное).

Характерные признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно или с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом и его субъектами;

2) заключается в создании новых норм права, в изменении или отмене действующих норм;

3) приобретает завершение в письменном акте – документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит согласно правовому регламенту, то есть процедуры, устанавливаемой правовыми нормами;

5) имеет конкретно – целевую и организационную направленность.

Правотворчество является важной составной частью правотворчества, а законотворчество – составной частью правотворчества. Проанализировав понятие форм права, возможно, сделать вывод, что это государственно-официальные способы закрепления и внешнего проявления правовых норм, удостоверяющие их общеобязательность. Основной формой права в большинстве европейских стран является нормативно-правовой акт. Это объясняется тем, что он дает возможность: наиболее четко сформулировать содержание прав и обязанностей; относительно быстро довести содержание до адресатов нормы; создать условия для адекватного понимания и применения нормы; оперативно изменять или отменять норму; осуществлять систематизацию норм и облегчить пользование ими.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.