КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 (часть 1). Материал и прием. Язык произведения. Художественная речь и ее элементы. 2 страница
Исполненное благодарности мироприятие неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же — с состраданием, простирающимся на все и вся. По словам С. С. Аверинцева, «обнимающая весь мир слезная жалость» понимается здесь «не как временный аффект», но как непреходящее состояние души и притом как путь одухотворения, «уподобления Богу». Эмоциональная атмосфера, о которой идет речь, едва ли не доминирует в житиях и родственных им жанрах. Она органически сопряжена с темой праведничества в литературе и живописи, и в частности явственна в ряде произведений отечественной классики XIX в. («Живые мощи» И. С. Тургенева, «Тишина» Н. А. Некрасова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Соборяне» Н. С. Лескова, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Святою ночью» и «Студент» А. П. Чехова). Присутствует эта атмосфера (для ее обозначения мы, к сожалению, не располагаем соответствующим термином) и в русской литературе XX в., наиболее ощутимо — в прозе И. С. Шмелева («Лето Господне» и, в особенности, «Богомолье») и позднем творчестве Б. Л. Пастернака. Это и роман «Доктор Живаго», и стихотворения «В больнице», «Рождественская звезда», «Когда разгуляется». В последнем мы читаем: «Природа, мир, тайник вселенной,/Я службу долгую твою,/Объятый дрожью сокровенной,/В слезах от счастья отстою». Наряду с героикой, истоки которой в эпосе древности, и эмоциональностью, восходящей к христианскому средневековью, в искусстве присутствуют такие формы жизнеутверждения, как идиллическое, а в Новое время также сентиментальность и романтика. Идиллическим в искусстве и литературе называют радостную растроганность мирным, устойчивым и гармоничным сложением жизни, где находят себе место спокойное семейное бытие и счастливая любовь («Герман и Доротея» Гете, ряд эпизодов в «Войне и мире» Л. Н. Толстого), единение человека с природой, его живой, творческий труд (первая часть пушкинского стихотворения «Деревня»; «Кос-Цы» И. А. Бунина). Идиллический мир далек от бурных страстей, от всяческой розни, от каких-либо преобразующих жизнь действий. При этом идиллическое бытие часто оказывается незащищенным, уязвимым, подвластным вторжениям враждебных ему сил. В художественной литературе настойчиво заявляет о себе тема разрушения идиллических очагов. Вспомним судьбу Филемона и Бавкиды, Евгения в пушкинском «Медном всаднике», «Старосветских помещиков» Н. В. Гоголя, историю любви Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова, горестную участь персонажей повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы», налаженную жизнь которых с ее заботами и радостями безжалостно ломает начавшаяся война. Идиллическое в литературе составляет не только сравнительно узкую область изображения жизни безмятежной, созерцательной и счастливой, но и бескрайне широкую сферу активной, действенной устремленности людей к упорядочиванию и гармонизации их собственной жизни, без чего реальность неминуемо скользит в сторону хаоса. Вспомним слова Н. А. Некрасова о труде, который несет «воз-даянье» семье крестьянина («Мороз, Красный нос»). Идиллическое, как видно, явлено в искусстве и литературе двояко: во-первых, в облике осуществленных идиллий, во-вторых — как устремленность к идиллическим ценностям. Вспомним пушкинское: Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег... («Пора, мой друг, пора...», 1834) Идиллические ценности и воля к их воплощению широко и многопланово запечатлены русской литературой XIX в. Глубоко значимы они и в творчестве крупных писателей нашего столетия — Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева, М. М. Пришвина, Б. Л. Пастернака.». Сентиментальность — это чувствительность, порождаемая симпатией и состраданием к разного рода «униженным и оскорбленным», прежде всего — к низшим слоям общества. Здесь поэтизируется открытое, бесхитростно-доверительное, теплое человеческое чувство. Этот вид эмоциональности получил широкое распространение и даже возобладал в культуре и художественной жизни ряда европейских стран (включая Россию) во второй половине XVIII в., породив соответствующее литературное направление — сентиментализм. Сентиментальностью отмечен и ряд произведений русской литературы XIX в., например «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Подобная эмоциональность избирательно и неполно наследует христианское «умиление», как бы освобождая его от общебытийных (онтологических) основ. «Романтикойпринято называть умонастроение, связанное с подъемом чувства личности, полнотой душевного бытия, верой человека в собственные безграничные возможности, с радостным предчувствием осуществления самых высоких, сокровенных желаний и намерений. Говоря о романтике как уделе юности, Л. Н. Толстой в «Казаках» замечал, что Олениным владел «тот неповторяющийся порыв, ха на один раз данная человеку власть сделать из себя все, что он хочет, и, как ему кажется, и из всего мира все, что ему хочется». В сознании общества романтические умонастроения активизируются и выдвигаются на первый план в моменты намечающихся культурно-исторических сдвигов, в периоды ожиданий и непомерных надежд. Свидетельства тому — творчество немецких предромантиков и ранних романтиков рубежа XVIII—XIX вв. (Ф. Шиллер, Новалис), столетием позже — произведения раннего Блока и раннего Горького. В качестве сторонника и горячего защитника романтических умонастроений (называя их «романтизмом» и понимая весьма широко) в 1840-е годы выступил В. Г. Белинский. Во второй статье о Пушкине говорится: «Где человек, там и романтизм. <...> Сфера его <...> — вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». Романтика разнородна. Она может иметь религиозную окраску, сближаясь с тем умонастроением, которое мы назвали умилением (поэзия В. А. Жуковского), может обретать характер мистический (ранние стихотворения Блока) либо социально-гражданский, сближаясь в последнем случае с героикой (стихотворение Пушкина 1818 г. «К Чаадаеву», мотив веры в светлое будущее русского народа в поэзии Н. А. Некрасова). Романтические умонастроения часто сопряжены с рефлексией, с погруженностью человека в себя и его изолированностью от многообразия, сложности, противоречивости мира. Гегель не без оснований утверждал: «Романтическое искусство …находится во власти противоречия, в том, что бесконечная внутри себя субъективность несоединима сама по себе с внешним материалом. <...> Уход внутренней жизни в себя составляет содержание романтического». Неудивительно, что погруженность человека в мир романтических настроений нередко подается писателями и поэтами в отчужденно-критическом освещении. Вызывают иронию (пусть и сочувственную) Ленский у Пушкина, Адуев-племянник у Гончарова в начале романа «Обыкновенная история», Петя Трофимов в чеховском «Вишневом саде»... При этом романтические умонастроения, как правило, не обладают устойчивостью. За ними тянется шлейф разочарований, драматической горечи, трагической иронии. Знаменательно в этом отношении творчество Лермонтова, в особенности исполненная высокой романтики и одновременно глубочайшего трагизма поэма «Мцыри». По словам современного исследователя, «поздний романтизм — это культура отнятых целей, уничтоженных иллюзий, культура несостоявшегося будущего». Одна из важнейших форм эмоционального постижения и художественного освоения жизненных противоречий. В качестве умонастроения — это скорбь и сострадание. В основе трагического — конфликты (коллизии) в жизни человека (или группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться. Традиционное (классическое) понимание трагического намечено Аристотелем (суждения о трагедии как жанре) и обосновано эстетикой романтизма (Шиллер, Шеллинг) и Гегелем. Трагический герой здесь рассматривается как сильная и цельная личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью (иногда и с собою), не способная согнуться и отступиться, а потому обреченная на страдания и гибель. Трагическое в таком его понимании связано с представлением о невосполнимой утрате человеческих ценностей и одновременно — с верой в человека, обладающего мужеством и остающегося верным себе даже перед лицом неминуемого поражения. Трагические ситуации нередко порождаются ошибками, заблуждениями, преступлениями героев, которые сами же оказываются их жертвами. Таковы софокловский Эдип и шекспировские Макбет и его супруга, у Пушкина — Алеко, Борис Годунов и Григорий Отрепьев, Сальери и Германн. Трагизмом подобного же рода отмечены облик и судьба лермонтовских Печорина и Демона, Раскольникова и Ивана Карамазова у Достоевского. Трагической вине, истолковав ее по-своему, придал универсальное значение Гегель. По его мысли, трагический герой, будучи верен своему нравственному принципу, вместе с тем виновен, потому что нарушает целостность бытия. Трагическое сопряжено не только с неправотой и демоническими страстями людей, претерпевающих страдания, но и с их фатальной незащищенностью от идущих извне недобрых к ним стихий.' Таковы верные лучшему в себе Джульетта и Ромео, лермонтовский Мцыри, князь Мышкин у Достоевского, герой рассказа В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева», Настена в повести В. Г. Распутина «Живи и помни», твердые духом и безвинно обреченные на суровые жизненные испытания и катастрофы. В этом же ряду — судьбы ряда героев военной прозы: «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи» К. Д. Воробьева, «Прокляты и убиты» В. П. Астафьева, «Красное вино победы» и «Шопен, соната номер два» Е. И. Носова. Подобного рода ситуации вполне согласуются с традиционными представлениями о трагическом как уделе людей духовно сильных, подвижников и героических личностей. Литература последних двух столетий запечатлела бессмысленное мученичестволюдей, которому сопутствует ломка не только их судеб, но и душ,—людей смятенных и растерянных, не сумевших устоять перед лицом жестоких испытаний, сохранить и проявить твердость духа. Здесь уже нет места «для свободного действия и подвига» героя, «отстаивающего высшие ценности»: трагедия мучеников в том, что они «сметаются, как мусор». Подобные жертвы катаклизмов истории достойны сочувственного внимания, сострадания и симпатии, но, в отличие от возвышенно-трагического героя, за которого ратовала классическая эстетика, они не в состоянии вызвать чувство гордости за человека. Такого рода лица и ситуации имеют место уже в литературе сентиментализма, позже — у Пушкина. Вспомним «сущего мученика 14 класса», станционного смотрителя Самсона Вырина, волею судьбы разлученного с дочерью — единственно близким ему существом, или Евгения из «Медного всадника»: «Увы! Его смятенный ум/Против ужасных потрясений/Не устоял». К месту назвать и таких персонажей Достоевского, как Катерина Ивановна Мармеладова и капитан Снегирев. «Мученический трагизм более, чем когда-либо ранее, укоренился в реальности истекшего столетия, когда великому множеству людей довелось существовать в условиях поистине нечеловеческих, утрачивая при этом и физические силы, и духовную энергию. Об этом — и «Солнце мертвых» И. С. Шмелева (голод в Крыму начала 1920-х годов: умирание людей, сердца которых устали от страха и жути, стали каменными), и «Кануны» В. И. Белова (репрессии в русских деревнях на рубеже 1920—1930-х годов), и «послеоттепельные» произведения, посвященные лагерной теме («Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛаг» А. И. Солженицына, рассказы В. Т. Шаламова, например «Надгробное слово» из книги «Артист лопаты»). Здесь трагическое (как ужасное, если прибегнуть к формуле Н. Г. Чернышевского) утрачивает свои многовековые связи с возвышенным и героическим, но обретает беспрецедентную напряженность и глубину, ибо приближает воссоздаваемое к жизненному опыту великого множества людей. Формы художественного запечатления трагических ситуаций и лиц разнообразны. До XIX столетия трагедия — это по преимуществу высокий поэтический жанр. В близкие нам эпохи (особенно в XX столетии) собственно трагедия заметно потеснилась и уступила место освоению трагизма в повествовательно-прозаической форме. Трагический герой при этом, как правило, лишается ореола исключительности и предстает как человек обыкновенный, нередко в высоком смысле этого слова, каков, например, герой романа Г. Н. Владимова «Генерал и его армия». «Рассмотренные роды трагического взаимосвязаны, нередко пересекаются и друг в друга переходят. «Общая их черта — художественное постижение человеческого в человеке, находящегося в ситуации экстремальной. Жизненные положения, исполненные трагизма, как правило, осознаются писателями как не исчерпывающие человеческого существования, в качестве одной из его граней. Трагический жребий выпадает на долю отдельных людей и их групп, порой — целых наций и эпох. Он не предначертан фатально каждому из живущих. Знаменательны слова Н. С. Гумилева: «...жизнь, чудовищная сводня, выкинула мне недобрый жребий» (стихотворение «Ягуар» из книги «Романтические цветы»). Вспомним и пастернаковского «Гамлета»: «Если только можно, Авва Отче,/Чашу эту мимо пронеси». Здесь — евангельская реминисценция (см. Мф, 26:39; Мр, 14:36). Но на протяжении полутора последних столетий (от Шопенгауэра и Ницше к атеистическому экзистенциализму и постмодернизму) бытует и иное понимание трагизма: как извечной сущности бытия, как некой неустранимой доминанты человеческого существования. Подобное «разбухание» области трагического до пантра-гизма парадоксальным образом, а в то же время закономерно ведет к отвержению этой категории. В соответствии с концепцией «трагизма без берегов» катастрофичность человеческого бытия составляет его главное, сущностное свойство, а жизнь как таковая безысходна и бессмысленна. Напомним в этой связи пьесу Л. Н. Андреева «Жизнь человека» или прозу Ф. Кафки, или «театр абсурда», где на смену собственно трагическому приходят трагикомическое и траги-фарсовое. Значимость для искусства и литературы смеха и всего с ним связанного трудно переоценить. Смех как грань сознания и поведения человека, во-первых, является выражением жизнерадостности, душевной веселости, жизненных сил и энергии и при этом — неотъемлемым звеном доброжелательного общения (вспомним толстовских Николая и Наташу Ростовых в доме дядюшки после охоты). И, во-вторых, смех — это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-либо, непосредственно-эмоциональное постижение неких противоречий, нередко связанное с отчуждением человека от того, что им воспринимается. Этой стороной смех связан с комическим (от др.-гр. «комос» — деревенский праздник). О комическом как источнике смеха (прежде всего насмешливого) писали много (Аристотель, Кант, Чернышевский, А. Бергсон), разумея под ним некое отклонение от нормы, нелепость, несообразность; промах и уродство, не причиняющие страданий; внутреннюю пустоту и ничтожность, которые прикрываются притязаниями на содержательность и значимость; косность и автоматизм там, где нужны поворотливость и гибкость. На ранних этапах истории человечества смех наиболее ярко обнаруживал себя в составе праздничных ритуалов. В книге М. М. Бахтина о Ф. Рабле карнавальный смех обрисован как весьма существенная грань культуры разных стран и эпох. Ученый охарактеризовал этот смех как всенародный (создающий атмосферу всеобщего единения на почве жизнерадостного чувства), универсальный (направленный на мир в его вечном умирании и возрождении, и прежде всего — на его материально-телесную сторону) и амбивалентный (составляющий единство утверждения неисчерпаемых сил народа и отрицания всего официального как государственного, так и церковного: всяческих запретов и иерархических установлений), главное же — как выражающий и осуществляющий свободу и знаменующий бесстрашие. Карнавальному мироощущению, по Бахтину, присущи веселая относительность, пафос смен и обновлений, релятивизация мира. И в этом просматриваются черты сходства между бахтинской карнавальностью и Ницшевым дионисийством. Концепция карнавального смеха (книга о Рабле была опубликована в 1965 г.) оказала большое воздействие на культурологию, искусствоведение и литературоведение последних трех десятилетий, порой вызывая и критику. Так, обращалось внимание на не учтенную Бахтиным связь карнавальной «раскованности» с жестокостью, а массового смеха с насилием. В противовес бахтинской книге говорилось, что смех карнавала и повестей Рабле — сатанинский. Горестный, трагический подтекст книги Бахтина о Рабле, создававшейся в 1930—1940-е годы, явственно обнаруживается в недавно опубликованной рукописи ученого, где говорится, что жизнь по своей сути (во все времена) пронизана преступностью, что «тона любви» в ней заглушены и лишь «время от времени звучат освобождающие тона сатурналий и карнавала». С течением исторического времени возрастает культурно-художественная значимость смеха, выходящего за рамки массовой и ритуализованной праздничности, смеха как неотъемлемого звена повседневности — частной жизни и индивидуального общения людей. Установлено, что уже у первобытных народов смех, «привечая каждого», символизировал «дружественную и добрую компанию». Подобный смех (его правомерно назвать индивидуально-инициативным) тесными узами связан с непринужденным, доверительным общением немногих, с живой беседой, прежде всего с тем, что друг Пушкина П. А. Вяземский назвал «сообщительной веселостью». Он присутствует в литературе разных стран и народов. В этом отношении знаменательны и диалоги Платона (в особенности «Федон», где Сократ накануне своей казни «улыбчиво», беседует и шутит со своими учениками), и повествовательная ткань таких произведений Нового времени (очень разных), как «Жизнь и мнения Тристама Шенди, «джентльмена» Л. Стерна, «Евгений Онегин» Пушкина, «Василий Теркин» Твардовского, и поведение ряда героев отечественной классики (вспомним, к примеру, опоэтизированную Пушкиным склонность Моцарта к легкой шутке или неизменную улыбчивость князя Мышкина у Достоевского). Смех как достояние индивида может иметь самый разный характер. Здесь есть место и шутке, которая дружественна серьезности, и блистательному остроумию, и иронической насмешливости, и философскому (универсальному) юмору, который выражает чувство «сродства с целым человечеством» и «кроткое терпимое отношение к людям» (об этом писал в начале XIX в. Жан-Поль). Такой юмор «требует духа поэтического», «существует для немногих». Он преломляет «высший взгляд на мир», благим образом смягчает, расслабляет человека, примиряет его с несовершенством бытия, позволяет ему избавиться от того, что позже стали называть односторонней серьезностью — от «патетического с его напряженностью». Индивидуально-инициативный смех может иметь и отчуждающе-насмешливый характер. Для его характеристики традиционно используется термин ирония. Ироническая настроенность по отношению ко всему окружающему, к образу жизни людей и их привычкам была присуща древнегреческим киникам (V—IV вв. до н. э.) с их склонностью к эпатажу, злобному цинизму, уличным скандалам. Воинствующе нигилистический смех киников отдаленно, но достаточно явственно предварил ироническую настроенность произведений Ф. Ницше. В поэме «Так говорил Заратустра» мы читаем: «Я велел людям смеяться над их великими учителями добродетели, над их святыми и поэтами, над их избавителями мира». От смеха киников тянутся нити и к формам поведения футуристов начала нашего века, а еще более — к ныне широко распространенному «черному юмору». Значительное явление культуры и искусства Нового времени — романтическая ирония. По мысли Ф. Шлегеля, способность к иронии возвышает человека над противоречиями бытия, и в частности над «низменной прозой» повседневности. Приписывая собственный взгляд на мир Сократу, Шлегель замечал, что «ирония подсмеивается над всем миром». Говоря об иронии, он утверждал также, что «в ней все должно быть шуткой и все всерьез, все чистосердечно откровенным и все глубоко скрытым», что «ирония — это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса». О двойственности иронии, помогающей человеку открыть для себя «божественную идею», а вместе с тем способной уничтожить то, «чему она сама же дала видимость жизни», писал несколько позже К.-В.-Ф. Зольгер. Подобного рода универсальная ирония, будучи окрашена в трагические тона, присутствует в творчестве писателей символистского круга (А. Блок, А. Белый). Апология тотального философического смеха присуща современным гуманитариям структуралистской и постструктуралистской ориентации. Так, М. Фуко (Франция) в книге 1966 г. утверждал, что ныне «мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека», что желание думать и говорить о человеке есть «несуразная и нелепая» рефлексия, которой «можно противопоставить лишь философический смех». Иронический взгляд на мир способен освобождать человека от догматической узости мышления, от односторонности, нетерпимости, фанатизма, от попирания живой жизни во имя отвлеченного принципа.
1. Мир литературного произведения (Д.С. Лихачев) 2. Понятие хронотопа. 3. Персонаж и его ценностная ориентация. 4. Портрет и пейзаж.
Мир литературного произведения является носителем художественного содержания (смысла), необходимым «средством» его донесения до читателя. Это — воссозданная с помощью речи и при участии вымысла предметность. Мир произведения включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство. В составе литературного произведения различимы две семантики: собственно языковая, лингвистическая и глубинная, собственно художественная. Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя компоненты изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи). Малыми и неделимыми звеньями художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого.Все компоненты художественного мира: хронотоп, система героев и персонажей, монологи и диалоги, вещественное наполнение, пейзаж, портрет, система мотивов складываются в образную систему одного произведения или целого творчества какого-либо художника Время и пространство. Художественная литература специфична в освоении пространства и времени. Наряду с музыкой, пантомимой, танцем, постановочной режиссурой она принадлежит к искусствам, произведения которых (точнее — тексты) имеют временную протяженность. С этим связано своеобразие ее предмета, о чем писал Лессинг: в центре словесного произведения — действия, т. е. процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью. Обстоятельные описания неподвижных предметов, расположенных в пространстве, утверждал Лессинг, оказываются утомительными для читателя и потому неблагоприятны для словесного искусства: «...сопоставление тел в пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени»1. Вместе с тем в литературу неизменно входят и пространственные представления. В отличие от того, что присуще скульптуре и живописи, здесь они не имеют непосредственной, чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности, остаются косвенными и воспринимаются ассоциативно. Однако Лессинг, который считал литературу призванной осваивать реальность прежде всего в ее временной протяженности, был во многом прав. Временные начала словесной образности имеют большую конкретность, нежели пространственные: в составе монологов и диалогов изображаемое время и время восприятия более или менее совпадают, и сцены драматических произведений (как и сродные им эпизоды в повествовательных жанрах) запечатлевают время с прямой, непосредственной достоверностью. Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического'(характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего, будущего. По словам Д. С. Лихачева, от эпохи к эпохе, по мере того как шире и глубже становится понимание изменяемости мира, образы времени обретают в литературе все большую значимостьписатели все яснее и напряженнее осознают, все полнее запечатлевают «многообразие форм движения», «овладевая миром в его временных измерениях»1. Не менее разноплановы присутствующие в литературе пространственные картины: образы пространства замкнутого и открытого, земного и космического, реально видимого и воображаемого, представления о предметности близкой и удаленной. Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши/ Венера или Марс/Глядят, какой в афише/Объявлен новый фарс» (Б. Л. Пастернак. «В пространствах беспредельных горят материки...»). По словам Ю. М. Лотмана, «язык пространственных представлений» в литературном творчестве «принадлежит к первичным и основным». Обратившись к творчеству Н. В. Гоголя, ученый охарактеризовал художественную значимость пространства бытового и фантастического, замкнутого и открытого. Лотман утверждал, что основу образности «Божественной комедии» Данте составляют представления о верхе и низе как универсальных началах миропорядка, на фоне которого осуществляется движение главного героя; что в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где столь важен мотив дома, «пространственный язык» использован для выражения «непространственных понятий»2. Временные и пространственные представления, запечатлеваемые в литературе, составляют некое единство, которое вслед за М. М. Бахтиным принято называть хронотопом (от др. -гр. спгопоз — время и Юроз — место, пространство). «Хронотоп,— утверждал ученый,— определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. <...> Временно-пространственные определения в искусстве и литературе <...> всегда эмоционально-ценностно окрашены». Бахтин рассматривал хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом). Ученый говорит о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией формально-содержательной. Он подчеркивал, что художественно-смысловые (собственно содержательные) моменты не поддаются пространственно-временным определениям, но вместе с тем «всякое вступление в сферу смыслов свершается только ворота хронотопа». К сказанному Бахтиным правомерно добавить, что хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философический характер, «выводить» словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира (см. с. 21—25), даже если герои и повествователи не склонны к философствованию. Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер. П ерсонаж и его ценностная ориентация. В литературных произведениях неизменно присутствуют образы людей, а в отдельных случаях — их подобий: очеловеченных животных, растений («Attalea princeps» B.M. Гаршина) и вещей (сказочная избушка на курьих ножках). Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо. В качестве синонимичных этому термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Персонаж — это либо плод чистого вымысла писателя (Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя); либо результат домысливания облика реально существовавшего человека (будь то исторические личности или люди, биографически близкие писателю, а то и он сам); либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, каковы, скажем, Дон Жуан или Фауст. Наряду с литературными героями как человеческими индивидуальностями, порой весьма значимыми оказываются групповые, коллективные персонажи (толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая). Персонаж имеет как бы двоякую природу: является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет; имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков (едва ли не в первую очередь), а также форм поведения и общения (ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений. И все эти проявления человека в литературном произведении ядро личности, доминанту, определяемой отправными интуициями человека, ценностную ориентацию.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |