Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Интересы Японии в АТР




 

Дуга из примерно 4 тыс. островов, на которых расположена Япония (общая площадь – 372 тыс. кв. км, население – 126 млн. чел.), протягивается на 3,5 тыс. км на стыке Евразии и Тихого океана, находясь практически в центре азиатской части АТР. Это открывает большие возможности для участия страны в международном разделении труда. В Японии высок уровень урбанизации – более 70 % населения живет в городах. Со второй половины 1980-х гг. японцы являются главными кредиторами мира. В это время японский экспорт составлял 211 млрд. долл., а импорт – всего 110 млрд. долл.

Тогда же произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Основным рынком приложения японского капитала служит Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаниями высоких технологий в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа (прежде всего – Англия и Голландия). В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24 %), КНР (свыше 20 %), а в Южной Америке – Панама (40 %).

С начала 1990-х гг. началось массированное внедрение японского капитала в страны ЮВА. Его объем увеличился почти в 4 раза, достигнув в 1994 г. 9,3 млрд. долл. Все это способствует созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями, их партнерами из соседних стран. В результате определенные страны становятся поставщиками определенной продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем – Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров – Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Токио является крупнейшим донором в финансировании многих международных программ. Так, в 1992 г. Япония выделила на защиту окружающей среды около 100 млн. долл., разместила на своей территории Международный центр технологии по защите окружающей среды и также помогла создать аналогичные центры в КНР, Таиланде, Индонезии. Было ассигновано 3 млрд. долл. на программу регулирования народонаселения и борьбу со СПИДом, 5 млн. долл. на создание в Бангкоке центра борьбы с наркотиками, 150 тыс. долл. на исследовательские работы по криминалистике в рамках ООН и т.д.

Каковы же причины «японского чуда», которому на протяжении 1970-90-х гг. остро завидовал весь остальной мир?

Во-первых, Япония сумела максимально выгодно для себя использовать преимущества побежденной страны во второй мировой войне. Заняв место главного союзника США в АТР, она смогла беспрепятственно ввозить из-за океана новую технику, технологии, лицензии и т.д. При этом экономились не только материальные ресурсы (особенно в области обороны), но и время, что позволило затем сделать мощный рывок вперед. Во-вторых, Япония не просто импортировала из-за рубежа передовой научно-технический и финансово-банковский опыт, но и умело приспосабливала его к своей традиционной культуре.

Затем наступили иные, «похмельные» времена. В июне 1998 г. в Японии был зарегистрирован своеобразный рекорд – безработица достигла 4,3 %. Эта цифра удвоилась с 1990 г., когда индекс безработицы составлял примерно 2 %. Специалистов тревожит факт, что безработица выросла за счет финансового краха компаний или их реструктуризации, а не только за счет молодых людей, впервые попавших на рынок труда.

Самым драматическим следствием рецессии (отката, отступления) стал чувствительный подрыв доверия к несущим конструкциям японской экономической и социально-политической системы. В опасной близости к критической грани, знаменующей собой необходимость коренного переустройства или замены, оказался, по сути, весь «модифицированный» капитализм японского образца с его упором на корпоративную гармонию, железобетонную прочность деловых межфирменных связей, протекционизм в отношении наемного персонала, обогащенный утонченными методами трудовой мотивации, непрерывный рост экономики, несменяемое однопартийное правительство, социальную стабильность, нерушимый союз с оберегающими безопасность страны США.

Японские экономисты отмечают, что «капитализм развивающегося государства», воплощаемый Японией, перестал отвечать нуждам ее зрелой, подлежащей полному открытию экономики и, вероятно, послужил фактором углубления рецессии и торможения выхода из нее. «Экономике попросту будет некуда деваться, если правительство решит и далее упорствовать со своей политикой закрытости». Председатель Торгово-промышленной палаты Японии К. Инабэ заявил, что если страна не вдохнет новую жизнь в экономику, «хронической стагнации (застоя) не избежать», японцам надо приспосабливаться к серии жестких реалий (кончились головокружительные темпы роста, население быстро стареет, промышленные предприятия уходят за границу и т.д.), им предстоит архисложная задача «создания социального климата, в котором индивиды преисполнятся уверенности в себе и творческими устремлениями» - это единственный способ генерирования новых идей и их материализации в технологиях и продукции XXI в.

А вот мнение влиятельной экономической газеты «Никкэй симбун»: «В наши дни японская экономика – бледная тень своего некогда доминировавшего образа. Она чем-то напоминает фирму, которая пытается бороться в рамках отрасли, находящейся в структурном упадке… В мертвом тупике пребывает ныне система, способствовавшая созданию общества «среднего класса», каждые 7 из 10 членов которого, по результатам опросов, были удовлетворены своим положением. Очевидно, что дни традиционной японской модели рыночной экономики сочтены, ибо ее базисный механизм распределения ресурсов и доходов под строгим прямым и косвенным контролем государства раздулся сверх всякой меры».

Таким образом, Япония больше не может рассчитывать на благополучное пребывание в международном сообществе, опираясь исключительно на интравертный стиль мышления и поведения, принятый внутри страны, но не за ее рубежами. Неспособность осознать этот факт спровоцировала в начале XXI в. инциденты и с банком «Дайва», и с ассоциациями по кредитованию жилищного строительства («дзюсэн»), и другие громкие скандалы.

Что же касается развития оборонного потенциала, то еще в сентябре 1982 г. японское правительство дало согласие на размещение на о. Хонсю американских самолетов F-16. Надо признать, что у тогдашнего премьера Накасонэ накопился ряд заслуг по наращиванию военной «мускулатуры» Страны Восходящего солнца. Сначала были взяты под контроль проливы, сопредельные с советскими военно-морскими базами. Дальше – больше. Япония вызвалась нести патрульную службу (а при необходимости – и воевать) в 1000-мильной зоне вокруг своего архипелага. Удалось Накасонэ перешагнуть и традиционный 1-прооцентный барьер военного бюджета.

Особенностью союза США с Японией остается несимметричность взаимных обязательств сторон по договору безопасности. Поскольку ст. 9 Конституции Японии 1947 г. закрепляет отказ этой страны «на вечные времена» от использования силы для решения международных споров, договор предусматривает защиту Соединенными Штатами Японии, но не обязывает Японию защищать США. На основании договора в Японии размещено 52 военных объекта США. Далеко не все они являются военными базами. Среди них следует назвать важнейшие - военно-морскую базу в Йокосука и военно-воздушную в Кадэна на о. Окинава. Причем из-за протестов местного населения с 1996 г. представители Японии и США ведут переговоры относительно свертывания последней. В Японии дислоцировано около 45 тыс. американских военнослужащих.

Занимая второе место в мире по размерам экономической мощи, Япония с середины 1970-х годов удерживает военные расходы на уровне около 1% ВНП. По этому показателю она уступает всем индустриальным странам мира. Однако по абсолютным цифрам затрат на оборону страна занимает шестое место в мировой иерархии. По оценкам специалистов, по совокупной военной мощи Япония находится на пятом-шестом месте в мире. Япония продолжает соблюдать добровольно принятые ею в 1971 г. по решению парламента три безъядерных принципа - не производить, не иметь и не ввозить ядерное оружие, хотя в случае принятия соответствующего политического решения Япония в состоянии создать ядерное оружие в короткие сроки. Остаются в силе планы участия японских сил самообороны в блокировании в чрезвычайных ситуациях трех международных проливов - Лаперуза, Сангарского и Корейского, от свободы судоходства в которых зависит возможность выхода кораблей российского Тихоокеанского флота в открытый океан с баз на побережье Японского и Охотского морей.

Вследствие конституционных ограничений японские силы самообороны с окончания Второй мировой войны и до начала 1990-х годов ни разу не отправлялись за рубеж. Только в августе 1992 г. под влиянием событий в Персидском заливе и под давлением США и их союзников по НАТО японский парламент после острой политической борьбы принял закон, разрешающий посылку японских военных за пределы страны, но только для участия в миротворческих операциях ООН. В 1992 и 1993 гг. японские миротворческие контингенты действительно направлялись в Камбоджу и Мозамбик.

Основной проблемой японо-американских отношений является будущее японо-американского договора и союза. В США существует коалиция сил, которые считают, что Япония экономит на обороне и за счет этого повышает конкурентоспособность в отношениях с США. Делается вывод о том, что японские экономические успехи достигаются за счет Соединенных Штатов, несущих бремя расходов по обеспечению безопасности региона. Выдвигается требование заставить Японию принять на себя большую долю ответственности за обеспечение национальной и региональной безопасности. Если японское правительство двинется по этому пути, создание мощных и независимых вооруженных сил в Японии - вопрос времени.

В апреле 1996 г. во время очередного визита президента США Б. Клинтона в Японию была подписана японо-американская Декларация по вопросам безопасности. Стороны подтвердили свою приверженность сотрудничеству на базе договора безопасности. Особо было оговорено, что Япония принимает на себя обязательство оказывать организационную поддержку США во время проведения совместных военных учений и в случае участия американских вооруженных сил в миротворческих операциях.

В сентябре 1997 г. в Нью-Йорке был подписан документ «Основные направления сотрудничества Японии и США в области обороны», в котором регламентируются двусторонние связи в военной области. В этом документе содержится расширительная интерпретация сферы действия японо-американского договора 1961 г. Если исходно договор был рассчитан на взаимодействие двух стран в случае возникновения угрозы стабильности непосредственно в регионе Дальнего Востока, то теперь за Японией закреплено обязательство оказывать поддержку Соединенным Штатам в случае возникновения угрожающих ситуаций в «районах, окружающих Японию», четкие географические границы которых не обозначаются. Такого рода расширительные трактовки - не новость. В 1960-70-х годах японские официальные лица уже заявляли о принципиальной применимости положений «договора безопасности» к зоне прохождения главных морских путей от Ближнего Востока до Японии и непосредственно к зоне Ближнего Востока. Но соглашение 1997 г. - первый случай жесткой фиксации такой трактовки в международно-правовом порядке. Это может служить основанием для более активной роли Японии в поддержке американской военной стратегии во всем мире, хотя Конституция Японии по-прежнему ограничивает военную мощь Токио, и без изменения Основного закона японские «силы самообороны» и далее не смогут оказывать США прямую помощь вооруженным путем.

С военной точки зрения, в 1990 г. Япония имела 60 эсминцев, 100 противолодочных самолетов, 200 истребителей-бомбардировщиков F-15 и т.д. Кстати, у англичан на тот период было всего 47 эсминцев. В сухопутных силах самообороны служили 115 тыс. солдат и офицеров, оснащенных 1200 танками (размещенных в основном на Хоккайдо) и 400 вертолетами. Можно поэтому было понять нервическое возбуждение наших флотских и армейских отцов-командиров, когда «демократы» толковали им про «принципиально миролюбивую и почти безоружную» соседку.

История наших двусторонних отношений – это в основном цепь конфронтаций, неравноправных договоров, войн, борьбы за территории и сферы влияния в важнейшем геостратегическом районе мира. И нынешнее состояние российско-японских отношений – тоже результат войны. Главные проблемы – это сохранившееся глубокое недоверие друг к другу и непризнание японской стороной послевоенных границ и поэтому невозможность подписания мирного договора. К этому можно добавить слабую экономическую заинтересованность друг в друге и т.д.

Конечно, решение проблемы «северных территорий» (или, по нашему, Южных Курил) существенно укрепило бы нашу репутацию в глазах японцев, ибо эти несчастные острова, бесспорно, принадлежат им. Но, с другой стороны, любая кремлевская власть, которая решится вдруг восстановить историческую справедливость, тут же упадет в глазах собственного народа. То, что собирался сделать Хрущев в 1956 г. (отдать Шикотан и архипелаг мелких островков Хабомаи), но так и не сделал, в нынешних условиях маловероятно. Как говорится, поезд ушел.

В 1993 г. состоялся визит Б. Н. Ельцина в Японию. Российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 50-х годов. По итогам визита 13 октября 1993 г. была подписана Токийская декларация, в которой констатировалось продолжение российско-японского диалога по вопросу о четырех островах. Стороны согласились продолжить поиск решения проблемы мирного договора, исходя из исторических и юридических фактов, на основе выработанных между двумя странами договоренностей и принципов законности и справедливости. Отдельно Россия как держава-продолжательница СССР подтвердила свои обязательства в отношении всех договоров и других международных договоренностей между Советским Союзом и Японией, согласившись, что они продолжают действовать. Впрочем, косвенные данные позволяют предположить о намерении Кремля очень «тихо и осторожно» сдать острова японцам, как уже была сдана акватория Бристольского залива американцам, а также приграничные территории в Приморье и возле Хабаровска китайцам.

Пока можно констатировать, что обе стороны договорились вести в спорном регионе совместную хозяйственную деятельность. Были выработаны соглашения о культивировании морского ежа и некоторых видов моллюсков. В 1999 г. японским рыбакам для промысла в территориальных водах России выдана квота – около 2 тыс. тонн минтая, терпуга, осьминога и других объектов, за что японские рыбаки выплачивают денежную компенсацию (около 200 тыс. долл.). Продвигается реализация ряда крупных проектов в области энергетики. В июле 1999 г. началась коммерческая добыча нефти в рамках проекта «Сахалин-2». Прорабатываются совместные проекты в области добычи нефти и газа на шельфе Сахалина, строительства газопроводов, модернизации угольной отрасли и железных дорог на Сахалине, в Приморье и Хабаровском крае, возник проект строительства моста, соединяющего Сахалин с Хоккайдо.

Контрольные вопросы

1. Объясните столкновение интересов России и Японии с позиций региональной политики; с позиций столкновения экономических интересов; с позиций проявления силы и мощи государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.