Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность




В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.

Приход обязан заниматься социальной диаконией.

Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.

Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.

Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.

Главная его цель — осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.

Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода.

Миссионерский приход

«Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.

Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:

8. Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата»

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» в той своей части, которая рассматривает практику миссионерского служения, говорит о таком понятии как «миссионерский приход». Необходимо отметить, что подобная терминология вводится в оборот впервые, в связи с чем сразу возникают законные вопросы, что это означает? Для этого необходимо обратиться к тексту «Концепции», в которой отмечается, что «ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8)». Таким образом, необходимо отметить, что миссионерский приход это, прежде всего, «евхаристическая община», состоящая из верных чад Церкви, осознающих свою ответственность перед Богом, Церковью и людьми за свое служение.

Евхаристическая община немыслима без участия всех ее членов в таинстве Евхаристии. Стремление к совместному принятию таинств Церкви должно воспитывать в прихожанах ответственность и осмысленность всеобщего свидетельства народа Божьего о вере Церкви перед лицом всего остального мира. В таинстве Евхаристии Церковь являет себя миру, приоткрывая, насколько это возможно вместить, таинство Царства Божьего. Каждый приход Русской Православной Церкви должен соделаться не столько местом, где люди находят возможность удовлетворения своих религиозных запросов, но должен стать общиной братьев и сестер во Христе, объединенных общей верой, общими молитвами, совместным принятием таинств и общим усилием свидетельства. Можно сказать, что созидание общин на каждом приходе есть миссионерская сверхзадача Церкви, главная локальная цель всех церковных миссионерских усилий.

Понятие «миссионерский приход» сразу ставит проблемный вопрос, а могут ли быть приходы «немиссионерскими»? Если согласиться с тем, что созидание евхаристических общин является ближайшей целью православной миссии, то должно ответить — нет, не могут. Каждый приход Православной Церкви может предпринять усилия для того, чтобы преодолеть инертность и нежелание действовать. Миссионерство является всеобщим призванием, а это значит, что каждый православный приход призывается к активному свидетельствованию. Очевидно, что ситуация меняться будет только там, где эту ситуация изменить желают. А для того, чтобы миссионерские усилия современных приходов были убедительными, необходимо создание в церковной среде атмосферы братского доверия и взаимопомощи.

Общинная жизнь должна основываться на христоцентричности — верующие собираются в храме на богослужение для того, чтобы через всеобщность их молитвы была явлена Церковь как Тело Христово, частью Которого являются все православные христиане. Без разрешения главного вопроса человеческого церковного бытия — отношения к Таинству Евхаристии, невозможно говорить о разрешении других вопросов.

1. Очевидно, что тот приход, который пожелает ориентироваться на общинно-миссионерский характер в своей деятельности, должен создать условия для научения всех желающих принять таинство Крещения основам православной веры. О необходимости оглашения желающих креститься особо отмечено в тексте «Концепции» и задача миссионерского прихода должна заключаться в том, чтобы были созданы все условия для реализации подобных усилий[15].

В связи с тем, что в настоящее время еще не выработана общецерковная практика подготовки желающих принять таинство Крещения, необходимо понимать, что короткая беседа перед совершением таинства не может считаться удовлетворительной. Как минимум, необходимо провести одну беседу с оглашаемыми взрослыми (либо непосредственными родителями и крестными, в том случае, если речь идет о крещении маленьких детей) в отдельное время, не связанное со временем совершения таинства. Будет очень хорошо, если на этой беседе храм подарит оглашаемым Священное Писание, в связи с чем может быть предъявлено предкрещальное требование о прочтении одного из Евангелий (лучше Марка или Луки) родителями и крестными. Также следует напомнить о том, что и сами родители (восприемники) являются православными христианами, и что им следует подготовиться к крещению их детей не только интеллектуально, но и духовно (то есть приступить по возможности к Таинствам исповеди и причастия).

Для взрослого оглашаемого человека можно предложить хотя бы один раз посетить божественную литургию (объяснив в какой момент следует покинуть богослужение), чтобы он мог на личном опыте ощутить действие «призывающей» благодати, являемой в богослужении (не стоит забывать, что именно этот фактор явился определяющим для принятия православия на Руси). Также считается необходимым условием для такого оглашенного знание наизусть молитвы «Отче наш».

О качестве развития общинно-приходской жизни можно будет говорить по степени вовлеченности всей общины в дело научения оглашаемых основам веры. Степень организации оглашения на приходе будет являться одним из лучших показателей степени укорененности общины в миссионерском и литургическом предании Церкви.

2. Учительная функция приходской общины не должна ограничиваться только лишь огласительными занятиями. Одной из главных болевых точек современных церковных реалий является непонимание совершаемого богослужения определенной частью прихожан.

Согласно «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» «ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации». Периодическое совершение подобных богослужений должно помочь в разрешении одного из проблемных вопросов церковной жизни и дать возможность прихожанам узнать о смысле и значении совершаемого богослужения.

Элементами таких богослужений на приходе могут быть: чтение Евангелия священником на солее лицом к народу; чтение Апостола и Евангелия на русском языке (либо сразу, либо после славянского текста); обязательная проповедь после чтения Священного Писания, объясняющая смысл прочитанного; совместное пение с народом некоторых избранных песнопений (помимо Символа Веры); распространение печатного «богослужебного последования» на церковно-славянском и русском языках (параллельные) для того, чтобы народ мог следить за ходом литургии; словесное комментирование некоторых богослужебных действий (возможное в определенные моменты между молитвенными священнодействиями), которое, однако не должно затягиваться и разрывать строй богослужения и молитвенный настрой прихожан; чтение «синаксария» на Всенощном бдении после 6-й песни канона (это могут быть небольшие отрывки назидательных святоотеческих творений), и т. п.

Следует при этом помнить, что если пастырь собирается вводить на приходе то или иное «новшество», он должен обязательно объяснить прихожанам (или в проповеди, или на собрании), для чего он это делает. Главная миссионерская цель пастыря — привлечь людей ко Христу, а не отвратить от Него.

Также очень важно создание единой молитвенной атмосферы всех молящихся, а не только внимания «молитвенному диалогу» священника и хора. Для этого можно начать с простых вещей. Священник перед службой, сразу после часов обращается к прихожанам: «Братья и сестры, в ближайшие дни будет рожать наша прихожанка N. Прошу вас сегодня на службе помолиться об успешном исходе ее первых родов» (Поводов для молитвенного участия в чужой судьбе может быть много: «муж ушел», «дети заболели», «работу нужно искать» и т. п.). Многие прихожане (и особенно «захожане») настолько погрязли в эгоизме, что даже на «Общее дело» — Литургию, приходят только с личными просьбами и желаниями. Подобные же просьбы священника о молитве рождают любовь и сопереживание. Причем совместная молитва людей, часто, если не всегда, будет рождать ответы в виде чуда. Люди почувствуют, что молитва влияет на мир, что Бог, Который есть Первопричина бытия, через молитву дает и Своим чадам побыть причиной.

3. При приходе обязательно также должна действовать воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. Что касается школы, то предметы в ней не должны ограничиваться одним «Законом Божиим», но следует также учить детей некоторому мастерству, развивать их творчество. Для этого можно привлекать к участию тех прихожан, которые могут научить детей чему-нибудь интересному и полезному, освоить какой-либо «ремесленный» вид деятельности.

Для взрослых следует проводить отдельные беседы (лекции, курсы), на которых помимо приходских тем и личных вопросов стоит отдельно говорить о двух сторонах духовной жизни христианина: понимания Священного Писания («теория» веры) и осмысленного участия в Богослужении («практика» веры). При проведении бесед можно устраивать чаепитие или просмотр художественных кинофильмов (с их обязательным обсуждением). Время для проведения таких бесед пастырь должен назначать, исходя из ситуации и личной занятости, но лучше, чтобы это был не воскресный день (так как после длительной воскресной литургии мало кто будет оставаться еще и на беседы), а какой-либо из дней на неделе (например, пятница), и не с утра, а после окончания рабочего дня (лучшее время с 19 до 21 ч.).

Важным фактором, помогающим сплочению членов приходской общины, является возможность проведения небольших совместных трапез после окончания воскресного либо праздничного богослужения. Совместные трапезы дают возможность прихожанам знакомиться друг с другом, помогают преодолеть всевозможные средостения внутриприходской жизни. Ситуация, когда люди в течение нескольких лет посещают храм и не знают друг друга даже по имени, не должна считаться нормальной. Жизнь церковной общины невозможна без поддержания прихожанами друг с другом добрых христианских отношений.

4. Реалии современной церковной жизни говорят о необходимости миссионерской деятельности на приходе таким образом, чтобы в нее помимо клира храма были вовлечены активные миряне. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый приход Русской Православной Церкви должен озаботиться наличием ответственных за социальное и молодежное служение. Очевидно, что усилий одних священнослужителей явно недостаточно для того, чтобы организовать полноценную миссионерскую работу.

Социальная «диакония» (служение) — один из важных факторов сплочения общины и реализации христианской любви. Вокруг храма есть очень много людей, нуждающихся в социальной и материальной помощи, а христиане (действительные, а не формальные) всегда отличались жертвенным служением окружающему миру, исполняя заповедь Господа Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5.16).

5. Милосердие — есть подражание Самому Богу. Для прихода милосердие реализуется в виде милостыни, пожертвования. Тот же человек, который не умеет отдавать, жертвовать, не может быть христианином в принципе. Древняя «десятина» — есть решение приходских финансовых вопросов; внушить эту мысль прихожанам и побудить их быть не чужими в храме — вот еще одна задача для пастыря-миссионера. Храм для прихожан должен стать «домом», а не «клубом» или «собранием по интересам».

Почти все прихожане бедны поодиночке. Однако вместе все, если и не богаты, то уж точно не бедны. Любой приход, при мудром руководстве пастыря, обладающего авторитетом в глазах паствы, может решать множество житейских вопросов. «В складчину» можно не только ремонтировать и строить, но и помогать друг другу. Лекарства, квартплата, текущий ремонт, одежда, еда — все это может время от времени приобретаться для нуждающихся силами общины. Никто пусть не считает себя, по нищете, неспособным на милостыню. Неспособный на милостыню обречен быть нищим по жизни до последнего вздоха. Евангельская вдовица с ее двумя лептами — живой упрек всем, не хотящим думать о чужих нуждах.

Свт. Иоанн Златоуст в одном из «Слов» советовал в воскресный день каждому христианину откладывать некую сумму денег, пусть даже самую маленькую. Эти деньги надо считать святыми, и брать из них для себя категорически запрещено в любом случае. Они именно святы, ибо отложены ради Бога для тех, кому хуже, чем тебе. При таком обычае самый бедный человек раз в месяц будет способен на реальную милостыню. И давать он ее будет тому, о ком знает, что там нужда реальна. В случае же общественных нужд не нужно будет «отрывать» что-либо от семьи, так как деньги уже будут собраны.

6. Миссионерский приход должен быть «открытым внешне» (его двери всегда, кроме литургии верных, открыты для всех, зашедший даже случайно в него человек может купить церковную литературу, поговорить с дежурным миссионером или катехизатором, помолиться в тишине или просто побыть в новом для себя пространстве) и «внутренне» (не только священники, но и все постоянные члены прихода должны приветливо и заинтересованно относиться к каждому человеку, помочь ему войти не только в храм, но главное — в общение с Богом, услышать ответы на свои внутренние вопросы).

Кроме того, миссионерский приход должен быть динамичным, то есть каждый человек, и постоянный член прихода, и вновь пришедший должны ощущать, что приходская община способна реагировать на изменение ситуации их жизни, на их конкретные обстоятельства. А для этого люди должны ощущать, что в них заинтересованы как в личностях, а не полезных функциях, как говорил апостол Павел: «Ищу не вашего, а вас» (2Кор. 12.14). Как говорит «Концепция миссионерской деятельности»: «образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.