Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья функция самоопределение личности




 

Стороны общения

Мы можем представить общение как совокупность трёх сторон:

· Коммуникативной

· Перцептивной

· Интерактивной

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информации между общающимися индивидами;

2. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями;

3. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

Конечно мы понимаем, что в реальной жизни каждая из этих сторон не существует сама по себе, выделение их условно и нужно для анализа.

 

Виды общения

 

Р. С. Немов находит классификации видов общения по различным основаниям.

I. В зависимости от мотивов общения:

1) личностно-ориентированное или личностное - передается информация о внутриличност­ных проблемах:

- о мотивах и интересах человека,

- о поиске смысла жизни,

- о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

2) деловое или официальное (ролевое) на деловом уровне- возникает по ходу выполнения какой-либо сов­местной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

Предполагает отношения опосредованные социальными или профессиональными ролями.

Обеспечивает взаимодействие в ситуациях:

Руководитель-подчинённый, учитель-ученик, покупатель-продавец, врач-пациент.

II. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удо­влетворения насущных потребностей;

2) кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. обще­ние, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное - в процессе общения передаются установ­ки, побуждения, которые готовят к выполнению определен­ных действий;

4) когнитивное - передача знаний друг другу;

5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

III. По целям:

1) биологическое - общение, благодаря которому сохраняют­ся, развивается и поддерживается функционирование орга­низма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

 

IV. По средствам (средства общения):

 

1) непосредственное - путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки

и опосредован­ное - с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.;

2) вербальное - с помощью языка

и невербальное - путем исполь­зования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п..

 

V. По типам связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия.

Различают 2 вида:

· монологическое общение

· и диалогическое

1. В монологическом выделяют 2 разновидности:

· Императивное общение или директивное

Например: встань выйди, вынеси мусор, сделай задание и т.д.

Эффективно в армии, частично в образовании, в медицине (нужно сделать укол ребёнку)

· Манипулятивное общение – воздействие на партнёра по взаимодействию с целью достижения своих скрытых целей и намерений.

Например: реклама, комплемент и т.д.

В отличие от императивного кажется, что человек сам делает свой выбор.

Например: Купил духи-реклама…

 

2. Диалогическое общение – мы вступаем в контакт (диалог) и стараемся понять другого человека.

Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использо­ванию средств.

 

Уровни общения

 

Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из 4 ро­левых позиций: «позицию неучастия», «пристройку сверху», «при­стройку снизу», «пристройку рядом».

1. Конвенциональный уровень требует от партнеров высокой куль­туры общения. Конвенциональный уровень общения можно счи­тать оптимальным для разрешения личных и межличностных про­блем в человеческих контактах. Общение проходит на равных в позиции «пристройка рядом». В реальном общении обнаружива­ются уровни, лежащие выше и ниже конвенционального.

2. Прuмитивный уровень. Это самый низкий уровень общения. Собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий; если нужный, им надо овладеть, если мешающий, его надо оттолкнуть.

3. Манипулятивный уровень. Этот уровень общения занимает про­межуточное место между двумя предыдущими. Партнер - сопер­ник в игре, в которой непременно надо победить.

4. Стандартизованный уровень занимает промежуточное положе­ние между первым и вторым уровнями. Общение основывается на неких стандартах, по-другому его можно назвать «контактом ма­сок» (маска любезности, маска безучастности, маска агрессивнос­ти, маска неприступности и т.д.).

5. Игровой уровень. Располагается «над» конвенциональным, т.е. обладая его полнотой и человечностью, превосходит тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровой уровень (как и на другие более высокие) мы выходим, уже немного зная собеседни­ка, с которым нас связывает определенное чувство - если не вза­имное, то по крайней мере еще не омраченное обидами и разоча­рованиями. Нам интересен партнер, и предстоящее общение привносит дух праздничной приподнятости.

6. Деловой уровень также располагается выше первого. Это не просто деловые контакты как род деятельности, на этом уровне Я человека отодвинуто назад, а на первом месте стоит дело. Зани­маться своей личностью или личностью партнера в этой «надлич­ной» ситуации глупо, да и некогда. Этот уровень общения идеаль­но подходит для коллективов.

7. Духовный уровень. Это высший уровень человеческого обще­ния: «... партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благогове­нию».

Виды общения (С.И. Самыгин)

 

Виды общения Характеристика В каких ситуациях общения медицинского работника и пациента встречается
«Контакт масок» Формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а медицинский работник – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования.
Примитивное общения Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.   Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения к мед.работнику становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинского работника – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть его благополучие (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
Формально-ролевое общение Регламентировано и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например у участкового врача на приеме.  
Манипуля-тивное общение Так же как и примитивное направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Цель манипуляции может быть: - снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента; - демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.
Деловое общение Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
Духовное межличностное общение Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.

 

 

Роль общения в психическом развитии человека

 

От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем.

Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными?

Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах.

Пример 1

В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобра­ли юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить. В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб. Только через пять лет этот молодой человек начал немного го­ворить, при этом его представления об окружающем соответство­вали уровню малого ребенка. К сожалению, вскоре он погиб.

Пример 2

Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения.

Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в чело­веческое общество и стать его полноправным членом.

Пример 3

1920 г., ИНДИЯ. Рид Сингх в стае волков заметил двух челове­ческих детенышей, которые оказались девочками Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Ка­мала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту.

Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет. За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет - 45 слов. К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку.

Пример 4

В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов.

Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища - мед диких пчел, в поисках которого они по­стоянно кочуют.

В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпри­нята экспедиция с целью изучения жизни этого племени.

На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию.

Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знаю­щим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европей­ских сверстниц.

 

Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития.

Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходи­мyю для индивидуального развития информацию.

 

Еще одно средство психического развития - предметная дея­тельность - появляется лишь ко второму году жизни.

 

Влияние разных видов общения на развитие человека:

 

Ø Деловое общение - способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека.

Ø Личностное общение - влияет на развитие человека как лич­ности, формирует черты характера, интересы и склонности, жиз­ненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.

Ø Материальное - обеспечивает получение необходимых пред­метов материальной и духовной культуры.

Ø Кондиционное - способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения.

Ø Когнитивное - развивает интеллектуальные способности.

Ø Мотивационное - дополнительный энергетический источник человека.

Ø Деятельное - обогащает и совершенствует различные виды деятельности.

Ø Биологическое - необходимый источник самосохранения ор­ганизма.

Ø Социальное - служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д.

Ø Непосредственное - дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов нау­чения.

Ø Опосредованное - развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека.

Ø Невербальное - обеспечивает возможность психического равития до начала активного использования речи.

Ø Вербальное - способствует усвоению и развитию речи.

 

Итак, значение общения в жизни человека огромно с помощью общения происходит формирование личности че­ловека.

 

Техника и приемы общения

 

Техника общения - это те способы, к которым прибегает че­ловек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.

 

Приемы общения - наиболее предпочтительные средства, вы­бираемые для процесса общения.

 

Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.

Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению.

На начальном этапе техника общения заключается в

- приня­тии определенной позы,

- выражения лица,

- выборе соответствую­щего тона,

- жестов,

- правильно подобранных начальных-слов.

Выражение лица должно выражать

- отношение к партнеру,

- со­ответствовать цели сообщения и желаемому результату.

 

Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе.

Иногда человек сознательно

- занимает ту или иную позу,

- прини­мает выражение лица,

- использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.

 

Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, ко­торые могут влиять на ход общения.

 

Психология жестов.

 

Передаваемая словесно информация мо­жет быть воспринята неверно, если она сопровождается несоот­ветствующими жестами.

Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.

Жесты открытости:

1) раскрытые руки (руки ладонями вверх);

2) расстегивание пиджака.

Жесты защиты:

1) руки, скрещенные на груди;

2) руки, зажатые в кулак.

Раздумье и критическая оценка:

1) палец вдоль щеки;

2) наклоненная голова (поза внимательного слушания);

3) почесывание подбородка «хорошо, давайте подумаем»;

4) жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание сте­кол и т. д.).

К жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, об­думывая ответ;

5) хождение по комнате;

6) пощипывание переносицы.

Подозрение и скрытость:

1) взгляд в сторону «что ты имеешь в виду?»

2) защита рта рукой:

- во время речи - лживость;

- во время слу­шания - чувствует, что собеседник лжет;

3) прикосновение к носу - вариант 2 в замаскированной форме;

4) потирание века;

5) почесывание или потирание уха.

 

Предостережение - нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.

Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.

 

Отношение к беседе:

 

1) ноги (или все тело) обращены к выходу - свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интерес­ное русло;

2) подпирание ладонью щеки и подбородка - свидетельство скуки, иногда пугают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.

 

Территориальные права:

1) интимная зона (от 15 до 46 см) - это психологическая соб­ственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в обшественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;

2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) - расстояние для вечеринок и официальных встреч;

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) - зона для общения с по­сторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызы­вать раздражения друг у друга;

4) общественная зона (более 3,6 м) - расстояние для общения с большой аудиторией.

 

В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.

 

В условиях вынужденной скученности, когда нарушается инимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил:

1) не следует разговаривать даже со знакомыми людьми;

2) нельзя смотреть в упор на других;

3) нежелательно проявление на лице каких бы то ни было эмоций;

4) при наличии газеты, журнала, книги желательно погру­зиться в чтение, хотя бы для видимости;

5) движения должны быть сдержанными;

5) при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.

 

Знаки внимания

Знаки внимания - это обращенные к собеседнику высказыва­ния или действия, цель которых - поддержать человека, улуч­шить его самочувствие.

 

Комплимент - это словесный знак внимания, который не учи­тывает конкретной ситуации общения.

Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена.

 

Похвала - знак внимания, содержащий оценку, сравнение с другими, причем в пользу того, к кому обращена похвала.

«Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».

 

Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоян­но сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения.

Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек на­чинает испытывать дискомфорт.

 

Поддержка - оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения.

Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и до­стижений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.