КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третья функция самоопределение личности
Стороны общения Мы можем представить общение как совокупность трёх сторон: · Коммуникативной · Перцептивной · Интерактивной 1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информации между общающимися индивидами; 2. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями; 3. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Конечно мы понимаем, что в реальной жизни каждая из этих сторон не существует сама по себе, выделение их условно и нужно для анализа.
Виды общения
Р. С. Немов находит классификации видов общения по различным основаниям. I. В зависимости от мотивов общения: 1) личностно-ориентированное или личностное - передается информация о внутриличностных проблемах: - о мотивах и интересах человека, - о поиске смысла жизни, - о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. 2) деловое или официальное (ролевое) на деловом уровне- возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности; Предполагает отношения опосредованные социальными или профессиональными ролями. Обеспечивает взаимодействие в ситуациях: Руководитель-подчинённый, учитель-ученик, покупатель-продавец, врач-пациент. II. По содержанию: 1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удовлетворения насущных потребностей; 2) кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние; 3) мотивационное - в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий; 4) когнитивное - передача знаний друг другу; 5) деятельное - передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями. III. По целям: 1) биологическое - общение, благодаря которому сохраняются, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности; 2) социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.
IV. По средствам (средства общения):
1) непосредственное - путем использования данных природой органов - руки, ноги, голосовые связки и опосредованное - с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, - телефон, СМИ и т. п.; 2) вербальное - с помощью языка и невербальное - путем использования неязыковых средств - мимика, жесты, прикосновения и т. п..
V. По типам связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия. Различают 2 вида: · монологическое общение · и диалогическое 1. В монологическом выделяют 2 разновидности: · Императивное общение – или директивное Например: встань выйди, вынеси мусор, сделай задание и т.д. Эффективно в армии, частично в образовании, в медицине (нужно сделать укол ребёнку) · Манипулятивное общение – воздействие на партнёра по взаимодействию с целью достижения своих скрытых целей и намерений. Например: реклама, комплемент и т.д. В отличие от императивного кажется, что человек сам делает свой выбор. Например: Купил духи-реклама…
2. Диалогическое общение – мы вступаем в контакт (диалог) и стараемся понять другого человека. Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использованию средств.
Уровни общения
Каждый из партнеров может занимать в контакте одну из 4 ролевых позиций: «позицию неучастия», «пристройку сверху», «пристройку снизу», «пристройку рядом». 1. Конвенциональный уровень требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциональный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Общение проходит на равных в позиции «пристройка рядом». В реальном общении обнаруживаются уровни, лежащие выше и ниже конвенционального. 2. Прuмитивный уровень. Это самый низкий уровень общения. Собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий; если нужный, им надо овладеть, если мешающий, его надо оттолкнуть. 3. Манипулятивный уровень. Этот уровень общения занимает промежуточное место между двумя предыдущими. Партнер - соперник в игре, в которой непременно надо победить. 4. Стандартизованный уровень занимает промежуточное положение между первым и вторым уровнями. Общение основывается на неких стандартах, по-другому его можно назвать «контактом масок» (маска любезности, маска безучастности, маска агрессивности, маска неприступности и т.д.). 5. Игровой уровень. Располагается «над» конвенциональным, т.е. обладая его полнотой и человечностью, превосходит тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровой уровень (как и на другие более высокие) мы выходим, уже немного зная собеседника, с которым нас связывает определенное чувство - если не взаимное, то по крайней мере еще не омраченное обидами и разочарованиями. Нам интересен партнер, и предстоящее общение привносит дух праздничной приподнятости. 6. Деловой уровень также располагается выше первого. Это не просто деловые контакты как род деятельности, на этом уровне Я человека отодвинуто назад, а на первом месте стоит дело. Заниматься своей личностью или личностью партнера в этой «надличной» ситуации глупо, да и некогда. Этот уровень общения идеально подходит для коллективов. 7. Духовный уровень. Это высший уровень человеческого общения: «... партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению». Виды общения (С.И. Самыгин)
Роль общения в психическом развитии человека
От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем. Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными? Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах. Пример 1 В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобрали юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить. В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб. Только через пять лет этот молодой человек начал немного говорить, при этом его представления об окружающем соответствовали уровню малого ребенка. К сожалению, вскоре он погиб. Пример 2 Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения. Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в человеческое общество и стать его полноправным членом. Пример 3 1920 г., ИНДИЯ. Рид Сингх в стае волков заметил двух человеческих детенышей, которые оказались девочками Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Камала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту. Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет. За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет - 45 слов. К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку. Пример 4 В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов. Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища - мед диких пчел, в поисках которого они постоянно кочуют. В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпринята экспедиция с целью изучения жизни этого племени. На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию. Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знающим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европейских сверстниц.
Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития. Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимyю для индивидуального развития информацию.
Еще одно средство психического развития - предметная деятельность - появляется лишь ко второму году жизни.
Влияние разных видов общения на развитие человека:
Ø Деловое общение - способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека. Ø Личностное общение - влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п. Ø Материальное - обеспечивает получение необходимых предметов материальной и духовной культуры. Ø Кондиционное - способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения. Ø Когнитивное - развивает интеллектуальные способности. Ø Мотивационное - дополнительный энергетический источник человека. Ø Деятельное - обогащает и совершенствует различные виды деятельности. Ø Биологическое - необходимый источник самосохранения организма. Ø Социальное - служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д. Ø Непосредственное - дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов научения. Ø Опосредованное - развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека. Ø Невербальное - обеспечивает возможность психического равития до начала активного использования речи. Ø Вербальное - способствует усвоению и развитию речи.
Итак, значение общения в жизни человека огромно с помощью общения происходит формирование личности человека.
Техника и приемы общения
Техника общения - это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.
Приемы общения - наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения.
Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения. Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению. На начальном этапе техника общения заключается в - принятии определенной позы, - выражения лица, - выборе соответствующего тона, - жестов, - правильно подобранных начальных-слов. Выражение лица должно выражать - отношение к партнеру, - соответствовать цели сообщения и желаемому результату.
Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно - занимает ту или иную позу, - принимает выражение лица, - использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.
Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения.
Психология жестов.
Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами. Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы. Жесты открытости: 1) раскрытые руки (руки ладонями вверх); 2) расстегивание пиджака. Жесты защиты: 1) руки, скрещенные на груди; 2) руки, зажатые в кулак. Раздумье и критическая оценка: 1) палец вдоль щеки; 2) наклоненная голова (поза внимательного слушания); 3) почесывание подбородка «хорошо, давайте подумаем»; 4) жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.). К жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ; 5) хождение по комнате; 6) пощипывание переносицы. Подозрение и скрытость: 1) взгляд в сторону «что ты имеешь в виду?» 2) защита рта рукой: - во время речи - лживость; - во время слушания - чувствует, что собеседник лжет; 3) прикосновение к носу - вариант 2 в замаскированной форме; 4) потирание века; 5) почесывание или потирание уха.
Предостережение - нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют. Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо.
Отношение к беседе:
1) ноги (или все тело) обращены к выходу - свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло; 2) подпирание ладонью щеки и подбородка - свидетельство скуки, иногда пугают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.
Территориальные права: 1) интимная зона (от 15 до 46 см) - это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в обшественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт; 2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) - расстояние для вечеринок и официальных встреч; 3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) - зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга; 4) общественная зона (более 3,6 м) - расстояние для общения с большой аудиторией.
В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким.
В условиях вынужденной скученности, когда нарушается инимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил: 1) не следует разговаривать даже со знакомыми людьми; 2) нельзя смотреть в упор на других; 3) нежелательно проявление на лице каких бы то ни было эмоций; 4) при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости; 5) движения должны быть сдержанными; 5) при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей.
Знаки внимания Знаки внимания - это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых - поддержать человека, улучшить его самочувствие.
Комплимент - это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения. Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена.
Похвала - знак внимания, содержащий оценку, сравнение с другими, причем в пользу того, к кому обращена похвала. «Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».
Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения. Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт.
Поддержка - оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения. Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |