Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем отличается архив от библиотеки, как в него попасть и как в нем работать




Введение.

VI. Архивы

Когда

ГДЕ

ЧТО

V. Что, Где, Когда

У многих начинающих исследователей просто опускаются руки, когда они наталкиваются на стену непонимания окружающих при их попытках что-либо узнать о своих предках. Такое ощущение, что весь мир сговорился против них. Окружающие не просто не хотят отвечать и помогать им, а даже относятся к ним с еле скрываемым раздражением. Дело в том, что они просто не правильно задают вопрос и не корректно ставят задачу. На неправильно поставленный вопрос не возможно даже при желании ответить. Невозможно помогать человеку, который сам не понимает, чего он хочет. Что бы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос.

Самое главное в исследовании - умение задать вопрос. Даже если у Вас очень много денег формулирование задачи и постановка вопроса лежит на Вас, это никто за Вас сделать просто не может. Если у Вас нет избытка денег, тем более важно уметь формулировать вопрос. Это сэкономит Вам массу сил и времени.

О искусстве целепостановки написано много книг. Напомню тут один принцип. Если цель слишком трудна, попробуйте разбить её на более мелкие цели и решайте каждую по отдельности. Т.е. если вопрос, на который Вы ищите ответ, слишком труден, попробуйте его разбить на более мелкие вопросы.

 

Что же мы хотим узнать о каком-то конкретно взятом человеке. Какие сведения мы хотим и можем найти о человеке. Как было сказано выше, генеалогию интересует ЧЕЛОВЕК во всех его проявлениях. С чего начать.

Самыми главными генеалогическими событиями являются рождение, брак и смерь. В эти моменты своей жизни человек, иногда не отдавая себе отчёт в этом, вступает в сложные отношения с обществом, и государство старается учитывать эти события. Эти события ныне строго фиксируются специальными учреждениями, называемыми ЗАГС. До 1920-х годов функции учёта этих событий лежали на приходских церквях. Соответственно, есть возможность получения (и желательность наличия у вас) официального документа о регистрации каждого из этих событий (на всех изучаемых персон) в соответствующем государственном учреждении.

Данные о времени рождения, смерти и брака являются важными критериями персонализации. Например, в деревне, где жил мой прадед, в соседнем доме жил его полный (!) тёзка сходного возраста и состава семьи. В таких случаях требуется не мало усилий, что бы разобраться, кто есть кто. Проблема однофамильцев - одна из больших проблем генеалогии. Чем больше нам известно о человеке, тем легче нам персонифицировать его.

Если мы обнаружили сведения о рождении, браке и смерти, да ещё и подкреплённые документами, это хорошо. Пытливый исследователь, конечно, хочет знать как можно больше о предмете своего исследования и идёт дальше. Если у вас пока нет сведений о рождении, браке и смерти необходимо отыскивать сведения о любых других событиях жизни, которые помогут персонифицировать исследуемого человека.

Это могут быть самые разные события. Например:

  • учёба (в ВУЗе, школе, курсах)
  • работа
  • служба
  • покупка-продажа (крупные сделки, в особенности сделки с недвижимостью)
  • судимость
  • болезнь
  • участие в общественной, политической, культурной жизни
  • и т.д. и т.п.

Существует масса источников, где могут быть обнаружены сведения о человеке. Везде где человек вступает в юридические, экономические и другие отношения с официальными структурами могут быть обнаружены документальные следы этих отношений. Многие из этих документов несут массу персональной информации о человеке.

Например:

  • личное дело студента в ВУЗа
  • личное дело в отделе кадров по месту работы
  • призывные списки
  • личное дело офицера
  • дело о судимости
  • медицинская карта
  • домовые книги
  • дело члена партии
  • телефонные и адресные базы данных
  • кредитные истории
  • и т.д. и т.п.

Любое событие на графике жизни имеет две координаты - МЕСТО и ВРЕМЯ.

Если у нас есть свидетельство о рождении, то в нем будет указано, когда рождение произошло и где и когда и каким учреждением оно было зарегистрировано.

Если же у нас имеется только устное свидетельство или косвенное указание о том или ином событии, то необходимо по возможности выяснить точную дату события и определить место, где оно произошло. Любое событие существует во времени и происходит в каком-то месте, и Вам важно максимально точно знать обе координаты. Это особенно важно, если мы хотим найти в архивах документальное свидетельство об этом событии. Для осуществления поиска Вам необходимо максимально точно знать дату и место события.

 

В процессе исследования Вам придётся постоянно сталкиваться с этим вопросом. Для начала необходимо определить то, что мы знаем, т.е. то пространство внутри которого мы будем искать. Это может быть континент или страна, но лучше, если это пространство будет определено рамками определённого города (на поиске в городах мы остановимся ниже) или области (губернии). Хорошо, если у нас будет название деревни или села.

Если Вам не известно название насёленного пункта, то можно попытаться его установить по косвенным указаниям - наличие там, каких то предприятий, организаций, торговых точек или дат торгов, и т.д. и т.п.

Также важным является указание на наличие рядом рек, озер, дорог, лесов, указаниям на отдалённость от известных пунктов или любых других особенностей. В этом Вам помогут кроме справочников различные карты, лучше, если они будут наиболее соответствовать интересующему Вас времени. К примеру, имеется Военно-топографическая карта Европейской России (западного пограничного пространства). Стрельбицкого, 3 версты в английском дюйме, изготовленная в середине 19 века. Обязательно изучите, как минимум современную, карту интересующей Вас местности, эта карта может дать Вам не мало подсказок для Вашего исследования. Например, в последнее время выпущена серия двухкилометровых карт почти по всем областям России.

Если нам известно название небольшого насёленного пункта, но зона предположительного его нахождения достаточно велика, то мы столкнёмся опять с проблемой его выявления среди одноимённых насёленных пунктов. Эта проблема сходна с проблемой однофамильных родов. Тут нам потребуется хоть какая-то дополнительная информация или если её все-таки нет, а количество этих пунктов незначительно можно проводить исследование по каждому из этих насёленных пунктов, пока не выяснится который из них "Ваш".

Если Вы, наконец, знаете название насёленного пункта, то очень желательно выяснить его административно-территориальную принадлежность, или, говоря проще выяснить его адрес (деревня, сельсовет, район, область) или (деревня, волость, уезд, губерния соответственно до 1920-х годов). Причём, этот адрес должен быть установлен на интересующий нас момент времени. Т.к. границы административных образований могли перемещаться, изменяя административно-территориальную принадлежность насёленных пунктов, т.е. адрес. Город, расширяясь, захватывал деревни, и они из района переходили в город. Образовывались новые области, районы могли переходить из области в область и т.д. Соответственно все делопроизводство после изменения административной принадлежности шло в рамках нового территориального деления, и откладывалась уже в соответствующих этому делению архивах и учреждениях.

Знание адреса необходимо чтобы Вы могли квалифицировано и успешно продолжить поиск в архиве или правильно составить заявку на проведение дальнейшего исследования. Т.е. что бы Вы могли правильно задать вопрос, что значительно увеличит шансы на "правильный" ответ или результат Ваших исследований.

В установлении адреса насёленного пункта, в первую очередь, Вам поможет поисковая строка в браузере, ну и конечно бумажные справочные издания. По современному состоянию Вы можете обратится к справочнику почтовых отделений России от А до Я, находящиеся в свободном доступе в каждом почтовом отделении. В советский период выпускались справочники по административно-территориальному делению. Например: Орловская область. Административно - территориальное деление на 1 января 1976 года. Орел 1976. И другие подобные издания, а также смотрите постановления правительства по образованию или переносу административных образований.

Административно-территориальное деление до 1917-1920 гг отражено, например, в изданиях Центрального статистического комитета МВД: Списки насёленных мест Российской империи. СПб 1861-1865. и Список насёленных мест по сведениям 1866 г. Такой-то губернии. СПб. 1871.

Неопубликованные справочники по административно-территориальному делению могут быть в областных архивах в фонде канцелярии губернатора, губернского правления, казённой палаты, архивной учёной комиссии.

В фонде 1290, РГИА имеются по ряду губерний подробные Сведения о насёленных местах на 1897 год.

Если Вам, по причине недостатка информации не удалось установить точное место события, постарайтесь максимально сузить район его вероятного нахождения и составьте себе ясное представление, где находятся границы этой зоны поиска.

Попытка проследить все перипетии перехода деревни Любощь, находящейся в Орловской области, из одного административно-территориального образования в другое на протяжении всей обозримой истории было предпринято мной на моем сайте diderix.petergen.com см. статью История места.

 

Как было сказано выше, для точной привязки события нужно знать место и ВРЕМЯ.

В случае, когда нам не известна точная дата того, когда произошло событие, мы также определяем некий временной коридор, стараясь соотнести интересующее событие с другими известными датами. Например, до 1917 года или после, до такой то войны или после, до свадьбы дяди Пети или после и т.д. Далее собирая информацию в различных источниках необходимо сужать коридор до точной даты. Для поиска в архивах приемлем "коридор" в один-два года. Возможно проводить исследование и с более широким "коридором", но надо понимать, что это будет требовать соответствующих затрат сил и времени.

Для определения дат, правильного соотношения с другими датами и (при желании) для пересчёта дат старого стиля на новый Вы можете обратиться к следующим изданиям: Хронологический справочник 19-20 века. Составитель Перпер, М.И. Л.,1984; Черепнин, Л.В. Русская хронология. М.,1944; Пронштейн, А.П. Хронология. Ростов-на-Дону, 1973.

 

 

 

Архив представляет из себя некое помещение, в котором стоят шкафы, в которых находятся папки с различными документами. Архивы являются государственными или ведомственными учреждениями. Для хранения и учёта хранящихся документов нанимается по возможности квалифицированный персонал. В более крупных архивохранилищах имеется так называемый читальный зал, представляющий из себя комнату со столами. Там исследователи могут ознакомиться с делами, хранящимися в архиве выдаваемыми им заведующим читальным залом на оснований Российского законодательства, подкорректированного правилами, установленными в этом архиве. Архивы выдают справки на запросы граждан, так же работники архивов могут проводить исследования, но все это обычно длится долго и не всегда отвечает ожиданиям исследований. Проблема тут заключается в уровне общей культуры и развитости всего общества, в уровне подавляющего большинства его членов на всех уровнях и вытекающему из этого отношения к истории, а вытекает из этого нищенское финансирование архивного дела с одной стороны и традиционно пренебрежительное отношение к человеку с другой. А из этой смеси соответственно вытекает масса препятствий на пути исследователя к знаниям. Подобное состояние дел требует от исследователя высокого личного уровня знаний и культуры для успешного прохождения как многих естественных, так и не менее многочисленных искусственных препятствий.

В архивы попадают документы, имеющие историческое, культурное, хозяйственное или иное значение для государства или организации и поэтому они финансируют хранение соответствующих документов. Различные документы имеют различный срок хранения. Например, медицинские карты проходивших стационарное лечение хранятся в архиве клиники двадцать лет, личные дела в архиве отдела кадров предприятий и учреждений - 75 лет и т.д. после чего они подлежат уничтожению. Некоторые виды документов по истечении определённого срока передаются из ведомственных архивов в государственные для дальнейшего хранения. Имеются документы, определённые на бессрочное хранение. Различные документы имеют разные степени допуска к ознакомлению с ними. Например, метрические книги церквей выдаются исследователям для ознакомления через сто лет от даты заполнения.

Это связано с существующими у нас нормами защиты персональной информации о человеке. Существующие у нас нормы далеко не бесспорны, как и их исполнение, но это отдельный разговор. Вам необходимо быть готовым к тому, что при запросе материалов, содержащих персональную информацию за последние сто лет, у Вас могут затребовать подтверждение родства. Это одна из причин, по которой важно начинать сбор документов с себя. Хорошо, когда у Вас наготове есть Ваше свидетельство о рождении, свидетельства Ваших родителей и дедов-бабок и т.д., для подтверждения Вашего родства с исследуемым человеком. Согласно Закону об архивах каждый гражданин имеет право ознакомится с делами, хранящимися в архиве на основании личного заявления или отношения от организации, если это не ограничено другими подзаконными актами. Кроме того, по факту это право может быть произвольно ограничено работниками архива. Известен случай, когда в Карелии исследователь вынужден был посещать читальный зал архива с судебным исполнителем, обеспечивавшим его законное право работы в архиве. Так же это право может быть ограничено количеством выдаваемых дел и сроками их выдачи. Это ограничение может иметь как объективный характер (недостаток государственного финансирования) так и субъективный (личные представления работников архива, недостаток личного финансирования и т.д.). Маленькие читальные залы не всегда могут вмещать всех желающих, что создаёт очереди. Вам могут отказать выдать дела на основании их плохого физического состояния, на основании того, что с этим делом работает другой исследователь и вообще архив просто может быть закрыт из-за отсутствия финансирования. Есть архивы, в которых читальные залы отсутствуют, и они отвечают только на письменные запросы. Работа с архивами посредством письменных запросов, при правильной формулировке запросов, может быть весьма эффективной. Недостаток государственного финансирования толкает работников архивов к попыткам коммерциализировать работу архивов. Все большое распространение получает взымание платы за выдачу справочной информации, копирование, за проведение поиска и т.д.

И все-таки не смотря на эти и многие другие препятствия, подкарауливающие Вас, самым главным препятствием остаётся собственная неосведомлённость исследователя, отсутствие необходимых знаний, опыта и что греха таить, подчас элементарной культуры. Преодоление этого препятствия находится полностью в Ваших руках и зависит только от Вашего желания.

 

Нам известно, что в библиотеке хранятся книги. Каждая из этих книг написана каким-то автором на основании каких то фактов, которым писатель стал свидетелем или узнал о них от других людей или из документов, в книге может описываться личный опыт человека или его фантазии и его личное отношение ко всему выше перечисленному. Большое количество самых разных книг систематизируется в библиотеке по двум параметрам. По фамилии автора, то есть имеется именной каталог, в котором информация о книгах расположена согласно фамилиям авторов в алфавитном порядке. В библиотеке имеется так же систематический каталог, в котором сведения о книгах расположены по темам. Например, книги по истории, по краеведению, по географии и т.д. Внутри систематического каталога книги так же располагаются в алфавитном по рядке по фамилии автора или по названию.

В архиве могут хранится самые разнообразные объекты хранения, в основном там хранятся различные документы. Эти документы написаны разными людьми, которые чаще всего и не подозревали, что пишут историю. Это и чиновники, пишущие отчёты или заполняющие те или иные бланки, доносчики, пишущие кляузы, доктора, военные, писари, крестьяне, цари и т.д. и т.п. Совершенно разные люди. Как же систематизируется это море столь разной информации. Документы, относящиеся к деятельности ведомства или организации, объединяются в фонд. Внутри фонда дела объединяются по временному или тематическому признаку в описи, которые представляют из себя тетради, в которых записаны названия дел включённых в эту опись. Соответственно каждому делу присваивается номер. Дело, представляет из себя один или ряд документов. Например, РГВИА. Ф. 2581, оп. 2, д. 938. Приказы по Лейб-гвардии Павловскому полку 1916-1917гг.

Соответственно, что бы заказать дело надо знать номер дела, номер описи и номер фонда.

Справочный аппарат в архивах развит по-разному, и обычно очень далёк от потребностей исследователей. Но имеющиеся картотеки созданные самоотверженной работой работников архивов, могут оказаться очень полезным.

Придя в архив с намерением проводить исследование самостоятельно, Вы приносите личное заявление или отношение, в котором определена тема Вашего исследования, которое Вы предполагаете проводить в этом архиве. Вы, обычно, проходите собеседование с директором архива или заведующим читальным залом. На собеседовании работники архива определяют, насколько Вы понимаете, куда Вы попали, насколько заявленная Вами тема и исследуемый период времени соответствует профилю архива. Лучше, по возможности заявить как можно более широкую и расплывчатую тему исследования, т.к. если у Вас заявлена тема, например, "История рода крестьянина В.Васильева родившегося в 1889 г.", то при возникновении необходимости отследить историю рода в 20 веке или родственную связь с купеческими или дворянскими родами работники архива могут Вам отказать, и Вам придётся обращаться с новым заявлением по новой теме. В данном примере предпочтительней заявить тему "История семей такой-то губернии в 19-20 вв."

Заявление пишется в свободной форме. Указывается, кому оно предназначено.

"Директору такого-то архива И.И.Иванову от П.П.Петрова, проживающего, паспортные данные".
"Глубоко уважаемый Иван Иванович, прошу Вас разрешить мне работать в Вашем архиве по теме "История семей такой-то губернии в 19-20 вв."
С уважением, дата, подпись"

В случае с отношением от организации используется бланк этой организации с реквизитами организации и текст будет примерно выглядеть следующим образом:

"Глубоко уважаемый Иван Иванович,
ООО "Заготрогаикоп" просит Вас разрешить нашему работнику Петру Петровичу Петрову работать в Вашем архиве по теме "История семей такой-то губернии в 19-20 вв."
С уважением директор ООО "Заготрогаикоп" С.С.Сидоров, дата, подпись"

Сейчас в стране почти в каждом крупном городе и во многих мелких имеются генеалогические общества и объединения или их филиалы. Процесс объединения исследователей и возникновения новых обществ продолжается в соответствии с ростом интереса к истории своего рода. Эти общества объединяют людей, занимающихся генеалогическими разысканьями и могут выдавать исследователям отношения для обращения в архив.

Еще до прихода в архив необходимо очень внимательно и вдумчиво ознакомится с путеводителем по этому архиву. Из путеводителя Вы можете узнать, документы за какой период времени хранятся в этом архиве. Какие фонды имеются в этом архиве, что хранится в этих фондах и за какой период времени. Изучив путеводитель по фондам архива, Вы сможете составить предварительный план работы.

Путеводитель по архиву может быть в центральной районной библиотеке, в центральных библиотеках крупных городов, на сайте архива. Если Вы не смогли обнаружить путеводитель, то просьба ознакомится с ним, должна быть первой после Вашего прихода в читальный зал, где он точно есть. И только после внимательного и вдумчивого ознакомлением с путеводителем по архиву следует спрашивать совета и помощи у заведующего читальным залом. Заведующие читальными залами архивов обычно доброжелательные, квалифицированные и знающие специалисты, но надо понимать, что в их служебные обязанности не входит проведение поиска для Вас. К тому же их зарплата не зависит от того, будет Ваше исследование успешным или нет. Вы можете рассчитывать на пару добрых советов и пару ценных подсказок, дальше придётся работать самостоятельно.

Итак, после того как Вы внимательно ознакомитесь с правилами работы читального зала и распишитесь в этом, Вы сможете заказать интересующие Вас описи и если Вы найдёте заинтересовавшие дела, то сможете их заказать, а затем получить.

Интересующую Вас информацию Вы можете выписывать. При желании вы можете заказать копирование документов, согласно правилам и тарифам имеющимся в архиве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.