Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянское сословие




Подавляющее большинство населения России было крестьянами. Соответственно от сюда, простое арифметическое предположение, что, в любом случае, весьма не малая часть Ваших предков были крестьянами.

Крестьяне - наиболее благородный класс Российского общества. Не смотря на то, что крестьяне являлись низшим податным сословием с закреплённым законодательно уровнем бедности (запретом на владение более 15 га. земли), за ними в России всегда была высшая моральная и историческая правота, которую они прекрасно осознавали. Крестьяне в основном жили на земле, которую лично их предки завоевали и отстояли и которую лично их предки веками обрабатывали, кормя столь незначительные в процентном отношении другие классы. Выплатив все налоги и отработав все повинности, они могли действительно спать спокойно, и чувствовать полное удовлетворение от исполненного долга. Общаясь с природой, будучи хранителями вековых культурных традиций, они были наиболее органичной частью общества. Это был самодостаточный класс, который несопоставимо больше давал, чем получал. Крестьянам были присущи и все общие для всех людей пороки - лень, пьянство, зависть и т.д. и наверное по этому они позволили, небольшой группе своих соотечественников, загнать себя в дикое рабство.

Основной ячейкой организации крестьянского сословия являлась община. В понимании феномена русской сельскохозяйственной общины лежит ключ к пониманию всей истории России. Будучи живой структурой, община несла в себе древние традиции и глубокое языческое мироощущение, например о том, что воздух, вода и земля как творения Бога не могут принадлежать одному человеку, каждый должен иметь равные с другим надел имеющейся земли, но не больше, чем он мог обработать своими руками. Каждый член общины имеет право на надел общинной земли, и даже если он уезжал, его дети и даже внуки, вернувшись, могли получить от общины надел. С другой стороны, обретение полных прав в общине пришлым родом могло длиться не одно поколение. Отсутствовало какое-либо ясное понятие о частной и даже личной собственности. Это была весьма не простая организация, которая действовала, руководствуясь Понятиями. Крепостничество наложило глубокий отпечаток на общину, извратились многие её принципы, сделав её действенным инструментом колониального самоуправления. Даже после отмены крепостного права в 1861 году, фактически, община продолжала выполнять роль крепостника для крестьянина, держа его в своих крепких объятиях. С одной стороны общество страховало своего члена, гарантированно оказывая ему помощь в случае пожара, неурожая или потери кормильца, а с другой стороны полностью подавляла всякую инициативу, не давало ни какого шанса для предприимчивости, проявлению талантов, буквально била по рукам. Именно по этому Россия пахала деревянной сохой, как в каменном веке аж до образования колхозов в первой половине 20 века, да и в колхозах как и по сей день дела идут не на много лучше. В советское время тема общины была, можно сказать, засекречена и сегодня мало кто представляет, что это такое и на сколько, вся наша сегодняшняя жизнь пронизана общинным наследием. Это очень большая тема.

Первыми документами учёта крестьян были писцовые и переписные книги, в которых крестьяне записывались полуименами, без прозвания. Основной их комплекс хранится в РГАДА, фонд 1209. Поместный приказ. Запись лица в них в качестве крестьянина считалось достаточным основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения.

Петр 1 в место поземельной и подворной подати ввёл подушную подать, объединив крестьянство и холопство в один податной и зависимый от землевладельца класс. Имелось несколько разновидностей крестьян.

-Владельческие (частновладельческие) крестьяне, закреплённые за помещиком. Среди них различались пашенные, барщинные, оброчные и дворовые крестьяне. Переход из одной группы в другую зависел от владельца. Владелец имел право телесного наказания, без права смертной казни. К концу 18 века крепостничество достигло своего наивысшего расцвета и начало отцветать. В 1797 году был издан рекомендательный закон о трёхдневной барщине, в первой половине 19 века были введены ограничения на продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.д.

-Монастырские крестьяне при Петре 1 были изъяты и переданы в казённое управление, а потом в ведение Синода, в коллегию Экономии, поэтому стали называться экономическими. Мало чем отличались от государственных.

-Дворцовые крестьяне находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его семьи, они были обязаны различными повинностями ведомству двора. После 1797 года они стали называться удельными.

-Крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам. Этот разряд был создан указом 1721 года, которым разрешалось владельцам фабрик, дворянам и не дворянам, покупать крепостных крестьян к фабрикам.

-Черносошенные (чёрные крестьяне, лично свободные люди, государственные поселяне) жили на землях принадлежавших государству. На ряду с подушной податью, они платили особый, приравненный к владельческим повинностям сбор. Эти крестьяне имели право (при наличии увольнительного свидетельства) переселяться при малоземелье, переходить в мещанское и купеческое сословие, нанимать работников, выставлять за себя в ректруты нанятых ими для этого людей.

В 1718-1722 годах произведена была перепись податного населения и её "ревизия" т.е. проверка. Переписанные души стали носить название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность за исправное поступление подати возлагалась на землевладельца. Таким образом, все крестьяне платили подушную подать, отправляли натуральные повинности, рекрутскую повинность, подлежали телесному наказанию и были прикреплены к своёму месту жительства и своей общине.

С введением переписей основным учётным документом стали Ревизские сказки. В них вносили все податные сословия, самым многочисленным из которых были крестьяне. Ревизские сказки имели журнальную форму, в которой последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на описываемой территории. Их имя, возраст, сословная принадлежность, постоянное место жительства, нахождения на месте, проживание в семье родственников или работников. Всего было проведено десять ревизий 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1858. Их можно частично найти в федеральных архивах в фондах ревизских сказок и ландратких книг, Коллегии экономии (РГАДА, ф. 350); что-то может быть в фонде Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА). В региональных архивах в фондах наместнических правлений, казённых палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий, а так же могут быть обнаружены и в других фондах). Ревизские сказки являются весьма ценным источником генеалогических сведений. Подробнее см. Подъяпольская Е.П. Ревизские сказки как исторический источник // Академику Б.Д.Грекову ко дню 70-летия. Сборник статей. 1952. с. 311-321; Ступников А.А. Родословная. Киров. 1990.

Дополнительным важным источником являются посемейные списки, которые сходны по форме с ревизскими сказками. Для крестьян они велись казёнными палатами и волостными правлениями с 1858 года. Составлялись списки каждый год, но использовались обычно для местных нужд. Посемейные списки могут быть обнаружены в региональных архивах в фондах переселенческих управлений, волостных правлений, сословных учреждений, городских управ, казённых палат, мещанских старост, участковых земских начальников.

Не уничтоженные остатки опросных переписных листов Первой всеобщей переписи населения 1897 года могут быть обнаружены, на удачу, в фонда губернских статистических комитетов или в фондах переписных комиссий по переписи 1897 г. Незначительная их часть попала в фонд Центрального статистического комитета.

В областных архивах Вы можете почерпнуть сведения в документах уездного рекрутского присутствия. Многие мужчины служили в армии. С 1705 по 1855 год служили по 20-25 лет, т.е. армия была профессиональной. До 1874 года служба длилась 10 лет, а после была сокращена до 4-х лет служить должны были все годные мужчины достигшие 21 года. Очерёдность выделения рекрутов определялась волостным сходом домохозяев, на котором составлялся список призывников. Манифестом 1868 года предписывалось предоставлять по 4 рекрута на 1000 душ. Члены семьи старше 31 года в армию не призывались.

См.: М.Б.Петриченко. Методические рекомендации по составлению крестьянских родословных. СПб. 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.