Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности оценки




Основные требования к оценке и ее виды.

Педагогическая оценка включает в себя оценивание результатов обучения и воспитания ребенка и не сводится к отметке в баллах. Оценивание успехов ученика может выражаться в проявлении внимания к ребенку (или его игнорирование), в одобрении его взглядом, словом, в поддержке; это может быть награда, повышение социальной значимости и престижности, повышение его статуса, авторитета ребенка в глазах окружающих, значимых для него людей.

Виды оценок:

1) предметная оценка (оценивание знаний и умений);

2) персональная оценка (оценка личности, стремления учиться);

3) материальная оценка (призы, награды);

4) моральная оценка (оценивание поведения ребенка с позиции его соответствия моральным нормам).

 

Важнейшим способом оценивания результатов ребенка и важнейшим педагогическим стимулом является отметка в баллах. Поэтому необходимо отметить основные требования к отметке:

- крайние значения отметки часто не обладают стимулирующим влиянием и могут затормозить развитие успехов ребенка;

- педагогически оправданным представляется разрыв в один балл: он не вызывают сильной негативной реакции у ребенка и позволяет разъяснить ему критерии, по которым выставлена та или иная отметка, и то, к чему ему предстоит стремиться;

- нельзя допускать угасание реакции ребенка на отметки, которое может наступить в результате слишком частого, использования учителем завышения или занижения отметок, казалось бы, с целью повысить мотивацию ребенка.

- при оценивании результата работы ученика необходимо учитывать его собственный рост по отношению к самому себе, а не к другим учащимся; учитывая при этом его способности, старательность, настойчивость и желание работать.

Условия эффективности педагогической оценки:

- систематическое изучение и учет индивидуальных потребностей и интересов ребенка;

- развитие тех потребностей и интересов ребенка, которые соответствуют используемым педагогическим стимулам;

- варьирование характера педагогических оценок с целью избежать привыкания к ним ребенка;

- привлечение к оцениванию значимых для ребенка взрослых – родителей, а так же коллектива сверстников.

 

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность напрямую зависит от возраста ребенка: с возрастом у ребенка растет понимание необходимости приобретения знаний, умений и навыков.

Ребенок достаточно рано (примерно с полутора лет) понимает смысл оценочных слов «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», а значит уже можно вводить прямые оценки действий ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка развивается самооценка, он стремится получить публичное одобрение. В старшем дошкольном возрасте необходимо стимулировать соблюдение ребенком правил поведения, правил игры, демонстрацию знаний и умений, которыми овладел ребенок. Реагирование ребенка на похвалы подобного рода – один из признаков его психологической готовности к школе. Из-за того, что самооценка старшего дошкольника, как правило, является недифференцированной (он не отделяет оценку своего действия от оценки себя самого), ребенок еще не готов сознательно отнестись к отметке как оценке. Именно поэтому в подготовительных классах музыкальной школы отметка не является основным способом оценивания, ее использование ограничено.

В младшем школьном возрасте картина меняется: на первый план выходит необходимость оценить конкретный уровень усвоения ребенком знаний, умений и навыков, выполнение им дисциплинарных требований, правил поведения. Если у ребенка развиваются такие формы мотивации, это свидетельствует о личностной возрастной зрелости ребенка.

В подростковом возрасте все прежние формы стимулирования сохраняют свою актуальность, но возрастает роль социально-психологической оценки ребенка сверстниками и друзьями. Более значимы для подростка оценки личностного плана (а не оценки его успехов и достижений), оценки внешних форм поведения, а не внутренних мотивов. Эффективность педагогической оценки как стимулирующего фактора напрямую зависит от того, насколько педагог озабочен самооценкой подростка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.