Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем взаимосвязь рисунков 3 и 4 . 1 страница




Почему меньше?

Чтобы продать ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ единицу продукции, несовершенный конкурент СНИЖАЕТ цену.

Это понижение дает ему некоторый ВЫИГРЫШ, но одновременно приносит некоторые ПОТЕРИ.

Что это за потери?

Продавая 3-ю единицу за 37 долл., ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СНИЗИЛ тем самым и ЦЕНУ КАЖДОЙ ИЗ ПРЕДЫДУЩИХ ЕДИНИЦ ПРОДУКЦИИ (с 41 до 39 и с 39 до 37).

Следовательно, теперь ВСЕ покупатели платят более низкую цену, включая тех, кто КУПИЛ БЫ товары и за 41, и за 39 долл.

УБЫТОК фирмы на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл.? 2).

Этот убыток и ВЫЧИТАЕТСЯ из цены в 37 долл., и получается ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД - 33 долл.

ПОСЛЕ того, как валовой доход достигает своего МАКСИМУМА, предельный доход становится ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНОЙ.

Обратимся к таблице 2.

Таблица 2. Количество товаров, виды издержек, цена и виды доходов

 

Монополист стремится установить высокие цены на единицу продукции.

Если он установит самую высокую цену – 41 долл., то продаст только 1 единицу товара, валовой доход составит только 41 долл., а прибыль только (41-24) = 17 долл.

ПРИБЫЛЬ – ЭТО РАЗНИЦА МЕЖДУ ВАЛОВЫМ ДОХОДОМ И ВАЛОВЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ.

ПРЕДПОЛОЖИМ, что монополист снижает цену и установит ее на уровне в 35 долл. Тогда он сможет продать уже 4 единицы товара, но это тоже незначительный объем. Его валовой доход будет 140 долл., а прибыль (140-72) = 68 долл.

Если он будет следовать кривой спроса, то при дальнейшем снижении цены может увеличить объем продаж.

Например, при цене в 33 долл. он продаст уже 5 единиц. При этом уменьшится прибыль на единицу товара, но ОБЩАЯ величина прибыли будет ВОЗРАСТАТЬ.

А до какого ПРЕДЕЛА монополист будет понижать цену, стремясь увеличить свою прибыль?

До того момента, когда предельный доход (MR) будет РАВЕН предельным издержкам (МС), в данном случае – при продаже 9 единиц товара.

Именно в этом случае объем прибыли будет МАКСИМАЛЬНЫМ, то есть (225-117) = 108 долл.

А если продавец еще будет понижать цену, например, до 23 долл.?

Тогда результат такой: продажа 10 единиц товара, монополист получает предельный доход 5 долл., а предельные издержки составят 10,5 долл.

Следовательно, продажа 10 единиц товара по цене 23 долл. привела бы к уменьшению прибыли монополиста (230 – 127,5) = 102,5.

Вернемся к рисунку 3.

Рисунок 3. Валовой доход ТR и валовые издержки ТС монополиста.

 

 

Максимальный размер прибыли мы определяем не эмпирически «на глазок».

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАКЛОН КРИВЫХ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ВАЛОВЫХ ИЗДЕРЖЕК В ЛЮБОЙ ИХ ТОЧКЕ.

Проведем касательные к точкам А и В.

У них одинаковый наклон.

А это означает, что МR = МС.

Именно в этом случае ПРИБЫЛЬ монополии будет МАКСИМАЛЬНА.

В условиях несовершенной конкуренции РАВНОВЕСИЕ фирмы (то есть МR = МС) достигается при таком объеме производства, когда СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ НЕ ДОСТИГАЮТ СВОЕГО МИНИМУМА.

Цена при этом ВЫШЕ средних издержек.

При несовершенной конкуренции:

(МR = МС) < АС < Р,

то есть не соблюдается равенство МR = МС = АС = Р, которое должно было быть при совершенной конкуренции.

Монополист, стремящийся монополизировать прибыль, ВСЕГДА действует на ЭЛАСТИЧНОМ участке кривой спроса, так как только при коэффициенте эластичности, большем единицы, предельный доход ПОЛОЖИТЕЛЕН.

НА ЭЛАСТИЧНОМ УЧАСТКЕ КРИВОЙ СПРОСА СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТ МОНОПОЛИСТУ УВЕЛИЧЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА.

Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая ТR и ТС при различных объемах выпуска продукции. То же получим, если сравним МR и МС.

Эти два метода определения максимума прибыли РАВНОЦЕННЫ и дают ОДИНАКОВЫЙ результат.

Возьмем следующий рисунок 5.

Рисунок 5. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.

 

На рисунке 5 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е (на пересечении МС и МR).

От точки Е проведем вертикаль до кривой спроса D.

Так мы узнаем ЦЕНУ, которая обеспечивает НАИБОЛЬШУЮ прибыль. Эта цена установится на уровне Е1. Затененный прямоугольник покажет ВЕЛИЧИНУ прибыли монополии.

Но почему бы фирме не увеличить объем производства до уровня Q2 при более низкой цене Р2?

Это возможно, но только на рынке с совершенной конкуренцией.

При совершенной конкуренции именно в точке Е2 совпадают предельные издержки (МС), минимальные значения средних издержек (АС) и уровень продажной цены (Р). Если бы цена установилась на уровне точки Е2, то не было бы никакой монопольной прибыли.

Другими словами, МОНОПОЛЬНАЯ прибыль превышает нормальный уровень прибыли при совершенной конкуренции.

Если бы фирма установила цену на уровне Е2, то это было бы благотворительностью, не приносящей выгоды.

Ведь расширение производства во имя общественных интересов будет для фирмы нести большие дополнительные затраты, превышающие дополнительный доход.

Ведь в точке Е2 МС > МR.

Для рационально действующей фирмы это не нормальное положение.

Наоборот, для максимизации прибыли фирма создает некоторый ДЕФИЦИТ. Дефицит и определяет цену, ПРЕВЫШАЮЩУЮ предельные издержки.

Дефицит означает ОГРАНИЧЕНИЕ (меньший объем) предложения при несовершенной конкуренции по сравнению с тем объемом, который был бы при совершенной конкуренции.

На графике это видно как Q1 < Q2.

Монопольная прибыль в модели НЕСОВЕРШЕННОЙ конкуренции понимается как ИЗЛИШЕК над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции.

Монопольная прибыль проявляется как НАРУШЕНИЕ совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

Насколько УСТОЙЧИВО это превышение над нормальной прибылью?

Здесь все зависит от возможности притока в отрасль НОВЫХ фирм.

При совершенной конкуренции наплыв новых фирм быстро съедает прибыль выше нормального уровня.

НО ЕСЛИ БАРЬЕРЫ для вхождения в отрасль достаточно ВЫСОКИ, то монопольная прибыль получает УСТОЙЧИВЫЙ характер.

Только в ДОЛГОСРОЧНОМ периоде любая монополия является ОТКРЫТОЙ.

Поэтому в длительном периоде действует тенденция к ИСЧЕЗНОВЕНИЮ монопольной прибыли ПО МЕРЕ внедрения в отрасль НОВЫХ производителей.

Графически это означает, что кривая средних издержек АС будет только КАСАТЬСЯ кривой спроса D. Частично это будет похоже происходить при «монополистической конкуренции», которую рассмотрим позже.

Чтобы измерить СТЕПЕНЬ монопольной власти, используют «индекс Лернера» (1905-1982, английский экономист)

L = (Р – МС): Р

Чем больше РАЗРЫВ между Р и МС, тем больше СТЕПЕНЬ монопольной власти.

Величина L находится в интервале между 0 и 1.

При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера будет равен 0.

Совершенная конкуренция предполагает СВОБОДНЫЙ перелив ВСЕХ факторов производства из отрасли в отрасль.

Поэтому при совершенной конкуренции отчетливо проявляется тенденция к НУЛЕВОЙ прибыли.

А поскольку при несовершенной конкуренции появляются ПРЕПЯТСТВИЯ для свободного перелива ресурсов, возникает МОНОПОЛЬНАЯ прибыль.

3. Ценовая дискриминация

 

Ранее говорилось о том, что снижение цены каждой последующей единицы товара означает и СНИЖЕНИЕ цены предшествующих единиц продукции монополиста.

А сможет ли несовершенный конкурент поступить хитрее:

Первую единицу товара продать по цене 41, вторую – по цене 39, третью – по цене 37 долл. и так далее?

То есть, может ли монополист продать КАЖДОМУ покупателю товар по МАКСИМАЛЬНОЙ цене, которую тот готов заплатить.

Так мы подошли к особой практике ценообразования, которая называется ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.

 

Здесь под «дискриминацией» имеется в виду не ущемление прав, а «разделение».

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – продажа ОДИНАКОВОГО товара РАЗНЫМ потребителям по РАЗНЫМ ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

В чем смысл проведения политики ценовой дискриминации?

Смысл такой политики в СТРЕМЛЕНИИ МОНОПОЛИСТА ПРИСВОИТЬ СЕБЕ ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ и таким способом МАКСИМИЗИРОВАТЬ свою прибыль.

В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация делится на ТРИ вида: дискриминация первой степени, второй и третьей.

Рассмотрим каждый из этих видов.

При ценовой дискриминации ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ, или СОВЕРШЕННОЙ ценовой дискриминации, монополист продает КАЖДУЮ единицу товара КАЖДОМУ покупателю по его РЕЗЕРВИРОВАННОЙ ЦЕНЕ.

РЕЗЕРВИРОВАННАЯ ЦЕНА – та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара.

Это означает, что ВЕСЬ излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода СОВПАДАЕТ с кривой спроса на его продукцию, как на рисунке 6.

Рисунок 6. Совершенная ценовая дискриминация

 

Допустим, что предельные издержки являются НЕИЗМЕННОЙ величиной.

Тогда при проведении ценовой дискриминации ПЕРВОЙ степени – монополист продает первую единицу товара Q1 по ее РЕЗЕРВИРОВАННОЙ цене Р1, затем продает вторую единицу Q2 по цене Р2, и далее продает последующие единицы товара.

То есть из каждого покупателя как бы «выжимается» МАКСИМУМ того, что тот готов заплатить.

Тогда кривая MR СОВПАДЕТ с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn,

Так как именно в точке E кривая предельных издержек (MC) ПЕРЕСЕКАЕТСЯ с кривой спроса D (MR) монополиста.

Следовательно, ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД от продажи дополнительной единицы продукции В КАЖДОМ случае будет РАВЕН ее ЦЕНЕ, как и при совершенной конкуренции.

В результате прибыль монополиста ВОЗРАСТЕТ на величину, равную ИЗЛИШКУ потребителя (на затененной области).

Но на практике такая дискриминация встречается очень РЕДКО.

Ведь для ее проведения монополист должен быть ОЧЕНЬ проницателен и точно знать, КАКОВА максимальная цена, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара.

То есть совершенная ценовая дискриминация – это идеал, мечта монополиста. Поэтому она так редко и достигается.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ второй СТЕПЕНИ – это ценовая политика по установлению различных цен в зависимости от КОЛИЧЕСТВА покупаемой продукции.

При покупке БОЛЬШЕГО количества товаров потребителю устанавливают БОЛЕЕ НИЗКУЮ цену за каждый экземпляр товара.

Например, проезд в метро – различные тарифы в зависимости от КОЛИЧЕСТВА поездок. То есть метро проводит политику ценовой дискриминации ВТОРОЙ степени.

Часто проведение такой степени дискриминации проявляется в виде различных ценовых СКИДОК (дисконт).

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ третьей СТЕПЕНИ – ситуация, когда монополист продает товары РАЗНЫМ группам покупателей с РАЗЛИЧНОЙ эластичностью СПРОСА ПО ЦЕНЕ.

В этом случае происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА.

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА – разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности.

То есть монополист создает «дорогой» рынок и «дешевый» рынок.

На «дорогом» рынке спрос НЕЭЛАСТИЧЕН, и это позволяет монополии УВЕЛИЧИТЬ выручку за счет ПОВЫШЕНИЯ цены.

А на «дешевом» рынке – спрос ВЫСОКОЭЛАСТИЧЕН, и это дает возможность УВЕЛИЧИТЬ общую выручку за счет продажи БОЛЬШЕГО количества продукции по БОЛЕЕ НИЗКИМ ценам, как на рисунке 7.

САМАЯ СЛОЖНАЯ проблема ценовой дискриминации третьей степени – как надежно ОТДЕЛИТЬ один рынок от другого, то есть отделить «дорогой» от «дешевого».

Если это не сделать, то не будет реализована идея МАКСИМИЗАЦИИ прибыли. Ведь покупатели на «дешевом» рынке купят на нем продукцию по низким ценам и ПЕРЕПРОДАДУТ ее на «дорогом» рынке. Например, продажа в музее билетов для студентов.

Такая ценовая дискриминация также проводится в виде различных цен на блюда в ресторанах в дневное и вечернее время.

Такую дискриминацию поясним графически.

Рисунок 7. Ценовая дискриминация третьей степени

 

Здесь изображены рынки, на которых действует дискриминирующий монополист.

Возьмем случаи А и Б.

Предположим, что предельные издержки МС ОДИНАКОВЫ при продаже продукции по разным ценам.

Пересечение кривых МС и MR определяет УРОВЕНЬ цены.

Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках РАЗНАЯ, постольку и цены на них окажутся РАЗЛИЧНЫМИ в результате ценовой дискриминации.

На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1.

На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2.

Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольниками.

Сумма площадей прямоугольников в случаях А и Б окажется ВЫШЕ, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, НЕ ПРОВОДЯЩЕГО ценовую дискриминацию – случай В.

 

Таким образом, дискриминирующий монополист ДОЛЖЕН уметь надежно РАЗДЕЛЯТЬ свой рынок, ориентируясь на РАЗНУЮ эластичность спроса по цене у разных потребителей.

4. Потери от несовершенной конкуренции.

 

Потери от несовершенной конкуренции логично искать при сравнении с моделью рынка с совершенной конкуренцией.

Такая модель совершенной конкуренции предполагает наиболее РАЦИОНАЛЬНОЕ использование всех ресурсов, минимизацию затрат на производство продукции.

Рынок НЕСОВЕРШЕННОЙ конкуренции (imperfect competition) предполагает ОТКЛОНЕНИЕ от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции.

Поэтому общество несет определенные ПОТЕРИ в связи с монополизацией хозяйственной жизни.

Как именно возникают такие потери?

Проблема монополии в основном сводится к вопросу о СТЕПЕНИ ВЛАСТИ над ЦЕНОЙ.

Власть монополиста над ценой всегда относительна, и никогда не бывает абсолютной.

Если такой контроль над ценой монополист использует также для экономии на масштабе, для развития научно-технического прогресса, для насыщения рынка массовой стандартной продукцией по доступным ценам – то такая власть несет обществу некоторый выигрыш.

Но если монополия переступит некую ступень контроля над ценой, то это превращается в застой, в разрушение и даже уничтожение общественного богатства.

Потери от несовершенной конкуренции проиллюстрируем графически, на рисунке 8.

Рисунок 8. Потери от несовершенной конкуренции

 

 

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е (это точка пересечения кривой МС и кривой спроса D), тогда цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, и тогда потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.

Но в условиях НЕСОВЕРШЕННОЙ конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – где пересекаются МС и MR).

При такой цене Р2 объем предложения фирмы равен Q2. то есть этот объем МЕНЬШЕ объема при совершенной конкуренции:

Q2 < Q1

Потребительский излишек теперь УМЕНЬШИЛСЯ до площади треугольника Р2Е2Р0.

Монопольная прибыль теперь соответствует площади затененного прямоугольника Р1СЕ2Р2.

 

И отчетливо видно ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ, или «мертвый убыток» для общества – это треугольник ЕЕ1Е2.

Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя:

Часть достается (в виде затененного прямоугольника) самой монополии, а вторая часть этого излишка потребителя (в виде площади СЕ1Е2) вообще теряется обществом, вообще никому не достается!

Так же никому не достается часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1).

Это и есть неполученное, точнее, РАЗРУШЕННОЕ богатство общества.

По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий из-за монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5% - 2% валового национального продукта США.

5. Естественная монополия (natural monopoly).

 

Но в некоторых отраслях экономики эффективней не конкуренция, а организация отраслевого производства на базе всего ОДНОЙ фирмы. То есть производство любых объемов продукции внутри одной фирмы стоит ДЕШЕВЛЕ, чем в нескольких фирмах.

Эта эффективность вызвана в таких отраслях ОСОБЫМ значением РОСТА МАСШТАБОВ производства.

В этом случае долгосрочные средние издержки (LAC) производителя ДОСТИГАЮТ СВОЕГО МИНИМУМА и сохраняются на НИЗКОМ уровне в течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени вместе с РОСТОМ объема выпускаемой продукции.

Чем ВЫШЕ объем выпуска, тем НИЖЕ средние издержки, при этом ПРЕДЕЛЬНЫЕ издержки НИЖЕ средних при всех уровнях объема производства.

В графическом отражении средние издержки имеют не параболическую (U-образную), а L-образную кривую, как на рисунке 9.

Рисунок 9. Ценообразование в условиях естественной монополии

 

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ – отрасль, в которой деятельность единственной фирмы БОЛЕЕ эффективна из-за значительной ЭКОНОМИИ ОТ МАСШТАБА, сопровождающей рост производства.

В такой отрасли ОДНА фирма может ЦЕЛИКОМ обеспечить ВЕСЬ спрос, предъявляемый на ее товар.

То есть в такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара БЛИЗОК к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

Ситуация ЕСТЕСТВЕННОЙ монополии порождается ТЕХНОЛОГИЕЙ, использующей значительный объем постоянных издержек производства.

Ведь при разделении выпуска между ДВУМЯ или большим количеством фирм – МАСШТАБЫ КАЖДОЙ из них будут НЕЭФФЕКТИВНО МАЛЫ, то есть наличие БОЛЕЕ чем ОДНОГО продавца приведет к РОСТУ издержек.

Кроме того, конкуренция здесь НЕВОЗМОЖНА также потому, что самая крупная фирма ВСЕГДА обладает преимуществами по издержкам перед своими соперниками. Мелкие фирмы в этих условиях не способны выдержать конкуренцию и будут ВЫТЕСНЕНЫ с рынка.

К таким отраслям обычно относили большинство предприятий КОММУНАЛЬНОГО обслуживания (электро-, газо- и водоснабжение, канализация), предприятия железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Такие компании могут ЛЕГКО расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе.

А вот создание НОВОЙ дополнительной компании с аналогичными функциями будет обходиться слишком ДОРОГО.

На рисунке 9 показаны параметры издержек естественной монополии.

Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке E2, когда СРЕДНИЕ издержки все еще ПОНИЖАЮТСЯ.

Но если отрасль – естественный монополист, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и P1 соответственно точке (E), в которой пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), то есть в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (P1) ПРЕВЫШАЕТ величину средних издержек, естественный монополист получает ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ прибыль в размере прямоугольника P1E1MPm, а цена ЗНАЧИТЕЛЬНО превышает предельные издержки.

Но оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) СОВПАДАЮТ с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, то есть с кривой спроса D.

Все объемы выпуска ниже Q3 – НЕЭФФЕКТИВНЫ, так как потребители были бы готовы заплатить БОЛЬШЕ величины долгосрочных предельных издержек за БОЛЬШИЙ объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D).

А если выпуск ПРЕВЫШАЕТ Q3, то дополнительное производство продукции ПРЕВЫШАЕТ уровень имеющегося спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D).

Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является ОПТИМАЛЬНЫМ с точки зрения общества в целом.

Однако точка Е3 НЕ МОЖЕТ быть точкой долгосрочного равновесия. Ведь соответствующая ей цена НИЖЕ величины LАC, а фирма не может длительно существовать при ОТСУТСТВИИ нормальной прибыли.

Минимизация LАC в длительном интервале является фактором СОХРАНЕНИЯ высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов – даже при росте спроса на товар с уровня D до D1.

Экономия на масштабе производства ЗАЩИЩАЕТ естественные монополии от опасности появления конкурентов – до тех пор, пока НОВАЯ технология создаст эффективное производство в меньших размерах.

Главная проблема: монополист назначает цены, намного ПРЕВЫШАЮЩИЕ его издержки, а это создает проблему НЕЭФФЕКТИВНОСТИ распределения ресурсов с точки зрения общества. Кроме того, высокая цена на продукцию монополиста ведет к ПОВЫШЕНИЮ цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса. То есть НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ естественного монополиста РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

Как решается эта проблема?

Государство может либо создать барьеры для повышения цен на блага, либо барьеры для понижения объемов выпуска.

Но стремление государства препятствовать созданию естественной монополии может УВЕЛИЧИТЬ общие издержки общества.

С другой стороны, НЕРЕГУЛИРУЕМАЯ монополия ОГРАНИЧИВАЕТ выпуск продукции на уровне Р1, и тем самым формирует издержки общества в размере заштрихованной площади Е1ЕЕ3 на рисунке 10.

Рисунок 10. Чистые потери общества от естественной монополии.

 

Следовательно, интересы эффективности требуют ЗАМЕНЫ рыночных сил – силой государства:

Монополиста надо ЗАСТАВИТЬ производить больше Q1 и назначить цену НИЖЕ Р1 – или путем РЕГУЛИРОВАНИЯ его деятельности, или путем НАЦИОНАЛИЗАЦИИ данной отрасли.

Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.

Кроме того, органы регулирования должны соблюдать БАЛАНС между интересами потребителей, которым желательны НИЗКИЕ цены, и жизнеспособностью естественного монополиста.

Если пойти только навстречу интересам ПОТРЕБИТЕЛЕЙ и установить цены НИЖЕ издержек производства, это приведет к разорению монополиста или потребует увеличения налогов для возмещения убытков производства.

Таким образом, отмечаем ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА регулирования естественных монополий:

1 – ЦЕНЫ должны устанавливаться на уровне, МАКСИМАЛЬНО близком к предельным издержкам.

Ведь БОЛЬШИЕ отклонения цен от долгосрочных предельных издержек вызывают РОСТ чистых ПОТЕРЬ общества.

Если величина LMC НИЖЕ цены, то продукция производится в НЕДОСТАТОЧНОМ объеме.

Но если величина LMC ПРЕВЫШАЕТ цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но это – на рынке совершенной конкуренции.

 

В естественных монополиях издержки ПАДАЮТ с ростом выпуска из-за экономии от масштаба.

А это означает, что LMC всегда НИЖЕ LАC.

Установление цены на уровне ПЕРЕСЕЧЕНИЯ LMC и кривой спроса D (в точке Е3) означает производство продукции в объеме Q3 и соответствующий уровень цены Р3.

Цена Р3 в этом случае оказывается НИЖЕ величины LАC, то есть Р2.

Таким образом, данная отрасль НЕ ПОЛУЧАЕТ нормальной прибыли на вложенный капитал.

Следовательно, государство должно стремиться к установлению цен, МАКСИМАЛЬНО приближенных к предельным издержкам для минимизации «мертвого убытка» общества. Но при этом такие цены должны обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек монополиста.

В некоторых отраслях применяется особый способ для достижения такого БАЛАНСА – ДВУХКОМПОНЕНТНЫЙ (ГИБКИЙ) ТАРИФ (two-part tariffs).

Такой тариф можно установить при предоставлении услуг телефонной связи или снабжении электроэнергией.

Телефонные компании дают пользоваться услугами городской сети по фиксированному тарифу, сверх этого – за каждую минуту требуют отдельную оплату. Таким способом компании могут возместить свои издержки даже в том случае, если ПЕРЕМЕННАЯ составляющая равна предельным издержкам.

2 – Прибыль естественной монополии НЕ ДОЛЖНА превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.

Ведь нормальный доход на капитал включает явные издержки плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала. Этот нормальный доход обеспечит нормальную прибыль, и все издержки будут возмещены.

Поэтому регулируемая цена установится на уровне ПЕРЕСЕЧЕНИЯ LАC и кривой спроса D (на уровне Р2).

При этом потери общественного благосостояния МИНИМАЛЬНЫ по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Р1.

Но существуют ДВЕ проблемы, связанные с ценообразованием на основе долгосрочных средних издержек:

1 – При объеме выпуска Q2 продукции производится МЕНЬШЕ, так как цена ПРЕВЫШАЕТ долгосрочные предельные издержки. Величина ПОТЕРЬ общества при этом соответствует затененной области Е2С Е3 на рисунке 10.

2 – Долгосрочные предельные издержки многих естественных монополий, особенно сферы коммунального обслуживания, обычно изменяются в течение суток (день или ночь) или по сезонам (зима – лето). Цены должны ОТРАЖАТЬ эти изменения величины LМC во времени.

Но цены, основанные на LАC, обычно НЕ ОТРАЖАЮТ такие изменения затрат.

Если цена установлена ВЫШЕ LАC, то это УВЕЛИЧИТ прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества ВОЗРАСТАЮТ.

Следовательно, регулирующие органы НЕ ВЫПОЛНЯЮТ свою задачу по защите потребителей и по сокращению потерь общества.

 

3 ПРАВИЛО – Государственное регулирование должно обеспечивать ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства.

Если из-за государственного контроля цены установлены ТОЛЬКО на уровне возмещения издержек и получения нормальной прибыли, то монополист НЕ ИМЕЕТ существенных стимулов для МИНИМИЗАЦИИ своих издержек.

Так возникает еще одна задача регулирования – ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ расходов фирмы, включаемых в ее производственные издержки.

Один из стимулов для СНИЖЕНИЯ средних издержек – введение и сохранение НЕИЗМЕННЫХ цен на длительный период. В чем смысл таких цен?

В этом случае только СНИЖЕНИЕ издержек приводит к УВЕЛИЧЕНИЮ прибыли отрасли – но только до момента ПЕРЕСМОТРА тарифов за услугу.

Наконец, условия спроса также постоянно изменяются, и регулируемая цена требует корректировки с учетом этого фактора.

Но есть при этом и риски.

Чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические новшества, способные ПОНИЗИТЬ издержки производства.

Второй риск – регулирование цены может привести к уменьшению издержек, но за счет УХУДШЕНИЯ КАЧЕСТВА. Конкуренции нет, и ухудшение качества товара НЕ ОТРАЖАЕТСЯ на положении фирмы на рынке.

Но все же для контроля за уровнем качества применяются ДВА варианта: 1 – включение показателей качества в регулируемую цену, или 2 – компенсация потребителям за счет фирмы в случае падения качества товара НИЖЕ допустимого уровня.

 

Наконец, способом снижения власти монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. То есть государство может ОБЛЕГЧИТЬ появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли.

Иногда такое увеличение СТЕПЕНИ конкурентности рынка желательно даже в том случае, если придется ПОЖЕРТВОВАТЬ частью экономии на масштабе производства.

В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование вообще невозможны или нежелательны, можно применить АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ усиления конкурентных элементов, но не внутри отрасли.

Этот способ – конкуренция за ПРАВО ДОСТУПА в отрасль, за право быть ЕДИНСТВЕННЫМ поставщиком данного товара (получение ФРАНЧАЙЗА). Такой способ применяется в таких монополистических отраслях, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

В некоторых отраслях конкурентный механизм можно ВСТРОИТЬ на отдельных участках в рамки естественной монополии. Например, новейшие технологии сделали возможным конкуренцию НЕБОЛЬШИХ электростанций с огромными станциями – в сфере ДОСТАВКИ электроэнергии потребителям на чужие территории.

А прекращение деятельности естественной монополии может произойти из-за изменения в технологии производства.

 

6. Олигополия

 

Теперь рассмотрим более слабые проявления монополистической власти над ценой.

Первая из них – ОЛИГОПОЛИЯ.

ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly)– это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке нескольких производителей.

То есть, в олигополистической отрасли БОЛЬШЕ фирм, чем в условиях монополии, но значительно МЕНЬШЕ, чем при совершенной конкуренции.

Следовательно, олигополист обладает некоторой властью над ценой, но его власть ОГРАНИЧЕНА количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между ДВУМЯ производителями, то такой тип рынка называют ДУОПОЛИЯ (duopoly). Но это – частный случай олигополии, встречается редко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.