Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и образование




Общение

Мораль

Сферы культуры

Одной из важнейших потребностей общества является регулирование, упорядочивание отношений между людьми. Это же является и важнейшей потребностью каждого отдельного человека, поскольку жизнь в хаотизированном обществе, где каждый стремится к удовлетворению своих интересов, не считаясь с интересами других, невозможна. Поэтому одной из древнейших и важнейших сфер духовной культуры является мораль. Ее функция — регулирование отношений между людьми. В сфере морали не только вырабатываются и формулируются правила и нормы взаимодействия людей, но и вырабатываются способы поощрения тех, кто им послушно следует или, напротив, наказания тех, кто нарушает их.

Высшей ценностью этой сферы культуры является добро.

На вопрос, что есть добро, люди различных культур отвечают по-разному. Однако уже в древности предпринимались попытки выявить нормы общечеловеческой морали. Одна из таких попыток — знаменитые 10 библейских заповедей.

Вопрос об общечеловеческой морали до сих пор является одним из самых животрепещущих. Ответ на него, как и на другие, столь же важные в практическом смысле, может дать теория и история культуры.

Возникновение морали по времени совпадает с возникновением культуры, поскольку моральное регулирование — это регулирование не в соответствии с биологическими инстинктами человека, а зачастую вопреки им.

В сфере морали решается главный вопрос социальной регуляции и, следовательно, главный вопрос культуры — кем является для человека другой человек. Так, если он выступает в роли безличного члена коллектива, то мы имеем первобытно-коллективистскую мораль, если членом полиса — полисную, гражданскую мораль, если рабом Божиим — религиозную мораль, если средством достижения собственной пользы — индивидуалистическую мораль, если высшей ценностью — поистине гуманистическую мораль.

В соответствии с моральными ценностями и нормами выстраивается содержание всех остальных сфер культуры. Поэтому мораль является стержневой сферой культуры любого типа.

В синергетическом аспекте мораль предстает как культурный аттрактор, т. е. подсистема, вокруг которой «завязывается» порядок, определяющий состояние системы в целом.

К числу древнейших по происхождению сфер духовной культуры относится непосредственное межличностное духовное общение. При этом надо иметь в виду, что общение как таковое является стороной всех сфер культурной и общественной жизни. Оно может быть непосредственным и опосредованным. Например, когда общается между собой группа друзей и знакомых — (разговаривают, поют песни и т. п.) — это непосредственное общение. Когда те же друзья общаются через Интернет — это опосредованное общение. Общается и художник со зрителем, писатель с читателем — оба через свои произведения. Это также опосредованное общение.

В данном разделе речь пойдет о непосредственном межличностном духовном общении.

Первостепенное значение общения как сферы культуры связано с его главной функцией, социальной по своему смыслу, — обеспечением целостности общества и отдельных коллективов. Антропологическая функция общения заключается в том, что она удовлетворяет важнейшую потребность человека — потребность в другом человеке. В соответствии с этим главной ценностью, к обладанию которой стремятся участники общения, является взаимопонимание. Если оно отсутствует, то общение не выполняет ни своей социальной, ни антропологической функции.

Достижение взаимопонимания позволяет общению выполнять другую антропологическую функцию — гедонистическую. Л. Толстой называл наслаждение, полученное от общения, «обедом с нематериальной стороны». Важной антропологической функцией общения является также культивирование человеческих эмоций, в первую очередь нравственных чувств.

Правда, эту же функцию выполняет и искусство, но оно делает это иными, специфическими для него средствами. Между общением и искусством имеются отношения взаимодополнения: культивированный искусством человек, с одной стороны, обогащается как субъект общения, а с другой — общительный человек более открыт искусству, более к нему восприимчив; кроме того, искусство само по себе — одно из самых мощных средств общения, а общение, являясь одним из сложнейших видов творчества, в котором важную роль играют интуиция, воображение, фантазия, образное мышление (умение уловить образ собеседника и создать свой образ), справедливо рассматривается как своего рода искусство.

Общение выступает важным фактором духовного развития личности еще и потому, что оно позволяет удовлетворить потребность в самоутверждении. Установлено, что у некоторых социально-демографических групп (например, подростки) эта потребность превалирует над другими, и доминирующим способом ее удовлетворения является именно непосредственное общение со сверстниками.

Важнейшей антропосоциальной функцией общения является социализация подрастающего поколения в общении со сверстниками.

Наконец, духовное межличностное общение выполняет и информационную функцию, но она, пожалуй, наименее для него характерна: другие виды общения и другие сферы культуры выполняют эту функцию более успешно.

Одной из важнейших сфер культуры, позволяющей культуре выполнять свои жизнеобеспечивающие функции, является воспитание подрастающего поколения. На это люди обратили внимание уже на самых ранних стадиях своего развития.

Исследователи первобытного общества отмечают, что даже у племен, наиболее примитивных по уровню развития в сравнении со всеми известными нам реликтовыми племенами и народностями, воспитание юношества входит в число трех важнейших общеплеменных дел, первые из которых — обеспечение продовольствием и охрана населяемой области, кормовых пространств.

Вдумаемся в это: уже древние люди поняли, что воспитание подрастающего поколения — столь же важное дело, как и обеспечение продовольствием и охрана территории, которая может служить источником этих средств пропитания. Иначе говоря, уже древние понимали, что племя погибнет, если оно не будет должным образом воспитывать подрастающее поколение, точно так же, как оно погибнет без еды.

Итак, воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших сфер культуры, выполняющая жизнеобеспечивающие функции.

Функция воспитания заключается в воспроизводстве человека, потребного данному конкретному сообществу. При этом имеется в виду вся совокупность основных человеческих черт и качеств, т. е. человек в его целостности. Воспитание, таким образом, — это та сфера культуры, где антропологическая структура данной культуры становится видимой, поскольку в ней требования, предъявляемые к человеку данной культурой, т. е. определенные человеческие стандарты, заключены в систему правил и предписаний, имеющих разнообразную, но всегда достаточно определенную форму.

Общим для всех исторических, региональных, национальных типов воспитания является то, что главной интегральной ценностью этой сферы культуры является соответствие определенным требованиям, совокупность которых построена на представлении об определенном типе человека, потребного данному обществу. А поскольку различные общества значительно отличаются одно от другого, потому что живут в разных условиях, имеют разную историю и т. п., то различаются и требования к человеку, потребному данному обществу. Соответственно различаются и ценности, характерные для воспитания как сферы культуры.

Например, в обществе с объектной парадигмой, т. е. там, где человек мыслится главным образом как объект внешних воздействий — государства, церкви, семьи и т. п., важнейшей ценностью воспитания является послушание, т. е. покорное исполнение приказов, правил, предписаний, следование традициям, повторение образцов.

В обществе с субъектной парадигмой, т. е. там, где человек рассматривается прежде всего как субъект, т. е. источник активности, бездумное послушание не может быть ценностью. Таковой являются инициативность, ответственность, творческий подход к делу. Но так как без выполнения определенных правил никакое общество жить не может, то ценностью становятся сознательная дисциплина и самодисциплина.

Точно так же варьируется отношение и к другим сущностным силам человека и их сочетание между собой. Варьируются также формы и институты воспитания.

Образование как сфера культуры имеет гораздо более скромные задачи, чем воспитание. Его функция — передача знаний, необходимых для человека как члена данного сообщества.

Таким образом, если воспитание имеет дело с человеком в целом, то функция образования — культивирование лишь одной из сущностных сил человека — той, которую мы обозначили термином «рациональное». Она включает в себя такие компоненты, как умение мыслить, умение рационально, т. е. целесообразно, действовать и, наконец, знания. Исходя из этого можно сделать вывод, что образование правильно рассматривать как часть воспитания, поскольку целостный человек невозможен без такой его сущностной силы, как рациональное.

Однако возрастание объемов знания, которое надо было усваивать каждому последующему поколению по сравнению с предыдущим, привело к отрыву образования от воспитания и более того к умалению роли воспитания.

Эта тенденция стала особенно заметной к середине XX в., и тогда же стали особенно ощутимы ее губительные последствия. Они выразились в однобоком, одностороннем развитии человека — гипертрофии рационального начала в нем, причем в форме убогого рационализма с сугубо утилитаристским уклоном, и атрофии эмоционального начала, доходящей до полного бесчувствия. Результатом этого является моральная глухота, поскольку мораль — это не только знание о правилах поведения, но и нравственное чувство, а это требует развитой эмоциональной сферы. В связи с этим настоятельнейшей задачей современности является синтез воспитания и образования. Он возможен только в том случае, если главной целью и ценностью этой двуединой системы станет целостный человек во всей полноте развития его сущностных сил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.