Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общекультурные понятия




Философия

Процессы, происходящие в культуре современного западного общества, довольно точно отражаются в зеркале философии. Все принципы культуротворчества представлены в ней соответствующими направлениями. Так, принцип прагматизма имеет тезку - философию прагматизма, индивидуализм наиболее последовательно отстаивается экзистенциализмом, рационализм и прагматизм в совокупности — позитивизмом и т. п.

Острые противоречия современной культуры наиболее рельефно отражены в конфронтации двух способов философствования — сциентизма, сводящего все содержание не только философии, но и всей культуры к точным наукам, и эстетизма, согласно которому, напротив, предается анафеме наука и средоточием истинной культуры считается только искусство.

С той же степенью отчетливости философия отражает и другую тенденцию, характерную для современной западной культуры, — линию на синтезы. Интровертный ее вариант — тяготение всех философских направлений к антропологизму в различных его модификациях; экстравертный в стремлении философии к синтезированию с другими сферами культуры, в частности, с религией. С этих позиций выступают Д. Белл, философы Римского клуба.

Основные принципы буржуазного культуротворчества являются базой для формирования ряда общекультурных понятий. Источник одного из них — утилитаристски понимаемая практическая деятельность. Отсюда возведение в статус общекультурных всех понятий, связанных с процессом получения прибыли, в частности, выражение иерархии ценностей и даже иерархии человеческих достоинств в понятиях торговцев, капиталистов. Вспомним знаменитое американское выражение — «этот человек стоит столько-то» (называется сумма в банке, числящаяся на личном счете этого человека). Повсеместное употребление и предельно широкий смысл получают понятия «цена» («цена революции», «цена прогресса»), «курс акций» и т. п.

И наряду с этим в западной культуре нового и новейшего времени выстраивается цепочка понятий, источником которых являются те или иные лидирующие науки или, что особенно характерно для настоящего времени, наука в целом. В этом случае общекультурными становятся общенаучные понятия (например, «модель», «информация» и т. д.). Экспансия их из области науки в другие сферы культуры, точно так же, как и экспансия понятий «рыночного ряда», далеко не безобидна, поскольку приводит к обезличиванию человеческих отношений, выхолащиванию их гуманистического содержания. Не спасают положения, заимствования из области спорта. Конечно, такие понятия, как «команда», «старт», «финиш», «годы», «очки», «секунды», несут в себе большой заряд динамизма, но мало отличаются от научных и рыночных понятий в смысле возможностей культивирования эмоциональной стороны человеческой духовности.

Потребность в расширении круга общекультурных понятий связана также с необходимостью идентифицировать средствами культуры реалии современности. Главной из них является опасность гибели человечества в результате экологического коллапса или ядерной войны. Поэтому статус общекультурного понятия получило понятие «выживание». На уже упоминавшейся конференции философов Востока и Запада, проходившей в Гонолулу в 1989 г., этот факт особенно ярко был отражен в докладе Святозара Стояновича. Он подчеркнул, что со времени бомбардировок Хиросимы и Нагасаки человечество оказалось «в абсолютно новой, с точки зрения онтологии, истории, политики, антропологии и морали, ситуации», в силу вступил «новый календарь». По словам С. Стояновича, возможность применения ядерного оружия добавила к «царствам необходимости и свободы», о которых говорил К. Маркс, третье — «царство фатальной, человеком сотворенной случайности». На основании этого философ делает вывод о необходимости коренного изменения целенаправленности политики. Если раньше она сводилась к вопросу о власти, то теперь «не может быть законной политики, не занятой проблемой выживания (выделено мною — Л. К.) человечества»[328]. Иначе говоря, С. Стоянович вскрывает в этих словах смысл понятия «выживание» как одного из элементов ценностного содержания политической культуры. Однако на этом он не останавливается и столь же убедительно доказывает, что понятие «выживание» должно стать и важнейшей этической категорией. Планетарная этика, сторонником которой является С. Стоянович, включает в себя, по его мнению, «принцип активной надежды», воплощенный в «сверхкатегорическом императиве, определяющем в качестве высшего долга и высшей ценности выживание человечества»[329].

Таким образом, динамика смены рядов общекультурных понятий так же, как и другие стороны современной западной культуры, наглядно демонстрирует тенденцию, во-первых, к выходу на планетарный, общечеловеческий уровень и, во-вторых, к глубоким синтезам между различными, ранее обособленными элементами культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.