Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных нейропсихологических синдромов

Реквизиты Федерации для перечисления взносов на расчетный счет.

Формы оплаты членских взносов за 2016г.

 

Ульяновская региональная общественная организация «Федерация волейбола».

ИНН 7325102350 КПП 732501001

Р/с № 40703810010030000033

Филиал ПАО «Бинбанк» в г.Ульяновске

БИК 047308887

К/с № 30101810100000000887

Назначение платежа: Членский взнос за 2016г. от ваше ФИО. Без ндс.

 

2. Реквизиты для перечисления взносов на карту Сбербанка России:

Номер карты: 676196000290112433

Номер счета 40817810869003406300
Получатель: АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ БЕЛОУСОВ

Банк получателя УЛЬЯНОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8588 ПАО СБЕРБАНК Г.УЛЬЯНОВСК
БИК 047308602
Корр. счет 30101810000000000602
ИНН 7707083893
КПП 732502002

ВНИМАНИЕ!!! Написать в смс получателю ФИО от кого перечислен взнос.

 

локализация фактор Симптом нарушения фактора проба
Затылочные доли Правое полушарие Модально-специфический фактор Зрительно-пространственный гнозис (18, 19, 39 поля по Бродману)     Зрительный гнозис (18,19 поля): -предметный гнозис - лицевой гнозис   - цветовой гнозис     Фактор симультаннтности (18,19 поля) Односторонняя зрительно-пространственная агнозия (синдром левостороннего зрительного игнорирования): "невосприятие" тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле. В менее выраженном виде: смещение текста при письме в правую сторону относительно края листа бумаги; перечисление изображенных в альбоме предметов не слева направо, а в противоположном направлении; пропуск отдельных слов левого края текста. Возможно проявление в тактильной, двигательной и слуховой сфере. В тактильной сфере: игнорирование стимула – прикосновение к левой руке при синхронном прикосновении к правой, в двигательной: игнорирование левой руки в двуручных пробах, в слуховой: игнорирование стимулов, предъявляемых на левое ухо, в методике дихотического прослушивания Больной не использует левую руку, "забывает" надеть тапочки на левую ногу, натыкается на предметы, расположенные слева, при передвижении в пространстве и т.п.   Зрительная предметная агнозия (специфика): нарушение восприятия объектов по типу перечисления отдельных деталей. В некоторых случаях возникают трудностях воспроизведения порядка следования элементов, входящих в запоминаемую последовательность графического материала.   Лицевая агнозия. Степень его выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц. Цветовая агнозия: трудности в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона).   Симультанная агнозия: невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе, воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).   Различные изображения, анадиз деятельности больного.     Предметные картинки. Последовательность типа: +0+0+0; ++0++0++0; + 0 - + 0 -.   Изображения лиц, фотографии знакомых лиц, фотографии самого пациента.   Цветные изображения     Одновременное предъявление нескольких объектов, сюжетной картинки, чтение, срисовывание или самостоятельный рисунок.    
Затылочные доли Левое полушарие Зрительный гнозис (18,19 поля): -предметный   -буквенный и цифровой гнозис Зрительная предметная агнозия (специфика): фактическое отсутствие акта идентификации при сохранной возможности оценить зрительно предъявляемый предмет по его значимым характеристикам, отвечая на вопросы исследующего об отношении данного предмета к "живому – неживому", "опасному – неопасному", "теплому – холодному", "большому – маленькому", "голому – пушистому" и т.д. Менее точное опознание схематических изображений по сравнению с реалистическими. Нарушение произвольного запоминания последовательности графических стимулов, которое проявляется в сужении объема воспроизведения и наиболее отчетливо выступающее при введении интерферирующей задачи   Буквенная и цифровая агнозия (левая затылочно-теменная область): нарушено восприятие символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем, нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия). В чистом виде буквенная и цифровая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с "захватом" собственно теменных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем.   Предметные картинки     «Парные картинки»: реалистические и схематические изображения одних и тех же предметов     Изображения букв и цифр
«широкая зона» зрительного анализатора Зрительный гнозис (18,19 поля): - предметный   Зрительная предметная агнозия: отсутствие процесса узнавания, либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей, внешне может проявляться как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации.   Восприятие реальных, контурных, зашумленных или наложенных изображений
Теменная доля Верхние и нижние теменные отделы Кинестетический фактор (3, 1, 2 поля) Тактильная агнозия – астереогноз - невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков. Астереогноз обычно возникает при ощупывании рукой, контралатеральной (противоположной) очагу поражения. Однако при локальных очагах в теменных отделах правого полушария астереогноз может проявляться и в ипсилатеральной (здесь – левой) руке. Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермоалексия: невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые "вычерчиваются" обследующим на руке больного. Нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающие в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их "отчуждения" от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела Опознание на ощупь предметов различной формы и качества   Пробы Хэда  
Теменная доля Верхние и нижние теменные отделы Кинестетический фактор (3, 1, 2 поля) . Афферентная (кинестетическая) апраксияпроявляется как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Особенно страдает выполнение последней пробы в отсутствие зрительной афферентации, когда больному предлагается перенести установленное обследующим положение пальцев с одной руки на другую. Такие расстройства праксиса, как правило, наблюдаются при поражении левого полушария и проявляются на обеих руках, что соответствует утвердившемуся в неврологии представлению о ведущей роли левого полушария в организации праксиса. При правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке. Кинестетическая апраксия обнаруживается и в других психических функциях, имеющих в своей структуре моторное звено. К ним относятся письмо и речь («Эфферентная (кинестетическая) моторная афазия»).   Воспроизведение по образцу позы пальцев руки
Нижнетеменная подобласть (зона ТРО) Пространственный фактор (39 поле) Синдром нарушения пространственных синтезов: нарушения ориентировки в пространстве, дефекты пространственной ориентации движений и наглядно пространственных действий (конструктивная апраксия), аграфия, акалькулия, пальцевая агнозия, речевые расстройства ("семантическая афазия", "амнестическая афазия"), нарушение логических операций и других интеллектуальных процессов. Правое полушарие – наглядное пространство (отражение субъектом собственно пространственных характеристик внешнего мира). При локализации очага справа отмечаются нарушения ориентировки в объективном пространстве. Больные забывают знакомые маршруты движения, не могут правильно ориентироваться в собственной квартире, не могут найти свою палату в помещении больницы, трудности при рисовании плана больничной палаты, при рисовании (или опознании) географической карты, при восприятии или расстановке стрелок на "слепых" часах. Отчетливые дефекты могут возникать при актуализации из памяти представлений в случаях выполнения рисунка (куб, стол, домик, человек), в том числе и при срисовывании с образца. При выполнении движений, включающих пространственный компонент (пробы Хэда), больные путают левую и правую руки, а также – левую и правую половину тела; не могут воспроизвести положение тыльной стороны руки или ладони в заданной плоскости. В специальных графических пробах, требующих мысленного переворачивания фигуры при срисовывании, обнаруживаются отчетливые трудности в стыковке ее элементов, в их простой ориентировке. Аналогичные затруднения возникают при выкладывании фигуры из палочек, при складывании кубиков Кооса (конструктивная апраксия). Нарушается письмо под диктовку или списывание букв в связи с нарушением актуализации пространственно ориентированных элементов буквы, трудности дифференцировки воспринимаемых букв в правильном или зеркальном изображении. Выполнение заданий на ориентировку в реальном пространстве, группировки, исключение лишнего предмета, слова.   Срисовывание геометрических фигур, расстановка стрелок на «слепых» часах в соответствии с указанным временем, пробы Хэда.     Выкладывание фигур из палочек по образцу, складывание кубиков Кооса.   Списывание и письмо под диктовку букв с пространственно ориентированными элементами, слов с указанными буквами.
Нижнетеменная подобласть (зона ТРО) Пространственный фактор (39 поле)     Счетные операции страдают в звене понимания смысла числа из-за дефектов, связанных с распадом его разрядного строения. Задание написать число выполняется зеркально (17 – 71), либо с пропуском разрядов (1004 – 1000 и 4). При сохранном понимании числа дефект счета может наблюдаться при выполнении действий с числами, где у больных возникают трудности при переходе через десяток, трудности понимания вербально представленных наглядно-пространственных отношений типа "над-под", "справа-слева". Левое полушарие- «квазипространство»: словесное обозначение пространственных координат (сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади, над-под), а также (и в особенности) логические отношения, требующие для своего понимания соотнесения входящих в них элементов в некотором условном, не наглядном пространстве. Сюда же относится в сеть значений, семантических схем или полей - взаимосвязь и взаиморасположение слов и понятий в лексической системе языка. Нарушается пространственная организация движений вне зависимости от того, какой рукой выполняется заданное движение. Нарушение номинативной функции речи при характерной для данного синдрома амнестическо-семантической афазии (при подсказке – легко выполняется).       Дифференциация букв в правильном или зеркальном изображении. Запись числа под диктовку, списать число   Выполнение действий по инструкции (напр., положи тетрадь на книгу), понимание сложных логико-грамматических конструкций («брат отца» и «отец брата», «скатерть накрытая клеенкой» и «скатерть накрывает клеенку»)
Височная доля латеральные отделы Модально-специфический фактор Акустический гнозис (вторичные поля: 21, 22 поля): -фонематический фактор (22 поле левой височной доли). Степень выраженности нарушения различения звуков речи может быть максимальной (нарушена дифференциация всех речевых звуков), средней (нарушено различение близких фонем) и минимальной (при сохранности анализа фонем дефектно восприятие пар слов, различающихся только по одному фонематическому признаку, а также слов, редко употребляемых или сложных по звуковому составу). Нарушается понимание речи (импрессивная речь), в экспрессивной речи в наиболее выраженных вариантах синдрома - "словесная окрошка". В легких случаях - "отчуждение" смысла слова при правильном воспроизведении его звуковой оболочки, а в экспрессивной речи - трудности подбора слов при построении высказывания, нарушение номинативной функции речи (при подсказке путем произнесения начальных звуков слов – затруднения остаются). Данные нарушения характерны для акустико-гностической афазии. Нарушается процесс понимания при чтении. Особенно сильно может нарушаться письмо под диктовку в связи с дефектом анализа звукового состава слов. Различение слов-паронимов, подбор слов к заданному звуку, определение наличия звука в слове и др.    
Височная доля     латеральные отделы   - акустический гнозис (правое полушарие) - акустический гнозис – восприятие ритмических структур (оба полушария)     Дефекты акустического анализа и синтеза в неречевой сфере: нарушение идентификации бытовых шумов, нарушение восприятия и воспроизведения мелодий (экспрессивная и импрессивная амузия), нарушение в идентификации голосов по полу, возрасту, знакомости. Акустический анализ ритмических структур: восприятие ритмов, их удержание в памяти и воспроизведение по образцу. При поражении левой височной области прежде всего страдает акустический анализ и синтез внутренней структуры ритма; поэтому, чем более сложная (акцентированная, сдвоенная) серия подлежит запоминанию и воспроизведению, тем больше вероятность ошибок в ее выполнении, причем не только в выполнении по образцу, но и по инструкции. Оценка объема ритмического цикла при этом ограждает негрубо, хотя и может характеризоваться нестабильностью. При правополушарных очагах прежде всего нарушается восприятие структурной оформленности ритмического цикла как целого. Это проявляется в выраженном нарушении оценки ритмической структуры по типу сужения объема восприятия – нарушения, специфического для поражения правого полушария, в том числе и в отношении акустических стимулов. Структурно оформленные пачки ритмов лучше воспроизводятся по сравнению с простыми.     Ряд неречевых звуков; игры типа «Кто позвал?»   Проба на слухомоторные координации ("проба на ритмы"). Воспроизведение ритмических структур: простые, сложные ритмы
"внеядерные" конвекситальных отделов височных долей мозга Модально-специфический фактор Слуховая память: - слухоречевая память (37 поле левой височной доли)   - память на неречевые и музыкальные звуки, - сукцессивность: удержание последовательности словесных стимулов (37 поле правого полушария)   Нарушение слухоречевой памяти связано с изменениями нейродинамических параметров работы анализатора в виде патологического ретро- и проактивного торможения и уравнивания возбудимости (интерференция). Степень нарушений выраженности зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается больными легче, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы.   Трудности запоминания ритмических структур при увеличении объема содержащихся в них элементов и количества группировок, невозможность воспроизведения заданной мелодии, нарушение восприятия интонационных компонентов, определения принадлежности голоса лицу определенного пола и возраста, нарушается возможность индивидуальной идентификации голосов. Нарушается порядок элементов в словесной последовательности, «фактор края» (запоминается либо начальные либо последние слова). Вероятный механизм – нарушение симультанного "схватывания" целостности запоминаемой структуры.   инструкция показать части тела ("нос", "глаз", "ухо"): при единичном предъявлении словесных эквивалентов выполняется правильно, при последовательном (покажите "ухо-нос-глаз") - возникают ошибки в идентификации соответствующих частей тела. Повторение серии из 3-5 слов, фраз разной длины. Повторение сложных ритмических структур.     Повторение 10 слов, фразы.
медиальные отделы височной области Нейродинамический фактор: регуляция активности мозга, высший уровень психики – сознание Аффективные расстройства по типу экзальтации или депрессии, тоска, тревога, страх в сочетании с осознаваемыми и переживаемыми вегетативными реакциями. Нередко: нарушения сознания в виде абсансов и таких феноменов как "deja vu" и "jamais vu", нарушений ориентировки во времени и месте, а также психосенсорных расстройств в слуховой сфере (вербальные и невербальные слуховые обманы, как правило, с критическим к ним отношением со стороны больного), искажением вкусовых и обонятельных ощущений. Нарушения памяти: модально-неспецифического характера, протекающие по типу антероградной амнезии (память на прошлое остается относительно сохранной), сочетаются с нарушениями ориентировки во времени и месте (амнестический или корсаковский) синдром. Беседа с больным, наблюдение за его поведением и эмоциями в процессе обследования. Запоминание 10 слов, серий слов (по 3-5): кривая памяти растет, воспроизведение тем более дефицитарно, чем более гомогенна интерференция.
Базальные (глубинные) отделы височной области Нейродинамический фактор Левосторонняя локализация очага: синдром нарушений слухоречевой памяти - повышенная тормозимость вербальных следов интерферирующими воздействиями в условиях гомогенной интерференции, т.е. при запоминании и воспроизведения двух "конкурирующих" рядов слов, двух фраз и двух рассказов, некоторая инертность в виде повторения при воспроизведении одних и тех же слов. Заметного сужения объема слухоречевого восприятия при этом не наблюдается, так же как и признаков афазии. В пробах на воспроизведение ритмических структур больные с трудом переключаются при переходе от одной ритмической структуры к другой; наблюдается персевераторное выполнение, которое, впрочем, поддается коррекции. Поражение базально-височных отделов в правом полушарии мозга проявляется в трудностях воспроизведения порядка элементов, проявляющимся в более мягкой форме. Парциальная истощаемость связанных с височными долями функций – при выполнении заданий качество выполнения снижается. Запоминание 10 слов, серий слов (по 3-5): кривая памяти выходит на «плато», при воспроизведении - повторение слов в пробе. Ритмические структуры.
Лобные отделы мозга Зеднелобные отделы Кинетический (динамический) фактор(вторичные 6,8, 44,45 поля) Заднелобный синдром - нарушается смена звеньев процесса (развертывание во времени) и плавность ("мелодичность") перехода от одного звена к другому, предполагающая своевременное оттормаживание предшествующего элемента, незаметность перехода и отсутствие перерывов. Синдром поражения собственно премоторной области часто выступает в сочетании с подкорковым слагаемым. Центральное нарушение - эфферентная или кинетическая апраксия, которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса. Проявления: постоянный произвольный контроль (дезавтоматизация), упрощение или укорочение последовательности. При более массивных поражениях наблюдается патологическая инертность, "застревание" на одном из элементов в серии движений, затрудняющее переход к следующему звену программы. Нарушения письма проявляются в виде его дезавтоматизации, перехода к раздельному написанию букв, утери индивидуальных особенностей почерка. Левополушарные очаги обусловливают появление патологических симптомов и в контр- и в ипсилатеральной очагу поражения руке, в то время как патология в заднелобных отделах правого полушария мозга проявляется только в левой руке. Проба Озерецкого "кулак – ребро – ладонь". Воспроизведение ритмических структур (два медленных удара – три быстрых). Написание букв, состоящих из однородных элементов ("мишина машина").
Лобные доли Зеднелобные отделы Кинетический (динамический) фактор: Сукцессивность, плавный переход с одного звена на другое (вторичные поля)   Зона Брока (44, 45 поля)   В структуре синдрома можно видеть трудности решения арифметических задач в виде застревания больного на первоначально выполненных действиях, препятствующего переходу к последующим; в виде невозможности сменить неправильный алгоритм решения на правильный. Трудности возникают при выполнении счетных операций (особенно при серийном счете) с "обратным вектором": вычитание и деление заменяются сложением и умножением. При доступной актуализации закрепленных в индивидуальном опыте последовательностей в прямом порядке (январь, февраль, март..., декабрь; понедельник, вторник..., воскресенье) больные затрудняются в воспроизведении их в обратном порядке (декабрь, ноябрь,...январь; воскресенье, суббота,...понедельник), правильно начинают выполнение задания, но постепенно соскальзывают на автоматизированный прямой ряд. В задачах на произвольное запоминание у больных этой группы наблюдается феномен проактивного торможения, состоящий в том, что запоминание и воспроизведение предшествующего материала отрицательно влияет на запоминание и воспроизведение последующих стимулов, замещая их в случае грубо выраженной патологической инертности. Локализация патологического процесса в нижних отделах премоторной зоны левогополушария приводит к возникновению эфферентной (кинетической) моторной афазии. Патологическая инертность проявляется здесь в трудностях оттормаживания уже произнесенных звуков речи при переходе к последующим. В системе дефекта страдает не только экспрессивная сторона речи, но и понимание, особенно при быстром темпе обращенной к больному речи, поскольку ее восприятие требует соответствующей подстройки речевой моторики воспринимающего, которая нарушена.     Решение примеров в несколько действий, задач.   Воспроизведение автоматизированных рядов в обратном порядке (дни недели, месяцы года)     Повторение последовательности слогов, слов с оппозиционными по произносительным признакам звуками
Префронтальные отделы Фактор произвольности(10 и ряд других полей): регуляция, программирование и контроль деятельности (третичные поля обоих полушарий) Лобный синдром: нарушение произвольной организации деятельности, нарушение регулирующей роли речи, инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического исследования. Этот комплексный дефект особенно отчетливо проявляется в двигательной, интеллектуальной, мнестической и речевой деятельности. Нарушение произвольной регуляции деятельности (формирование намерения, в соответствии с которым определяется цель действия и прогнозируется образ конечного результата, соответствующего поставленной цели и удовлетворяющего намерению; выбор средств, необходимых для достижения результата, в их последовательной связи, т.е. создание программы, а также контроль выполнения программы, т.к. могут изменяться условия реализации программы, что требует коррекции, и, наконец, сличение достигнутого результата с тем, что предполагалось получить, и внесение коррекции, особенно в случае рассогласования прогноза и результата). При этом четко проявляется диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Эта диссоциация может принимать крайнюю степень выраженности, когда больному практически недоступно выполнение даже простых заданий, требующих минимальной произвольной активности. Поведение таких больных подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен "откликаемости" или "полевого поведения". Регуляторная апраксия, или апраксия целевого действия проявляется в том, что при смене последовательности стимулов больной продолжает осуществлять сложившуюся у него стереотипную последовательность, не обращая внимания на изменение стимульной ситуации В наиболее грубых случаях больной может продолжать актуализировать сложившийся стереотип движения рук при прекращении подачи стимулов. «Эхопраксия» - в ответ на один удар больной также выполняет одно постукивание, на два удара - стучит дважды. выполнение инструкций заданий, требующих построения программы действий и контроля за ее выполнением, задания типа: "когда я стукну по столу один раз. Вы поднимите правую руку, когда два раза – поднимите левую руку"   Выполнение заданий типа: «кулак-ребро-ладонь» а потом «ладонь- ребро-кулак», повторение ритмов.     Выполнение инструкций: «сожмите руку 2 раза.  
Префронтальные отделы Фактор произвольности: регуляция, программирование и контроль деятельности (третичные поля обоих полушарий)   Нарушение регулирующей функции речи: при выполнении двигательной программы, можно увидеть, что речевой эквивалент (инструкция) усваивается и повторяется больным, но не становится тем рычагом, с помощью которого осуществляется контроль и коррекция движений. Вербальная и двигательная компоненты деятельности как бы отрываются, отщепляются друг от друга. В наиболее грубых формах это может проявляться в замене движения воспроизведением вербальной инструкции. Инактивность как недостаточная интенция в организации поведения в выполнении движений и действий. В интеллектуальной сфере нарушается, как правило, целенаправленная ориентировка в условиях задачи и программа действий, необходимых для реализации мыслительных операций. Наглядно-мыслительная деятельность: при анализе содержания сюжетной картинки больной из общего "поля" картинки импульсивно выхватывает какую-либо деталь и в дальнейшем высказывает предположение о содержании картинки, не проводя сопоставления деталей друг с другом и не осуществляя коррекции своего предположения в соответствии с содержанием картинки. Мнестическая деятельность больных нарушается прежде всего в звене своей произвольности и целенаправленности: отсутствуют первичные нарушения памяти, но крайне затруднена возможность создавать прочные мотивы запоминания, поддерживать активное напряжение и переключаться от одного комплекса следов к другому. При заучивании 10 слов больной с лобным синдромом легко воспроизводит 4-5 элементов последовательности, доступные непосредственному запоминанию при первом предъявлении ряда, но при повторном предъявлении не происходит увеличения продуктивности воспроизведения: кривая заучивания имеет характер "плато", свидетельствующий об инактивности мнестической деятельности. Спонтанная речь обеднена, больные утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолалии, речевая продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными высказываниями. Также, как и в других видах деятельности, больные не могут построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при воспроизведении рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно-ситуационного плана. Такие нарушения речи квалифицируются как речевая аспонтанность, речевая адинамия или динамическая афазия. При поражении левой лобной доли особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение речевой продукции, снижение речевой инициативы. Более грубо при поражении левой лобной доли проявляется инактивность; снижение интеллектуальных и мнестических функций. При правополушарных поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции, готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки. Однако независимо от стороны поражения речь больного утрачивает свои содержательные характеристики, включает в себя штампы, стереотипы, что при правополушарных очагах придает ей окраску "резонерства". Вместе с тем локализация очага поражения в правой лобной доле приводит к более выраженным дефектам в области наглядного, невербального мышления, нарушается целостность оценки ситуации, происходит сужение объема, фрагментарность восприятия. Выполнение действий по инструкции.     Решение задач.   Понимание содержания сюжетной картинки.     Запомни 10 слов, запоминание групп слов.     Диалог на знакомую тему.     Выполнение действий по инструкции.     Наблюдение за деятельностью больного, анализ ошибок, проводимый вместе с больным.
базальные отделы лобных долей Нейродинамический фактор Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств. В целом для данной локализации поражения характерно своеобразное нарушение нейродинамических параметров деятельности, характеризующееся, казалось бы, парадоксальным сочетанием импульсивности (расторможенности) и ригидности, которые дают синдром нарушения пластичности психических процессов. Эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией характеризуется обедненностью аффективной сферы, монотонностью ее проявлений, недостаточной критичностью больных в ситуации нейропсихологического обследования, неадекватностью эмоционального реагирования. На этом фоне не обнаруживается отчетливых расстройств гнозиса, праксиса и речи. В большей степени функциональная недостаточность базальных отделов лобных долей сказывается на интеллектуальных и мнестических процессах. Операциональная сторона мышления остается сохранной, но оно может нарушаться в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью. Выполняя последовательность мыслительных операций, больные обнаруживают импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, уходят в сторону от основного задания, проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма. Пересказ прослушанного текста.
медиальные отделы лобных долей мозга   Нейродинамический фактор Синдром нарушения памяти и сознания. Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой больного в месте, во времени, своем заболевании, дезориентировкой в собственной личности. Больные не могут точно назвать место своего пребывания (географический пункт, больница). Симптомы дезориентировки в наиболее выраженной форме встречаются при двусторонних поражениях медиальных отделов лобных долей мозга. Однако они имеют и специфически латеральные черты. При поражении правого полушария мозга чаще встречается двойственная ориентировка в месте, или нелепые ответы по поводу места своего пребывания, связанные с конфабуляторной интерпретацией элементов окружающей среды. Дезориентировка во времени по типу нарушения хроногнозии также в большей степени характерна для правополушарных больных. Хронология при этом может оставаться сохранной. Нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных долей характеризуются тремя чертами: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного (в условиях интерференции) воспроизведения по сравнению с относительно сохранным непосредственным и нарушением избирательности процессов воспроизведения. Нарушение мнестической функции распространяется на запоминание материала любой модальности, независимо от уровня смысловой организации материала. Объем непосредственного запоминания соответствует показателям нормы в их средних и нижних границах. Однако введение в интервал между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи оказывает ретроактивное тормозящее влияние на возможность воспроизведения. В продукте воспроизведения появляются "загрязнения" (контаминации) за счет включения стимулов из других заучиваемых рядов, из интерферирующей задачи. При воспроизведении рассказа имеют место конфабуляции в виде включения в него фрагментов из других смысловых отрывков, что объясняется невозможностью оттормозить бесконтрольно всплывающие побочные ассоциации. Беседа с больным.   Воспроизведение ряда слов, фраз с «пустой» паузой, с паузой, заполненной беседой (гомогенная интерференция), заполненной деятельностью (гетерогенная интерференция).
      Правосторонние поражения характеризуются более выраженными конфабуляциями, что коррелирует с речевой расторможенностью; здесь возникает, так называемая "амнезия на источник", когда больной может непроизвольно воспроизвести ранее запоминающийся материал по случайной подсказке, но не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания; интерферирующая задача может приводить к отчуждению, отказу от признания продуктов своей деятельности больным с правополушарным поражением. При левостороннихпоражениях медиально-лобных, отделов, характеризуясь всеми перечисленными выше общими признаками, в том числе и нарушениями избирательности воспроизведения, выглядит менее выраженным в плане наличия контаминации и конфабуляции, что, видимо, обусловлено общей инактивностью и непродуктивностью деятельности. Одновременно с этим здесь наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.  
Глубинные отделы лобных долей Нейродинамический фактор, кинетический (динамический) фактор, фактор произвольности, энергетический фактор Лобный синдром, центральными в структуре которого являются грубое нарушение целенаправленного поведения (аспонтанность) и замена актуального и адекватного выполнения деятельности системными персеверациями и стереотипиями. Отмечаются грубые нарушения мотивационно-потребностной сферы: больные неопрятны в постели, связанный с этим телесный дискомфорт также не вызывает попыток от него избавиться. Нарушается "стержень" личности", исчезают интересы. Появляется феномен полевого поведения. Стереотипии носят насильственный характер, при невозможности оттормаживания раз актуализированного стереотипа. В основе их возникновения лежит очевидная застойность, ригидность, торпидность тех форм активности, которые удалось вызвать у больного. Списывание, срисовывание, выполнение действий по инструкции, наблюдение за деятельностью больного.
Подкорковые структуры Гипоталамо-диэнцефальная область энергетический фактор, нейродинамический фактор Возникает дефицит в регуляции мозговой деятельности и связанные с ним нарушения сознание, эмоций, внимания и памяти. амнестический синдром. Он имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности от легкой, выявляемой лишь в специальных клинико-экспериментальных условиях, до массивной, аналогичной выраженному корсаковскому синдрому с патологическим забыванием больным текущих событий. При этом сохраняется установка на запоминание и достижение требуемой продуктивности воспроизведения, а также – возможность контроля за осуществлением мнестической деятельности. В процедуре заучивания 10 слов в целом особенности "кривой заучивания" соответствуют так называемому общеорганическому типу, когда процесс заучивания растянут во времени, колеблется по уровню продуктивности и не достигает стопроцентного окончательного результата. Тем не менее, задача заучивания больным принимается, а ее выполнение контролируется и что доступный объем продуктивности воспроизведения как бы противоречит общему грубому снижению памяти. Отмечена относительная сохранность непосредственного воспроизведения, т.е. воспроизведения прямо примыкающего по времени к предъявлению стимульного материала. Он соответствует нижней границе нормы и составляет 5-6 элементов. Обращает на себя внимание тормозимость воспроизведения сформированных следов интерферирующими воздействиями, а также нарушение избирательности воспроизведения. Мнестический дефект компенсируется за счет смысловой организации материала. Самой важной отличительной особенностью нарушений памяти при данной локализации патологического процесса является их протекание на фоне снижения уровня активации, который, к тому же, обнаруживает значительные колебания в различных временных диапазонах. Снижение уровня активации проявляется и в эмоциональной сфере в виде общего уплощения аффективных процессов, их монотонности, вялости, сужения поля эмоционально-значимых стимулов, апатии.   Наблюдение в ходе нейропсихологического тестирования.   Воспроизведение 10 слов.
Срединные структуры мозга Мозолистое тело Фактор межполушарного взаимодействия Синдром аномии - проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные иди затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Синдром "дископии-дисграфии" - проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой. Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Лишь в специальных исследованиях – дихотическом прослушивании и определении времени двигательной реакции – можно отметить некоторое изменение показателей, свидетельствующее о замедлении процесса передачи информации из одного полушария в другое. В отличие от этого комиссуротомия в средних отделах мозолистого тела приводит к обнаруживаемым в обычном нейропсихологическом исследовании нарушениям переноса с одной руки на другую кожно-кинестетической информации при выполнении проб на праксис позы, проб на перенос на другую руку точки прикосновения, проб на выбор объекта по форме, предъявленного в одну руку, другой рукой. При дихотическом предъявлении вербальных стимулов поражение средних отделов мозолистого тела приводит к выраженному феномену игнорирования слов, предъявляемых на левое ухо, т.е. поступающих в правое полушарие мозга.   Проба на реципрокную организацию движений.   Дихотическое прослушивание.   Выполнение заданий на праксис позы, на перенос кожно-кинестетической информации с одной руки на другую.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список использованных источников. Порядок формирования структурных подразделений предприятия | Перед применением следует проконсультироваться с врачом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.