КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование состояния слуховой функции
1. Речевой метод обследования слуха речью Наиболее доступным и простым методом обследования слуха является речь разговорной и шепотной громкости. Данное обследование проводится в тихом помещении, длина которого должна быть не менее 6 метров, т.к. при нормальном слухе шепотная речь различается именно на таком расстоянии. Исследуются отдельно правое и левое ухо, поэтому ребенок должен повернуться к логопеду сначала правым боком, затем — левым, т.е. находиться в максимально удобном для слухового восприятия положении. Для достоверности исследования нужно провести «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть наружный слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. При обследовании слуха речью слова произносятся разборчиво, со скоростью произношения, дающей возможность ребенку осознать сказанное. Произнесение слов шепотом осуществляется на резервном воздухе (после выдоха) в целях уравнивания интенсивности шепота. Дошкольникам предъявляются хорошо знакомые простые слова сначала разговорной громкостью, а затем — шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, на котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки слуха используют слова, включенные в специально разработанные Л. В. Нейманом и A. M. Ошеровичем детские таблицы. При составлении таблиц авторами учитывались основные физические показатели речи: ее амплитудная характеристика (акустическая мощность звука), частотная характеристика (акустический спектр), временная характеристика (длительность звука) и ритмико-динамический состав речи. Выбор методики обследования слуха зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают изображения предметов (картинки), которые эти слова обозначают. Отраженное воспроизведение обследуется с помощью низкочастотных и высокочастотных слов (из списков Л. В. Неймана). Например: Высокочастотные слова Саша, часы, шишка, чай, зайчик, чашка, спичка, чижик, шашка и др. Низкочастотные слова Вова, дом, окно, ухо, море, рыба, волк, дым, булка, кукла, утка, молоко, лампа и др. При выраженном недоразвитии экспрессивной речи рекомендуется показывать картинки, названия которых он услышал (из таблиц A. M. Ошеровича):
После проведения обследования слуха методом речи разговорной и шепотной громкости проводится анализ полученных результатов. Анализ заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным (6 м). Нужно соотнести также расстояния, с которых ребенок разборчиво воспринимал разговорную — шепотную громкость, и частотную характеристику лучше различаемых слов (высокочастотных — низкочастотных). Эти данные являются показательными при дифференциации нарушений звукопроведения и звуковосприятия. При нарушении звукопроведения разница в восприятии речи шепотной и разговорной громкости незначительна — легче различаются высокочастотные слова. При нарушении звуковосприятия разница в расстоянии существенна — лучше узнаются низкочастотные слова. Кроме вышеописанного метода, состояние слуховой функции целесообразно исследовать инструментальными методами: камертональным и скрининговой аудиометрии (микроаудиометром-отоскопом, типа AudioScope 3, США). 2. Обследование слуха камертоналъным методом С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Данные, полученные по воздушной и костной звукопроводимости, сравнивают, после чего делают выводы о состоянии слуховой функции. Обследование лучше проводить низкочастотными камертонами (С-128, С-256), т.к. их звук долго слышится через воздух и через кость. Ребенок при этом успевает адекватно реагировать на предъявляемые тестовые задания. Для определения характера нарушения слуховой функции проводятся камертональные пробы Вебера и Ринне. Проба Вебера состоит в том, что звучащий камертон ставят на середину темени и ребенок отвечает, слышит ли он звук камертона в обоих ушах (в середине темени) или только в одном ухе. При здоровых ушах или при одинаковом слухе на оба уха (даже, если они больные) латерализации (смещения звукового образа) не будет (WT), а при больных ушах звук камертона латерализуется (W—>) в сторону больного уха или в сторону более больного уха — при поражении звукопроводящего аппарата и в сторону здорового или менее больного уха — при поражении звуковоспринимающего аппарата. Для уточнения результатов пробы Вебера проводится опыт Ринне, который заключается в сравнении воздушной и костной проводимости для одного и того же уха. С этой целью ножку возбужденного (звучащего) камертона устанавливают на сосцевидный отросток ребенка, т.е. за ухом. После того как ребенок перестал слышать звучание по кости, камертон переносят перпендикулярно слуховому отверстию и удерживают на расстоянии 2 см до тех пор, пока слышится его звучание. При здоровом ухе или поражении звуковоспринимающего аппарата воздушная проводимость преобладает над костной (R+). Преобладание же костной проводимости над воздушной характерно для заболевания звукопроводящего аппарата (R-). Если воздушная и костная звукопроводимость одинаковы, то имеет место нарушение слуха смешанного характера. Например: · при равнозначном двустороннем нарушении звукопроведения (кондуктивном) отмечаются следующие показатели — Wt, R-; · при одностороннем кондуктивном нарушении — W—> (больное ухо), R-; · при одностороннем нейросенсорном нарушении — W—>(здоровое ухо), R-K 3. Обследование слуха методом скрининговой аудиометрии Современным и достаточно точным методом определения не только характера нарушения слуховой функции, но и степени снижения слуха (минимальной) является скрининговая аудиометрия с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3, США). Данный метод заключается в регистрации условно-рефлекторного ответа ребенка (например, «слышу») на тональные сигналы. Микроаудиометр-отоскоп (рис. 3) объединяет в себе функции двух аппаратов: в верхней части прибора находится отоскоп, снабженный тремя сменными воронками различного диаметра (по размерам слуховых проходов) и оптическим увеличительным стеклом; ручка аппарата — пульт микроаудиометра включает индикаторы частоты (от 500 до 4000 Гц — речевой диапазон) и интенсивности (от 20 до 40 дБ).
Рис. 3. Микроаудиометр-отоскоп С помощью отоскопа можно осмотреть наружное ухо и барабанную перепонку, что позволяет установить возможные причины снижения слуха (обтурацию слухового прохода серными пробками, воспаление барабанной перепонки, втянутость барабанной перепонки). Микроаудиометр позволяет определить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ. Отсутствие реакции ребенка на низкочастотные и среднечастотные сигналы (500, 1 0 0 0, 2000 Гц) при заданной интенсивности 20 дБ позволяет предположить наличие у него минимального снижения слуха кондуктивного типа (нарушение звукопроведения). При регистрации реакций на низкочастотные тоны и отсутствии реакции на высокочастотный сигнал (4000 Гц) можно предположить нейросенсорное снижение слуха (нарушение звуковосприятия). Следует подчеркнуть, что диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребенку, у которого отмечается незначительное снижение слуха, следует рекомендовать тщательное обследование у сурдолога для объективного заключения. Однако нужно учитывать, что у большинства детей с ОНР, дизартрией, ринолалией, дисграфией, имеющих незначительное расстройство слуховой функции, является ее временный или флуктуирующий характер, поддающийся медицинскому воздействию. В связи с этим, нарушение периферического слуха в структуре речевого дефекта не является стабильным. Наличие или отсутствие сочетанных слухо-речевых недостатков обусловливает выбор оптимальных логокоррекционных методов и приемов. Поэтому для определения эффективных путей коррекционной работы необходимо проводить неоднократные динамические обследования (2-3 раза в год) слуха и речи детей. Литература
1. Гриншпун Б. М., Шаховская С. Н. Алалия // Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1998. 2. Королева И. В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей. — СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2000. 3. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М.: Владос, 2001. 4. Расстройстваречи у детей и подростков/ Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. 5. Сапожников Я. М. Методика исследования звукового анализатора// Основы пропедевтики в детской отоларингологии/ Под ред. М. Р. Богомильского. — М.: РГМУ, 1999. 6. Чиркина Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Дисс. д-ра пед. наук. — М., 1987. ГЛАВА X. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В этой главе представлены диагностические возможности нейропсихологического метода в обследовании детей с нарушением речевого развития. Для учителя-логопеда знакомство с нейропсихологическим методом анализа недостаточности речевой и других форм психической деятельности детей с нарушениями речи имеет важное практическое значение. Этот метод позволяет, во-первых, выявлять психофизиологические особенности (факторы), лежащие в основе тех или других аномальных проявлений, во-вторых — вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих — определять оптимальные (адекватные психофизиологической структуре дефекта) пути индивидуализированного подхода к ним в процессе фронтального коррекционного обучения.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |