КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенная и несовершенная конкуренция
Формы конкуренции (5): · в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции: o совершенная конкуренция; o несовершенная конкуренция: § монополистическая конкуренция; § олигополия; § чистая монополия. Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами. Черты совершенной конкуренции: · Очень большое число участников; · Стандартизированная (однородная) продукция; · Конкуренция носит ценовой характер; · Входные и выходные барьеры низки, легко преодолимы; · Каждая фирма производит настолько малую часть от общего объема производства, что никак не может повлиять на уровень цен, является «прайс-тейкером» (price-taker). Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке, и тем самым имеет место неравенство условий конкуренции. Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Черты монополистической конкуренции: · Относительно большое число фирм · Дифференциация товара · Основное внимание уделяется неценовой конкуренции · Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко · Фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену в силу квазимонопольного положения на рынке своего дифференцированного продукта (но не на рынке в целом)
Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики Черты олигополии: · Относительно малое число фирм на рынке · Продаваемые товары могут быть как однородными (стандартизированными), так и разнородными (дифференцированными) · В зависимости от того, какой характер имеет продукция (дифференцированный или однородный) большее или меньшее распространение имеет неценовая конкуренция · Высокие входные барьеры · В той или иной степени возможен контроль над ценами со стороны олигополистов Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов Черты монополии: · Единственный продавец · Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей · Конкуренция по определению отсутствует · Вступление на рынок очень затруднено или даже заблокировано · Значительный контроль над ценой Монопсония – рынок, на котором действует только один покупатель. Виды монополии: · открытая монополия; · закрытая монополия; · естественная монополия. Открытая монополия – монополия, возникающая в результате обладания конкурентными преимуществами; не имеет специальной защиты от конкуренции, поэтому часто носит временный характер. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (например, патентным правом). Естественная монополия – монополия, существование которой признаётся обществом экономически целесообразным; возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма.
13.5. Определение цены и объема производства Рыночное поведение фирмы предполагает определение цены и объёма производства; различно в зависимости от структуры рынка (в условиях совершенной и несовершенной конкуренции). Цена в условиях совершенной конкуренции не зависит от фирмы. Фирма является субъектом, «соглашающимся с ценой» (price-taker); это связано с тем, что на этом рынке кривая спроса на продукцию каждой отдельной фирмы является совершенно эластичной. Объём производства в условиях совершенной конкуренции является основным планируемым показателем. Оптимальным будет такой объем производства, при котором максимизируется прибыль или минимизируются убытки. Общий подход к его определению – сопоставление издержек и выручки. Методы определения оптимального объёма производства: · метод сопоставления общей выручки с общими издержками; · метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками. 1. Метод сопоставления общей выручки с общими издержками: · случай максимизации прибыли; · случай минимизации убытков; · случай закрытия. Рис. 13.1. Случай максимизации прибыли Рис. 13.2. Случай минимизации убытков Рис. 13.3. Случай закрытия 2. Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками: · случай максимизации прибыли; · случай минимизации убытков; · случай закрытия. Рис. 13.4. Случай максимизации прибыли Рис. 13.5. Случай минимизации убытков Рис. 13.6. Случай закрытия Гипотеза о нулевой экономической прибыли: · в результате перелива капитала цена на рынке совершенной конкуренции в долговременном периоде стремится к минимуму средних издержек; · в этой ситуации фирмы имеют нулевую экономическую прибыль. 13.6. Определение цены и объема производства Цена и объём производства в условиях чистой монополии: · устанавливаются монополистом; · ограничены уровнем спроса (не могут быть сколь угодно высоки); · фирма является субъектом, «ищущим цену» (price-searcher). Метод сопоставления предельной выручки с предельными издержками: · случай максимизации прибыли;
· случай минимизации убытков; · случай закрытия. Рис. 13.7. Случай максимизации прибыли Рис. 13.8. Случай минимизации убытков Рис. 13.9. Случай закрытия Высокие входные барьеры могут позволить монополисту получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долговременном периоде. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии зависит не только от издержек и спроса (как в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии), но и от реакции конкурентов. Контрольные вопросы 1. Конкуренция способствует: а) эффективному использованию ресурсов б) повышению качества товаров и услуг в) созданию условий для снижения издержек производства г) все перечисленные ответы верны 2. К формам конкуренции в зависимости от степени концентрации участвующих субъектов относится: а) ценовая конкуренция б) несовершенная конкуренция в) индивидуальная конкуренция г) конкуренция продавцов 3. К характеристике дифференциации продукта не относится: а) индивидуализация продукции б) формирование потребительских предпочтений в) формирование лояльности потребителей г) здесь нет правильного ответа 4. Предметная конкуренция – это разновидность: а) неценовой конкуренции б) межотраслевой конкуренции в) монополистической конкуренции г) здесь нет правильного ответа 5. К числу входных барьеров относится: а) ограниченность ресурсов б) необходимость списания крупных инвестиций в) большие затраты по ликвидации производства г) противодействие клиентов 6. Условиям совершенной конкуренции в наибольшей степени соответствует рынок: а) стали б) канцелярских товаров в) автомобилей г) банковских услуг 7. Признаком монополистической конкуренции является: а) однородная продукция б) ценовой характер конкуренции в) уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей г) входные и выходные барьеры сравнительно невысоки 8. Признаком монополии является: а) отсутствие конкуренции б) отсутствие близких заменителей производимого продукта
в) значительный контроль над ценой г) все перечисленные ответы верны 9. [...] возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда весь рынок обслуживает только одна фирма: а) двусторонняя монополия б) естественная монополия в) искусственная монополия г) монопсония 10. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде: а) нет, поскольку в долгосрочном периоде ее средние издержки обязательно уравниваются с ценой товара б) может в том случае, если ей удается обеспечить поддержку государства в) нет, так как в долгосрочном периоде фирма-монополист не может обеспечить равенства MR=MC г) может, ибо в долгосрочном периоде она всегда может найти объем производства, при котором MR>MC 11. Конкуренция покупателей: а) характерна для рыночной экономики б) существует на рынке покупателя в) характерна для командно-административной экономики г) здесь нет правильного ответа 12. К формам конкуренции в зависимости от используемых методов относится: а) ценовая конкуренция б) несовершенная конкуренция в) индивидуальная конкуренция г) конкуренция продавцов 13. К характеристике дифференциации продукта относится: а) производство широкого ассортимента разнообразных товаров б) обеспечение узнаваемости торговой марки производителя в) дифференцированный подход к установлению цен г) все перечисленные ответы правильны 14. Видовая конкуренция – это разновидность: а) ценовой конкуренции б) внутриотраслевой конкуренции в) совершенной конкуренции г) здесь нет правильного ответа 15. Признаком совершенной конкуренции является: а) ценовой характер конкуренции б) дифференциация товара в) высокие входные барьеры г) возможность контроля над ценой 16. Признаком монополистической конкуренции не является: а) стандартизированная продукция б) дифференцированная продукция в) неценовые методы конкуренции г) низкие входные барьеры 17. Олигополистическая структура рынка предполагает: а) преодоление серьезных трудностей при вхождении фирмы и отрасль б) функционирование в отрасли нескольких крупных фирм в) производство дифференцированных или однородных товаров г) все перечисленные ответы верны 18. Признаком монополии не является: а) единственный продавец б) уникальность продукции в) полный контроль над ценой г) здесь нет правильного ответа 19. Закрытая монополия – это: а) монополия, защищенная юридическими запретами б) монополия, возникающая в результате внедрения новых технологий в) убыточная монополия, подлежащая закрытию г) здесь нет правильного ответа 20. В условиях совершенной конкуренции для максимизации прибыли фирма должна: а) соблюдать равенство средних издержек и цен б) обеспечивать соответствие предельных издержек и спроса в) обеспечивать равенство предельных издержек и предельного дохода г) все предыдущие варианты ответов неверны
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |