КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое использование русской пыли как фундаментальная ошибка бытия
Русская поэтическая речь Издательство Марины Волковой Челябинск, 2016 УДК 821.161.2 ББК 84(2Рос=Рус) Р89 «Русская поэтическая речь – 2016». Антология анонимных текстов. Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2016. – 568 с. ISBN 978-5-903322-77-0 Двухтомник «Русская поэтическая речь-2016» – часть одноименного проекта, направленного на выявление, демонстрацию и исследование среза современной русской поэзии с ноября 2015 по июль 2016 года. В первом томе «Русская поэтическая речь – 2016. Антология анонимных тестов» представлены ранее не публиковавшиеся подборки 115 поэтов России и зарубежья, пишущих на русском языке, без указания авторства текстов. Антология составлена как роман стихов, в котором каждая подборка стихотворений образует отдельную главу, начинающуюся джинглом – фразой о поэзии и её роли в сегодняшнем мире. Второй том «Русская поэтическая речь – 2016. Тестирование вслепую» – сборник статей по результатам чтения и исследования первого тома. Авторы второго тома – представители академической науки, свободные филологи, критики, читатели. Двухтомник «Русская поэтическая речь – 2016» и сопровождающие его веерные мероприятия не только презентуют актуальное состояние современной поэзии, но и предлагают механизм осмысления и проектирования её возможностей и перспектив, вплоть до создания новой гуманитарной идеологии. © Издательская группа «Десять тысяч слов» – дизайн, вёрстка, 2016. © Издательство Марины Волковой, 2016.
РУССКАЯ ПОЭТИ ' Щ> ЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Вместо предисловия № 1 Русская поэтическая речь (РПР) – по своим возможностям более фундаментальное явление, чем русская поэзия. Поэзия же – это просто самый эффективный инструмент РПР. Использовать РПР только для продуцирования стихов – всё равно, что заставить дракона высиживать куриные яйца, сколь угодно при этом золотые. Ирония в том, что именно так и происходит, то есть остальные возможности РПР в необходимой мере не используются. А эти возможности великолепны, ибо РПР при необходимости может сыграть роли а) философской системы; б) морального кодекс; в) инструмента имитации и даже создания реальности. И неудивительно, что нам наконец-то пришло в голову обозначить эту проблематику через проектную декларацию. «Русская поэтическая речь – 2016» (РПР– 2016) – это культурный проект, претендующий стать культурным сюжетом (1). Мы исходим из предположения, что современная русская поэзия – это не сумма индивидуальных поэтических практик, а многоступенчатые взаимоотношения того, что эти практики достигли и того, чего они не достигнут никогда, находясь в состоянии (1) Чем культурный сюжет отличается от культурного проекта? Цели проект ясны и достижимы. Цели культурного сюжета – пластичны и творчески непредсказуемы. Проект на какой-то период увеличивает культурную массу жизни. Сюжет имеет возможность эту жизнь изменить. Финал любого проекта – самоликвидация. Финал сюжета – саморазвитие. 6 индивидуальной разорванности. Именно в этой точке русская поэзия обнаруживает родовой узел с РПР, именно в этой точки их пути расходятся естественным образом. «РПР –2016» – это тестирование современной русской поэзии на наличие образа поэта-художника, который эту речь и создает. И хорошо, что уже в точке входа произошла фильтрация уровней художественного сознания поэтов. В одной древне-восточной культуре существовала «школа перемены имён»: любой художник, поэт или, скажем, каллиграф, достигая определенного уровня мастерства и соответствующего возраста, добровольно изменял свое имя, чтобы предстать перед публикой неопознанным, не защищенным своими авторитетом, наработанным годами, и напротив – защищенным от инерционного восприятия публикой своего творчества. «РПР–2016» в своей начальной части напоминает мотивацию «школы перемены имён». Согласие на анонимное участие в написание поэтического сверх-текста (коим и является первый том – антология) – это выбор человека, который обладает пластичным мышлением художника, понимающего, что персонификация любого художественного жеста, и создание на этом фоне репутационной и социальной иерархии – вещь интеллектуально не убедительная, хотя до неприличия привычная. Во втором томе мы будем анализировать поэтическое сознание именно таких художников, готовых двигать как минимум судьбы своей поэзии, а не «табуретку вокруг кухонного стола». Те же поэты, даже имеющие за плечами десятки выдающихся стихотворений, но идеологически не допускающие демонтаж своей индивидуальности, для нашего сюжета – не актуальны. Важно понимать, что с нашей стороны данная «неактуальность» не приговор, а всего лишь ракурс (2). (2) Справедливости ради, скажем, что больше половины из невошедших в антологию просто технически не смогли предоставить неопубликованные стихи, выразив по этому поводу искреннее (цитируем) сожаление. Подавляющее же число тех, кто идеологически не собирался участвовать в РПР–2016, обозначили причину (практически слово в слово) как «нежелание участвовать в подобных играх», обращая это определение к пункту «анонимности публикаций». Ну, во-первых, игра – самый эффективный способ обучения, а учиться никогда не поздно. А во-вторых, всё говорит за то, что ставить внутри нашей насквозь интертекстуальной культуры свое имя над более или менее новой фонетической комбинацией – вещь менее обдуманная, нежели адекватное пребывание в анонимной среде. Имеют место быть «репутационные пузыри», встроенные в навигационные карты современных культурных сценариев. Речь не идёт о 7 Теперь – немного арифметики. Прогнозируя ещё в самом начале «потери» в предполагаемом пуле участников, мы заранее превыси ли «лимит» обращений, размышляя вот о чём: в современной русской поэзии внутри каждого отдельно взятого поэтического поколения есть примерно 12-20 имён, которые влияют на «стилистическую ситуацию» больше, чем ситуация влияет на них (3). Новое поколение входит в литературное пространство раз в семь лет. В каждый отдельно взятый момент в этом пространстве должно находиться восемь активных поколений (в реальности все-таки семь), если учитывать, что самое младшее имеет возраст входа – 21 год от роду (4-5). Делаем вывод, что цифра 115 находит в зоне допустимой компетенции. Это актив. заслуженной или не заслуженной репутации. Речь идет о том, что любая репутация – «пузырь» сквозь который смотреть на реальность могут лишь те, кто реальностью этой реальности не очень-то озабочен. Путь художника начинается с самоутверждения, но не может не закончиться самоотрицанием. В противном случае перед нами художник-недоросль. Уязвимость такой позиции очевидна, но уязвимость – не всегда приводит к поражению, она может сыграть и мобилизационную роль. (3) Утверждение, что каждый отдельно взятый культурный фрагмент располагает только одним-тремя-шестью гениями, чье творчество является решающим в данную эпоху, мы здесь даже не рассматриваем по причине его исторической нечестности и, что менее важно, очевидной архаичности. (4) Арифметически первое и самое старшее поколение дают вместе 15-20 имен по причине еще не полной творческой проявленности в первом случае и физического убытия во втором. Повторим, что мы рассматриваем в данном случае арифметический аспект, и оставляем за скобками разность эстетического напряжения, которое сильно заметно на полюсах, и практически находится в симбиозе в средине всей поколенческой линейки. (5) Существует иное компетентное мнение, что 7 лет как поколенческий шаг в русской поэзии не так очевиден. «Длина» поколения в этой трактовке – плавающая, она может сокращаться лет до 7–8 или удлиняться лет до 12-ти. Рамки эти обусловлены переменами социокультурного ландшафта, на который приходится творческое и личностное становление, – и в этом смысле есть поколение позднесталинское, есть поколение XX съезда, есть поколение «застоя», есть поколение «перестройки», есть поколение ельцинской эпохи, и вот поколение путинской эпохи мы начали наблюдать лет пять назад. Эти шесть поколений налицо. Разумеется, привязка именно к политике не должна вводить в заблуждение: просто для каждого из этих политических периодов в русской истории характерна своя собственная культурная диспозиция: какие темы на повестке дня, какие прецедентные тексты доступны, и т. д., и т. п. 8 Теперь пассив: – мы не смогли привлечь по разным причинам примерно двенадцать выдающихся поэтов, чье творчество традиционно рассматривается сегодня как «необратимое присутствие» в современной русской поэзии; – предоставленные же стихи могут не являются знаковыми для текущего момента в творчестве любого из участников «РПР– 2016». Делать вывод, что эти два пункта могут дать серьёзную коррекцию целостности восприятия общей «картинки», разумеется, можно, но, полагаем, ещё рано. И вообще: сверхзадача «РПР– 2016» выходит за известные нам методологические рамки. Суть этого проекта не филологическая. А его искомый результат – создание новой гуманитарной идеологии. Ориентируясь на сверхзадачу проекта, сделаем несколько спорных заявлений. Первое: современные русские поэты вертикально дрейфуют внутри РПР и, дрейфуя, то и дело обнаруживают принадлежность к следующим группам: 1) создатели русской поэтической речи; 2) художники русской поэтической речи; 3) пользователи (хранители) русской поэтической речи. Наибольшим уважением среди референтного круга пользуются художники РПР, а среди литературной публики – пользователи (хранители). Заметим, что один и тот же поэт может за свою жизнь сыграть все три роли, хотя первая – создатель РПР – неуловима для литературоведческого определения, так как её практика лежит, возможно, в до-стихотворной зоне. Второе: поэзия – это уникальная платформа (почти операционная система) для эффективного взаимодействий различных уровней невежеств... Поэты в момент записи поэтического текста, а читатели при знакомстве с ним используют знания с таким низким профессиональным порогом, и такими вольными трактовками очевидный вещей, что иначе как «невежами» (в физике, химии, социологию, астрономии, астрофизики, в этике, эстетике и далее – со всеми остановками) их назвать не получится. При этом между поэтами да и между читателями устанавливается уникальный духовный и «экспертный» консенсус, который невозможен ни в 9 каком другом непсихиатрическом сообществе. Более того, поэзия предоставляет (и поэту, и читателю) возможность с любого уровня личного невежества практически без подготовки выйти на финишную прямую гуманитарного познания истины, какое оно (познание) только и бывает возможно в данный цивилиза-ционный фрагмент. Да, эта возможность ограничена во времени, её формулировки нестойки и подвержены постоянной ревизии и саморевизии, но они точно ощущаются как избыточно прекрасные и гуманные вне зависимости от принадлежности участников процесса к какой-либо части конфессионального или, например, интеллектуального спектров. Третье: «РПР–2016» ставит задачу осознать структурные возможности нынешнего русского художественного сознания на фоне новейших культурных деградаций, с которыми столкнулось наше общество. Русская поэзия и современный российский менталитет вступили в зону исторического симбиоза, допустить который было бы неверно с точки зрения выполнения миссии, начертанной русскому стиху. И последнее: возможно, сама русская поэтическая речь давно исчезла, а современная поэзия – это просто её случайно сохранившийся гонор. Тогда возникает вопрос: можно ли на основе этого реликта (гонора) воссоздать поэтическую речь со всеми её демиургическими возможностями? Ответ на него знает не наука, а энтузиазм отвечающего. Таким образом (а может быть и не таким, и не образом), мы убедили себя, что функционально авторы «РПР–2016» обеспечивают квалификационную чистоту эксперимента по выводу возможностей РПР из тени и предъявлению этих возможностей хотя бы декларативно. А какие логические чётки мы перебирали, чтобы убедить себя в этом, уже неважно. И еще немного о книге, которую вы держите в руках. Перед вами не сборник стихов, а роман. Нет, не «роман в стихах», а «роман стихов», поделенный на главы, где каждая глава, хочет она этого или не хочет, но является основанием и оправданием следующей. Не продолжением, а оправданием, что больше соответствует природе человеческой жизни. Каждую главу предваряет прозаическая фраза. И это никакая не преамбула, не тем более, упасибог, эпиграф, и вообще она не 10 имеет никакого отношения к тому, о чём в этой главе ведётся поэтическая речь. Эти фразы сродни «джинглам», которые делят радиотрансляции на фрагменты при помощи музыкальных отбивок. Так мы и будем их называть – джинглы. Если вам нравится, то пусть джинглы играют роль интеллектуального покашливание, принадлежащего одному из воображаемых читателей этой книги. К слову, наш читатель, то есть читатель этой антологии, исповедует не реактивное, а ритуальное чтение, при котором многообразность прочитанного сводится к одному, единственно верному образу. При реактивном же чтении – всё происходит наоборот (6). (6) Можно объяснить проще: реактивное чтения предназначено для общения с окружающими, а ритуальное чтение – для общения с самим собой. 11 Вместо Поэзия – из чего она, предисловия № 2 если не из стихов Есть известный литературный мем про «величие замысла». Отмахнуться от него невозможно: и Ахматова, которая это придумала, знала толк в правильном позиционировании, и Бродский, про которого это было сказано, в итоге, как мы знаем, не подкачал. К литературным проектам это относится не в меньшей мере, чем к поэтам, – ведь и поэт, как объяснил нам Мишель Фуко, не что иное как способ группировки текстов. Без величия замысла ничего не выйдет – но и на одном замысле далеко не уедешь, дьявол ведь в деталях. И хотя деталям будет полностью посвящён второй, аналитический том проекта, – несколько вводных соображений хотелось бы высказать вперёд. Можно очень по-разному и с разными задачами составлять антологии, и любая антология – это не просто зеркало (по возможности, не слишком кривое), она не только показывает нам некоторую часть реальности, но задаёт и легитимизирует определённый ракурс взгляда на неё. Антология анонимных авторских подборок (а это, как мы понимаем, совсем не то же самое, что совершенно анонимная антология, в которой неподписанные стихотворения разных авторов перемешаны) с неизбежностью требует от нас взгляда ответа на вопрос: важно ли, что эти подборки написаны разными людьми? Ощущаем ли мы разницу? Если очень-очень упростить, то можно сказать, что в старой, домодернистской системе представлений (и в современной консервативной) единица поэзии – отдельное стихотворение: оно должно как можно лучше отвечать некоторому набору требований 12 (единому для всех, с небольшими поправками на различия между жанрами) - и не столь важно, кто именно его сочинил. Выдающийся поэт в этой системе координат - тот, кто чаще и ближе подбирается к идеалу (философ сказал бы: к эйдосу поэзии). После модернистской революции конца XIX века - и, что менее очевидно, вдвойне после её второго, постмодернистского этапа столетием позже, - система координат изменилась. С одной стороны, «хороших стихов» уже создано столько, что за всю жизнь не перечитаешь. С другой стороны, представления об идеале как начали разбегаться в разные стороны, так и не могут уже полтораста лет остановиться, - и за ними разбежались в разные стороны сами поэты. В этой ситуации единицей поэзии становится авторский голос - и отдельное стихотворение оказывается в первую очередь представителем этого голоса. То есть оно, стихотворение, по-прежнему должно стремиться к идеалу - но только теперь этот идеал для каждого автора свой (и мы задним числом переосмысляем поэзию прошлого в этой системе координат, ищем особый эйдос Пушкина или Тютчева). Если так, то больше нет никакого смысла в том, чтобы писать «просто стихи», «ничьи стихи», и уж тем более - в том, чтобы писать «чужие стихи» (разве что ради забавы или провокации; мы были готовы к тому, что кто-нибудь с нами в эту игру сыграет, представив для этой антологии стилизацию или пастиш, - но нет, все, кто решился играть с нами в игру, выбрали игру всерьёз). Требуются только свои стихи, неопровержимо выдающие присутствие своего голоса. Но если голос есть, и если стихи удались, так что этот голос в них внятен и узнаваем (да, случается, что автор ощупывает границы собственного эйдоса и проверяет, насколько он может уклониться от самого себя, но и в этом случае ценность результата - в узнаваемости несмотря ни на что), - тогда подпись под текстом, авторское имя, становится факультативным элементом: квалифицированный читатель и так должен опознавать, кем это написано! Это, конечно, в идеале. В нашей книге 115 участников - осторожно предположим, что это пятая или шестая часть профессионально признанных авторов, действующих сегодня в русской поэзии. Цифры не вполне с потолка: они вытекают из количества авторов в важнейших антологиях этого века. Было бы слишком смело утверждать, что собственный голос есть у каждого из них, - но тот гипотетический квалифицированный читатель, которому положено этот голос различать, должен был бы ориентироваться примерно в таком объёме информации. Похоже, что 13 подобному требованию удовлетворяет лишь узкий круг профессионалов, читающих стихи практически круглые сутки, – и даже насчёт этих профессионалов есть сомнения, потому что мало кто из них читает авторов совершенно разных, у большинства есть вполне отчётливые априорные предпочтения. Поэтому на практике для большинства читателей вопрос стоит иначе: пусть я не узнаю этого автора по представленному десятку текстов (мало ли почему я его в прежней жизни, до «РПР– 2016», пропустил!). Но теперь, после «РПР–2016», распознаю ли я его, встретив в другом месте? Или даже проще: можно ли передвинуть пару-тройку стихотворений из этой подборки – в какую-либо другую? Если они говорят разными голосами – фокус не пройдёт, а «просто хорошие стихи» можно группировать по-разному. Это, разумеется, тоже в идеале. Потому что есть ещё навык различения, который хорошо работает со знакомым материалом и плохо – с незнакомым. Как с китайцами, которые будто бы все на одно лицо (нет, разумеется, – но надо много тусоваться с китайцами, чтобы уловить, в чём различия). Мы теперь ни при каких обстоятельствах не спутаем Брюсова с Бальмонтом, а Хлебникова с Кручёных, – но для современников, воспитанных на Майкове и Полонском, это всё была одинаковая белиберда. Обратное тоже верно: для привыкших к радикальным поэтикам совершенно неощутима грань между аккуратным эпигонством – и тонкими смещениями и разбалансировками внутри вроде бы привычных способов письма. Выходит, что наш эксперимент не может претендовать на научность: базовая гипотеза не выдерживает основополагающего научного критерия фальсифицируемости («мы пока не знаем», как говаривал Михаил Гаспаров, отчего читатель не распознаёт в данных текстах неповторимую авторскую индивидуальность: то ли это она недостаточно неповторима, то ли это он пользуется на другое настроенным слухом). А зачем нужны ненаучные эксперименты (кроме как для того, чтобы удовлетворить любопытство экспериментаторов)? Да всё для того же: задать и легитимизировать нужный ракурс. Никакие собственные свойства текста больше не важны: они что-либо весят и значат только в отношении к некоторому целому. Будет ли это и дальше целое авторской индивидуальности, как мы уже успели привыкнуть, или какое-то иное, – нам предстоит увидеть. 14 ГЛАВА № 1 Пусть читатель этой главы убедится, что медицина нужна по большому счету для того, чтобы узнать, от чего мы умрём. А поэзия – от чего мы умерли и почему при этом до сих пор живы. * * * Пыль во рту летящей птицы. Круглый лёд в зобу леща. Прошуршали наши лица, как тряпички трепеща. То сама себя капризней (слаще лытки мотылька), то, в отличие от жизни, смерть по-прежнему легка, но не так великолепна, как над нею облака... Слеплен хлеб. Судьба ослепла. И смола – из молока. И покуда в рай капустный наших деток прячем мы, «Это вкусно, это вкусно», – воют волки тёплой тьмы. * * * Ребристыми твёрдыми ртами касались мы в пятом часу, когда целовались котами, обоих держа на весу. По воздуху птицы шагали, пока он сквозь них не пророс. И выли сверчки по-шакальи над хворостом серых стрекоз. В пальто из промышленной ваты в сухой тишине серебра стояла ты продолговатой, вся стругана не из ребра. Раздевшись до штопаной блузки, ты шла прижиматься ко мне. Господь, некрасивый и узкий, ударил меня по спине. Практически без напряженья под кошек пугающий мяв Он выдавил два наслажденья, как тюбики, ангелов смяв: 15 загнул их в такую валторну, в такую спиральную жуть, что те изначальную форму уже не сумеют вернуть. И сразу же хлопнула фортка, и в комнате стало темно, и слёзы твои, идиотка, почти застеклили окно. За ним не канючили кони солидную меру овса, и грудь у меня на ладони опять уместилась не вся. Счастливее, чем полудурки, мы лыбились, а на полу два ангела, словно окурки, от злости шипели в углу. Давай их накроем рогожкой и выбросим, как воробьих, а то наши тёплые кошки неправильно смотрят на них. Тихой сапой слово «крот» открывает слово «рот», и мгновенно у крота лезет глина изо рта. Дом из пыли, если в нём пыльный мальчик, над огнём нагревая пыльный мёд, песни пыльные поёт. Мать из пыли. Пыль – отец. Пыль – начало и конец. Годовалая сестра пылью лыбится с утра. Всё из пыли: даже пыль, даже клевер и ковыль, даже пыльная тоска, лишь икона – из песка. 16 глава первая Время сделано из спиц, спицы сделаны из птиц, птицей голову намыль, и взлетит, как птица, пыль. Вот в коляске – инвалид, он из пыли, пыль – болит. Пожалеем – и в утиль, потому что жалость – пыль. Пыльный луч. Вокруг темно. Называется – кино. На экране – водевиль, в зале тихо плачет пыль. Из бумаги – только бог. Он бумагу где-то смог раздобыть себе и вмиг смял её и, смяв, возник. Он прошёлся по двору и пришёлся ко двору... Не сдувай с меня пылинки, а иначе я умру. И останется красив осенью лесной массив, он под ветром, кто не в курсе, не изящный, но курсив.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |