КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Псковское восстание 1650 года 1 страница
О причинах восстания. — «Норовят все вместе в Нем цы». — «Воровской завод и во граде мятеж». — «Служба с травы, и с воды, и с кнута». — «Праведная надежа, благочестивый государь». — Ход событий в марте - мае. — Ход событий в июне - августе О причинах восстания Восстание в Пскове принадлежит к числу та ких событий отечественной истории, в объяснении которых и поныне преобладают стереотипы марксист ской методологии. Фундаментальное исследование истории восстания было выполнено М. Н. Тихоми ровым еще в 1935 г., и время властно наложило от печаток на книгу ученого1. Для своего времени М. Н. Тихомиров создал уникальную работу, осно ванную главным образом на архивных источниках, а изложенные в ней выводы — результат серьезного исследования. Фундаментальный характер труда Тихомирова, а также локальный характер изучен ной проблемы стали причиной того, что десятиле- тия спустя его исследование остается единственной попыткой осмыслить драматичные события 1650 г. Между тем, за истекшие годы исследовательская ситуация в отечественной исторической науке кар динально изменилась. XVII столетие представляется уже не просто «бунташным веком», но сложнейшей переходной эпохой, соединившей в себе черты сред невековья и нового времени. В исследовании соци ально-экономических отношений этого периода пер востепенное значение имеют работы Л. В. Милова, в которых впервые в отечественной науке поставлена проблема особенностей развития предприниматель ства в России и преобладания в ее экономике «неадекватных форм капитала»2. Выводы Л. В. Милова настоятельно диктуют не обходимость вернуться к теме городских восстаний середины XVII в. Очевидно, что вряд ли нужно ис кать в социально-экономической жизни России это го времени новые явления, свойственные капитали стической экономике. Вопреки тому, что писал Ти хомиров, псковские сотни ни в коей мере не несли в себе черт цехового строя, а были обычными админи стративно-территориальными единицами3. Значит, протест псковских горожан никак не был связан с проблемами городской экономики и не может быть истолкован как проявление борьбы «предбуржуаз- ных отношений» с феодальными. Здесь необходимо описать политическую ситуа цию 1649-1650 гг. в Русском государстве. К началу 1650 г. правительство выполнило основные требова ния посадских и служилых людей Москвы и других городов, выдвигавшиеся в ходе восстаний 1648 г. Было осуществлено прикрепление крестьян к земле, посадские люди получили монопольное право тор говли в городах, и одновременно начался сыск зак ладчиков и беглых. Таким образом, правовое поло жение и дворянства, и посажан существенно улуч шилось. Восстание в Пскове в 1650 г. не было предопределено, и поэтому правомерным представ ляется сконцентрировать внимание не на причинах восстания, а на ходе событий, которые в конченом итоге сделали восстание необратимым, на выявле нии тех пружин, которые привели в действие взрыв ной механизм бунта. Как пишет Ж. Дюби, «изучение политической сферы в настоящее время — это не исследование простых сцеплений причин и следствий, как во вре мена позитивизма, а стремление рассмотреть всю совокупность многочисленных факторов, приводя щих к событию и обусловливающих расстановку сил»4. В русской исторической науке еще в 1970-х годах появились исследования, авторы которых фактически сформировали альтернативную мето дику изучения событий, имевших массовый харак тер. Это работы А. А. Зимина, А. Г. Тартаковского и других историков. А. Г. Тартаковский подчеркивает глубокое своеобразие «периодов, состоящих из це пи событий, в которых принимало участие множе ство лиц и которые непосредственно отражались в сознании больших человеческих коллективов». Вос стание 1650 г. и было таким относительно недолгим периодом в истории города, вместившим в себя множество событий, отразившихся в разнообразных источниках. В изучении событий, или, иначе, конъюнктуры, основополагающую роль играют информационные системы: способы передачи и хранения информа ции, а также быстрота и качество ее обработки, ос мысления. А. Г. Тартаковский считает, что «в источ никоведческом плане познание информационных закономерностей имеет первостепенное значение, ибо от этого зависит понимание глубинных процес сов образования соответствующих комплексов ис точников, равно как и уяснение их существенных свойств и потенций»5. Ж. Дюби подчеркивает зна чение информации, к которой открывает доступ изучение события, поскольку «высказывания совре менников по поводу события приподнимают завесу над обычно скрытыми структурами... внутри кото рых разразился и на которых сказался кризис»6. Как пишет Б. А. Успенский, «в семиотической перс пективе исторический процесс может быть пред ставлен как процесс коммуникации, при котором постоянно поступающая новая информация обу словливает ту или иную ответную реакцию со сто роны общественного адресата (социума)»7. Собст венно, задача настоящего исследования и состоит в выяснении того, как воспринималась информация в Пскове и какие выводы делали из ее осмысления горожане. «Норовят все вместе в немцы» В 1617 г. между Россией и Швецией был под писан Столбовский мирный договор, по которому побережье Финского залива переходило в руки шведов. Но как быть с православным населени ем уступленных Швеции районов? По договору все жители побережья могли уйти в пределы России в течение двух недель; оставшиеся становились швед скими подданными и считались перебежчиками, и в случае ухода в Россию их надлежало отправлять об ратно. Само собой разумеется, что большинство лю дей не желали бросать дома и пожитки и уходить на родину. Поэтому русские, ижорцы и карелы предпочли остаться на своей земле до лучших времен. С течением времени крестьяне продавали свои дворы и уходили за границу, причем за три дцать лет таких перебежчиков набралось не менее 50 тысяч. Шведы регулярно напоминали русскому прави тельству о необходимости выдавать перебежчиков, но в Москве предпочитали тянуть время. В период самостоятельного правления королевы Кристины (1644-1654 гг.) Швеция находилась в зените своего могущества. Укрепление позиций Швеции в Север ной Германии и Восточной Прибалтике сделали не возможным для России открытый конфликт со шве дами8. В 1649 г. посольство Бориса Пушкина и дьяка Алмаза Иванова, стремясь избежать эскалации кон фликта, пошло на уступки правительству Кристины. Выдать перебежчиков было нельзя ни по социаль ным, ни по конфессиональным мотивам. Разве мож но возвращать православных под власть «безбож ных» лютеран? Как впоследствии объясняли суть дела в царской грамоте от 19 мая, «для избавленья тех християнских душ, чтоб они в люторской вере не были», в Москве решили откупиться и за перебеж чиков договорились выплатить шведам 190 тыс. руб лей. Помимо этого в Москве обещали организован но продать в Швецию 12 тыс. четвертей ржи по той цене, по которой будут в это время покупать зерно на псковском рынке. Правительство поручило «хлебное дело» гостю Федору Емельянову с негласным предписанием — поднять цены на хлеб в Пскове. Но зерна в Псков ской земле было недостаточно, и большую часть хлеба—10 тыс. четвертей — правительство решило взять из «житных клетей» в Кремле. Операция «хлеб в обмен на православных» началась в феврале 1650 г. и вызвала рост цен на хлеб в полтора раза и взрыв общественного недовольства, которое испод воль вызревало в пограничном городе. Анализ своих действий восставшие предприня ли уже спустя полтора месяца после начала восста ния. В середине апреля 1650 г. в Земской избе представители от разных чинов городского населе ния составили Большую челобитную, адресован ную царю. 12 мая челобитная была подана Алек сею Михайловичу, а уже 19 мая челобитчики по лучили ответную царскую грамоту с приписью думного дьяка Михаила Волошенинова9. Иссле дование этих текстов, составленных по горячим следам событий, может пролить свет на глубинные причины конфликта, коренившиеся не только в со циальных противоречиях, но — и прежде всего — в мировоззрении, ментальности русского общества XVII в. От шведов в Пскове не ждали ничего хороше го, поэтому всякий «немец» воспринимался как враг и шпион. В составе посольства Пушкина нахо дился иностранец, служивший в России, — Алек сандр Краферт, которому было поручено оценить боевые возможности псковской крепости. Впослед ствии псковичи писали в челобитной, что «тот не- мчин Александр по городовой стене ходил, и около всего города Пскова нарядов, и боев, и слухов, и всякой городовой крепости высматривал, и наряд мерил, длину и ширину и писал, и около города щу пами землю щупал, а неведомо для чево; и с теми послы тот немчин Александр и в Стекол но (Сток гольм) ездил». Особую тревогу вызывали частые контакты немецких купцов, останавливавшихся в Гостином дворе на Завеличье, с псковскими воево дами: «...с немецкого двора торговые немцы во Псков к твоим государевым околничим и воеводам на подворье с лошадьми приезжают, и в хоромы ходят, а о чем они с ними советуют, и мы того не ве даем». Иностранцы были частыми гостями в Пскове, но всякие контакты с ними тем не менее считались де лом предосудительным. Федор Емельянов, которо му правительство поручило осуществить закупку хлеба для Швеции, по мнению псковичей, «радеет немцам, а нашу православную христианскую веру похуляет, и тем он, Федор, государево крестное це лование нарушил». В закупке зерна участвовал и новгородский купец Семен Стоянов, которого так же подозревали в небескорыстных связях с шведа ми. «А во всем, государь, — писали псковичи в чело битной, — у него Федора дума с Семеном Стояно вым, и норовят де все вместе в Немцы; а племянник де Семена Стоянова Ивашко Коломской поехал за немецкой рубеж в Ригу для вестей, а товару де по вез с собою для прилики». Подозрения горожан вызывали и переводчики, служившие в псковской Съезжей избе, о чем пскови чи писали в Большой челобитной. «Да в твою ж, го сударь, отчину во Псков присылают к нам некреще ных переводчиков, а в твоей государеве отчине город Псков с пригороды и уезды стал на литовском и на немецком рубежах; и будучи, государь, у нас, те некрещеные переводчики изо Пскова ходят на не мецкой гостин двор и у немец крестят дети и с свои ми женами и з детьми с немцы пируют... и о всяких твоих государевых вестовых делах, что ни делается в твоем государеве Российском государстве, розказы- вают, и за рубеж пишут и совет держат»10. Подозре ния в измене в силу недостатка информации падали на тех, чья деятельность в той или иной степени про ходила в тайне от мира. Современному человеку трудно представить се бе, насколько жадно поглощали информацию люди в эпоху средневековья. Новости приходили по раз ным каналам, отчасти официальным: на рыночной площади подьячие зачитывали царские указы. Но чаще источником информации был любой приез жий человек; сказанное им передавалось из уст в уста, обрастая порой фантастическими подробно стями. Как писал Л. Февр, «человеческие группы так или иначе были достаточно замкнутыми и уда ленными друг от друга; их разделяли довольно большие расстояния или естественные преграды, и они сообщались между собой лишь через посредст во бродячих элементов, переносивших драгоценные новости, пришедшие издалека и ставшие от этого еще более захватывающими»11. В общем, народ получал информацию не только о свершившихся событиях — объявлении войны или заключении мира, но и о готовящихся акциях. В Пскове же, как городе пограничном, все эти сооб щения приобретали особую актуальность. Горожане прекрасно помнили о нападении на Псков шведско го короля Густава-Адольфа в 1615 г. и с жадностью ловили известия из-за границы. Посольство Бориса Пушкина в декабре 1649 г. возвращалось из Швеции через Псков. Члены посольства, видимо, стремясь приукрасить свои достижения перед псковичами, не раскрыли в частных беседах с подьячими съезжей избы результатов переговоров, и известия о них ста ли обрастать слухами. Как писали впоследствии псковичи в Большой челобитной, обращаясь к царю, «от тех, государь, по слов во Пскове в народе слово пронеслось, что они упословали твоим государевым счастием и умолени- ем, — королева де твои государевы городы, казну и людей тебе, праведному государю, все отдает, и пере- бещиков, которые из свейского рубежа перебежав живут в твоей государеве стороне в Руси, а что де нежные и хлебные твоей государевы казны отдачи за немецкий рубеж, и про то, государь, ничево не ска зывали. И ныне, государь, те их посолские слова нам, богомолцем и холопем и сиротам твоим, всяким жилецким людем во Пскове учинились лживы, пото му что ныне твою государеву денежную и хлебную казну и перебежчиков отдают за рубеж Свейские земли немцам, и твоими государевыми городами оне владеют». Из цитированного фрагмента хорошо виден про цесс передачи и обработки информации в городе: неосторожно брошенное «слово», попав в гущу ком муникации тесно спаянного коллектива, объединен ного потребностью во взаимной поддержке, приоб ретает черты общего мнения. Это мнение критично по отношению к власти: народ ждет от правительст ва защиты национальных интересов, а бояре с дья ками их не защищают, да еще скрывают от людей правду. В Москве не смогли внятно объяснить свое дипломатическое поражение даже спустя три меся ца после начала восстания, и в царской грамоте от 19 мая псковичам было заявлено: «Мы, великий го сударь, з божьею помощию ведаем, как нам, велико му государю, государство свое оберегать и пра вить»12. Но формула самодержавного правления, обычно оказывавшая гипнотическое воздействие на подданных, уже не могла оправдать ошибки госу дарственного управления. «Воровской завод и во граде мятеж» Беспорядки в Пскове начались не позднее 24 фев раля 1650 г., и уже 26 февраля представители посад ской общины приходили на двор воеводы Никифора Собакина с просьбой задержать выдачу хлеба шведам из «государевых житниц» — стратегических запасов в Кремле. Не добившись внятного ответа, псковичи об ратились к посредничеству псковского архиепископа Макария. Встреча главы администрации, главы церк ви и «всего города» состоялась на площади у Троиц кого собора 27 февраля. Из того, как восставшие впо следствии излагали ход событий в Большой челобит ной, выясняется, что толпу горожан возглавляли «лучшие люди», в числе которых были земские ста росты во главе с Семеном Меншиковым и Иваном Подрезом. «Мы всем градом как учали ему о том твоем го- судареве хлебе со слезами бить челом, чтоб он из го рода того кремского твоего государева и купного хлеба свейским немцам не выдавал, и твой государев околничей и воевода Никифор Сергеевич Собакин, вшед к Соборной церкви на папертную ступень, и учал нам богомолцам и холопем и сиротам твоим, всему миру, угрожать: хлеб де я против твоей госуда ревы грамоты отдам немцам, а не вам, псковичам; вы, де, псковичи, изберите из вас лутчих людей, кого из вас повесить. И угрожаючи, он от соборной церк ви пресвятые Троицы и пошол к твоему государеву богомольцу и учал он околничей всему миру угро жать ссылкою...»13. Сход на соборной площади и подача коллектив ной челобитной были для псковичей важной и в то же время рискованной акцией. С одной стороны, на сходе вырабатывалось общественное мнение, когда даже сомневающиеся в необходимости конфронта ции с властью могли оказаться под мощным прес сингом со стороны общности и ее лидеров. Как удач но подметил П. Ю. Уваров, «на этой стадии могли действовать механизмы как социально-психологи ческого “заражения”, так и заражения суггестивного: человек улавливал настроение окружающих или подражал лидеру»14. С другой стороны, подобные коллективные дей ствия были противозаконны и подпадали под статьи только что принятого кодекса — Соборного уложе ния 1649 г. В царской грамоте от 19 мая содержа лась пространная цитата из уложения: «А кто уч- нет на наших государевых бояр и околничих и думных и ближних людей и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей или на кого ни буди приходити скопом и заговором и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, хто так учи нит, за то потому ж казнить смертью безо всякие пощады»15. Немаловажное значение имело также упомина ние воеводой Собакиным ссылки в качестве возмож ной репрессивной меры против восставшего «мира». Угроза ссылки несла глубокий смысл для пскови чей, кбторые в XVI в. как минимум дважды подвер гались высылке в Москву и другие города Замосков ного края. Первый «вывод» был осуществлен в 1510 г., в момент присоединения Пскова к Москве, когда из города были высланы не менее 300 семей бояр и «житьих людей». Второй раз псковские гости были депортированы в 1569 г. по так называемому «изборскому делу». Удаление из пограничного тор гового города и угроза смертной казни оказались последними доводами в дискуссии московской ад министрации с восставшим городом. По мере разрастания противостояния возбужден ное общественное мнение порождало новые мисти фикации. Главной из них были слухи о грядущей войне с Швецией, и по источникам легко просле дить, как генерировалась эта идея. 28 февраля через Псков проезжал шведский посол по особым поруче ниям Логин Нумменс. Кортеж посла объезжал город вокруг крепостной стены, но на льду Великой у Власьевской башни был задержан отрядом стрель цов и возбужденной толпой посадских людей. В ходе начавшегося импровизированного допроса Нумменс, видимо, предъявлял документы, называл имена мос ковских чиновников, в частности боярина Морозова, старался предупредить возможную расправу угроза ми со стороны Швеции. Но каждое слово Нумменса воспринималось как доказательство его антирусской деятельности и интерпретировалось вопреки наме рениям посла. Впоследствии в Большой челобитной псковичи так описывали «речи» задержанного Нумменса: «...он же, Логинко, говорил: дал де нам тое твою го судареву денежную казну на Москве твой государев боярин Борис Иванович Морозов без твоего госуда рева ведома, и с Москвы де его отпустил с тою каз ною в шестом часу ночи. И о те поры спросил тот немчин Логинко псковского гостя Федора Емелья нова и говорил: как де мы в Свейскую землю твою государеву денежную казну и хлеб вывезем, и мы, де, свейские немцы, будем подо Псковом. Да он же, Логинко, всему народу сказывал, что де наша коро лева с своими подданными у себя немец войско сбирает и иных земель немец же в помочь наймует, а иные де и понаняты есть, и взяв де ей королевы твоя государева казна, и отдать наемным немцам, а немцы де, у ней взяв хлеб и деньги, пойдут войною под твои государевы вотчинные города, под Вели кий Новгород и подо Псков и под иные городы, а то де все твои государевы послы Борис Иванович Пушкин с товарыщи свейские королевы приважи вали, и такую твою государеву большую казну, ден- ги и хлеб отдали, и перебежчиков на собя, что под твои государевы городы нанять немец иных земель для войны»16. Без всякого сомнения, дипломат и коммивояжер Нумменс не мог говорить такие «речи», но для нас важно подчеркнуть, какие выводы сделали псковичи из путаных объяснений испуганного посланника. При Нумменсе обнаружили деньги: часть контрибу ции за перебежчиков; Нумменс ссылался на скупав шего хлеб Федора Емельянова. В сознании восстав ших горожан эти разрозненные факты замкнулись в логическую цепочку: хлеб и деньги отправляют за границу бояре и купцы для того, чтобы шведская ко ролева смогла собрать наемную армию для похода на Псков и Новгород. Одновременно из Кремля изымают 10 тыс. четвертей ржи, чтобы лишить город стратегического запаса на случай осады. Нумменса немедленно арестовали, и на следующий день во время квалифицированного допроса в Съезжей избе он говорил уже другие «речи». На самом деле Нум менс говорил то же самое, но уже без угроз и в при сутствии переводчика, однако миф о военной угрозе со стороны Швеции продолжал обрастать новыми фантастическими подробностями. Таким образом, насильственные действия вос ставших весной 1650 г. были прямо спровоцированы властью — как центральной, так и местной. Но по мимо конъюнктурных обстоятельств, сложившихся на Северо-Западе в то время, восстание было связа но и с общими для страны условиями. «Служба с травы, и с воды, и с кнута» Аналогичная ситуация складывалась и в Новго роде, где 15 марта началось восстание посадских лю дей и стрельцов, причиной которого стал также «продовольственный кризис, возникший в связи с вывозом хлеба за границу»17. Новгородские события были в значительной степени спровоцированы на чавшимся восстанием в Пскове. На это недвусмыс ленно указывал в письме боярину Б. И. Морозову новгородский воевода Ф. А. Хилков: «А и смуту, го сударь, большую в Новегороде завели от пскович же, потому что было в Новгород от них письмо, чтоб также учинить, как оне учинили». О связях новго родцев с восставшим Псковом говорил в своих расс- просных речах и новгородский помещик Федор Не годяев, бежавший 7 апреля из Новгорода в армию Хованского. Как указывал Негодяев, «перед побегом де его, дни за два, прислали изо Пскова всяких чи нов люди в Великий Новгород в земскую избу за- ручную грамотку с казаки з двемя человеки да с две- мя ж человеки с служками монастырскими, а имян их не ведает»18. Но еще в конце марта неофициальная информа ция из Новгорода была для псковичей не только ру ководством к действию, но и источником новых мис тификаций. 21 марта из Новгорода вернулся служка Снетогорского монастыря, который объявил «всему народу» новые «слухи». В Большой челобитной псковичи так передали речи служки Осипа: «...как твоя государева денежная и хлебная казна с Москвы будет, и они, де, свейские немцы, будут твою госуда реву отчину Великого Новагорода имать на Христов день, а в Нове де городе указано на тот день богатым людем вина курить и пива варить и меды ставить безъявочно, а маломощных де государь людей веле но поить из твоей государевой казны до пьяна, что бы все были пьяны для того немецкого приходу. А Псков де имать на Троицын день»19. На следующий день, 22 марта, псковский поме щик Богдан Тимашев привез из Новгорода новые вести: «В Великом Новгороде молвою говорят в на роде, что немцы будут под твою государеву отчину на Христов день, а под Новгород на Николин день». В ходе дальнейших обсуждений проблемы шведской опасности сложилось мнение, что крайней датой шведского вторжения будет Троица. По словам псковского помещика Никулы Перетрутова, «как де твоя государева казна придет с Москвы, и немцам было на те деньги наймовать людей, а идти де было под Великий Новгород и подо Псков на Христов день, или на Николин день и кончее под Троицын день». Источником таких слухов часто становились са ми иностранцы, а информация проходила через мно гих людей. Помещик Никула Перетрутов, вернув шийся из Москвы 26 марта, получил информацию из третьих рук — от некоего Сергея Путимцева, ви димо, также помещика, который приехал в Новгород из Москвы вместе с «немцем риженином, а имени его он... не ведает..., да того ж немчина человек в на роде сказывал...»20. В данном случае информация поступала от слуги немецкого купца из Риги, чьи суждения передал Никуле Перетрутову Сергей Пу- тимцев. Нет ничего удивительного в том, что миф о шведской военной угрозе, так и не переросший ста дию слухов, обрастал всякий раз новыми подробнос тями. Значительное место в Большой челобитной бы ло уделено проблемам служилых людей по при- бору — стрельцов, казаков, пушкарей. По росписи 1647-1648 г. в Пскове насчитывалось 1300 стрель цов, сведенных в три стрелецких приказа. Положе ние стрельцов нельзя назвать плачевным; они полу чали довольно высокое по тем временам жалованье: рядовому стрельцу из «новоприборных» выдавали 3 рубля денежного, а также 6 четвертей ржи и 6 чет вертей овса хлебного жалованья. Ветераны получали прибавку за службы, и денежное жалованье «старо го» стрельца составляло 4 рубля21. Но злоупотребле ния местной администрации сводили на нет усилия центральной власти. Во-первых, многим из стрельцов денежное жалованье в 1648-1649 и 1649-1650 гг. давалось в половинном размере, а часть вспомога тельного персонала не получала его вообще. Во-вто- рых, схема выдачи денежного жалованья была по строена с сугубой выгодой для чиновников. В Большой челобитной служилые люди писали: «А как государь во Псков твои жал овал ные грамоты придут, и твои государевы околничие и воеводы и дьяки на твои государевы указные сроки того твоего государева денежного и хлебного жалованья нам, хо- лопем твоим, из твоей государевы казны не выдают, а дают, государь, то твое царское жалованье они, но ровя кабацким откупщиком, — под праздники, чтоб то твое государево денежное и хлебное жалованье сложилось у них, кабацких откупщиков на кабакех, а от того, государь, оне, околничие и воеводы и дьяки емлют себе большие поминки»22. Таким образом, по пытки воеводы и приказных нажиться путем полу чения взяток от кабацких откупщиков за выручку от пропитого стрельцами жалованья в конечном ито ге вызвали активное участие служилых людей в вос стании. К тому же, пытаясь отвести от себя обвинение в утайке жалованья, чиновники распространяли как минимум два ложных слуха. Первый из них заклю чался в том, что государственная казна пуста. Как передавали псковичи в челобитной «речи» воевод и приказных дьяков, последние на все просьбы отвеча ли отказом со следующим мотивом: «жаловалной де мы грамоты не слушаем, емлите де то, что мы вам указываем, будет де и того не возьмете, и мы де и то го вам из твоей государевой казны не дадим, а бейте де челом о недодаче тебе государю на Москве; добры де жаловалные грамоты, да мы вам не дадим, потому что де исходит твоя государева казна на Москве нем цам... а вы де природные, служите государю с воды, и с травы, и с кнута». Приказные в данном случае имели в виду не
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |