Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российский опыт




Мировой опыт

 

Ювелирное дело с раннего периода и до наших дней считается одним из наиболее выдающихся ремесел. Народы многих континентов (Азии, Африки, Южной Европы) украшали ювелирными изделиями из драгоценных металлов оружие, сосуды, одежду, мебель и даже стены. Стиль, называемый «золотым листом», был распространен на Дальнем Востоке, в античной Греции, Мексике и Перу. Греки очень быстро переняли способы украшений, которые были присущи персам, халдейским и египетским мастерам, и внесли много своего в искусство украшательства.

 

У греков искусство изготовления ювелирных изделий переняли этруски и римляне. В период существования Римской империи ювелирное дело получает широкий размах.

 

С распадом Римской империи массовое искусство, в том числе и ювелирное дело, пришло в упадок в Европе, а центр ювелирного изготовления переместился на восток в Византию, которая стала представлять собой крупнейший художественный центр. Стремление к роскоши в то время было характерно для Востока, что вызвало резкое увеличение производства драгоценных металлов.

 

В Европе ювелирное дело сохранилось в галльских и германских колониях, во Фландрии и Англии. Новый подъем этого искусства наступил около X в. н. э. В Германии ювелирным. искусством занимались монастырские в Трире, Эссене, Регенсбурге, а также в светских мастерских Лотарингии. Во Франции в раннем Средневековье искусство художественной обработки драгоценных металлов нашло свое пристанище в мастерских Реймса и Лиможа.

 

Когда наступило время готики, появились бюсты - реликварии, сосуды реликварии, потиры, фигуры Иисуса Христа, Девы Марии и апостолов, а также — застежки плащей круглой или квадратной формы.

 

 

Центрами ювелирного дела в Средневековье были мастерские ремесленников. В большей степени в городской среде (особенно) отмечался абстрактный натурализм. Формы высокой готики были отодвинуты на второй план. Частыми изделиями ювелирного искусства стали кубки в виде виноградной грозди, яблок, ананасов.

 

Стол украшали причудливые предметы сервировки необычных форм, например в виде башен, зверей, кораблей. Посудой пользовались не серебряной, ее подавали только в торжественных случаях. В позднем Средневековье наибольший расцвет наблюдался в Германии. Здесь ювелиры работали совместно с художниками.

 

В XV—XVI вв., когда в Европе господствовала готика, в Италии начался Ренессанс. Его провозвестниками выступили ученые, художники, поэты. Началось увлечение дорогими ювелирными изделиями из драгоценных металлов. В это время ювелирное дело, которое концентрировалось во Флоренции, Риме и Венеции, приняло скульптурные формы. Стали преобладать хрустальные сосуды в оправе из драгоценных камней и металлов.

 

В Европе XVI —XVII вв. процветало барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», стремившееся к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

 

Настоящими произведениями ювелирного искусства в то время выглядели потиры, дарохранительницы, которые делали из чистого золота или позолоченного серебра. Декорировали их чеканными узорами, филигранью и сканью в сочетании с цветными камнями и эмалью. Из серебра делали целые алтари и гробницы с фигурами погребённых. Излюбленными предметами ювелирного дела остаются блюда, парадные кувшины, лохани и кубки. Популярными становятся кружки и стопки с откидной крышкой.

 

В начале XIX в. наиболее ценные изделия из драгоценных металлов создавались в эпоху Наполеона. Образцом служило искусство Римской империи и Древнего Египта. Проекты ювелирных изделий разрабатывали императорские архитекторы.

 

Во второй половине XIX в. в результате широкого внедрения штамповки, прессования, гальванопластики электрохимических покрытий и других достижений науки и техники в ювелирное производство и среду малой пластики рынок был наводнен дешевой и примитивной продукцией, и только изредка появлялись высокохудожественные произведения ювелирного искусства. В начале XX в. произошел временный подъем художественного творчества в ювелирном деле.

 

 

Высокого уровня достигло ювелирное дело и в Древней Руси. Оно играло важную роль в общественной и культурной жизни. Большой интерес представляют памятники ювелирного искусства Киевской Руси, Древнего Новгорода — исключительные по художественной выразительности и уровню ремесла. Разнообразием используемых ювелирных приемов отличались произведения серебряников Владимиро-Суздальской Руси, применявших при их изготовлении чеканку, скань, эмалирование, чернь, резьбу и позолоту.

 

При Петре I появились ювелирные изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями. Изделия предназначались для украшения одежды знати. Появились небольшие портреты на эмали Екатерины I, Меншикова и др. Изделия выполнялись литьем и чеканкой, а затем украшались эмалью и драгоценными камнями.

 

В период правления Александра II (1870-е гг.) ювелирное дело претерпевает новый подъем. Появляются фирмы Фаберже, Овчинникова, Хлебникова. Они украшают предметы для церквей литьем, чеканкой, гильошировкой. Применяются глухие и оконные эмали. Скульптурные произведения Фаберже, отлитые на фирме Грачевых, пользовались большим успехом.

 

Мастерство русских ювелиров оказалось таким высоким, что лучшие их произведения сохранили художественную ценность и отличаются высоким уровнем ювелирной работы по сей день. Начало XX в. мировую известность приобрела петербургская фирма «Карл Фаберже», получившая в Париже на Всемирной выставке Золотую медаль.

 

Мастера «Фаберже» применяли все виды эмальерной техники: живописную и оконную эмаль по скани и по гильошированной поверхности и т. д. Ни одно ювелирное предприятие не выпускало ни одной ювелирной вещи с эмалью таких разнообразных оттенков.

 

 

 

Императорская презентационная табакерка Фаберже.

Мастерская Хенрика Вигстрома, Санкт-Петербург.

Золото, драгоценные камни, эмаль «гильоше».

21 марта 1885 г. великий князь Владимир Александрович послал своему род­ному брату императору Александру III срочную депешу в Гатчину, где государь почти безвыездно проживал с семьей. Тема депеши была экстраординарной: ювелир Фаберже сделал драгоценное яичко с сюрпризом, которое надо было срочно приобрести, пока оно не ушло в чужие руки. Александр III был очарован вещицей, положившей начало знам­нитой серии памятных пасхальных яиц.

 

Пасхальные яйца были ежегодными подношениями на Пасху от имени царствующего Дома Романовых, что рассылались ко дворам европейских правителей. Немалое число подобных шедевров оставалось и в России, будучи специально изготовленными для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Фирма Фаберже делала пасхальные яйца и для широкой продажи. Это были настольные украшения, ювелирные изделия для ношения на шее или на цепочке часов, яйца, которые подвешивали к иконе.

 

 

 

Первое пасхальное яйцо Фаберже

Мастера ювелирного дома самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым каждое изделие Фаберже являлось не безымянной продукцией Дома, а подлинной работой творца, именем которого оно было подписано. В этом и заключается секрет феноменального успеха этой всемирно известной фамилии.

Глава 2. Дизайн ювелирной продукции. Разработка дизайн концепции комплекта ювелирных украшений

2.1 Проектная часть – разработка дизайн концепции комплекта ювелирных изделий

В основе проектируемого комплекта ювелирных изделий лежит космическая тематика. Стиль данных изделий «Хай-тек», который характеризуется использованием прямых линий и форм, применением пластика, стекла, металла, широким использованием серебристо-металлического цвета.

 

В стиле «Хай – Тек» на первое место выходит форма. Материал, из которого создается изделие, вторичен. Часто вместе с драгоценными камнями в стиле «Хай – Тек» используется пластик, оргстекло, сталь, каучук, шелк и другие современные материалы. Изделие перестает выражать сущность владельца.

 

Стиль "Хай-тек" в ювелирных украшениях отличается высоким качеством обработки металла, причем, чаще всего, берется металл драгоценный, а вот драгоценные камни в ювелирных украшениях, выполненных в этом стиле, встречаются редко.

 

Космическая тематика в ювелирных украшениях обуславливается минимумом используемых материалов, динамичностью линий, лаконичностью форм. В основу данного комплекта легла форма окружности и дугообразной формы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.