Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения об интеллектуальных правах 1 страница




 

Понятие интеллектуальной деятельности

 

Интеллектуальная деятельность человека в ее широком понимании представляет собой деятельность умственную, противоположную деятельности физической. Она связана с мыслительной способностью человека, с использованием им полученной информации. Интеллектуальная деятельность человека основывается на его знаниях и иной информации, используемых с помощью его индивидуальных мыслительных способностей.

Творчество представляет собой особую форму умственной деятельности, при которой человек на основе имеющихся у него способностей, восприятия окружающей действительности (а равно себя самого в этой действительности) и приобретенных познаний создает новые идеи, образы, формы изложения, решения различного рода задач, выражение своих чувств и настроений. Результатом творчества всегда становится нечто новое, отличное (значительно или незначительно) по тем или иным признакам от того, что существовало ранее. При этом творчество носит строго индивидуальный характер.

Результаты творческой деятельности являются основными результатами интеллектуальной деятельности.

Результаты интеллектуальной деятельности формируют технический, а, в конечном счете, и общий прогресс человечества; они удовлетворяют эстетические потребности человека, а также оказывают огромное влияние на развитие экономики, формируют наши представления о мире.

 

Гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной деятельности

 

Особенностью результатов интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав является то, что, родившись и оформившись в качестве продуктов мыслительной деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут объективированы, т.е. выражены вовне своим создателем.

В отличие от предметов материального мира (вещей), доступ к которым и пользование которыми могут быть ограничены их владельцами, фактически обладающими вещами, к объективированным результатам интеллектуальной деятельности доступ других лиц может быть осуществлен именно в силу отсутствия (невозможности) фактического владения ими.

Более того, ценность результата интеллектуальной деятельности может быть вообще не связана с материальным носителем, в котором (или на котором) он выражен. Например, картину известного художника можно запереть в шкафу и таким образом ограничить доступ другим лицам к данному результату творчества. При этом можно время от времени показывать ее у себя в доме, понимая, что она от этого не потеряет ценности. Если же речь идет о секрете производства, то, раскрыв его посторонним лицам, уже нельзя исключить возможность его дальнейшего использования. Таким образом, став один раз известным публике, результат интеллектуальной деятельности может быть использован потенциально где угодно и кем угодно.

Поэтому правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности строится на основе признания юридической монополии за создателем (автором) такого результата.

Названные результаты отличаются от иных объектов гражданского права и по другим признакам. В частности, как указывал В.А. Дозорцев, данные объекты в отличие от вещей не изнашиваются при использовании, т.е. не имеют физической амортизации, а их "моральная" амортизация непредсказуема, "более того, их ценность может быть утрачена в любой момент".

В силу их индивидуальности невозможна и стандартная (сравнимая) стоимостная оценка таких результатов, сопоставимая с аналогичными объектами (как это может иметь место при оценке стоимости вещей или работ в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК).

Необходимо подчеркнуть, что результаты интеллектуальной деятельности представляют собой нематериальные объекты (идеи, решения, образы, символы и т.п.), существующие в сознании их создателей. В этом смысле они неотрывны от своих творцов. Придание им объективной (материальной, вещной) формы в виде рукописей, чертежей, картин и т.д. не меняет их нематериальную природу: и при отчуждении материальных носителей результаты творческой деятельности остаются в сознании создавших их авторов и могут быть вновь воспроизведены ими. Поэтому обладание материальным носителем результата творческой деятельности не гарантирует его владельцу монопольное использование, ибо автор сможет воспроизвести свой результат на другом материальном носителе. Этим творческий результат (идея) принципиально отличается от вещи - при сообщении другому лицу (лицам) он становится известным и доступным для использования, одновременно оставаясь у своего создателя.

В неразвитом имущественном обороте рукописи, картины, скульптуры являлись предметом различных сделок исключительно в качестве вещей, поскольку "не только вероятность, но и возможность нарушения нематериальных интересов обладателя произведения искусства изолированно от нарушения его права на "произведение-вещь" была ничтожно мала". Развитие научно-технического прогресса сделало возможным отделение, обособление интеллектуального продукта от его материального носителя с последующим самостоятельным массовым использованием в качестве особого товара (книгопечатание - для литературных произведений, фотография и другие технические средства репродуцирования - для произведений изобразительного искусства и т.д.). В результате промышленной революции стал возможен массовый оборот различных технических новшеств.

В этих условиях последовало законодательное признание за авторами литературных и художественных произведений, а также за изобретателями субъективного гражданского права на использование таких объектов. Первоначально это право, по выражению А.Л. Маковского, "выдавалось за право собственности", т.е. объявлялось "литературной", "художественной", "промышленной собственностью". Совокупность этих прав и была объявлена интеллектуальной собственностью создателей соответствующих нематериальных объектов. Однако эта проприетарная (от лат. proprietas - собственность) конструкция, или концепция, даже в период своего господства (XIX в.) не рассматривала права создателей (авторов) результатов творческой деятельности в качестве разновидности вещного права собственности, ибо правомочия их субъектов определялись совершенно иначе, чем правомочия обычных собственников, - путем перечисления способов использования и распоряжения конкретным интеллектуальным продуктом.

Более того, в ней, как давно отметили авторитетные отечественные исследователи, вновь проявился свойственный неразвитому юридическому мышлению "закон конструкционной экономии", сводящий новые правовые явления к давно известным; придание новому юридическому институту "престижа собственности" для его признания сложившимся правопорядком. После достижения этой цели нужда в проприетарной конструкции отпала и ясно выявилась ее несостоятельность и условность категории "интеллектуальная собственность", поскольку в действительности изначально было ясно, что речь не идет о традиционном вещном праве на материальный объект. Уже в XX в. она фактически была заменена категорией исключительного права, признававшегося прежде всего за создателями объектов интеллектуальной деятельности.

При этом возникли две основные системы признания таких прав, учитывающие различный характер охраняемых ими объектов. На результаты художественного творчества, которые объективно невозможно повторить (путем создания аналогичного произведения), исключительные права признаются в силу самого факта их создания (фактологическая система охраны). Результаты научно-технического творчества, напротив, принципиально повторимы (вся история развития техники подтверждает возможность того, что та или иная идея или решение технического характера могут одновременно прийти в голову нескольким лицам). Исключительное право на них может быть признано только за одним из создателей, приоритет (первенство) которого должен быть зарегистрирован и удостоверен государством путем выдачи специального документа - патента (регистрационная система охраны).

Результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны, однако правовая охрана предоставляется не всем, а только таким, которые прямо указаны в законе в качестве охраноспособных. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК к ним относятся:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау).

 

Интеллектуальные права как подотрасль гражданского права

 

Нормы о правах на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации образуют самостоятельную подотрасль гражданского права наряду с вещным, обязательственным и корпоративным правом. Она состоит из ряда институтов, регулирующих отношения по использованию близких с точки зрения правового режима объектов.

Авторское право и смежные права - институт интеллектуальных прав, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также различных объектов смежных прав. В данный институт включаются нормы гражданского права, определяющие понятие и признаки охраноспособных произведений, а также особенности правового режима отдельных видов произведений (производные произведения, составные произведения, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и т.д.). Сюда же относятся нормы, устанавливающие виды и содержание интеллектуальных авторских прав.

Смежные права входят в данный институт по признаку связанности с правами на авторские произведения. Так или иначе объекты смежных прав служат доведению произведений до публики. Например, с помощью вещания осуществляется доведение аудиовизуальных произведений, с помощью фонограмм - песен, иных музыкальных произведений. При этом деятельность исполнителей и режиссеров носит творческий характер, а деятельность вещательных организаций и производителей фонограмм по воспроизведению объектов авторского права сама в известной мере становится интеллектуальной и также нуждается в правовой охране. Поэтому права на результаты такой деятельности стали выделяться в самостоятельную категорию.

Закон расширил перечень объектов смежных прав, который включает в себя исполнения, фонограммы, вещание организаций эфирного и кабельного вещания, базы данных, а также произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (как объекты прав публикаторов). Права, которые возникают на указанные объекты, всегда включают в себя исключительное право как возможность получать выгоду от их использования.

Промышленная собственность - институт интеллектуальных прав, с помощью которого получают правовую охрану изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау (секреты производства). Термин промышленная собственность - условный. Он возник в XIX в. как результат противопоставления этой части интеллектуальной собственности другой ее части - литературной и (или) художественной собственности, в качестве которой тогда воспринималось авторское право. Если последнее касалось произведений литературы, науки и искусства, то промышленная собственность имела целью предоставление правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности, используемым в научно-технической деятельности в виде различных технических решений и подобных им результатов.

Данным институтом устанавливаются условия получения правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; порядок их государственной регистрации и получения патента; содержание и виды прав, возникающих в отношении таких объектов; способы и порядок их использования.

К этому институту теперь необходимо относить и нормы о ноу-хау. Это такие производственные, технические и иные сведения, которые имеют коммерческую ценность в силу их неизвестности иным участникам, осуществляющим деятельность, в которой такие секреты производства могут быть использованы. Сведения, составляющие ноу-хау, могут быть запатентованы в качестве изобретения или полезной модели, а могут и не патентоваться их создателями (обладателями). Таким образом, по своему содержанию к секретам производства могут быть отнесены и патентоспособные сведения.

Права на средства индивидуализации - институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг. Нормы, входящие в данный институт, определяют соответствующие средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), порядок возникновения и прекращения такой охраны, использование средств индивидуализации и распоряжение исключительным правом на него, устанавливают защиту охраняемых обозначений от недобросовестного использования другими лицами.

Интеллектуальные права устанавливаются и в отношении некоторых иных результатов творческой деятельности, не охваченных институтами авторского права и смежных прав, патентного права и права на средства индивидуализации. К их числу относятся права на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и единые технологии.

 

Понятие интеллектуальных прав

 

Термин "интеллектуальные права", известный юридической науке, был предложен к использованию в современном отечественном гражданском праве В.А. Дозорцевым. Появление данного термина было вызвано спорами, которые велись вокруг понятия "интеллектуальная собственность" и проприетарной теории прав на нематериальные объекты. Условный термин "интеллектуальная собственность" наиболее последовательное воплощение нашел в ст. 2 международно-правовой (публично-правовой) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, где указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям;

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Следует отметить, что различные международные конвенции в части использования данного термина весьма противоречивы и непоследовательны. Так, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) говорится о реализации, осуществлении, охране прав интеллектуальной собственности, а под интеллектуальной собственностью понимаются именно объекты, а не права. В действительности уже давно стало очевидно, что механизм вещного права собственности, рассчитанный на режим материальных (осязаемых) вещей, далеко не всегда и не во всем применим к данной категории объектов, имеющих принципиально иную (нематериальную) природу, что необходимо признание особых - исключительных прав на указанные результаты. При этом с самого начала признавался имущественный характер исключительного права.

Возникающие при этом у автора личные неимущественные права рассматривались не в рамках института прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а как составная часть другой общей категории - личных неимущественных прав, охраняемых гражданским правом. Со временем, в том числе благодаря комплексному регулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, личные неимущественные права стали рассматриваться именно в рамках данного института, дополняя систему интеллектуальных прав.

Отличие интеллектуальных прав от вещных подтверждается также независимостью их друг от друга. Когда речь идет о материальном носителе, в котором выражен соответствующий нематериальный результат, право собственности на него (например, на картину как на вещь) само по себе не связано с авторским правом художника, в силу чего, например, переход права собственности на картину не повлечет отчуждения или передачи авторских (интеллектуальных) прав художника ее покупателю.

Из этого видно, что термин "интеллектуальные права" является обобщающим, включающим в себя различные права на результаты интеллектуальной деятельности. По своему характеру интеллектуальные права являются правами абсолютными, т.е. управомоченному лицу противостоит заранее не определенный круг участников гражданского оборота, на которых лежит пассивная обязанность воздерживаться от нарушения интеллектуальных прав.

 

Личные неимущественные права

 

Создателю результата творческой деятельности - автору - принадлежат личные неимущественные права в отношении соответствующего объекта. Автором признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий объект.

Личные неимущественные права автора возникают только в отношении результатов интеллектуальной деятельности; они не могут возникать в отношении средств индивидуализации. Даже когда средство индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) является результатом чьего-либо творческого труда, личные неимущественные права в отношении средства индивидуализации появиться не могут. Это связано с той функцией, которую выполняют средства индивидуализации: информация потенциального потребителя о товарах, работах, услугах, соответствующих предприятиях и коммерческих организациях. Они призваны не развивать творчество автора, а обеспечить продвижение товаров или даже целого бизнеса на соответствующем рынке.

Автору результата интеллектуальной деятельности всегда принадлежит право авторства на соответствующий результат. Оно представляет собой возможность автора требовать признания того, что именно он является автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Что касается других личных неимущественных прав, то они предусматриваются законом в отношении каждого результата отдельно. Например, автору произведения принадлежат право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК), а исполнителю - право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения (п. 1 ст. 1315 ГК). В отношении автора ноу-хау никаких других личных неимущественных прав не предусмотрено, что означает наличие у него только права авторства на секрет производства.

В отношении объектов смежных прав возникают и личные неимущественные права юридических лиц. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1323 ГК изготовителю фонограммы принадлежат: право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы. Данные права не могут быть переданы другому лицу даже в случае отчуждения исключительного права на фонограмму.

Режим этих прав отличается от режима личных неимущественных прав авторов и исполнителей. Данные права охраняются не бессрочно, а в течение жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Таким образом, ни наследники, ни правопреемники юридического лица (в случае реорганизации) не получают возможности осуществлять охрану личных неимущественных прав наследодателя (правопредшественника). Это связано с тем, что фонограмма лишена творческого начала и предоставление прав на нее связано с охраной капиталовложений, что накладывает отпечаток и на личные неимущественные права на фонограмму.

Личное неимущественное право предоставлено и изготовителю базы данных - право на указание на экземплярах базы данных и (или) упаковках своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК).

 

Иные интеллектуальные права

 

Правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации включает определенные права, которые нельзя отнести к личным неимущественным правам, но которые в то же время не входят в содержание исключительного имущественного права. Это так называемые иные интеллектуальные права. Они разнородны и могут принадлежать определенной категории авторов (право следования) или касаться определенного момента возникновения прав на результат (право на получение патента).

Авторы произведений изобразительного искусства, а равно авторы литературных и музыкальных произведений в отношении авторских рукописей и автографов при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала имеют право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от перепродажной цены. Данное право - право следования - установлено в связи с тем, что талант многих художников не всегда может быть оценен сразу, в момент создания произведения. Приобретенные порой за бесценок полотна, впоследствии получившие признание и высокую оценку публики, перепродаются за большие деньги, от которых (при отсутствии права следования) авторам не доставалось бы ничего, что серьезно ущемляло бы их интересы. Такие ситуации могут возникать не только в отношении произведений изобразительного искусства, поэтому закон распространил данное право и на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Право на получение патента традиционно выделяется в связи с необходимостью регистрации прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Поскольку права на данные объекты первоначально возникают у автора, допускается возможность получения патента другим, помимо автора, лицом, которое регистрирует патент в силу того, что данное право перешло к нему, в том числе в порядке универсального правопреемства или по договору, в частности по трудовому договору (ст. 1357 ГК).

Существуют и другие виды иных интеллектуальных прав (например, право доступа - ст. 1292 ГК).

Право на вознаграждение является элементом исключительного права. Это подтверждено и внешними судебными инстанциями. Наличие самостоятельного, наряду с исключительным правом, права на вознаграждение означало бы возможность требовать соответствующих выплат и после отчуждения исключительного права, что не соответствует существу последнего. В то же время в отдельных случаях законом или международным договором признается возможность для определенной категории правообладателей требовать выплаты соответствующего вознаграждения без согласия правообладателя или даже тогда, когда исключительное право отчуждено. Так, ст. 1245 ГК предусмотрено, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Данное вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Право на вознаграждение также признается за автором музыкального произведения при публичном исполнении или сообщении в эфир аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК).

 

Понятие и содержание исключительного права

 

Исключительное право является имущественным правом на соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, позволяющим извлекать материальные выгоды из использования данного объекта. Поскольку объект является нематериальным, применительно к получению такой материальной выгоды неприменимо правомочие пользования, характерное для вещных прав. В данном случае принято говорить об использовании соответствующего объекта, которое составляет содержание исключительного права как права имущественного. Использование предполагает иной, нежели пользование, порядок осуществления права. Если материальным объектом в силу его ограниченности в пространстве может пользоваться только одно лицо или во всяком случае ограниченный круг лиц, то нематериальный объект может быть одновременно использован неопределенным кругом лиц.

Но исключительность рассматриваемого права состоит отнюдь не только в возможности правообладателя (автора) по своему усмотрению исключать для всех других лиц возможность использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Абсолютное субъективное право на монопольное использование интеллектуального продукта имеет исключительный характер потому, что оно, во-первых, предоставляется только в отношении определенного исключительно законом круга объектов интеллектуальной собственности; во-вторых, первоначально возникает исключительно у строго определенной им же категории лиц (авторов); в-третьих, использование указанных объектов допускается исключительно с согласия правообладателя (за установленными изъятиями).

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК использование нематериального объекта осуществляется правообладателем по своему усмотрению способами, не противоречащими закону. Основные способы использования соответствующих объектов указаны в законе. Например, в п. 2 ст. 1270 ГК установлены основные способы использования произведений: воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю и т.д. В п. 2 ст. 1484 ГК указано, что товарный знак (знак обслуживания) может быть использован путем размещения на товарах, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, в объявлениях, на вывесках и в рекламе и т.д.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации возможно как самим правообладателем, так и третьими лицами, которые в этом случае должны получить согласие правообладателя. Такое согласие предоставляется, как правило, путем выдачи специального разрешения (лицензии) в соответствии с договором, заключаемым правообладателем и пользователем. При этом пользователь приобретает не исключительное право на соответствующий нематериальный объект, а лишь возможность его договорного использования (обязательственное право).

Таким образом, право на использование соответствующего результата (средства) либо составляет содержание исключительного права правообладателя, либо возникает у третьего лица в результате распоряжения правообладателя своим исключительным правом (без его отчуждения).

 

Случаи ограничения исключительного права

 

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается законом в строго определенных случаях. Такие случаи использования без согласия правообладателя представляют собой ограничение исключительных прав. В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 1229 ГК указанные ограничения устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданного ущерба обычному использованию результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей. При этом названное использование может быть связано с выплатой вознаграждения правообладателю или осуществляться без выплаты соответствующего вознаграждения.

В качестве примера можно привести публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму (и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение), но с выплатой им вознаграждения (п. 1 ст. 1326 ГК). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения (за исключением случаев, приведенных в ст. 1273 ГК).

Исключительное право в отличие от личных неимущественных прав всегда имеет срочный характер. По истечении срока исключительного права правообладатель больше не имеет юридической монополии на его использование. Срочность исключительного права связана с публичным интересом беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности. Бессрочный характер исключительных прав серьезно тормозил бы развитие искусства, культуры, науки и техники. Отсюда следует, что продолжительность срока исключительного права должна отражать баланс интересов правообладателя и общества в части использования такого результата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.