Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Постмодернизм и сомнение в действительности

 

Возникновение неклассической рациональности и Первый Сольвеевский конгресс. Эйнштейн, Бор, Гейзенберг. — Мировые войны и радикальные проекты тоталитарных государств: миф на службе у закона. — Успехи в науке и технике: первый полет в космос и расшифрованная ДНК. — Изменение представлений о всемогуществе науки и техники. Феномен страха перед технической оснащенностью человечества: Хайдеггер, Шелер, Шпенглер, Канетти. Экзистенциализм как учение о человеке во враждебном ему мире. — Постпозитивизм и постмодернизм: основные концепции и подходы. «Нового времени не было»: как мы можем переосмыслить достижение всей истории человечества на пороге XXI века? Большие надежды на будущее и апокалиптические прогнозы. Феномен антиутопии. — Основные выводы по итогам курса.

I. На смену классическому типу рациональности приходит неклассический. Прежде всего это связано с радикальным пересмотром оснований всей физики ведущими представителями науки начала XX века — Альбертом Эйнштейном, Нильсом Бором, Вернером Гейзенбергом.

А. Эйнштейн (1879—1955) — создатель общей и специальной теории относительности (1905, 1907—1916), теории фотоэффекта и теплоемкости, теории индуцированного света и многих других научных теорий и предвидений. Активный сторонник гуманизма, равноправия и взаимопонимания между народами. Лауреат Нобелевской премии в области физики 1921 года.

Н. Бор (1885—1962) — создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Он внес значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой. Общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии в области физики 1922 года.

В. Гейзенберг (1901—1976) — немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, сформулировал соотношение неопределенностей, исследователь квантовой динамики и квантовой теории поля. Сыграл выдающуюся роль в организации науки в поствоенной Германии. Лауреат Нобелевской премии в области физики 1932 года.

1895 — Вильгельм Рентген открывает Х-лучи.

1996 — Анри Беккерель устанавливает радиоактивность урана.

1900 — Макс Планк вводит понятие квантовой энергии.

1905 — А. Эйнштейн публикует три статьи, в том числе «К электродинамике движущихся тел»

1911 — Мария Кюри получает Нобелевскую премию за труды в области радиоактивности; Э. Резерфорд доказывает, что в центре атома имеется ядро.

19013 — Н. Бор предлагает новую модель атома водорода.

1915 — А. Вегенер публикует теорию континентального дрейфа.

1919 — А. Эйнштейн выступает в печати с работами по общей теории относительности.

1923 ­— Э. Хаббл доказывает существование других галактик, кроме нашей.

1927 — Ж. Леметр выдвигает теорию о постоянном расширении вселенной.

1928 — А. Флеминг открывает, что особая культура, пенициллин, убивает бактерии.

1929 — Э. Хаббл доказывает, что галактики удаляются друг от друга. Положена основа Теории большого взрыва.

1953 — Ф. Крик и Дж. Уотсон открывают структура ДНК.

1957 — запущен первый искусственный спутник Земли (СССР).

1961 — первый в истории полет человека в космос (СССР).

1969 — человек впервые ступил на поверхность Луны (США).

«Переход от классической науки к неклассической заключался во вхождении субъекта познания в “тело” знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность “в чистом виде”, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом». (В. С. Стёпин).

Установление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности привело к изучению не неизменных вещей, а вещей в конкретных условиях их существования. Поскольку исследователь фиксирует только данные результаты взаимодействия изучаемого объекта с прибором, возникает неидентичность в конечных результатах исследования. Следовательно, правомерность и равноправность различных видов научного описания объекта заключается в неодинаковых условиях, как и создание его теоретических конструктов.

NB! В классической науке картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе; в неклассической — научный способ описания с необходимостью включает в себя, помимо изучаемых объектов, используемые для их изучения приборы, а также сам акт измерения. Иначе говоря, вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, где акцентировано внимание на активную роль и вовлеченность субъекта познания в процесс получения знаний. Любое свойство того или иного участка этой сети не имеет безусловного характера, но зависит от свойств остальных участков сети.

 

II. Две Мировые войны поставили под сомнение целый ряд оснований не только классической и неклассической, фундаментальной и гуманитарной науки, но и самое основание новоевропейской рациональности. Мифологемы, выкристаллизовавшиеся в идеологии тоталитарных государств, радикализировали многие проекты классической цивилизации Нового времени, то породило серьезную реакцию на них в послевоенное время — от протестных общественных движений до эпистемологического анархизма.

Экзистенциализм —направление в философии иррационализма, возникшее в 20-е гг. ХХ века в России, Германии, Франции и других странах. Возник накануне первой мировой войны (Шестов, Бердяев), после первой мировой войны (Хайдеггер, Ясперс, Бубер). Для философской атмосферы того периода <…> характерны отступление на задний план методологически-теоретически-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (М. Шелер). Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен Ж.-П. Сартром, А. Камю и Г. Марселем.

Постпозитивизм — направление мысли второй половины XX века, направившее свою критику на позитивистские установки в философии и методологии науки. Главные достижения ­­— принцип фальсификации (К. Поппер), теория структуры научных революций и научной парадигмы (Т. С. Кун), теории исследовательских программ (И. Лакатос), эпистемологического анархизма (П. Фейерабенд) и учения о неявном знании (tacit knowledge — М. Полани).

Постмодернизм — движение, оформившееся в философии и культуре в 70-е года ХХ века. Фундаментальная работа — Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна» (1979). Обычно в это движение объединяют мыслителей, прославившиеся полемическими работами, содержащими острую критику и ревизию социального, политического и культурного положения вещей, сложившихся в результате становления и господства классических рационалистических установок эпохи модерна. Традиционно сюда относят М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Р. Рорти, С. Жижика и др.

 

III. Подобно тому, как в период Возрождения и Нового времени стал популярен жанр утопий, так в период между мировыми войнами возникает феномен и жанр антиутопий. Главная тема этих произведений — пессимистические прогнозы относительно существования человека в тоталитарном обществе будущего, полностью контролирующего его волю и разум.

Наиболее известные произведения этого жанра: «Мы» Е. Замятина (1920), «О дивный новый мир» О. Хаксли (1932), «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949) Дж. Оруэлла. Также сюда можно отнести «1985» Э. Бёрджесса (1978), «Повелитель мух» У. Голдинга (1954), «Планета обезьян» П. Буля (1963), «Приглашение на казнь» В. Набокова (1935), «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери (1953) и проч.

Анализ и критика социальной организации рационального общества потребления производится также и со стороны философов и футурологов. Эрих Фромм (1900—1980), С. Лем (1921—2006), Э. Тоффлер (1928—2016), Д. Бэлл (1919—2011), Ж. Бодрийяр (1929—2007), Ю. Хабермас (род. 1929) осмысляют важнейшие перспективы дальнейшего технологического прогресса в рамках глобального мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право наследника на принятие части наследства в ка­честве обязательной доли не переходит к его наследникам | Социальное (общественное) воспитание как объект изучения социальной педагогики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.