КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Легитимность и легальность гос.власти:понятие, соотношение. Виды легитимности
Основные причины происхождения права Основные причины происхождения государства Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин: Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью. Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство. Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми. Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита). Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше государства. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: Необходимость установления единого порядка. Необходимость его поддержания. Оформление товарно-денежных отношений. Смягчение противоречий между различными слоями общества. В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность. Государственные органы приобретают свойство леги-тимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом. Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и ле-гитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать вг рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума. Сам термин "легитимность" переводят с французского как "законность". Но перевод не совсем точен. Законность отражает ся термином "легальность". "Легитимность" и "легальность" близкие но, не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а второе - юридический. Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчи нения. 1. Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции при водит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отноше ниями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимо отношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же тра дицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитим ность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего ав торитет государства многовековыми традициями почитания власти. 2. Легальная или рационально - правовая легитимность. Она основывается на признании добровольно установленных юридичес ких норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти яв ляется конституционное государство, в котором беспристрасные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются уста новленные законом процедуры. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется "царством закона". Для обос нования своей власти элита обращается к действующему законода тельству (Конституции). 3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководите ля, который иногда даже обожествляется, создает культ его личности. Харизматическая власть является относительно неста бильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Хариз матическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Легитимность власти на ограничивается этими тремя типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вноси мой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Но в отличие от рационально - правовой легитимности, аппелирующий к сознанию, ра зуму, идеологическая - однонаправленный процесс, не предполагаю щий обратных связей, активного участия граждан в выработке идео логии. Во второй половине ХХ в. многие молодые государства в по пытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимнос ти в большей или меньшей степени присущ многим современным ГО сударствам. Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политичес кие системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конк ретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политичес ких систем было невозможно. Исследователи выделяют несколько источников легитимности. 1. Участие граждан в управлении, что создает общую при частность людей к политике, проводимой властью, позволяет граж данам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. 2. Технократическая легитимность, т. е. легитимность пос редством экономической, военной, образовательной и т. п. дея тельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.). 3. Сила Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это последний аргумент власти, с помощью которого она стремится повысить свою легитимность. (В России Чеченская война сказа лась на уровне легитимности). Важное место в функционировании власти занимают проблемы делигитимации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима. Основными причинами делигитимации являются следующие: а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; б) противоречие между идеей демоктратии и социально - политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации; в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс; г) нарастание бюрократизации и коррумпированности; д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти; е) потеря правящей элитой веры в правомерность своей Власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти. Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение. В заключение можно подвести итого. 1. Власть - одно из важнейших начал жизни человеческого общества и центральная категория политологии. 2. В современной политологии сложилось несколько трактоок власти, каждая из которых выделяет отдельные стороны ее проявления. 3. Власть содержит в себе компоненты, - субъект, объект, средства (ресурсы), процесс, приводящий в движение все ее элементы. 4. В зависимости от особенностей разных элементов власти выделяются ее основные виды, тесно взаимосвязанные между собой. 5. В заключительной части лекции рассмотрена проблема ле гитимности власти - важного качества политического порядка. Легитимность выступает важным фактором эффективности политического режима при переходе к демократическим формам государственного управления.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |