КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВР.В. Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно. 2 страница
Использовать свободное от занятий время не менее важно, чем заниматься специально. Когда вы собираетесь взять тот или иной функциональный предмет, всегда старайтесь сказать ребенку не только, что это такое, но и что с этим делают. Особое внимание обращайте на те предметы, которые вы выбрали для занятий. Иногда бывает полезно к игрушкам ребенка добавить и предметы, аналогичные тем, которые вы выбрали. Малышу следует показывать разные варианты функциональных предметов - он должен знать, что для питья используются все чашки; большие, и маленькие, красные и синие, стеклянные и пластмассовые, простые и фигурные. Закрепление и развитие умения Как только ребенок научится правильно определять хотя бы два предмета из четырех, можно расширить круг предметов до шести, Это уже будет непосредственной подготовкой к следующей ступеньке. ВР.В.47. Из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют. ВР.В.48. Из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют. Эти два параграфа посвящены развитию умения ВР.В.46. Здесь ребенку предлагается на выбор шесть предметов. Способ оценки такой же, как в параграфе ВР.В.46. * В параграфе ВР.В.47 результат считается положительным, если ребенок из шести предметов правильно определит четыре или пять. * В параграфе ВР.В.48 результат считается положительным, если ребенок правильно определит все шесть предметов. Занимайтесь так, как предложено в параграфе ВР.В.46, давая малышу на выбор шесть предметов. Когда ребенок научится находить шесть предметов по их функциональному признаку, то проводить отдельные уроки с другим набором предметов, может быть, уже не стоит. Тем не менее, продолжайте вводить в ваши повседневные занятия новые предметы и периодически проверяйте, сможет ли малыш выбрать их из группы других, если вы опишите функциональные признаки этих предметов. Такая работа, помимо того, о чем мы говорим, положительно сказывается и на развитии навыков разговорной речи - на освоении ребенком слов и фраз, обозначающих действия. Когда ребенок научится произносить необходимые слова и фразы, обозначающие действия, то в ответ на ваш вопрос: "Что ты делаешь с...?". он сумеет сказать вам, как используется тот или иной предмет, ВР.В.49. Из пяти представленных ему различных кушаний указывает три, о которых его спрашивают. ВР.В.50. Из пяти представленных ему различных животных указывает трех, о которых его спрашивают. ВР.В.51. Из пяти представленных ему предметов мебели указывает три, о которых его спрашивают. Хотя эти три умения оцениваются по-отдельности (заниматься ими тоже нужно по-отдельности), в них много общего, и поэтому мы рассмотрим их вместе. У маленьких детей, которые учатся говорить, часто наблюдается тенденция сводить к одному понятию все предметы, имеющие какой-нибудь общий признак. В самом деле, многие из нас встречали детей, для которых все четвероногие животные - "собачки", все фрукты - "яблоки" и т.д. Однако, на том этапе развития, о котором мы говорим, детям уже пора начинать различать "одинаковые - но - разные" предметы. Учебными материалами могут служить сами предметы, о которых вы будете говорить ребенку (тогда, когда это возможно), реалистические игрушки и картинки. Для занятий с продуктами питания выберите пять знакомых ребенку кушаний. Не следует включать в их число то, что малышу дают в особых случаях, например, "сладкую вату" или мороженое, поскольку эти лакомства могут вовсе не ассоциироваться у него с пищей! Для занятий с животными выберите пять четвероногих животных, таких как лошадь, корова, собака, свинья и кошка. Для занятий с предметами мебели выберите что-нибудь знакомое ребенку, например, кровать, стул, стол, шкаф и телевизор. Как оценить Занятия можно проводить так же, как раньше, когда малыш учился выбирать из нескольких предметов тот, который ему называют (см. параграф ВР.В.20). Во многих случаях, а именно тогда, когда вы при каждом удобном случае старались сказать ребенку, как называется тот или иной предмет, специальные занятия не требуются. Игровое время и участие в работе по дому. Даже если малыш получил положительные оценки, вам все же не стоит оставлять своих усилий по пополнению его словарного запаса и стремления насытить этот словарный запас деталями. Даже если ребенок еще не говорит, нужно, чтобы он понимал больше слов. Старайтесь в своей речи употреблять наряду с уже знакомыми ребенку словами, менее знакомые: "Посмотри на всех этих животных! Здесь свинки, лошадки, коровы и овечка". Или: "Я стираю пыль с мебели. Сначала со стола, а сейчас - с пианино. А ты сотри пыль с журнального столика!" и т.д. Сделайте так, чтобы у ребенка была возможность показать вам, что он понимает, о чем вы говорите - пусть он отбирает нужные предметы, выполняет простые указания. Закрепление и развитие умения Следует заниматься и другими категориями предметов. Знакомьте ребенка с частями, из которых состоят растения, с птицами (утка, курица и т.д.), с деталями дома (пол, стена, крыша и т.д.) и насекомыми. Можно обращать внимание малыша и на другие категории предметов - те, которые в жизни и работе вашей семьи играют важную роль. К данному умению мы вернемся несколько позже, в параграфах ВР.В,71-74.
ВР.В.52. Выполняет просьбу: "Дай мне...и...!"" выбирая два предмета из четырех. В этой просьбе самым важным является слово "и". Если раньше вы называли только один предмет, то теперь вы будете называть два, и малыш должен будет оба слова запомнить и оба предмета вам дать. Овладение этим умением знаменует большой шаг вперед. Кроме того, это хорошая подготовка к решению задачи, которой посвящен параграф ВР.Г.42 и последующих задач, связанных с выполнением указаний, состоящих из двух частей. Как оценить Материалы Четыре знакомых ребенку предмета (например, собака, чашка, ложка и мяч). Способ: Положите предметы перед ребенком на стол и скажите: "Дай мне... и...!" Сделайте пять попыток, называя все предметы в разных сочетаниях. Не подсказывайте и не напоминайте, что нужно делать. Прежде, чем малыш начнет выбирать предметы, убедитесь, что он слушает ваши указания. Результат положительный, если четыре раза из пяти ребенок правильно выполнит ваше указание и даст вам оба названных предмета. Как учить Здесь в наших требованиях появляется совершенно новый элемент, и это обуславливает необходимость более интенсивных занятий. Сначала малыш будет сильно нуждаться в вашей помощи, но со временем вы будете помогать ему все меньше и меньше. Помните, что данное умение требует особой концентрации внимания. Для начала, высказав просьбу, возьмите руки ребенка в свои и подведите их к обоим предметам так, чтобы он мог их взять. Скажите: "Посмотри, вот ты взял собачку и мячик". Иногда сами давайте малышу предметы со словами: "Я дам тебе ложку и чашку. Ты взял ложку и чашку". После того, как вы повторите эту процедуру несколько раз, попробуйте снова изложить малышу свою просьбу, но уже не направляйте его руки. Если он даст вам только один предмет из тех, что вы назвали, скажите: "Собачку и...". Так вы дадите ребенку шанс вспомнить второй предмет. Если же малыш все-таки не вспомнит, повторите всю просьбу сначала: "Дай мне собачку и мячик!". Если ребенок даст вам два предмета, но не те, которые вы назвали, ничего не говоря, положите их на место и скажите: "Слушай внимательно! Дай мне собачку и мячик!" Когда ребенок научится выполнять просьбы с вашей помощью, так, как мы описали выше, попробуйте давать ему подсказку в более общей форме, например: "Ты уже все сделал?" или "О чем я тебя просила?". Если малыш все же забыл, что нужно сделать, положите все предметы на место и повторите первоначальную просьбу. Можно разнообразить упражнения, например, поставить на стол широкую вазу или ведерко и попросить малыша: "Положи туда собачку и мячик!" Возможны и другие варианты. Можно каждый день менять предлагаемые ребенку наборы предметов - подойдут любые из тех, которые он знает. Продолжайте упражняться до тех пор, пока два дня подряд малыш не будет выполнять ваши указания правильно, как минимум, четыре раза из пяти. Игровое время и участие в работе по дому. Смотрите параграф ВР.В.53. Закрепление и развитие умения Смотрите параграф ВР.В.53.
ВР.В.53. Выполняет просьбу: "Дай мне...и...!", выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате. Для овладения всеми умениями, входящими в нашу программу, очень важно практиковаться в естественной обстановке, но для овладения данным умением это настолько важно, что мы решили поговорить об этом отдельно. Ваши скрупулезные занятия с наборами из четырех предметов были подготовкой к умению. имеющему практическое значение - умению выполнять просьбы, относящиеся к любым предметам, которые находятся в доме. Если к данному моменту ваш малыш уже научился ходить, возможно он научился и выполнять такую простую просьбу, как "Принеси мне мишку!" или "Милый, принеси мне, пожалуйста, мою туфельку!". Если это так, значит теперь он может начать учиться выполнять просьбы, состоящие из двух частей, например: "Нам нужны твои ботинки и шапочка" или "Не мог бы ты мне передать печенье и кусочек сыра?". Заметим, что чаще всего мы употребляем словосочетание "Принеси мне", но его можно с успехом заменить и просьбами другого рода. Главное, чтобы одна и та же просьба относилась к обоим предметам. Если ваш малыш еще не ходит, вы можете продолжить развитие умения ВР.В.52, усложнить задачу, предложив ему больше предметов на выбор и/или устроив его так, чтобы он мог передавать вам все, что вы попросите. Как оценить Способ: Это умение можно оценивать дома или в знакомой классной комнате. Наметьте предметы, которые ребенок знает и может достать. Скажите: "Принеси мне... и...!" Сделайте три попытки, называя предметы в разных сочетаниях. Если хотите, можете три попытки сделать не сразу, а в течение дня. Не подсказывайте и не напоминайте малышу, что нужно принести. Прежде, чем ребенок отправится на поиски, убедитесь в том, что он выслушал вашу просьбу до конца. Результат положительный, если ребенок выполнит вашу просьбу два раза из трех. Как учить Начните с просьбы принести пару предметов, которые обычно используются вместе, например, ботинки и носки, тарелку и ложку, ведерко и лопатку. Возможно, сначала вам нужно будет пойти вместе с малышом, чтобы помочь ему найти оба предмета, Попробуйте пригласить к вам в комнату третьего человека, чтобы он давал задание, а вы помогали малышу искать нужные предметы и относить их говорящему. Когда вы увидите, что ребенок в своих действиях уже меньше зависит от вас, останьтесь сидеть и позвольте ему отправиться на поиски одному. Вы же при необходимости можете ему задавать наводящие вопросы, вроде тех, которые мы привели в параграфе ВР.В.52. Малышу может понравиться игра в магазин, Дайте ему корзинку и список покупок в виде листа с изображением двух предметов, которые он должен "купить". Когда он научится справляться с такими заданиями, пусть отправится в магазин без списка или с более длинным списком. Закрепление и развитие умения Когда ваш ребенок овладеет данным умением, нужно будет подумать о том, как помочь ему практиковаться. Развитие этого умения предусмотрено последними параграфами раздела ВР.Г.
ВР.В.67. Указывает на 13 частей тела. Выберите 13 частей тела, включив в их число те 10, которые ребенок уже знает. Оценивайте это умение и занимайтесь так, как указано в параграфе ВР.В.25.
ВР.В.68. Указывает на 16 частей тела. Выберите 16 частей тела, включив в их число те 13, которые ребенок уже знает. Оценивайте это умение и занимайтесь так, как указано в параграфе ВР.В.25.
ВР.В.69. Если на картинке изображены мальчик и девочка, указывает на того, о ком спрашивают. Примерно на том уровне развития, о котором мы сейчас говорим, дети уже могут отличить мальчика от девочки не только на основании общих представлений о прическе или одежде. Вы, наверно, иногда разговариваете с ребенком о мальчиках и девочках - ведь это одна из многих проблем, которыми родители занимаются с детьми естественным образом. Если при проверке ваш малыш не получит положительной оценки, с ним можно позаниматься дополнительно так, как мы предлагали в параграфе ВР.В.34, когда отрабатывалось умение из нескольких картинок выбирать нужную. Самое важное - предлагать вниманию ребенка как можно больше разных изображений детей. Так девочки не должны все время изображаться в платьицах, с конскими хвостиками и бантиками. Для нашей задачи хороши каталоги магазинов одежды и журналы мод, хотя у них тоже есть тенденция создавать стереотипы. Как оценить Материалы: Три картинки, на которых изображены девочки, и три - на которых изображены мальчики. Способ: Положите на стол одну картинку, на которой изображен мальчик, и одну - на которой изображена девочка. Скажите: "Укажи на мальчика (или девочку)!" Повторите просьбу, назвав противоположный пол. Положите другую пару картинок, поменяв местами мальчика и девочку. Затем то же проделайте с третьей парой. Таким образом, вы дадите ребенку три попытки, чтобы он мог найти "мальчика" и три - чтобы он мог найти "девочку". Результат положительный, если ребенок в двух случаях из трех правильно укажет на мальчика и в двух случаях из трех правильно укажет на девочку.
ВР.В.70. Если на картинке изображены мужчина и женщина, указывает на того, о ком спрашивают. Оценивать это умение следует так же, как предыдущее (ВР.В.69), а если потребуется, можно дополнительно позаниматься так, как указано в параграфе ВР.В.34.
ВР.В.71. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "пища". ВР.В.72. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "животные". ВР.В.73. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "одежда". ВР.В.74. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "мебель". Последние четыре параграфа данного раздела посвящены развитию представлений ребенка о категориях или группах в которые объединяются предметы, имеющие родственные признаки. Эту работу мы начали раньше (см. параграфы ВР.В.49-51). На ранних стадиях мы учили ребенка различать предметы, входящие в одну категорию, давая этим предметам имена. Теперь малышу называется категория (или понятие), а он должен подобрать предметы, соответствующие этой категории. Обычно для занятий подобного рода используются такие понятия, как пища, животные, одежда и мебель. В зависимости от интересов ребенка и от того, с какими предметами он знаком, можно добавить и другие понятия. В качестве учебных материалов могут использоваться предметы (например, реалистические игрушки) или картинки - нарисованные или вырезанные из журналов - и наклеенные на большие листы картона. Выберите четыре категории предметов и для каждой подберите по четыре предмета, например четыре разных кушанья, четыре игрушечных животных, четыре предмета кукольной одежды и четыре предмета кукольной мебели. Если после оценки вы найдете нужным позаниматься с ребенком еще, к каждой категории подберите дополнительные предметы, чтобы учебные материалы можно было менять. Четыре умения, о которых мы сейчас говорим (ВР.В.71,72,73 и 74), могут оцениваться вместе. Как оценить Материалы: По четыре предмета четырех указанных выше категорий. Способ: Разложите в беспорядке на столе приготовленные вами предметы. Скажите: "Покажи мне все съедобное. Если ребенок покажет не все лежащие перед ним съедобные предметы, скажите: "А ты можешь найти еще что-нибудь съедобное?". Повторите эту процедуру для всех остальных категорий предметов, давая не больше одной подсказки на каждую. При оценке умения ВР.В.71 результат считается положительным, если ребенок из всех предметов отберет хотя бы три съедобных. При оценке умения ВР.В.72 результат считается положительным, если ребенок из всех предметов отберет хотя бы трех животных. При оценке умения ВР.В.73 результат считается положительным, если ребенок из всех предметов отберет хотя бы три предмета одежды. При оценке умения ВР.В.74 результат считается положительным, если ребенок из всех предметов отберет хотя бы три предмета мебели. Как учить Если хотя бы за две категории предметов ребенок получит положительные оценки, можно работать со всеми предметами четырех категорий одновременно. Если же он не получит ни одной положительной оценки или только одну, то вам нужно начать заниматься только с двумя категориями, постепенно увеличивая их число до четырех. Начните с подбора предметов. Поставьте на стол большие блюда и положите в каждое из них по одному образцу из каждой категории. Возьмите для примера один предмет и скажите: "Вот это одежда. Положи все предметы одежды к одежде!". Когда подбор будет завершен, и все предметы будут разложены по блюдам, попросите малыша правильно выбрать блюдо. Скажите: "Покажи мне пальчиком на блюдо с одеждой / животными / мебелью / съедобным!". Как только ребенок научится правильно находить названные вами категории, можно переходить к следующей ступеньке. Разбросайте по столу все предметы, а посередине поставьте только одно блюдо. Положите в него один предмет из намеченной вами категории. Скажите: "Я кладу одно животное на блюдо. Положи сюда и других животных!". Проделайте то же с другими категориями, помогая ребенку, если нужно. Когда малыш научится делать это самостоятельно, не кладите больше на блюдо ничего. Покажите ребенку пустое блюдо и скажите: "Положи на блюдо всех животных!". То же проделайте с предметами остальных категорий. Если ребенок справится с этой задачей, значит он уже близок к тому, чтобы правильно указывать на все предметы, относящиеся к одной категории так, как это предусмотрено методом оценки. Игровое время и участие в работе по дому. Самое подходящее время для практики - время уборки. Попросите ребенка сложить все игрушки в ящик, а всю одежду в специальную корзину. Продолжайте, пользуясь случаем, называть не только сами предметы, но и основные категории. Закрепление и развитие умения. Вводите новые понятия, названия новых категорий, имеющих важное значение в мире вашего малыша. Если ваш ребенок скоро пойдет в школу, то занятия такого рода хорошо подойдут к его упражнениям с бумагой и карандашом. Нарисуйте на листе бумаги разные предметы, назовите какую-нибудь категорию и попросите ребенка обвести кружочками все предметы, относящиеся к этой категории. Можно, конечно объединять предметы в определенные категории, основываясь на разных признаках. Некоторые подходы (по цвету, по размеру, по форме) вы найдете в других разделах нашей программы. Можно объединять предметы в соответствии с материалами, из которых они сделаны, в соответствии с назначением (когда, где и как они используются) и так далее. Помогая ребенку изучать окружающие его вещи, старайтесь обращать его внимание не только на различия между интересующими его предметами, но и на их сходства.
ГЛАВА 4
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |