Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.К. Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе. 2 страница




Результат положительный, если ребенок правильно разложит все девять форм.

Как учить

Заниматься нужно так, как указано в параграфе ТМ.К.107. Сначала постарайтесь, чтобы все ваши фигурки были одного цвета. Когда малыш научится сортировать одноцветные фигурки, введите и другие цвета. При этом, как уже было сказано, нужно следить, за тем, чтобы малыш раскладывал их в соответствии с формой, а не с цветом.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Подобным образом можно сортировать любые предметы. Небесполезно наведаться в магазин инструментов. Там вы могли бы найти много подходящих материалов: крупные прокладки для кранов, винты, гайки, болты, крышки и кронштейны, то есть, всевозможные детали, сортировать которые - одно удовольствие! Могут пригодиться также элементы конструктора старшего ребенка. В конце концов, можно воспользоваться картонными карточками с нарисованными на них фигурами.

Закрепление и развитие навыка

Обсуждаемую задачу можно усложнить, если:

* Заменить фигуры, предлагаемые ребенку для сортировки, другими, например, ромбами, прямоугольниками и т. п.;

* Увеличить число групп, на которые нужно разделить все фигуры;

* Попросить ребенка класть предметы не в тарелочки, а на стол кучками, как уже предлагалось в параграфе ТМ.К.111;

* В каждую группу включить фигуры разной величины так, чтобы ваши круги были разных размеров, квадраты разных размеров и т.д.

 

ТМ.К.113. Сортирует предметы по категориям (2 варианта)

В книге "Восприятие речи" есть глава, посвященная умению собирать вместе предметы, принадлежащие к одной категории. В данном параграфе мы поговорим об умении ребенка пользоваться своими представлениями о категориях, для сортировке предметов.

Описываемое здесь упражнение полезно в двух отношениях: во-первых, оно закрепляет умение малыша относить тот или иной предмет к определенной категории, а во-вторых, развивает умение сортировать.

Прежде, чем приступить к тестированию и обучению ребенка данному умению, обратитесь к параграфам ВР.В.71-74 и произведите соответствующие оценки. Если малыш не получит положительных оценок, проработайте сначала эти параграфы, а затем вернитесь сюда, к сортировке, которая станет развитием и совершенствованием этих умений.

Как оценить

Материалы: Три тарелочки и три набора предметов, по 5 штук в каждом. Каждый набор должен состоять из предметов, относящихся к одной категории. Если вы остановитесь на таких категориях, как пища, одежда и мебель (а могут быть еще игрушки, животные, и т.п.), то вашими материалами будут: 5 маленьких пластмассовых фруктов или овощей, 5 предметов одежды и 5 предметов кукольной мебели.

Способ: Поставьте на стол 3 тарелочки и рядом положите все предметы, сложенные кучкой. Покажите ребенку, как можно рассортировать эти предметы. Сопровождайте свои действия словами: "Посмотри, всю одежду я складываю сюда" и т.д. Затем выложите из тарелочек все предметы и попросите ребенка рассортировать их.

Результат положительный, если малыш сумеет рассортировать все предметы без какой бы то ни было помощи с вашей стороны.

Как учить

Если вы никогда еще не делали подобных вещей, начните заниматься с того, с чего мы предлагаем в параграфах ВР.В.71-74.

Когда ваш малыш научится в ответ на вашу просьбу указывать на все предметы одной категории, дайте ему описанное выше упражнение на сортировку. Как и в предыдущих упражнениях на сортировку, отойдите в сторонку и позвольте ребенку самостоятельно закончить дело, которое вы начали с ним вместе.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Попробуйте предложить малышу рассортировать снятую с веревки высушенную одежду или разделить покупки на фрукты, овощи, консервы и т.д. Во время уборки побудите его разложить по местам вещи.

Закрепление и развитие навыка

Еще раз обратитесь к нашим рекомендациям, изложенным в параграфах ВР.В.71-74.

Можно выделить и включить в игры с ребенком и другие группы (или категории) предметов: "машины", "инструменты", "детали". Многие предметы объединяются по функциональному признаку, например есть "вещи, с помощью которых моют", " вещи, с помощью которых шьют", "вещи, с помощью которых готовят еду". Представление о назначении или функции того или иного предмета более основательно закрепляется в следующем параграфе данного раздела.

 

ТМ.К.114. Объединяет предметы в пары по функциональному признаку.

Дошкольникам, также, как и школьникам нередко приходится на занятиях решать, какие предметы подходят друг к другу или используются вместе с одной и той же целью.

Очень часто каждая группа, из тех, на которые нужно разделить все предметы, представляет собой просто пару предметов. Тем не менее, эта задача сродни сортировке, и поэтому вам нужно дать возможность ребенку решить ее как можно самостоятельнее.

Как оценить

Материалы: Пять пар предметов, которые естественным образом используются вместе, например, ключ и замок, носок и ботинок, карандаш и бумага, мыло и губка, зубная щетка и паста.

Способ: Положите все 10 предметов на стол. Возьмите предметы, составляющие одну пару и скажите: "Посмотри, они подходят друг к другу!". Затем разделите их снова и попросите ребенка найти все вещи, которые подходят друг к другу.

Результат положительный, если малыш объединит в пары, по меньшей мере, 6 предметов из 10 без какой бы то ни было помощи и дополнительных объяснений.

Как учить

Начните всего с четырех предметов и помогите малышу объединить их в пары. Для этого сначала нужно обсудить с ним назначение каждого предмета. Например, можно сказать ребенку: "Я хочу почистить зубы. Что мне для этого нужно?". Подобным же образом побеседуйте о назначении двух других предметов.

Затем включите в работу 3 пары предметов, после этого 4 и, наконец, 5.

Время от времени меняйте материалы. Помимо упомянутых предметов, можно взять большую иголку и катушку ниток, молоток и гвоздь, резиновые перчатки и мочалочку для посуды, расческу и щетку для волос и т.п.

После того, как ваш малыш научится составлять пять пар при условии, что назначение каждой из них вы предварительно обсуждаете, попробуйте усложнить его задачу. Взяв один предмет из какой-нибудь пары, спросите: "Что к этому подходит?". Рассказывать о назначении той или иной вещи нужно только в том случае, если малыш ошибется.

И, наконец, предложите ему самостоятельно составить пары из лежащих на столе предметов так, как это требуется для получения положительной оценки.

Игровое время

Старайтесь как можно больше практиковаться в естественных условиях. Просите ребенка найти все, что ему нужно для того, чтобы почистить зубы, нарисовать картинку, выйти из дома в дождливую погоду и т.п.

Закрепление и развитие навыка

Для закрепления и развития обсуждаемого умения можно, во-первых, увеличить общее число пар, которые он должен составить, и, во-вторых, предложить ему составить не пары, а группы из трех предметов, например, карандаш, бумага и ластик или иголка, нитка и наперсток.

Есть и иная форма работы. Вы берете листы бумаги, на которых в случайном порядке разбросаны простенькие рисунки, изображающие различные предметы, и просите ребенка соединить карандашными линиями предметы, которые по назначению подходят друг к другу. Кроме того, можно обратиться к книгам, посвященным занятиям и развивающим играм для дошкольников.

 

ТМ.К.115. По просьбе взрослого из четырех цветов выбирает один.

К этому времени ваш малыш уже должен научиться легко подбирать цвета к образцу, и теперь пришла пора учить его различать названия цветов. Он может показать вам, что знает их, даже если еще не умеет говорить. Для этого ему достаточно указать или дать вам предмет того цвета, который вы назвали.

Здесь, так же как это было в случае работы с формами, для того, чтобы перейти от умения подбирать к образцу к умению выбирать названный цвет без образца, могут понадобиться промежуточные ступеньки. Поэтому мы еще раз отсылаем вас к игре "Подбери к образцу". Для занятий подойдут те же материалы, с которыми вы работали над умением подбирать цвет к образцу. Если нужно, добавьте для разнообразия и другие. Когда малыш упражняется в подборе цвета к образцу, полезно для каждого цвета сделать карточку-образец. Использовать ее вы сможете затем при работе с любыми предметами.

Как оценить

Материалы: Четыре набора предметов, каждый из которых включает в себя четыре предмета разных цветов (например, 4 кубика (красный, синий, зеленый и желтый), 4 машинки таких же цветов, 4 бельевых прищепки и 4 ленточки.

Способ: Положите на стол один набор, например, 4 кубика. Скажите: "Укажи на...!" или "Дай...!". Точно так же попросите малыша указать на каждый из оставшихся цветов. Затем положите на стол другую группу предметов и проделайте с ними то же самое. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока каждый цвет не будет проработан 4 раза.

Результат положительный, если каждый цвет ребенок сумеет определить правильно в трех случаях из четырех.

Как учить

Прочитайте инструкцию к игре "Подбери к образцу".

Прежде, чем приступить к занятиям, решите, стоит ли вам начинать сразу с четырех цветов - ведь можно начать с двух, а когда они будут освоены, ввести еще два. Если ваш малыш хорошо знаком хотя бы с одним цветом, то начать можно сразу с четырех.

В Центре Маккуэри обычно начинают с двух цветов, причем в качестве первой пары, как правило, берут цвета синий и желтый. Если малыш с легкостью осваивает эти цвета, тогда вводится третий (чаще всего - красный), и затем четвертый. Если синий и желтый осваиваются медленно, то после этой комбинации педагог вводит другую - тоже их двух цветов, и так до тех пор, пока таким образом не будут проработаны все 4 цвета. После этого ребенку предлагают три цвета, а затем уже все четыре.

В вопросе о том, какой подход выбрать, доверьтесь своей интуиции. Если вы будете вести записи, вам легче будет определить момент, когда перед ребенком нужно будет ставить следующую задачу.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Наряду с целенаправленными занятиями, которые вы будете проводить по описанной выше методике, можно заниматься и в неформальной обстановке. Книги, игрушки, предметы быта дадут вам немало поводов попросить малыша: "Покажи мне...!". Пока ребенок еще не до конца отказался от образца, можно все время держать под рукой ваши карточки-образцы, которые в трудных ситуациях смогут ему помочь.

Кроме того, для тренировки можно придумать специальные игры. Найдите 4 пластмассовых стаканчика разных цветов или наклейте на донышки бумажных стаканчиков разноцветные кружочки. Под один из перевернутых вверх дном стаканчиков положите изюминку или другой маленький, но привлекательный для ребенка предмет. Скажите: "Изюминка под желтым стаканчиком". Если он потянется не к тому стаканчику, поправите его, показав ему соответствующую карточку-образец. Разновидностей такого рода игры много. Выберите ту, в которую можно играть с вашими игрушками и другими домашними предметами. Разумеется, в подобные игры можно играть не только с четырьмя разноцветными емкостями, но и тремя, и с двумя.

 

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш ребенок научится находить по вашей просьбе синий, желтый, красный и зеленый цвета, познакомьте его поближе и с другими цветами: черным, белым, оранжевым, розовым и пурпурным. Научившись различать основные цвета, некоторые дети способны овладеть и умением различать дополнительные цвета, но уже не на жестко структурированных уроках, особенно теперь, когда вы можете свободно и естественно беседовать с малышом о цветах. Это, однако, относится не ко всем детям. Некоторым для освоения каждого нового цвета необходима специальная помощь.

Если ваш ребенок уже начал говорить, его следует побуждать называть цвета предметов: сначала он будет просто подражать вам, а позже научится называть их в ответ на вашу просьбу.

Если малыш уже умеет произносить фразы, побуждайте его называть цвета вместе с предметами, о которых идет речь, например, "синий носок" или "Желтый цыпленок".

 

ТМ.К.116. Сортирует предметы по цвету (4 варианта).

Как мы уже заметили в начале этого раздела, некоторые дети способны научиться сортировать цвета раньше, чем выбирать их без образца - по просьбе взрослого. Поэтому есть смысл провести оценку данного умения даже в том случае, если за предыдущее (ТМ.К.115) ваш малыш не получил положительной оценки.

Как оценить

Материалы: Четыре тарелочки разных цветов и 12 предметов четырех цветов (по три предмета каждого цвета).

Способ: Поставьте на стол тарелочки и рядом с ними - кучкой - положите все предметы. Для того, чтобы показать ребенку, что нужно делать, разложите сами по тарелочкам несколько предметов. Поясняйте свои действия: "Посмотри, я кладу синие с синими, красные с красными и...". Затем скажите: "Сделай и ты так!" и отойдите в сторонку. Время от времени вы можете подбадривать малыша улыбкой, но больше ничем не помогайте.

Результат положительный, если ребенок закончит сортировку, разложив правильно, как минимум, 11 предметов из 12.

Как учить

Пусть сначала малыш научится раскладывать по цвету лишь несколько предметов. Убедите его, что вы очень скоро вернетесь и посмотрите на его работу. Если он выполнит задание, сердечно похвалите его, а если нет, - повторите ваше указание и снова отойдите.

Давая указание второй раз, стремитесь сделать его кратким и общим по форме, например, "Сделай еще немного!" или "Ты уже закончил?". Подобного рода напоминания хороши тем, что не содержат лишней информации, которая могла бы отвлечь ребенка.

Постепенно увеличивайте число предметов для сортировки.

Если ваш ребенок скоро пойдет в школу, стоит научить его сигнализировать об окончании работы. Это может быть слово или знак, в зависимости от уровня его речевого развития.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Упражняться можно и нужно с разными материалами и в разных местах. Наклейте разноцветные картинки на коробки и ведерки и дайте малышу рассортировать эти большие игрушки по цветам. Позвольте ему рассортировать по цветам белье для стирки (этим он, помимо прочего, облегчит вашу задачу!). Малыш может помочь вам рассортировать цветы, которые вы собираетесь поставить в вазы. Он может сам разложить по цветам свои мелки и разноцветные кусочки бумаги или ткани, предназначенные для изготовления аппликаций.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок научится справляться с четырьмя цветами, можно увеличить число цветов или предложить для сортировки предметы четырех других цветов.

Более сложная задача - раскладывать предметы не по тарелочкам или коробкам таких же цветов, что само по себе уже подсказка, а просто так.

 

ТМ.К.117. Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте.

Каждый согласится, что для того, чтобы научиться читать, необходимо уметь замечать различия в очертаниях букв. Однако само по себе такое умение еще нельзя назвать умением читать. В действительности, то, чем мы будем сейчас заниматься, является развитием умения подбирать картинки к образцу. Поэтому, прежде, чем приступить к буквенному лото, малышу необходимо успешно проработать параграф, посвященный лото с картинками, а именно, параграф ТМ.И.106 (Подбирает к картинкам соответствующие карточки - на выбор даются 9 вариантов). В нашем случае трудность будет состоять в том, что картинки-буквы не только очень похожи друг на друга, но и не имеют для ребенка никакого смысла. Он не сможет подумать как раньше: "Ага! это шапка. Поищу еще одну шапку!". Теперь он должен будет полагаться на зрительное восприятие формы и самостоятельно примеривать одно изображение к другому.

Хотя само по себе это занятие - не есть чтение, оно помогает ребенку к чтению подготовиться. Сейчас он будет учиться замечать сходства и отличия в буквах и узнает их названия. Если вашему малышу удастся справиться с этим упражнением, то весьма вероятно, что он сможет научиться читать.

Из-за того, что буквы - эти нарисованные на бумаге закорючки - не имеют для ребенка никакого смысла, от долгой и интенсивной работы над ними он может устать. В период освоения буквенного лото полезно иногда вновь достать лото с картинками, только теперь более сложными, чем раньше, чтобы малышу пришлось рассматривать их повнимательнее.

Как оценить

Материалы: Большая самодельная карта лото, на которой изображены шесть больших (порядка 2 см) строчных букв алфавита с заметно отличающимися друг от друга очертаниями, например, буквы п, ф, а, т, р, к. Шесть соответствующих карточек.

Способ: Положите большую карту на стол. Возьмите первую карточку и скажите: "Положи... на...!". То же самое проделайте со всеми остальными буквами. После того, как малыш положит карточку на место, ее можно убрать.

Результат положительный, если ребенок все 6 карточек подберет к соответствующим буквам на большой карте.

Как учить

Заниматься с ребенком следует так, как указано в параграфе ТМ.И.106 (Подбирает к картинкам соответствующие карточки - на выбор даются 9 вариантов). Если у малыша возникнут трудности с распознаванием схожих элементов, помогите ему обвести пальчиком букву. Если после трех уроков вы не обнаружите никаких сдвигов, вернитесь к параграфу ТМ.И.106, выбрав лото с сильно стилизованными или абстрактными картинками, узорами или геометрическими фигурами, в которых несколько легче найти различия, чем в буквах. Если вы будете помогать ребенку обводить буквы пальчиком даже тогда, когда вы не на уроке, в его сознании лучше закрепится представление о мельчайших отличиях одних букв от других.

Закрепление и развитие навыка

Если ваш малыш в состоянии сознательно провести линию, соединяющую 2 точки, то его может привлечь осуществляемая именно таким образом работа по подбору одинаковых букв. Попробуйте на листе бумаги, - скажем, слева, - написать несколько букв (сначала только 3) и такие же буквы, но в другом порядке, написать справа, после чего попросить малыша соединить линиями одинаковые.

 

ТМ.К.118. Подбирает карточки 4-элементного лото со словами к словам на большой карте.

Это умение непосредственно предшествует умению читать, однако на том этапе, о котором мы говорим, нам не важно, запомнит ли малыш, как произносится то или иное слово. В данном случае наша главная задача состоит в том, чтобы как можно лучше развить у ребенка способность подбирать к образцу картинки (здесь - слова).

Как оценить

Материалы: Большая самодельная карта лото с четырьмя отчетливо написанными словами. Слова должны сильно разниться как по длине, так и по очертаниям, чтобы ребенок каждое из них воспринимал, как отдельную фигуру. Пример: шкаф, ты, обезьяна, мяч.

Способ: Смотрите параграф ТМ.К.117, только теперь малыш будет подбирать не буквы, а слова.

Результат положительный, если ребенок сумеет правильно разложить все карточки.

Как учить

Учить ребенка следует так, как вы уже раньше учили его работать с лото.

Возможно, ему будет интереснее заниматься, если на карте и на карточках вы напишите слова, которые что-то значат для него.

Даже если вы не ставите себе целью научить малыша читать слова, вы все же можете выбрать такие, которые будут ему полезны позже, когда он начнет учиться читать. Одним из первых слов может быть его имя.

Когда ребенок научится подбирать карточки к первой группе слов, повторите работу со второй группой. Умение можно считать освоенным, если он сможет подобрать карточки к любой группе из четырех слов, заметно отличающихся друг от друга по виду.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Найти в повседневной жизни четыре слова, которые имели бы указанные особенности, очень трудно, потому, вероятно, практиковаться придется все же на специальных занятиях. Однако период такого своеобразного освоения слов очень подходит для того, чтобы вообще привлечь внимание ребенка к словам и к их назначению. Когда вы читаете малышу его любимую сказку, выделяйте в ней ключевые слова. Когда идете за покупками, показывайте ему названия продуктов на упаковках. Гуляя, читайте вывески, а самое главное, показывайте ребенку его имя, написанное на его вещах и рисунках.

Закрепление и развитие умений данной группы

Если ваш малыш научился подбирать к образцам слова и делает это с удовольствием, то возможно, вам захочется пойти дальше, приблизиться к "настоящему" чтению.

В Центре Маккуэри после того, как ребенок овладевает умением ТМ.К.118 (то есть, при тестировании получает за него положительную оценку), с ним сразу начинают заниматься по программе обучения чтению, поскольку в такой ситуации это направление работы считается приоритетным.

Нередко, признавая умение читать желательным, родители, тем не менее, отдают все время развитию той группы умений, в которой малыш не силен. Мы уверены, однако, что никакие отставания в других областях развития не должны мешать ребенку учиться читать. Если бы это было не так, то могли ли бы вообще учиться читать и т.д. люди с тяжелыми физическими нарушениями? Вероятно, для тех, кто откладывает новую программу "на потом", до тех пор, пока ребенок не усвоит все знания и умения, предполагаемые его программой, все дело в приоритетах.

Сделав такую оговорку, мы думаем, что теперь нам стоит отметить, что все дети с синдромом Дауна, прошедшие курс обучения в Центре Маккуэри, в той или иной степени умеют читать. Мы поняли, что научить читать этих детей сравнительно легко, если только заниматься этим тщательно и постоянно помнить о том, что вещи, которым вы их учите, должны быть непосредственно связаны с тем, что они хорошо знают и понимают. Многие дети, поступившие затем в школу, на протяжении первых лет учебы находятся в числе первых в классе по умению читать, что, конечно очень приятно и им, и их родителям. Кроме того, для этих детей чтение стало чудесным источником радости в часы досуга, и этот источник останется с ними на всю жизнь.

Подход, который используется в программе, разработанной в Центре Маккуэри, предполагает восприятие ребенком слова в целом. Малыш учится читать целые слова сразу, затем читает слова, объединенные в фразы и предложения. Фонетикой с ним начинают заниматься только после того, как он научится читать 50 - 80 слов и хорошенько поймет, что такое чтение вообще. Когда ребенок приступает к занятиям, у него уже, как правило, есть некий запас слов, вполне индивидуальный, состоящий из имен близких ему людей, названий важных для него предметов и действий, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Мы рассматриваем чтение как составную часть общего речевого развития и считаем ее важной и для восприятия речи и для активного ее использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.