Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.З Решение несложных практических задач и головоломок 1 страница




 

В этом разделе мы поговорим о том, как учить детишек применять приобретенные ими навыки тонкой моторики для решения несложных практических задач.

Вопросы, на которые ребенок должен будет искать ответы, в общем, можно сформулировать следующим образом:

* Как вложить один предмет в другой?

* Как вынуть один предмет из другого?

* Как соединить одно с другим?

* Как сделать такую же вещь, как у другого?

Навыки данной группы в чем-то перекликаются с навыками других групп, и более всего - с манипулятивными (ТМ.Д.). В идеале, формирование навыков двух этих групп должно происходить одновременно.

Способность решать практические задачи во многом определяется очень важным умением - умением упорно пробовать снова и снова. Цель некоторых из представленных здесь упражнений - побудить малыша не сдаваться и искать решения.

Многие навыки данной группы предполагают наличие специальных материалов - головоломок, элементы которых либо вставляются в соответствующие отверстия, либо подбираются так, чтобы получилась картинка. Очевидно, здесь вам придется подойти к выбору материалов особенно серьезно! Даже горожане, не говоря уж о жителях отдаленных мест, в некоторых случаях должны будут приложить определенные усилия, чтобы разыскать подходящие игрушки. Мы советуем обратиться за помощью к сотрудникам ближайших детских садов или игротеки. Они смогут помочь вам определить, какие именно головоломки подойдут вашему ребенку, и подскажут, как их заказать. Можно также поговорить с продавцом магазина игрушек. Он поможет вам познакомиться с каталогами и заказать нужные игрушки. Самые лучшие головоломки из тех, которые мы видели, были сделаны самими родителями. В начале каждого параграфа мы будем подробно описывать необходимые материалы. Но сначала - одно общее замечание. Во многих готовых головоломках составляющие их элементы имеют маленькие ручки. За эти ручки удобно браться, разбирая головоломку, но при сборке они могут сильно мешать. Обычно дети любят держать детальки за эти ручки, крутить их. Тем самым они теряют необходимый контроль над деталью и отвлекаются от цели занятия. В результате - сплошные огорчения. Иногда можно услышать, что подобные головоломки рекомендуются специально для детей с задержками в развитии, однако наш опыт показывает, что ручки не только не облегчают задачу, но усложняют ее. Мы советуем вам поискать головоломки без таких приспособлений или, если это невозможно, удалить ручки плоскогубцами. Если же и это не удастся сделать, постарайтесь убедить малыша не пользоваться ими. Ему легче будет справиться с головоломкой, если его пальчики будут держать непосредственно саму деталь.

Ниже приводится перечень всех навыков данной группы.

От 9 до 12 месяцев

39. Вставляет меньший стаканчик в больший.

От 12 до 15 месяцев

51. Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.

52. Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку.

От 15 до 18 месяцев

56. Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).

57. Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку (без предварительной демонстрации).

От 18 месяцев до 2 лет

65. Вставляет друг в друга четыре стаканчика.

66. Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).

67. Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

68. Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

69. Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

От 2 до 3 лет

72. Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.

73. Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.

74. Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента.

75. Подражая взрослому, строит поезд.

76. Ищет механизм, приводящий в действие игрушку.

От 3 до 4 лет

100. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов.

101. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.

102. Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.

103. Подражая взрослому, строит мост.

104. Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".

105. Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий.

 

ТМ.З.39. Вставляет меньший стаканчик в больший.

Данный параграф посвящен умению вставлять один предмет в другой. Это своеобразное развитие умения, представленного в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку).

Теперь, однако, малыш должен сначала определить, какой стаканчик может войти внутрь другого. Если он попытается больший стаканчик вставить в меньший, он потерпит неудачу. Значит, необходимо испробовать другой вариант. В данном разделе особое внимание уделяется развитию у ребенка представления о том, что для достижения цели нужно либо предпринять повторные попытки, либо поискать новый способ решения задачи. Приступить у занятиям вы можете уже сейчас. Пока нам не важно, понимает ли малыш разницу между большим и маленьким - он должен просто упорно искать решения задачи, пока не найдет его.

Набор вставляющихся друг в друга стаканчиков понадобится вам еще не раз, поэтому его стоит купить. Постарайтесь достать стаканчики с круглым, а не прямоугольным донышком. Часто стаканчики из такого рода наборов (если их перевернуть вверх дном) могут использоваться и для строительства башенок. Так что ваше приобретение будет достаточно полезным.

Как оценить

Материалы: Два стаканчика, сильно отличающихся размером друг от друга. Если у вас есть описанный выше набор, выберите из него два стаканчика, между которыми можно поместить еще три.

Способ: Покажите ребенку, как один стаканчик вставляется в другой. Затем разъедините их, поставьте на стол и скажите: "Теперь ты так сделай!". Дайте малышу три попытки, всякий раз меняя взаимное расположение стаканчиков на столе.

Результат положительный, если в двух случаях из трех ребенок сможет вставить один стаканчик в другой. Результат будет положительным и в том случае, если во время одной из попыток он сначала ошибется, но потом сам же себя поправит.

Как учить

Для выполнения этой задачи требуется навык, во многом схожий с тем, который был рассмотрен в параграфе ТМ.Г.38 (Кладет палочку в банку). Заниматься с малышом нужно так, как указано в этом параграфе.

Выполняя это упражнение, малыш должен определить визуально или методом проб и ошибок, какой стаканчик меньше. Когда он пытается вставить больший стаканчик в меньший, скажите ему: "Не входит. Попробуй еще!". Всегда давайте ребенку возможность самостоятельно исправить ошибку, и лишь в случае явной неудачи вмешайтесь и помогите физически.

Ставьте меньший стаканчик то справа, то слева от большего, чтобы малыш не привык узнавать меньший только по его положению на столе.

После того, как ребенок уловит идею, постарайтесь исключить как физическую, так и словесную помощь. Даже если он ошибется, не помогайте сразу, проверьте, не исправит ли он ошибку без напоминания.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Для практики подойдут любые емкости, лишь бы одну из них можно было поместить в другую.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.З. 65. (Вставляет друг в друга четыре стаканчика). А пока задачу можно усложнить, предложив малышу емкости с прямоугольными или овальными донышками. Для этого подойдут, например, коробки из-под обуви. Кроме того, можно отобрать меньшие стаканчики набора и поработать с парами, более близкими друг к другу по размерам.

 

ТМ.З.51. Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.

К этому навыку можно приступить не раньше, чем малыш овладеет (или почти овладеет) всеми навыками раздела ТМ.В (Представление о неизменности существования предмета). Он должен знать, что в коробочке что-то есть. Только вот, как извлечь это "что-то"???

Как оценить

Материалы: Небольшая коробочка с довольно глубокой крышкой. По величине эта коробочка должна быть такой, чтобы ребенок мог легко взять ее в руку. Маленькая игрушка или изюминка.

Способ: Покажите малышу, как вы кладете в коробочку игрушку, а затем находите ее. Снова положите игрушку в коробочку, дайте ее ребенку и спросите: "Где игрушка?".

Результат положительный, если малыш сможет снять крышку и найти игрушку.

Как учить

Для занятий вам понадобятся всевозможные коробочки, среди которых хотя бы одна должна иметь очень свободно снимающуюся крышку. Кроме того, нужно иметь под рукой небольшую коллекцию маленьких предметов.

Поначалу вам придется вновь и вновь показывать ребенку, как найти игрушку, и физически помогать ему копировать ваши действия. Выберите коробочку с неплотно закрывающейся крышкой, чтобы успех доставался малышу легко!

Когда он поймет, что нужно делать, ослабьте вашу помощь и немного усложните задачу. Если ребенку будет трудно снять крышку, подбодрите его: "Пробуй, пробуй!" или "Попробуй еще!".

В том случае, если малыш не пытается искать игрушку, попробуйте вернуться к разделу ТМ.В и побольше позаниматься проверкой утверждения, что предмет не исчезает, даже если его не видно.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

В этот период наиболее актуальными становятся игры, в которых что-то прячется! Здесь могут использоваться самые разные емкости, идеально - с крышками, однако и необязательно. Важно, чтобы ребенок нашел возможность извлечь игрушку из контейнера. Пусть, в свою очередь, малыш тоже что-нибудь спрячет. Он будет с удовольствием наблюдать, как вы ищите, а вы в это время сможете воспользоваться своей ролью, чтобы показать ему, как важно пробовать вновь и вновь. Еще одно полезное развлечение - распаковывать посылки.

Закрепление и развитие навыка

По мере освоения малышом данного умения усложняйте ваши игры. В следующем параграфе (ТМ.З.52) рассматривается еще один способ извлечения предмета, спрятанного внутри сосуда.

 

ТМ.З.52. Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку.

Справиться с этой задачей малыш сможет в том случае, если скопирует ваши действия.

Как оценить

Материалы: Небольшая (около 8 см высотой) прозрачная стеклянная бутылочка, например, флакон из-под лекарства. Изюминки.

Способ: Бросьте изюминку в бутылочку и покажите ее ребенку. Затем переверните бутылочку и возьмите выпавшую из нее изюминку. Бросьте другую изюминку и дайте бутылочку малышу.

Результат положительный, если ребенок сможет перевернуть бутылочку так, что изюминка выпадет, и он станет ее искать.

Как учить

Здесь самым лучшим стимулом будет возможность съесть изюминку! Вновь и вновь показывайте малышу, что и как нужно делать. При необходимости помогайте физически. Однако, когда вы увидите, что идея ему понятна, старайтесь помогать все меньше и меньше.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Для отработки этого навыка можно использовать любые

прозрачные емкости, лишь бы их можно было легко удержать в одной руке. Упражняться в переворачивании бутылочки можно в ванне, ведь это прекрасное развлечение - смотреть, как из бутылочки выливается вода. Можно высыпать песок.

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш малыш освоит описываемый здесь навык, попробуйте отказаться от демонстрации. Но об этом - дальше, в параграфе ТМ.З.57.

 

ТМ.З.56. Вкладывает квадратную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).

Перед тем, как приступить к этому параграфу, проработайте параграф ТМ.Д.44 (Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм).

В данном случае сложность заключается в том, что квадратик нужно правильно повернуть. Когда вы вкладываете кружок в отверстие, никакие углы вам не мешают - как бы вы ни повернули кружочек, он все равно проскользнет внутрь. Квадратные детальки требуют упорства и готовности повторять свои попытки снова.

Для того, чтобы ваша доска была в определенном смысле универсальной, то есть, могла использоваться и для других упражнений, нужно, чтобы в ней были: круглое, квадратное и треугольное (с равными сторонами) отверстия. Если в вашей доске форм есть и другие отверстия, закройте их. В продаже бывают доски, в которых проделано по несколько отверстий одной и той же формы (квадраты, треугольники и т.д.), но правильнее купить такую доску, в которой есть лишь по одному отверстию каждого типа. Готовые доски форм нередко выглядят очень скучно. Украсьте их, но, конечно, так, чтобы ваши узоры не мешали отличать одну фигуру от другой. Если, по счастью, среди ваших знакомых найдется умелец, способный изготовить доску форм специально для вас, попросите его сделать это. Пусть каждая деталька будет частью картинки, например, круг может быть солнцем, квадрат - домиком, а треугольник - крышей. Идеальные размеры деталей - 8-10 см в ширину.

Если вам не удастся найти ничего подобного описанному выше, перейдите прямо к параграфу ТМ.З.72 (Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент). Найдите такую головоломку, в которой каждый достаточно крупный элемент обозначал бы знакомый малышу предмет. Имейте в виду, что предметы, имеющие слегка неправильную форму, например, апельсин, труднее вложить в соответствующие отверстия, чем элемент более определенной формы, такой, как банан.

Предположим, однако, что вы достали подходящую доску форм. Посмотрим теперь, как оценивается обсуждаемое умение.

Как оценить

Материалы: Доска форм, имеющая, по меньшей мере, одно квадратное отверстие.

Способ: Покажите ребенку, как вложить квадратик в отверстие. Дайте детальку ему и скажите: "Вложи квадрат в квадрат!". Дайте малышу три попытки.

Результат положительный, если ребенок, по меньшей мере, два раза из трех, сможет вложить квадратную пластинку в отверстие без какой бы то ни было физической или словесной помощи.

Как учить

Попробуйте пройти три указанные ниже ступеньки и решите, с какой вам надо начать заниматься.

1. Проталкивает квадратик в отверстие, если ему помогают положить его на доску и установить в такое положение, чтобы осталось только нажать. На этом этапе мы просим малыша выполнить самостоятельно только последнюю часть задания. Тем не менее, вам нужно дать ему детальку в руку и помочь проделать все, что, в конце концов, он будет делать сам. Если вы не поведете ручку ребенка, а установите деталь в нужное положение сами, он не сможет испытать все ощущения, которыми сопровождается выполнение этого упражнения. Вам следует давать малышу твердые указания: "Протолкни его!". Учите его дотрагиваться до детальки не кончиками пальцев, а подушечками. В противном случае, он не сможет продвинуть ее достаточно далеко. Некоторым детям лучше дается это упражнение, если они нажимают на детальку обеими руками. Правильный способ здесь тот, который удобен ребенку, и дает лучший результат.

2. Руководимый словесными указаниями, устанавливает квадратик в нужное положение и проталкивает его в отверстие. По-прежнему помогайте ребенку класть детальку на доску. Однако теперь вам следует убирать свою руку до того, как квадратик займет правильное относительно отверстия положение. Скажите: "Протолкни его!". Если квадратик относительно отверстия повернут на некоторый угол, скажите малышу: "Поверни его!" Если нужно, помогите физически, но только помогите, а не сделайте это за него. Когда вы почувствуете, что ребенок понял идею, ослабьте вашу помощь.

3. Руководимый словесными указаниями, кладет квадратик на доску, устанавливает его в нужное положение и проталкивает в отверстие. Когда ваш малыш одолеет эту ступеньку, считайте, что он в состоянии самостоятельно выполнить все операции, необходимые для решения данной задачи, с помощью одних только словесных указаний. Вот три главных указания: "Положи его на доску!", "Поверни его!" и "Протолкни его!".

4. Вкладывает квадратик в соответствующее отверстие доски форм без какой бы то ни было физической или словесной помощи, то есть, выполняет задание данного параграфа.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Теперь, если у вас есть коробка, в крышке которой прорезаны отверстия разной формы, вы можете попросить ребенка опустить в квадратное отверстие квадратик. Попробуйте предложить ему закрыть коробочку крышкой.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок освоит это умение и вы перейдете к следующим навыкам данной группы, не забывайте время от времени возвращаться к упражнениям с квадратиками.

 

ТМ.З.57. Переворачивает бутылочку, чтобы достать из нее изюминку (без предварительной демонстрации).

Этот навык является прямым развитием навыка, описанного в параграфе ТМ.З.52. К данному моменту малыш должен уже хорошо представлять себе, что предмет можно извлечь из бутылочки, если эту бутылочку перевернуть.

Как оценить

Материалы: Смотрите параграф ТМ.З.52.

способ: Дайте ребенку понаблюдать за тем, как вы опускаете в бутылочку изюминку, но что делать дальше, не показывайте.

Не стоит оценивать это умение сразу после занятий, описанных в параграфе ТМ.З.52. Для того, чтобы ясно представить себе, насколько хорошо малыш усвоил этот урок, к оценке следует приступить по прошествии нескольких дней.

Результат положительный, если ваш ребенок перевернет бутылочку так, что изюминка выпадет, и он поищет ее.

Как учить

Продолжите занятия, описанные в параграфе ТМ.З.52, затем сделайте перерыв в несколько дней, после чего приступите к оценке.

Если окажется, что занятия нужно возобновить, позанимайтесь еще - до тех пор, пока малыш не получит положительную оценку.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Постарайтесь найти несколько разных сосудов. Опускайте в них маленькие предметы и предлагайте ребенку их доставать. Понаблюдайте, как ведет себя малыш - переворачивает ли он сосуд, чтобы достать его содержимое. Если да, значит нужный навык сформирован.

Закрепление и развитие навыка

Для усложнения задачи попробуйте опустить какой-нибудь предмет внутрь длинного картонного цилиндра, типа футляра для чертежей. Если такой цилиндр закрывается крышкой, то малышу потребуется не только умение переворачивать контейнер, но и умение снимать крышку.

 

ТМ.З.65. Вставляет друг в друга четыре стаканчика.

В этом параграфе речь пойдет о развитии навыка, которому был посвящен параграф ТМ.З.39 (Вставляет меньший стаканчик в больший). Теперь ребенок должен научиться вставлять друг в друга четыре стаканчика.

Выберите 4 стаканчика, которые легко вставлялись бы друг в друга. Можно взять, например, из набора каждый второй стаканчик.

Как оценить

Материалы: Четыре легко входящих друг в друга стаканчика.

Способ: Поставьте все стаканчики перед ребенком на стол. Скажите: "Посмотри, я могу собрать их вместе". Покажите, как это делается. Затем разберите ваше сооружение, поставив стаканчики на стол в случайном порядке. Скажите: "Теперь ты собери их вместе!". Дайте ребенку три попытки.

Результат положительный, если, по меньшей мере, 2 раза из трех ребенок сможет вставить стаканчики друг в друга без какой бы то ни было физической или словесной помощи.

Как учить

Этот навык можно сформировать в три этапа.

1. Собирает игрушку из двух вставляющихся друг в друга частей (Смотрите параграф ТМ.З.39).

2. Собирает игрушку из трех вставляющихся друг в друга частей.

3. Собирает игрушку из четырех вставляющихся друг в друга частей.

Во всех случаях начинайте занятия словами: "Найди больший стаканчик (или часть игрушки)!". Когда малыш найдет его, скажите: "Поставь его сюда!", указывая на середину стола. Затем обратите его внимание на остальные стаканчики (или части игрушки) и спросите: "А где теперь больший стаканчик? Вставь его сюда!". Продолжайте в том же духе, пока не дойдете до последнего стаканчика.

Если ребенок ошибется и возьмет не тот стаканчик, не останавливайте его сразу. Пусть он сам поймет, что так ничего не получится. Скажите: "Не вставляется. Попробуй другой!".

Когда малыш соберет вместе все стаканчики, помогите ему потрясти их так, чтобы он почувствовал, что собой представляет этот набор в собранном виде. Помимо всего прочего, это может побудить его повторить эксперимент.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Много полезных материалов можно почерпнуть в кухонном шкафу. Лучше всего, пожалуй, подойдет набор мисочек. В саду можно поупражняться с пустыми цветочными горшками.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок научится справляться с такой задачей, можно к его четырем стаканчикам добавить еще несколько штук.

Многие готовые наборы стаканчиков устроены так, что эти стаканчики можно ставить друг на друга, чтобы получилась башенка. Пока ребенок осваивает следующие навыки данной группы, подыскивайте другие игрушки, в которых есть элементы, вставляющиеся друг в друга. Это могут быть, например, кольца, которые нужно насаживать на конусообразный стержень.

 

ТМ.З.66. Вкладывает треугольную пластинку в соответствующее отверстие доски форм (отверстие всего одно).

Поскольку у треугольника меньше углов, чем у квадрата, то для того, чтобы совместить его с отверстием, иногда его приходится поворачивать на больший угол, чем квадратик.

Оценивать это умение и отрабатывать его следует так, как указано в параграфе ТМ.З.56. Только теперь вы будете работать с треугольной пластинкой.

 

ТМ.З.67. Вкладывает круглую пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

ТМ.З.68. Вкладывает квадратную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

ТМ.З.69. Вкладывает треугольную пластинку в одно из трех отверстий доски форм.

В каждом из этих трех параграфов от ребенка требуется решение двух задач: как вставить фигурку в отверстие и какое отверстие выбрать. Все три перечисленных навыка можно оценивать одновременно.

Как оценить

Материалы: Доска форм, имеющая отверстия в виде круга, квадрата и треугольника. Другие отверстия, если они есть, нужно закрыть.

Способ: Извлеките из доски форм круглую, квадратную и треугольную пластинки. Дайте одну из них малышу и скажите: "Вставь... в...!".

Повторите описанную процедуру, дав ребенку по три попытки на каждую фигурку. Каждый раз поворачивайте доску на 180 градусов.

Если после нескольких попыток ребенок отвлечется, можно продолжить оценку в другие дни.

Результат положительный, если, по меньшей мере, в двух случаях из трех малыш сможет без посторонней помощи поместить фигурку в соответствующее отверстие.

Как учить

Начните занятия с кружочка. Эту фигуру легче всего вставить в отверстие. Пусть для начала задача ребенка будет попроще - выбрать одно отверстие из двух, скажем, круглого и квадратного. Если он попытается поместить кружочек не туда, куда нужно, скажите: "Не входит. Попробуй другое отверстие!". Если нужно, укажите на круглое отверстие, добавив при этом: "Посмотри, круг входит в круг!". Старайтесь не двигать пластинку за ребенка.

Поверните доску на 180 градусов так, чтобы круглое отверстие оказалось в другом месте. Затем повторите упражнение.

Когда малыш научится справляться с первой задачей, перейдите к другой фигурке, затем к третьей, по-прежнему предоставляя ему на выбор два отверстия.

И, наконец, предложите малышу три отверстия на выбор.

Как и раньше, первой фигурой должен быть круг.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Ящик с вырезанными в крышке фигурными отверстиями мог бы стать хорошей альтернативой доске во время игр. Если в вашем районе есть игротека, попробуйте для разнообразия найти там другие доски форм или обновите вашу, наклеив на донышки отверстий разные картинки.

Если в какой-то момент вам покажется, что малыш устал от работы с доской форм, сделайте небольшой перерыв и примитесь за освоение навыков других групп. Не ставьте себе задачу быстро и ни на что не отвлекаясь одолеть этот навык. Ваши занятия всегда должны включать в себя разные виды деятельности.

Закрепление и развитие навыка

Когда малыш овладеет рассмотренными здесь умениями, он сможет заняться такими головоломками, которые для завершения картинки предполагают установку только одного элемента. Эти головоломки позволят ему применить все навыки, которые он приобрел, работая с доской форм, и ему не придется возвращаться к ней, если только следующая задача не вызовет у него затруднений. В противном случае, ему придется поработать дополнительно с деталями, имеющими правильные формы.

 

ТМ.З.72. Собирает головоломку, к каждой картинке которой достаточно добавить только один элемент.

В этом параграфе мы поговорим о головоломках, состоящих из одной или нескольких картинок, причем из каждой картинки вынимается только один элемент. Элементы, относящиеся к разным картинкам, не соприкасаются и не стыкуются. Каждый из них имеет совершенно самостоятельное назначение.

Есть смысл поискать головоломки, которые представляют несколько разных знакомых малышу предметов. Головоломки с картинками, на которых изображен один и тот же предмет, но разных размеров, или одна и та же фигура, производящая разные действия, труднее; пока их нужно отложить.

На наш взгляд, лучше всего подойдут головоломки, содержащие один или два ряда знакомых ребенку предметов, каждый из которых имеет очень простую форму. Полезно произносить названия предметов. Это способствует речевому развитию.

Прочитайте, пожалуйста, еще раз замечания в начале этого раздела, касающиеся ручек, прикрепленных к вынимающимся элементам головоломок.

Как оценить

Материалы: Головоломка, подобная описанной выше.

Способ: Извлеките из головоломки один элемент и дайте его ребенку. Скажите: "Вставь...!". Дайте малышу 4 попытки, причем каждый раз старайтесь дать ему элемент из новой картинки.

Результат положительный, если ребенок не менее, чем в трех случаях из четырех сможет поставить элемент головоломки на место.

Как учить

Для занятий желательно иметь несколько головоломок указанного типа. Начать нужно с самой простой. Методика занятий такая же, как при работе с доской форм.

Побуждайте малыша обращать внимание на подсказки, заложенные в самой картинке: "Взгляни, машинка у тебя вверх ногами! Переверни ее!".

Продолжайте заниматься до тех пор, пока малыш не научится правильно устанавливать хотя бы 5 разных фигур.

Не забывайте, что на данном этапе нужно каждый раз вынимать не более одного элемента.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Если обычно во время плановых занятий вы сидите за столом, то в свободное время можно иногда устроиться на полу и пособирать головоломки. Изменение высоты может несколько усложнить задачу.

Закрепление и развитие навыка

Головоломки, о которых мы говорим в данном параграфе, бывают разной степени сложности, поэтому для совершенствования навыка ребенку нужно предлагать все более сложные варианты.

Прежде, чем перейти к следующему навыку, постарайтесь побольше попрактиковаться в решении задач этого уровня.

 

ТМ.З.73. Собирает головоломку из шести картинок, к каждой из которых достаточно добавить один элемент.

Когда ребенок учится добавлять к картинке один элемент, он исподволь готовится к более сложно задаче - решать, какое отверстие следует выбрать.

Как оценить

Материалы: Головоломки с шестью или более картинками, из которых можно вынуть по одному элементу (см. параграф ТМ.З.72).

Способ: Извлеките из головоломки 6 элементов.

Один из них установите на место, показав этим малышу, что нужно делать. Затем снова выньте этот элемент и скажите: "Собери все картинки!".

Результат положительный, если ребенок установит правильно все 6 элементов головоломки без посторонней помощи.

Как учить

Задачу усложняйте постепенно - так, как вы делали это, работая с доской форм, то есть, сначала извлеките только два элемента, затем 3, 4 и так далее.

Еще раз обратитесь к методике обучения, описанной в параграфах ТМ.З.67, 68 и 69.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Смотрите параграф ТМ.З.74. Очень важно иметь несколько разных головоломок.

Закрепление и развитие навыка

И развивать, и закреплять этот навык можно с помощью головоломок этого же типа. Все дело в степени их сложности и в количестве одновременно удаляемых деталек. В этом смысле описанные головоломки дают широкий простор для совершенствования. Более того, даже начав осваивать несложные головоломки-картинки (см. параграф ТМ.З.74), малыш еще долго будет с интересом и пользой для себя заниматься головоломками, в которых из каждой картинки вынимается только один элемент.

 

 

ТМ.З.74. Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента.

Термин "головоломка-картинка" мы используем для обозначения головоломок, состоящих из элементов, которые прилегают друг к другу и укладываются на дощечку или картонку с краями (своего рода подносик). Когда все элементы такой головоломки вынуты, остается контур, образованный краями дощечки. Обычно каждый элемент головоломки подобного типа представляет одну часть картинки. Сейчас это именно то, что вам нужно. К примеру, если на картинке изображен ребенок или мягкая игрушка, то один ее элемент может быть головой, другой телом и т.д. Или, если это поезд, то каждое колесо, каждый вагон, а также кабина машиниста могут быть отдельными элементами головоломки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.