Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.Г. Умение класть или ставить предмет в нужное место




 

Если совсем маленький ребенок теряет интерес к игрушке, которую он держит в руке, он не задумываясь, выпускает ее. Сделать это намеренно малыш еще не может - ни по собственному желанию, ни по просьбе другого человека. Овладение умение класть или ставить предметы намеренно станет важным шагом вперед в развитии способности малыша управлять собственными руками. Когда же речь зайдет об умении класть предмет в строго определенное место, то сразу станет очевидной необходимости хорошей зрительно-моторной координации.

В принципе, ребенок сам может научиться намеренно выпускать из рук предметы - во всяком случае, если его запястье будет на что-нибудь опираться (параграф ТМ.Г.27). Малыш может облокотиться предплечьем на подлокотник своего высокого стульчика и бросать игрушки вниз. Смотреть, как вы их поднимаете - отдельное удовольствие! Если ваш ребенок уже умеет это делать, вам следует протестировать его так, как предложено в параграфах данного раздела. Определив, до какой ступеньки он дошел сам, начинайте работать со следующей.

Если ваш малыш еще не умеет намеренно выпускать предметы из рук, начинайте с параграфа ТМ.Г.27. Следует, однако, оговориться. Начинать занятия этой группой умений можно лишь в том случае, если ребенок достиг 6 месячного уровня развития в отношении умения хватать предметы (см. раздел ТМ.Б - Умение хватать).

Работая над навыками данной группы, малыш должен будет выполнять указание, которого раньше не слышал: "Положи!"*. Если вы будете употреблять это слово с самого начала, он скоро поймет, о чем вы его просите.

Перечисленные ниже ступеньки проведут вашего ребенка от простого умения - намеренно выпускать из руки игрушку, - до умения класть предмет в строго определенное место.

 

От 6 до 9 месяцев

27. Выпускает предмет из руки, если его запястье на что-нибудь опирается.

От 9 до 12 месяцев

36. Кладет предмет в мисочку.

37. Надевает на стержень большие кольца.

38. Кладет палочку в банку.

От 12 до 15 месяцев

43. Вставляет большой штырек в гнездо доски со штырьками и гнездами.

 

--------

* В оригинале во всех случаях употребляется слово "рut" - и тогда, когда мы говорим "положи", и тогда, когда мы говорим "надень", "вставь" или "поставь".

 

 

44. Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм*.

45. Строит башню из двух кубиков.

От 18 месяцев до 2 лет

62. Строит башню из шести кубиков.

От 2 до 3 лет

96. Строит башню из восьми кубиков.

97. Вставляет 6 маленьких штырьков в доску со штырьками.

Заметим, что навыки этой группы используются и развиваются в разделах ТМ.Д. Умение манипулировать предметами, ТМ.З. Решение несложных практических задач и головоломок и во многих упражнениях других разделов.

 

ТМ.Г.27. Выпускает предмет из руки, если его запястье на что-нибудь опирается

Ребенку легче выпустить из руки предмет, если его запястье на что-нибудь опирается - будь то ваша рука или плоская поверхность стола.

Как оценить

Материалы: Небольшой, хорошо помещающийся в руке предмет.

Способ: Когда малыш держит в руке предмет, поддержите его запястье или положите его на стол. Скажите: "Положи!"

Результат положительный, если ребенок выпустит предмет из руки.

Как учить

С самого начала давайте ребенку четкое указание: "Положи!" Действуйте так, как предложено в пункте "Как оценить". Если ваш малыш не выпустит предмет, повторите свое указание, поглаживая при этом тыльную сторону его ладони. Такое поглаживание обычно стимулирует разжимание ладони. (Мы советуем вам попробовать погладить ручку ребенка и так и эдак. Тогда вы определите, что помогает в вашем случае.)

Когда малыш уловит суть этого действия, вам можно меньше гладить его ручку, пока, наконец, он не научится выпускать игрушку просто по вашей просьбе.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Практиковаться можно каждый день, давая ребенку самые разные предметы: маленькие камешки, старые игрушки его братьев и сестер, кусочки пищи. Пусть иногда плоскую поверхность, на которую он опирается, заменяет ваша рука.

Закрепление и развитие навыка

Практикуйтесь до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок готов приступить к параграфу ТМ.Г.36, который посвящен умению класть предметы в разные емкости.

---------

* "Доска форм" - это обычно деревянная доска с вырезанными в ней отверстиями в виде различных геометрических фигур (круга, прямоугольника, треугольника) и набор плоских деревянных деталей соответствующих форм. Прим. пер.

 

Внимательно присматривайтесь к тому, как малыш выпускает предмет из руки. Может быть, ему уже нет необходимости иметь столь надежную опору.

 

ТМ.Г.36. Кладет предмет в мисочку.

После того, как ребенок научится намеренно выпускать предмет из руки, когда та лежит на плоской поверхности, можно начать учить его отпускать предмет с некоторой высоты, то есть, без опоры на твердую поверхность.

Как оценить

Материалы: Маленький кубик и открытый сосуд, например, мисочка для каши.

Способ: Дайте ребенку в руку кубик, поставьте примерно в 8 см от него мисочку и скажите: "Положи!". Дайте ему три попытки.

Результат положительный, если ребенок, хотя бы в одном случае из трех, протянет к миске ручку с кубиком, опустит ее внутрь и выпустит кубик.

Как учить

Вам понадобятся для занятий всевозможные небольшие предметы и открытые емкости. Будет совсем хорошо, если вам удастся найти такие предметы и емкости, которые при соприкосновении издают приятный звук.

Попробуйте пройтись по указанным ниже ступенькам и определите, на какой ступеньке малыш спотыкается. С нее и начинайте работу. Не забывайте всегда давать четкое указание: "Положи!". Полезно иногда меняться ролями или совершать указанные действия по очереди.

1. Кладет предмет, когда его кисть располагают прямо над емкостью и физически помогают выпустить предмет из руки. Дайте малышу предмет и подержите его кисть прямо над мисочкой. Поддерживая ручку ребенка за запястье, стимулируйте разжимание пальцев легким поглаживанием по тыльной стороне его ладони.

2. Выпускает из руки предмет, когда его кисть располагают прямо над мисочкой. В данном случае ручку малыша поддерживают уже за локоть. Поддерживать кисть и поглаживать пальчики не нужно.

3. Протягивает ручку к мисочке, преодолевая расстояние в 4 см, и отпускает предмет. Теперь край мисочки должен находиться на некотором удалении от руки ребенка. Если потребуется, вы можете направить его ручку легчайшим прикосновением к локтю, а как только он уловит смысл этого действия, откажитесь от своей помощи.

4. Протягивает ручку к мисочке, преодолевая расстояние в 6 см, и отпускает предмет. Теперь поставьте мисочку еще дальше от малыша. Убедитесь, что он смотрит на нее. Сначала покажите ему, что нужно сделать. Возможно, тогда физическая помощь вообще не потребуется.

5. Протягивает ручку к мисочке, преодолевая расстояние в 8 см, и отпускает предмет, то есть, выполняет главную задачу данного параграфа.

Если на этапах 3,4 и 5 малыш слишком рано выпускает из руки предмет, вам не следует как-то реагировать на это. Просто дайте ему предмет снова и повторите все упражнение сначала. Если ребенок все же продолжает отпускать предмет слишком рано, вернитесь к ступеньке 2, и когда убедитесь, что с ней он справляется успешно, как следует наградите его. Затем опять отставьте мисочку подальше.

Поскольку для вашего малыша это совершенно новый вид деятельности, вам нужно очень хорошо объяснить ему, что именно от него требуется. Самый лучший способ дать ему понять это - от всей души поздравить его в случае успеха.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Возможно, работая над умением хватать предметы, вы складывали эти предметы в разного рода коробки и вазочки. Именно такое игровое пространство больше всего подойдет в данном случае. Заметим, что многим детям легче класть игрушки в емкости, стоящие на полу, чем на столе.

Хорошее развлечение - упражняться просто так, без цели. Попробуйте по очереди с малышом выпускать предметы из рук с какой-нибудь высоты и смотреть, куда они приземляются. Можно бросать игрушки в таз с водой и слушать всплеск.

Закрепление и развитие навыка

Когда малыш освоит это умение, можно усложнить его задачу. Попробуйте предложить ему упражнение, описанное в параграфе ТМ.Г.38, и несколько упражнений, которые мы рассмотрим в данном параграфе чуть ниже.

Удивительно приятный звук издает стеклянный шарик, падающий в бутылку из-под молока. Разумеется, делать это ребенок может только в вашем присутствии.

Из обувной коробки можно сделать импровизированный "ящик с прорезями" и бросать в них шарик. Нужно только проделать в ее крышке отверстия. Если вы захотите извлечь опущенные в коробку игрушки, крышку достаточно будет снять. Большинство готовых "ящиков с прорезями" имеют слишком много отверстий для того уровня развития ребенка, о котором мы говорим, однако вы можете чем-нибудь затянуть все отверстия, кроме одного - круглого.

Опустите мяч для гольфы или шарик для пинг-понга шарик в цилиндр, склеенный из листа картона, и понаблюдайте, как он выкатывается с противоположной стороны. А можно с этой стороны цилиндра прикрепить сеточку для фруктов и пришить к ней маленькие бубенчики. Тогда мячик заставить их зазвенеть.

Для тренировки в точности попадания, попробуйте поместить емкость, в которую ребенок должен опустить предмет, не прямо перед ним, а сбоку.

 

ТМ.Г.37. Надевает на стержень большие кольца.

Смысл данного упражнения - научить ребенка еще одной разновидности умения дотягиваться до предмета и попадать в цель. Приступить к нему можно лишь после того, как малыш научится снимать кольца со стержня (параграф ТМ.Б.30).

Здесь необходимо отметить, что у многих наборов, продающихся в магазинах, стержни слишком высоки для нашей задачи: ребенку приходится далеко тянуться для того, чтобы достичь верхнего конца стержня и поднять кольцо над ним. Пока делать это нам еще рано. Если стержень установить на прочной поверхности перед малышом, он должен доходить до уровня его груди. Если ваш стержень выше, подрежьте его примерно до 10 см или сделайте игрушку сами.

Как оценить

Материалы: Короткий (высотой примерно 10 см) стержень, закрепленный в вертикальном положении на подставке.

Способ: Поставьте стержень перед ребенком и покажите, как нужно надевать на него кольца. Дайте кольцо малышу и скажите: "Надень!". Он не должен тянуться больше, чем на 5 см.

Результат положительный, если ребенок подведет кольцо к стержню, поместит его так, чтобы стержень оказался внутри, и отпустит руку.

Как учить

Это умение может осваиваться в три приема:

1. Выпускает кольцо, когда его ручку подводят к стержню и держат над ним. Подведите ручку ребенка к стержню так, чтобы кольцо оказалось над ним и скажите: "Отпускай!". Если он не отпустит кольцо, погладьте его ручку так, как описано в параграфе ТМ.Г.36.

2. Подводит кольцо к стержню и отпускает его, если ему помогают взять кольцо так, чтобы над стержнем оно оказалось под нужным углом. Часто малышу не так трудно подвести кольцо к нужному месту, как расположить его под правильным углом! Прежде, чем он поведет ручку к стержню, убедитесь, что кольцо в его руке находится в горизонтальном положении.

3. Надевает кольцо на стержень без посторонней помощи, то есть, выполняет задачу данного параграфа. Теперь малыш должен самостоятельно поднести кольцо к стрежню и правильно расположить его.

Не забывайте, что на каждом этапе ребенок должен выполнять упражнение не только правой рукой, но и левой.

Почему-то многих педагогов и родителей, занимающихся по программе ранней педагогической помощи, это упражнение пугает. Создается впечатление, что многие дети тоже не любят его. Может быть, они чувствуют неуверенность старших? По нашему мнению, одна из ошибок заключается в том, что детей просят надевать кольца одно за другим, не давая им возможности поиграть в промежутке. Позвольте малышу повозиться с этой игрушкой и на уроке, и в свободное время. Вы можете заворожить его видом колец, вращающихся вокруг стержня. Ниже мы представим вам некоторые соображения по поводу того, как совместить обучение этому навыку с удовольствием от игры. Если все же ваш малыш по-прежнему испытывает неприязнь к этому занятию (а может быть, к какому-то другому), попробуйте заменить его иным, но таким, которое было бы также нацелено на развитие зрительно-моторной координации.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

В качестве стержня вы можете использовать свою собственную руку с вытянутым указательным пальцем. Можно приподнять немного за один конец палку от швабры и смотреть, как кольца соскальзывают на пол. Любопытные звуки издают неправильной формы кольца, вращающиеся вокруг металлической трубочки. В саду можно набрасывать на колышек свернутый в кольца шланг.

Закрепление и развитие навыка

В магазинах можно найти много игрушек, предполагающих использование обсуждаемого навыка. Когда малыш научится надевать и снимать кольца со стержня, попробуйте усложнить его задачу, подобрав такие игрушки, у которых кольца плотнее прилегали бы к стержню, или сам стержень был повыше. Предложите ему, кроме того, попробовать повесить свои вещи на крючки. Если ребенку нравится возиться с игрушечной чайной посудой, прибейте в игровом уголке несколько крючков для его чашечек.

 

 

ТМ.Г.38. Кладет палочку в банку.

Для того, чтобы выполнить это упражнение, ребенку придется дотянуться до банки и наклонить кисть своей руки так, чтобы палочка вошла внутрь. Если малыш просто отпустит палочку над банкой, то полной уверенности в том, что она попадет в банку, не будет.

Как оценить

Материалы: Палочка, длиной 10-15 см, и баночка, например, из-под детского питания, или чашка.

Способ: Поставьте баночку перед ребенком на столик его детского стульчика и покажите ему, как в нее входит палочка. Дайте палочку малышу и скажите: "Положи!". Сделайте три попытки.

Результат положительный, если ребенок опустит палочку в банку, по меньшей мере, 2 раза из трех.

Как учить

Дети приобретают этот навык по-разному. Одни приводят палочку в вертикальное положение, после чего выпускают ее из руки. Другие учатся вводить палочку внутрь банки и затем толкать ее. Последний способ лучше подходит в тех случаях, когда горлышко сосуда узкое и палочка не совсем свободно в него проходит. Однако если вашему ребенку удобнее пользоваться первым способом, то можно не беспокоиться, потому что на данной стадии он вполне приемлем.

Решите, как вам будет лучше заниматься, и сначала не отказывайтесь от физической помощи. По мере овладения этим навыком, малыш будет все меньше нуждаться в ней, пока не научится все делать самостоятельно.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Что можно опустить в чашку? Ложку, зубную щетку. Если у вас есть коробка с отверстиями в виде различных геометрических фигур, с которой вы уже работали в параграфе ТМ.Г.36, то вы можете теперь вместо шарика опускать в круглое отверстие палочку. Можно взять картонную основу от рулона туалетной бумаги и предложите ребенку бросать сквозь нее палочку так, чтобы она падала на пол.

Закрепление и развитие навыка

Попробуйте позаниматься с узкогорлыми сосудами, например, с прозрачным пластмассовым цилиндром, в котором продаются наборы кубиков. Если у вас есть игрушки, очень легко собирающиеся путем взаимного соединения штырьков и гнезд, можно начать заниматься с ними. Этому умению посвящен следующий параграф. Постепенно предлагайте малышу все более сложные задания, пока он не будет готов к выполнению следующего упражнения.

 

ТМ.Г.43. Вставляет большой штырек в гнездо доски со штырьками.

Навык, которому посвящен данный параграф, является развитием предыдущего (ТМ.Г.38). Может быть, физические возможности вашего ребенка еще не позволяют ему работать с плотно пригнанными друг к другу штырьками и гнездами, однако то, чем мы начинаем заниматься, требует, скорее, точности попадания.

Как оценить

Материалы: Деревянная доска с крупными (размером с мебельные шпонки) штырьками и гнездами или игрушка, которая собирается путем очень свободного соединения аналогичных элементов.

Способ: Покажите ребенку, что нужно сделать, затем дайте ему штырек и скажите: "Вставь!".

Результат положительный, если малыш вставит штырек в гнездо, по меньшей мере, 3 раза.

Как учить

В данном упражнении ребенок должен не просто отпустить штырек, но направить его внутрь гнезда.

Попробуйте поэкспериментировать с различными емкостями, пока не определите то минимальное отверстие, в которое малыш может вставить штырек. Затем найдите емкость с чуть более узким горлышком. Когда ребенок справится и с ним, продолжайте подобным же образом усложнять задачу до тех пор, пока не дойдете до такого соотношения диаметров штырька и гнезда, которое предусмотрено данным параграфом.

Во время занятий помогайте малышу физически, но по мере освоения им этого умения, сводите свою помощь на нет.

Ребенок не сможет успешно выполнить упражнение, если не будет внимательно смотреть на свои материалы. Поэтому если он отвлечется, напомните ему, что нужно посмотреть на игрушку.

Если вашему ребенку удастся вставить штырек в гнездо, дайте ему немного поиграть с этой конструкцией, прежде чем сделать следующую попытку.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Поищите дома предметы, в которых есть отверстия, или проделайте отверстия в картонных или пластмассовых коробках сами. Теперь отверстия могут быть меньше, чем требовалось в параграфе ТМ.Г.36. Кроме штыречков можно пустить в дело ложки, прищепки для белья, разные кухонные принадлежности.

Закрепление и развитие навыка

Когда малыш освоит навык, которому посвящен данный параграф, он может попробовать вставить штырек в более тесное гнездо. Здесь могут оказаться полезными такие игрушки, в которых штыречки наверху также имеют гнезда, а в них, в свою очередь, могут вставляться другие штырьки. Немного позже ребенок уже сможет строить из них башни.

 

ТМ.Г.44. Вкладывает кругляши в круглые отверстия доски форм.

Еще одна разновидность умения класть или ставить предмет - это умение вставлять плоскую фигурку в отверстие соответствующей формы. Этот навык малыш начнет использовать позже, когда дело дойдет до фигурных головоломок.

Головоломкам посвящен раздел ТМ.З (Решение несложных практических задач и головоломок), но в действительности, данный навык и другие первые навыки решения головоломок относятся к обеим группам. Мы считаем правильным знакомить малыша с этим самым ранним умением здесь и сейчас, среди других умений данной группы.

Когда ваш ребенок справится с задачей этого параграфа, он сможет, во-первых, перейти к следующему умению данной группы, и, во-вторых, начать заниматься головоломками (раздел ТМ.З.). В разделе ТМ.З мы подробно поговорим о том, как подобрать головоломку начинающему. Что же касается данного конкретного упражнения, то для него изготовить материалы достаточно просто. Совсем не обязательно, чтобы ваша доска с отверстиями имела основание. Поэтому можно просто попросить знакомого умельца выпилить в какой-нибудь дощечке круглое отверстие и изготовить кругляш чуть меньшего диаметра. Затем можно зачистить края и при желании покрасить дощечку. Вы будете работать с ней на столе, поэтому не страшно, если кругляш провалится, когда вы приподнимете доску.

Как оценить

Материалы: Доска с круглыми отверстиями, диаметром 6-8 см. Если в вашей доске есть прорези другой формы, закройте их соответствующими фигурками, поскольку в данном упражнении ребенок не должен выбирать отверстие.

Способ: Положите доску с отверстиями на стол и покажите малышу, как нужно в них вкладывать кругляши. Дайте кругляш ребенку и скажите: "Вложи!"

Результат положительный, если ребенок, по меньшей мере, 3 раза вложит кругляш прямо в отверстие. Если кругляш слишком плотно прилегает к стенкам отверстия, помогите ребенку протолкнуть его внутрь, однако установить его малыш должен сам.

Как учить

Помимо материалов, описанных выше, неплохо иметь кружочки меньшего диаметра, которые легко входили бы в отверстие. Попробуйте, например, использовать небольшие крышечки.

Помогите малышу вставить кругляш в отверстие. Сначала лучше поупражняться с маленькими кругляшами, если вам удалось их подобрать. Когда кругляш окажется в отверстии, скажите ребенку, что он там, внутри, и помогите ему подвигать этот кругляш, задевая им стенки отверстия, чтобы он не только увидел, но и почувствовал, что значит "внутри". Когда ребенок поймет суть этого действия, откажитесь от своей помощи.

Иногда детям кажется, что они выполнили задание, если кругляш хоть немного вошел внутрь. В таком случае ребенка нужно побудить (желательно словами) продолжить работу. Если ему удастся вставить кругляш в отверстие полностью, прореагируйте на это бурно и восторженно - он должен ощутить разницу в вашем отношении к тому, чем завершаются его усилия.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Во время купания можно предложить ребенку закрыть затычкой слив. Круглые отверстия имеют некоторые кухонные принадлежности. В качестве кругляшей можно использовать крышки, затычки, пробки. Хорошую игрушку можно сделать из набора пробок и коробки, в крышке которой прорезаны отверстия. Постарайтесь внушить малышу, что нужно не давить на пробку, а скользить ею по крышке.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок освоит обсуждаемый навык, можно одновременно с работой над остальными умениями данного раздела подключиться к решению головоломок (раздел ТМ.З), начав с параграфа ТМ.З.56.

 

ТМ.Г.45. Строит башню из двух кубиков.

В данном параграфе представлена еще одна разновидность умения класть предметы. Умение ставить один кубик на другой лежит в основе многих дошкольных игр и требует точной и согласованной работы руки и глаза. Малыш должен суметь правильно направить свою ручку, установить кубик в устойчивую позицию и выпустить его из руки, не разрушив сооружения.

Как оценить

Материалы: Четыре маленьких кубика со стороной около 3 см. Пластмассовые кубики не очень хороши для наших занятий, так как они могут скользить.

Способ: Покажите ребенку, как один кубик можно поставить на другой. Третий кубик поставьте на стол, а четвертый дайте малышу. Попросите его сделать то же, что сделали вы, сказав: "Поставь!" Нижний кубик не придерживайте.

Результат положительный, если малыш поставит свой кубик на тот, который уже стоит на столе. Две его попытки из трех должны быть успешными.

Как учить

Для занятий вам понадобятся маленькие кубики со стороной 3 см и несколько более крупных кубиков разных размеров.

Определите наименьший из крупных кубиков, на который малыш сможет поставить свой маленький, затем найдите чуть меньший, с которым и начинайте работать. Продолжайте уменьшать размеры основания башни, пока ребенок не научится ставить один на другой одинаковые маленькие кубики.

Уменьшая размер основания башни, мы учим ребенка правильно "целиться". Однако успех будет зависеть не только от этого, а еще и от того, насколько правильно он опустит и отпустит свой кубик. Здесь могут возникнуть проблемы двух типов.

1. Ребенок может слишком быстро выпускать из руки кубик. Когда мы имеем дело с двумя одинаковыми кубиками, то если мы бросим кубик сверху, у нас ничего не получится. Если вы заметите, что ваш малыш, работая с большим "основанием", действует именно так, сразу перейдите к одинаковым кубикам для того, чтобы он сам увидел, что этот способ не годится. Может быть, вам придется физически помочь ему подержать верхний кубик, пока он не соприкоснется с нижним. Следите, однако, за тем, чтобы ребенок случайно не прихлопнул верхним кубиком нижний, иначе вам придется столкнуться с проблемой противоположного свойства.

2. Ребенок может с силой ударять верхним кубиком по нижнему. Это, может быть, и не приведет к падению "двухэтажной" башни, но когда он будет строить более высокую башню, авария непременно произойдет. Прикоснитесь своим пальцем к запястью малыша, когда он будет опускать руку с кубиком и скажите ему: "Осторожно!". Это должно умерить его пыл. Как только он поймет, в чем его ошибка, откажитесь от физической помощи.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

В данном случае чем больше практики, тем лучше! Класть друг на друга можно самые разные вещи, и неважно, если они окажутся больше тех, которыми вы пользуетесь во время уроков. Подойдут и куски пенопласта, и пластмассовые чашечки (если нижнюю перевернуть вверх дном), и любые строительные материалы ребенка (включая матерчатые), и деревянные чурочки, и всевозможные продуктовые упаковки.

Закрепление и развитие навыка

Развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.Г.62.

 

ТМ.Г.62. Строит башню из шести кубиков.

Здесь непременно нужно иметь в виду, что нормально развивающемуся ребенку требуется не менее 6 месяцев, чтобы перейти от двухэтажной башни к шестиэтажной. Ниже мы укажем ступеньки, по которым малыш постепенно подойдет к необходимому умению.

Как оценить

Материалы: Шесть кубиков со стороной 3 см.

Способ: Один кубик положите на стол, а второй дайте ребенку. Скажите ему: "Поставь кубик на кубик!". Действуйте аналогичным образом и дальше, пока он не построит башню из шести кубиков. Не придерживайте основание башни.

Результат положительный, если из трех попыток малыша две окажутся удачными, то есть, если он сможет построить башню из шести кубиков без посторонней помощи.

Как учить

Процесс обучения естественным образом разбивается на следующие ступеньки:

1. Строит башню из трех кубиков.

2. Строит башню из четырех кубиков.

3. Строит башню из пяти кубиков.

4. Строит башню из шести кубиков.

Если малышу захочется разрушить башню еще до окончания строительства (естественный порыв), отложите все кубики, которые вам бы хотелось пустить в дело, в отдельную, заметную для ребенка кучку, и скажите: "Поставь друг на друга все кубики!". А потом скажите: "Ты достроил!" и позвольте ему развалить башню, если он хочет.

Если башня раньше времени рушится из-за того, что малыш слишком сильно прихлопывает верхним кубиком предыдущий, воспользуйтесь нашим советом, приведенным в параграфе ТМ.Г.45.

Никогда не удерживайте нижний кубик за ребенка! Это лишь уведет его от понимания сути строительного дела. Если он сильно расстроится оттого, что башня развалилась раньше времени, постройте ее сами снова до той высоты, на которой случилась авария, показывая, как вам удается не рушить сооружение.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Смотрите параграф ТМ.Г.45. Теперь, однако, вам следует стремиться строить более высокие сооружения.

Закрепление и развитие навыка

Развитию этого умения посвящен следующий параграф (ТМ.Г.96). Вполне возможно, вам и вашему малышу захочется немного передохнуть после очередного подвига и поиграть с кубиками и другими строительными материалами более свободно.

 

ТМ.Г.96. Строит башню из восьми кубиков.

Оценивать это умение и учить малыша нужно точно так же, как в предыдущем параграфе, увеличивая высоту башни до 8 кубиков.

 

ТМ.Г.97. Вставляет 6 маленьких штырьков в доску со штырьками.

Это умение требует очень точного попадания штырька в гнездо и способности манипулировать предметами, зажатыми между большим и, скажем, указательным пальцами.

Как оценить

Материалы: Доска с гнездами, диаметром примерно 2 мм и соответствующего диаметра штырьки.

Способ: Покажите ребенку, как вставлять штырек в гнездо. Дайте ему несколько штыречков и попросите вставить их в гнезда.

Результат положительный, если малыш вставит в гнезда 6 маленьких штырьков.

Как учить

Отталкиваясь от умения ТМ.Г.43, постепенно усложняйте задачу ребенка.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Поищите среди своих игрушек или в магазинах игрушек такие наборы, в которых штыречки имели бы гнезда и сверху, и сбоку, что могло бы позволить малышу строить самые разные башни и замки. Поищите, кроме того, мозаики и бусинки, которые тоже могут соединяться друг с другом. Из них можно будет делать браслеты и бусы.

Закрепление и развитие навыков данной группы

Вы наверняка найдете самые разные возможности для того, чтобы ребенок мог закрепить и развить навыки, описанные в данном разделе. Прекрасное место для практики - кухня. Перед тем, как поставить в духовку противень с печеньем, можно в тесте сделать углубления и попросить малыша вложить в них изюминки. Разрешите ему также "защипнуть" тесто большим и указательным пальцем, если того требует рецепт. Это упражнение полезно само по себе.

Ребенку вполне может понравиться работа в саду - бросать семена в землю, или накручивать гайки на болты из ящика с инструментами. Возможности применения рассмотренных здесь навыков бесконечны, и проникнувшись сознанием того, что вашему ребенку необходимо предоставить поле деятельности, вы непременно их найдете.

 

Глава 5

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.