Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.Е. Рисование




 

Рисование, как вид деятельности, само по себе очень полезное занятие, однако вообще значение его шире - ведь именно умение рисовать лежит в основе умения писать. Но это будет позже.

А пока первыми достижениями малыша станут обыкновенные каракули. Чуть позже он начнет копировать вполне определенные линии и формы. И тогда вы, естественно, все свои силы отдадите обучению его этим новым для него навыкам. Однако и в этот период необходимо по-прежнему давать ему возможность свободно фантазировать на бумаге. Постарайтесь внушить малышу, что он может гордиться своими, на наш взгляд, достаточно беспорядочными мазками. Если среди его каракулей будут появляться более или менее сознательно изображенные линии, что ж - тем лучше, но если ребенок просто играет с восковым мелком, испытывая его возможности, не стоит загонять его в тесное русло определенной формы линий. Здесь, так же как и в других сферах развития, малыш будет осваивать новое не только на уроках, но и в процессе игры.

Несколько слов о том, какой рукой ребенок будет рисовать. Поначалу большинство детей не отдают предпочтения ни той, ни другой руке. Только немного позже вы заметите, что, пытаясь дотянуться до нужного предмета, схватить его или положить, ребенок чаще пользуется одной и той же, например, правой (или левой) рукой. Этой же рукой он и рисует. Иногда нам может показаться, что одну неделю малыш рисует правой рукой, а другую - левой, однако со временем положение определяется полностью. Если вы все же сомневаетесь, положите перед ребенком карандаш так, чтобы он был посередине - пусть решает сам.

Начиная учить малыша рисованию, приготовьте толстые и короткие восковые мелки ярких и чистых цветов. Когда он будет рисовать не на уроке, а в свободное время, ему можно предложить более разнообразные материалы: краски и кисточки, цветные карандаши, краски для рисования пальцем и даже пену для бритья. Все полезно для практики, все доставит радость. На бетонной дорожке можно создать отличный узор с помощью малярной кисти и ведерка с водой. Интересно экспериментировать с такими необычными "холстами", как гофрированный картон, наждачная бумага, стекло. Однако, когда речь идет об освоении новых, обязательных навыков, занимайтесь с упомянутыми выше толстыми короткими восковыми мелками, размеры и форма которых как раз подходят к детским пальчикам.

Ниже мы приведем перечень всех навыков данной группы.

От 9 до 12 месяцев

40. Пытается имитировать рисование восковым мелком.

От 12 до 15 месяцев

46. Держит восковой мелок в правильном положении.

47. Оставляет на бумаге следы воскового мелка.

От 15 до 18 месяцев

53. Сам рисует каракули.

От 18 месяцев до 2 лет

63. Рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого.

От 2 до 3 лет

85. Рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого.

86. Рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого.

87. Держит восковой мелок пальцами.

88. Сознательно рисует на бумаге "картинку".

89. Рисует круг, имитируя действия взрослого.

90. Копирует изображение круга.

От 3 до 4 лет

119. Изображает знак "плюс", имитируя действия взрослого.

120. Имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве V ("галочку").

121. Копирует знак "плюс".

122. Рисует простую картинку.

123. Закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом.

124. На большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками.

125. Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки или ноги.

126. Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

 

ТМ.Е.40. Пытается имитировать рисование восковым мелком.

Дети, еще не будучи в состоянии ничего изобразить самостоятельно, как правило, обнаруживают понимание того, что мелок и бумага каким-то образом используются вместе. Кроме того, они проявляют интерес с тому, как рисуют другие. Поэтому мы считаем, что даже тогда, когда сам малыш еще не готов рисовать, было бы разумно дать ему понаблюдать за тем, как это делаете вы.

В настоящем параграфе мы предлагаем вам проверить, проявляет ли ваш ребенок интерес к рисованию и пытается ли от что-нибудь нарисовать сам, показывая тем самым, что понимает назначение бумаги и воскового мелка.

 

Как оценить

Материалы: Бумага и толстый восковой мелок.

Способ: Покажите ребенку, как можно рисовать на бумаге. Затем дайте восковой мелок ему.

Результат положительный, если малыш делает попытку порисовать.

Если же он не пытается подражать вам, с ним следует позаниматься, но тогда, когда вы перейдете к двум следующим параграфам данного раздела.

 

ТМ.Е.46. Держит восковой мелок в правильном положении.

Теперь мы обратимся к умению держать восковой мелок в правильном положении, то есть, так, чтобы один его конец смотрел вверх, а другой - вниз. Если ваш малыш пытается что-то изобразить на бумаге так, как этого требует параграф ТМ.Е.40, однако бумага остается чистой, то, возможно, он просто держит мелок не под нужным углом.

Умение правильно держать карандаш и умение оставлять им на бумаге следы (параграф ТМ.Е.47) можно осваивать и оценивать одновременно.

Как оценить

Материалы: Бумага и толстый восковой мелок.

Способ: Покажите ребенку, как можно рисовать на бумаге, и дайте восковой мелок ему.

Результат положительный, если малыш возьмет восковой мелок так, чтобы один конец его смотрел вверх, а другой - вниз, то есть в положение, которое позволит ему рисовать.

Как учить

Учить малыша держать мелок в правильном положении и оставлять им следы на бумаге следует одновременно.

Когда ребенок возьмет в ручку восковой мелок, наклоните его кисть так, как вы сделали бы это, помогая ему рисовать. Чем лучше он будет осознавать, для чего это нужно, тем меньше поддерживайте его руку.

Заметим, что одни дети держат восковой мелок так, что ближе к бумаге оказывается мизинец, а другие предпочитают держать его большим пальцем вниз. Позвольте вашему малышу держать мелок так, как ему удобно.

Поначалу ребенок может держать восковой мелок зажатым в кулачке. Это вполне допустимо. Прежде, чем он научится держать его пальцами, может пройти целый год.

 

ТМ.Е.47. Оставляет на бумаге следы воскового мелка.

Когда малыш научится держать восковой мелок в правильном положении, он обнаружит, что может им что-то нарисовать на бумаге. Поначалу, скорее всего, это будут не непрерывные линии, а просто точки или штрихи.

Оценивать и осваивать это умение следует одновременно с умением держать мелок в правильном положении (ТМ.Е.46).

Как оценить

Методика оценки такая же, как в параграфе ТМ.Е.46, а результат будет положительным, если ребенок сможет оставить мелком на бумаге какие-нибудь следы.

Как учить

Когда вы учите малыша правильно держать восковой мелок, то, направляя его кисть, побудите его также поводить мелком по бумаге. Это действие вам следует демонстрировать как можно чаще, и как можно больше подбадривать ребенка словами.

Закрепление и развитие навыка

Освоив этот навык, малыш может прямо переходить к следующему (параграф ТМ.Е.53).

 

 

ТМ.Е.53. Сам рисует каракули.

От первых отрывочных мазков, которые нередко появляются на бумаге оттого, что ребенок просто стучит по ней восковым мелком, он постепенно переходит к каракулям. В этот период в его сознание прочно входит представление о том, для чего предназначены бумага и мелок. Поэтому в демонстрации он больше не нуждается.

Как оценить

Материалы: Бумага и толстый восковой мелок.

Способ: Дайте ребенку бумагу и восковой мелок, но не показывайте, как с ними обращаться.

Результат положительный, если малыш будет рисовать свои каракули без какого-либо побуждения и демонстрации. В его работе вы должны различить несколько линий. Результат не будет считаться положительным, если на бумаге будут одни только точки, которые получаются, если по ней стучать мелком.

Как учить

Попробуйте провести малыша по трем указанным ниже ступенькам. Занятия начните с той, на которой он впервые споткнется.

1. Рисует каракули, если ему показывают, как это делается, и помогают физически. Когда вы будете демонстрировать ребенку, как нужно рисовать, постарайтесь изобразить на бумаге отчетливые линии и фигуры, и непременно побудите его внимательно посмотреть на них. Малыш сможет действовать более самостоятельно, если, направляя его руку, вы будете держать ее за запястье или даже ближе к локтю. Поддерживать его руку за кисть нужно только в том случае, если это явно необходимо.

2. Рисует каракули, если ему показывают, как это делается, но физически не помогают. Переход от ступеньки 1 к ступеньке 2 - это постепенное ослабление вашей физической помощи. Когда ребенку для того, чтобы начать рисовать самостоятельно, будет достаточно быстрого и легкого прикосновения к руке, попробуйте отказаться от своей помощи совсем.

3. Сам рисует каракули, то есть выполняет требование данного параграфа. Для того, чтобы ребенок поднялся со ступеньки 2 на ступеньку 3, вам нужно совсем отказаться от демонстрации, но, естественно, делать это нужно постепенно. Дав малышу восковой мелок, не спешите вмешаться. Ему может потребоваться довольно много времени, чтобы собраться с мыслями и должным образом прореагировать. Пусть он увидит, что вы ждете, чтобы он со своим мелком что-нибудь сделал.

На какой бы ступеньке ребенок ни находился, он должен знать, что может гордиться своими успехами. Если, например, другие дети вывешивают свои работы на всеобщее обозрение, представьте картины малыша тоже.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Рисование должно быть и игрой, и развлечением. Поэтому уже на том этапе, о котором мы говорим, правильно было бы давать малышу много восковых мелков разных цветов и самую разную бумагу.

Повседневные ситуации дают немало возможностей порисовать пальцем: на доске с мукой, когда вы печете, на запотевшем зеркале, на стенке ванны папиным кремом для бритья, на подносе, покрытом тонким слоем песка. А во дворе можно рисовать палочкой - на песке или на мокрой земле.

Закрепление и развитие навыка

Чуть позже вы начнете учить ребенка рисовать простые, но более определенные фигуры. Вместе с тем, можно расширить круг используемых материалов. Некоторые предложения по этому поводу вы найдете во вступительной статье к данному разделу. Можно почерпнуть интересные идеи и в вашем детском садике, и в книжках для родителей, чьи дети начинают ходить.

 

ТМ.Е.63. Рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого.

Это первая линия, которую малыш должен будет изобразить, если не сознательно, то, во всяком случае, намеренно. Для того, чтобы выполнить такую задачу, он должен подумать, откуда начать, в каком направлении вести мелок и где остановиться. Не менее важно здесь уметь копировать действия другого человека.

Как оценить

Материалы: Бумага и толстый восковой мелок.

Способ: Положите бумагу перед ребенком. Скажите: "Смотри, сейчас я нарисую линию". Покажите, как вы рисуете вертикальную линию. Дайте мелок ребенку и скажите: "Нарисуй линию ты!".

Результат положительный, если малыш нарисует одну или несколько линий, длиной не менее 2 см, так, чтобы отклонение их от вертикали составляло не более 30 градусов.

Как учить

Демонстрировать малышу все необходимые приемы вам следует на протяжении всего периода обучения.

Проведите ребенка по всем указанным ниже ступенькам и определите, с какой вам начать заниматься.

1. Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого, при условии, что ему помогают словесно и физически. Нарисуйте вертикальную линию, а затем помогите малышу сделать то же самое, говоря: "Вниз... и стоп!".

2. Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого, при условии, что остановиться ему помогают словесно и физически. Часто бывает так, что ребенок, понимая, как нужно вести линию, не отрывает мелок от бумаги, когда доходит до нижнего края листа, а поднимается снова вверх или делает какую-нибудь закорючку. В таких случаях вам, во-первых, нужно во время демонстрации обратить внимание на момент окончания вашей линии, и, во-вторых, когда рисует малыш, своей рукой поднять его ручку, как только он приблизится к краю. Скажите ему: "Вниз.. и СТОП!". Если, кроме того, ему трудно запомнить, откуда следует начинать, попробуйте отметить верхний край прерывистой линией, состоящей из крупных точек. Не забывайте, что все эти вспомогательные приемы нужно постепенно убирать.

3. Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого, при условии, что ему помогают словесно. Отказавшись полностью от физической помощи, продолжайте подсказывать малышу: "Вниз...и стоп". Периодически пробуйте исключить и словесную помощь, проверяя, может ли ребенок обойтись без нее.

3. Рисует вертикальную линию, имитируя действия взрослого, то есть, выполняет требование данного параграфа. Когда малыш одолеет ступеньку 3, начинайте реже напоминать ему о том, что нужно сделать. Упражняйтесь до тех пор, пока не увидите, что достаточно указать ему один раз - в начале урока. Добившись этого, можете считать, что данным навыком ребенок овладел.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Рисовать вертикальные линии особенно удобно на гофрированном картоне. Мелок будет легко скользить вниз вдоль канавки и, в результате, получится как раз то, что нужно. Когда ребенок стоит, предложите ему порисовать на доске, типа школьной, или на большом листе бумаги, приколотом к мольберту. В данном случае могут быть полезны советы, приведенные в параграфе ТМ.Е.53. Не забывайте, что игры, помимо прочего, должны давать малышу возможность вволю просто "помалевать".

Закрепление и развитие навыка

Скоро вы перейдете к параграфам ТМ.Е.85 и 86, в которых речь идет о других линиях. Отрабатывая эти умения, не забывайте, что ребенку необходимо продолжать работать и над вертикальной линией.

Возьмите бумагу и восковой мелок и предложите малышу игры на подражание. Например, нарисуйте закорючку и попросите его сделать то же самое. Проведите линию и попросите его нарисовать такую же. Для того, чтобы дать ребенку понять, чего вы от него хотите, начните с копирования его линий.

 

ТМ.Е.85. Рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого.

То, чем мы будем заниматься в данном параграфе - лишь первый шаг в освоении умения рисовать круг. Сколько удовольствия доставит это занятие малышу!

 

Как оценить

Материалы: Толстый восковой мелок и бумага.

Способ: Скажите: "Смотри, сейчас я буду рисовать круги!". Покажите ребенку, как это делается, несколько раз пройдясь мелком по большому кругу. Затем дайте мелок малышу и скажите: "Теперь ты так сделай!". Дайте ему три попытки.

Результат положительный, если ребенок в двух случаях из трех изобразит на бумаге большую непрерывную закрученную линию.

Как учить

Для того, чтобы определить, с чего нужно начать, проведите ребенка по трем ступенькам:

1. Рисует кругообразную кривую, когда ему демонстрируют, как это делается, помогают словесно, и физически. Словесная помощь может заключаться в том, чтобы направлять ребенка словами: "Кружим, кружим!". Физически же можно помочь одним из двух способов (или обоими): (1) легонько направлять руку малыша, держа ее за кисть или немного ближе к локтю и/или (2) вырезать в листе толстого картона большой круг, наложить картон на бумагу как трафарет и показать ребенку, как вести мелок по краю вырезанного круга.

2. Рисует кругообразную кривую, когда ему демонстрируют, как это делается, и помогают словесно. Продолжайте говорить "кружим и кружим", а физически помогайте все меньше и меньше, пока не сможете отказаться от этого совсем.

3. Рисует кругообразную кривую, когда ему демонстрируют, как это делается, то есть, выполняет задачу данного параграфа. Слова "кружим и кружим" произносите только в начале урока. Затем совсем откажитесь от них.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Чем бы малыш ни рисовал - мелком или обмакнутым в краску пальцем, - "хождение кругами" всегда будет доставлять ему удовольствие.

Помогайте ему обводить пальчиком все круглые предметы, попадающиеся вам на пути: край мисочки, донышко ведра, велосипедное колесо и т.п.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию данного умения посвящен параграф ТМ.Е.89, но пока малыш может продолжать практиковаться сам и подражать вам, когда вы рисуете самые разные линии и формы.

 

ТМ.Е.86. Рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого.

Когда ребенок овладеет навыком, которому посвящен данный параграф, он сможет различать и копировать вертикальные и горизонтальные линии. Горизонтальную линию учите его проводить слева направо - мы так пишем.

Оценивать это умение и обучать ему следует так, как указано в параграфе ТМ.Е.63, только теперь вам нужно будет направлять малыша словами: "В сторону...и стоп!".

Не забывайте о вертикальных линиях. Когда ребенок научится рисовать горизонтальные линии, введите в ваши занятия игры на подражание, в которых вы будете по очереди рисовать кружочки, горизонтальные и вертикальные линии.

 

ТМ.Е.87. Держит восковой мелок пальцами.

Заглянув в Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР), вы обнаружите, что данное умение относится почти к тому же периоду развития, что и умение нанизывать бусины средней величины. К этому времени в области тонкой моторики малыш уже достигает определенных успехов и бывает готов к тому, чтобы учиться держать восковой мелок не в кулачке, а пальцами, то есть, более эффективным способом. Пока он будет держать мелок зажатым между большим пальцем и собранными вместе остальными пальчиками, которые работают как единый элемент. Такой захват еще нельзя назвать совершенным, но это, безусловно, шаг вперед.

 

Как оценить

Материалы: Толстый восковой мелок и бумага.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он рисует.

Результат положительный, если малыш держит карандаш не в кулачке, а между большим пальцем и сгруппированными вместе остальными пальчиками.

Как учить

Реально учить малыша держать восковой мелок пальцами вы будете тогда, когда перейдете к следующему параграфу данного раздела. Если он возьмет восковой мелок в кулачок, аккуратно выньте его и скажите: "Возьми мелок пальчиками!". Помогите ему сделать это.

У ребенка не должно остаться чувства, что он что-то сделал не так. Постарайтесь убедить его, что вы помогаете ему достичь лучшего результата.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Присматривайтесь к тому, как ваш малыш держит другие предметы. Держит ли он, например, ложку самым удобным образом (конечно, с учетом его нынешних возможностей). А как он держит зубную щетку или кисточку для красок? Трудно ожидать, что на данном этапе ребенок будет держать подобные предметы абсолютно правильно. И все же, если вы видите, что его захват может быть хоть немного скорректирован, помогите и ему увидеть это.

Теперь, когда вы убедились, что малыш держит восковой мелок пальцами, постарайтесь взять себе за правило каждый раз, когда вы садитесь рисовать вместе, - на "уроке" или в свободное время - проверять, правильно ли он держит восковой мелок.

 

ТМ.Е.88. Сознательно рисует на бумаге "картинку".

Теперь пришла пора проверить, использует ли малыш, рисуя, те навыки, которые мы рассмотрели в предыдущих параграфах данного раздела.

Как оценить

Материалы: Толстый восковой мелок и бумага.

Способ: Дайте малышу бумагу и восковой мелок и попросите его нарисовать картинку.

Результат положительный, если ребенок изобразит на листе бумаги не менее трех "картинок" (это могут быть каракули, закрученные линии, прямые линии или что-нибудь еще). Для того, чтобы результат был положительным, в разных местах листа бумаги должно быть не меньше 3 разных "рисунков".

Как учить

Сядьте рядом с малышом, когда он рисует просто так, ради собственного удовольствия. Показывайте ему свои рисунки, подбадривайте словами. Пусть он увидит и поймет, как можно заполнить пространство листа, какие линии можно нарисовать. Побуждайте его, кроме того, пользоваться разноцветными мелками.

 

ТМ.Е.89. Рисует круг, имитируя действия взрослого.

Если ребенок научился рисовать круг, значит он значительно продвинулся в умении владеть восковым мелком вообще. Для того, чтобы нарисовать круг, малыш должен представлять себе, как ему нужно вести мелок, и в каком месте остановиться. При этом движение должно быть не быстрым, не отрывистым, а плавным. Вот это задача!

Отметим, что на данном этапе от малыша требуется только имитировать действие взрослого.

Как оценить

Материалы: Толстые восковые мелки и бумага.

Способ: Скажите: "Я рисую круг" и нарисуйте его. Дайте восковой мелок ребенку и скажите: "Нарисуй круг ты!". Дайте ему три попытки, и каждый раз показывайте, как надо рисовать.

Результат положительный, если в двух случаях из трех малыш сможет изобразить замкнутую кривую, напоминающую круг, причем начало и конец его кривой не должны перекрываться более, чем на 2 см.

Как учить

Попробуйте пройти с ребенком по указанным ниже ступеньками и определить ту, на которой он спотыкается. С нее и начинайте заниматься.

1. Рисует кругообразную фигуру, останавливаясь тогда, когда вы говорите: "Стоп!". Позвольте малышу, не отрывая мелка от бумаги, покружить им немного. Потом скажите: "Стоп!". Если он не остановится, приподнимите его ручку сами. Поступайте так, пока он не поймет, чего вы от него хотите. Когда вы увидите, что ваше физическое вмешательство уже не требуется, переходите к ступеньке 2.

2. Рисует круг, имитируя действия взрослого, если на его листе обозначена отправная точка, и взрослый помогает словесно. Нарисуйте на листе бумаги большую точку. Роль этой точки может сыграть, например, какая-нибудь печать. Скажите: "Сейчас я нарисую круг. Вот я ставлю мелок на эту точку и веду его кругом, кругом...снова к точке.. СТОП!". Помогите малышу проделать эту операцию, повторяя те же слова. Когда он поймет, какое движение нужно делать, ослабьте свою физическую помощь. Упражняйтесь до тех пор, пока ребенок не научится совсем обходиться без нее. Заканчивая круг, он не должен заходить за точку больше, чем на 2 см.

3. Рисует круг, имитируя действия взрослого, если на его листе обозначена отправная точка. Старайтесь давать словесные указания только в начале урока, когда ребенок рисует свой первый круг, или если он ошибается. Постепенно отказывайтесь и от словесных напоминаний. Ограничьтесь демонстрацией и просьбой: "Теперь ты нарисуй круг!".

4. Рисует круг, имитируя действия взрослого, то есть, выполняет задачу данного параграфа. Теперь можно попробовать исключить отправную точку, которая помогала малышу. Сначала просто сделайте ее потоньше и поменьше, и, в конце концов, совсем перестаньте ее рисовать. Показывать, как рисуется круг, нужно по-прежнему каждый раз. Когда ребенок научится подражать вам без какой-либо помощи с вашей стороны, считайте, что задача выполнена.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Пользуйтесь любой возможностью, чтобы обратить внимание ребенка на круги, которые есть в доме. Упражняясь, делайте кружочки из всего, что попадается под руку: из толстой шерстяной нитки, из обрезков теста. Внутри кружочков, которые рисует ваш малыш, можно рисовать рожицы. Тогда ему захочется сделать форму своих кружочков как можно правильнее! Попробуйте обводить кругами картинки.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию данного навыка посвящен параграф ТМ.Е.90.

 

ТМ.Е.90. Копирует изображение круга.

Теперь ребенок может начать учиться рисовать круг, не глядя на то, как это делает взрослый.

Как оценить

Материалы: Восковой мелок и бумага. Карточка с нарисованным на ней кругом.

Способ: Покажите карточку ребенку и скажите: "Посмотри, это круг". Дайте ему бумагу и восковой мелок и скажите: "Нарисуй круг!". Положите карточку так, чтобы малыш, рисуя, мог на нее смотреть.

Результат положительный, если ребенок сумеет нарисовать круг, начало и конец которого заходили бы друг за друга не больше, чем на 2 см.

Как учить

Обведите пальчиком ребенка круг, изображенный на карточке. Поясняйте ему, как вы следуете вдоль линии: "Посмотри, мы идем кругом, кругом... и стоп!". Затем дайте ему восковой мелок и скажите: "Нарисуй круг!".

Если ребенок постоянно что-то делает не так, вернитесь к предыдущему параграфу (ТМ.Е.89), и если нужно, позанимайтесь тем умением дополнительно.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Смотрите параграф ТМ.Е.89.

Закрепление и развитие навыка

В следующих параграфах данного раздела будут рассматриваться несколько иные навыки. Это, конечно, станет передышкой для тех, кто устал от рисования кружочков! Тем не менее, мы советуем вам время от времени к ним возвращаться.

 

ТМ.Е.119. Изображает знак "плюс", имитируя действия взрослого.

Теперь мы переходим к занятиям, цель которых не только развить умение подражать другому человеку, но и научить малыша рисовать фигуру, состоящую из двух линий. По существу, это умение является основой письма.

Как оценить

Материалы: Толстый восковой мелок и бумага.

Способ: Скажите: "Посмотри, что я могу нарисовать!". Нарисуйте знак "плюс", каждая часть которого была бы не меньше 4-6 см. Дайте мелок ребенку и скажите: "Теперь ты нарисуй это!". Дайте ему три попытки.

Результат положительный, если в двух случаях из трех малыш сможет нарисовать пересекающиеся вертикальную и горизонтальную линии. Размер их не имеет значения.

Как учить

Если ваш ребенок уже освоил предыдущие умения данного раздела, он не должен испытывать затруднений, когда ему предлагают нарисовать отдельно вертикальную и горизонтальную линии. Если у вас есть сомнения, проверьте, так ли это.

Приступив к занятиям, не забывайте каждый раз показывать ребенку, как нужно рисовать эту фигуру, напоминая на первых порах словами: "Вниз и в сторону". Постепенно отказывайтесь от напоминаний, но демонстрируйте каждый раз.

Здесь есть два трудных момента. Некоторым детям никак не удается так провести горизонтальную линию, чтобы она пересекла вертикальную. Вы поможете ребенку, если пальцем укажете ему, в каком месте нужно начать горизонтальную линию (а именно, слева от вертикальной). Когда малыш поймет, как это надо делать, не подсказывайте больше. Другие дети, понимая, что необходимо нарисовать две линии, рисуют две вертикальные. В таком случае следует взять ручку ребенка и вести ее, повторяя все снова и снова до тех пор, пока он не прочувствует форму этой фигуры. Почаще показывайте, как рисуется "плюс", и объясняйте свои действия. Постепенно ослабляйте свою помощь - сначала физическую, а затем и словесную.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Когда вы рисуете, сидя рядом с вашим малышом, старайтесь в свои рисунки вводить "плюсы". Побуждайте ребенка копировать их. При этом, однако, не ограничивайте его творческой свободы.

Если вы обнаружите в доме какие-нибудь пересекающиеся линии, по ним хорошо провести пальцем, поясняя: "Смотри, эта линия идет вниз, а эта в сторону". Сколько угодно "плюсов" можно увидеть, если приглядеться к отделанным кафелем стенам и полам!

Закрепление и развитие навыков

Развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.Е.121. В нем рассматривается умение копировать "плюс". А пока нужно побольше упражняться.

 

ТМ.Е.120. Имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве V ("галочку").

В данном параграфе представлен еще один навык, который пригодится, когда ребенок будет учиться писать.

 

Как оценить

Методика оценки подобна той, которая описана в параграфе ТМ.Е.119, только теперь малыш должен изобразить "галочку", высотой 4-6 см (Это наиболее подходящий для ребенка масштаб).

Результат положительный, если, не отрывая от бумаги мелка, ребенок нарисует "галочку" с примерно одинаковыми сторонами. Угол должен быть не закругленным, а острым.

Как учить

Поначалу, показывая ребенку, как рисуется "галочка", вам следует сопровождать свои действия словами: "Вниз и вверх!". При необходимости можно помочь физически. Затем постарайтесь постепенно отказаться сначала от напоминаний, а затем и от физической помощи. Демонстрация необходима всегда.

Теперь поговорим о некоторых трудностях и о том, как их преодолевать. Некоторые дети, доведя первую линию до нижней точки, отрывают мелок от бумаги. Это не удивительно - ведь раньше мы учили их вести линию сверху вниз и внизу останавливаться. Помочь можно так: придержите ручку ребенка, когда от подходит к повороту и скажите: "Вниз... МЕЛОК НА БУМАГЕ... и вверх!". По мере усвоения этого навыка, отказывайтесь от своей физической, а затем и словесной помощи.

Некоторые дети вместо того, чтобы вырисовывать угол, начинают подниматься вверх по своей же, только что проведенной линии. Если ваш малыш поступает именно так, попробуйте отметить на бумаге 3 точки (игрушечная печать поможет вам сделать это быстро и просто). Объясните ребенку, что нужно начать сверху, довести линию до нижней точки, а затем двигаться вверх до третьей точки. Через некоторое время попробуйте сделать свои точки поменьше и не такими заметными, а затем откажитесь от них совсем.

Другие дети закругляют нижний угол, делая свой знак больше похожим на латинскую букву U. В таком случае прежде, чем малыш начнет движение вверх, можно попросить его остановиться (не отрывая от бумаги воскового мелка). Мы встречали детей, которым помогает упоминание об остром кончике, например: "Посмотри, у моей "галочки" есть острый кончик. А у твоей? Давай сделаем и у твоей "галочки" острый кончик!". Попробуйте "уколоться", дотронувшись до этого острия, и вскрикнуть: "Ой!".

Игровое время и участие в повседневных занятиях

V-образные фигуры найти в доме, пожалуй, несколько труднее, чем "плюсы". И все же, такую форму имеет, например, вырез пуловера, цепочка с кулоном, висящая на шее, открытые ножницы.

Закрепление и развитие навыка

Развитием этого навыка можно считать умение копировать "галочку". Подобное умение (умение копировать знак "плюс") рассматривается в параграфе ТМ.Е.121.

Займитесь играми на подражание. Пусть на вашем листе будут вперемешку разбросаны прямые и кривые линии, плюсы и галочки. Не забывайте время от времени копировать рисунки малыша.

 

ТМ.Е.121. Копирует знак "плюс".

Учить ребенка и оценивать это умение следует так, как указано в параграфе ТМ.Е.90, только теперь вы уже не будете показывать, как рисуется эта фигура, а просто дадите ему карточку, на которой заранее нарисуете знак "плюс".

Занимаясь дополнительно, чередуйте изображения кругов и плюсов. Кроме того, можно учить малыша копировать "галочку".

 

ТМ.Е.122. Рисует простую картинку.

Как правило, дети начинают описывать или называть свои произведения еще до того, как окружающие получают возможность хоть как-то их идентифицировать. Если ваш малыш показывает вам картинку, на которой изображены какие-то линии и фигуры, и говорит, что это машинка, расцените это как большой шаг вперед, причем не обязательно в области тонкой моторики, а скорее, вообще в понимании того, что такое рисование, и в осознанном подходе к нему.

 

Как оценить

Способ: Просмотрите рисунки своего ребенка.

Результат положительный, если малыш рисует картинку и указывает на два ее элемента, например, на машину и ее колесо, на человечка и его волосы, или на дом и дверь. То, что изображено на картинке, на должно быть похоже на названный ребенком предмет, однако вы должны различить в его рисунке, по меньшей мере, две части. Если малыш называет только одну деталь, попросите его побольше рассказать о ней.

Как учить

Дети любят наблюдать за тем, как рисуют другие люди, поэтому мы советуем вам рисовать вашему малышу простые картинки, называя отдельные части по мере их изображения. Предложите ему выбрать тему для вашего рисунка, а когда вы закончите, пусть скажет, что еще нужно пририсовать.

Когда ребенок рисует сам, время от времени просите его рассказывать что-нибудь о его рисунке. Старайтесь не переспрашивать: "Что это такое?". В противном случае, у него может возникнуть ощущение, что от него требуется что-то такое, чего он не понимает.

Кроме того, старайтесь не навязывать ему свою интерпретацию его произведения. Он может обидеться, если вы про его поезд скажете, что он похож на корову. Спрашивая или комментируя рисунки ребенка, говорите о них в общих словах. Например, "Какая интересная фигура!" или "Расскажи мне об этих линиях!", или "Что-то происходит на этой картине!".

Если ваш малыш нарисует простую фигуру и назовет ее, вы можете чуть заметно побудить его еще немного поработать над картиной, чтобы она стала более законченной. Спросите его, например: "Какого цвета будут колесики?". Не следует, однако, давать слишком много прямых указаний, ибо вы рискуете взять всю инициативу на себя. Пусть ребенок будет настоящим автором своего произведения.

Малыш имеет право гордиться своими рисунками. Подписывайте их его именем, пишите их названия, если ему это нравится, вывешивайте их.

Закрепление и развитие навыка

Если ваш малыш достаточно уверенно рисует реально существующие предметы и называет их, то в этом случае, устроившись рисовать рядом с ним, вы можете постепенно давать ему все больше прямых указаний. Большинство детей с удовольствием изображают своих знакомых, поэтому в тот период, о котором мы говорим, правильно было бы начать учить ребенка рисовать лицо.

Предлагайте малышу не только рисовать, но и создавать картины из других материалов, например, делать аппликации из разноцветной бумаги.

 

ТМ.Е.123. Закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом.

Трафарет - это плоская пластинка с вырезанными в ней отверстиями разной формы. Лучше всего, если пластинка будет пластмассовой. Тогда с ее поверхности легко будет смывать следы карандаша. Постарайтесь найти трафареты с достаточно большими отверстиями простой формы. Если вам не удастся найти подходящие трафареты в магазинах, сделайте импровизированный трафарет из листа картона с вырезанными в нем отверстиями. Возможно, вам помогут в этом деле тонкие пластмассовые браслеты.

Как оценить

Материалы: Восковой мелок, бумага и трафарет (описанный выше).

Способ: На лист бумаги наложите трафарет. Покажите малышу, как можно полностью закрасить фигуру, находящуюся внутри отверстия трафарета. Предложите ему проделать это самостоятельно. При необходимости можно лишний раз ему напомнить: "Закрась еще немного!".

Результат положительный, если малыш закрасит 90 процентов поверхности, соответствующей отверстию трафарета.

Как учить

Возможно, вам придется потратить немало слов, побуждая ребенка закрасить всю фигуру внутри отверстия трафарета. Обращайте его внимание на все незакрашенные места.

Можно попробовать набросать легкими штрихами какое-нибудь лицо или предмет и сказать ребенку, что вы хотите его спрятать. Возьмитесь за дело вместе. Упорно закрашивайте ваш рисунок (пользуясь трафаретом как ограничителем) до тех пор, пока рисунок не будет "спрятан" полностью.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Можно попробовать предложить малышу, наложив трафарет на бумагу, закрасить отверстие краской - пальчиком или кисточкой. Краской легче покрыть всю поверхность участка, ограниченного трафаретом. Это поможет ребенку получить правильное представление о том, к чему он должен стремиться. Хорошее развлечение - закрашивать большие, вырезанные в картоне отверстия не кисточкой, а маленькими роликами.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок освоит этот навык, можно купить ему самую простую книжку-раскраску. Пока вы, конечно не можете ожидать, что малыш будет раскрашивать картинки только в пределах их контуров (хотя в своих работах вы покажете ему, как нужно это делать). Сейчас важнее добиться того, чтобы он научился закрашивать поверхность полностью, без пробелов. Посоветуйте малышу разные части картинки раскрашивать разными цветами.

 

ТМ.Е.124. На большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками.

В этом параграфе мы поговорим о том, как проверить, использует ли ребенок освоенные ранее навыки, работая уже не с бумагой и мелком, а с другими материалами. Большинство детишек, начиная работать с красками, в восторге покрывают весь лист краской одного цвета или большими каплями тоже одного цвета. Умение сознательно рисовать краской ту или иную фигуру, как правило, появляется намного позже, чем умение рисовать ту же фигуру восковым мелком.

Как оценить

Материалы: Большой лист бумаги, лучше всего закрепленной на мольберте. Краски, кисточки.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он рисует.

Результат положительный, если ребенок изображает на бумаге крупные фигуры, например, круги и линии. Результат будет положительным, даже если потом малыш совершенно закрасит их.

Как учить

Чем больше ребенок возится с красками, тем скорее он начнет исследовать их возможности, и будет уже не только закрашивать весь лист краской, но и пробовать использовать ее по-другому.

Порисуйте вместе с малышом. Пусть он понаблюдает за тем, как обращаются с красками и кисточками другие дети.

Какую бы фигуру он ни изобразил, похвалите его: "Какой большой круг!" или "Как мне нравятся эти длинные синие линии!".

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Наклейте несколько больших листов бумаги на наружную стену дома так, чтобы получилось огромное бумажное поле, и предложите ребенку игру на подражание. Например, вы рисуете длинную-предлинную линию и просите ребенка ее скопировать. Потом изобразите гигантский круг. Затем предложите малышу нарисовать что-нибудь такое, что могли бы скопировать вы.

Закрепление и развитие навыка

Когда ваш ребенок научится уверенно рисовать простые картинки (параграф ТМ.Е.122), предложите ему изобразить его любимый предмет красками.

 

ТМ.Е.125. Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка руки или ноги.

В этом и следующем параграфах обсуждается умение рисовать части тела человека. Ожидать, что ребенок сумеет нарисовать человечка с лицом, туловищем, руками и ногами, мы можем не раньше, чем ему исполнится 4-5 лет, однако начать заниматься можно уже сейчас.

 

Как оценить

Материалы: Восковой мелок и лист бумаги, на котором изображен человечек без одной руки или без одной ноги.

Способ: Положите ваш рисунок на стол. Скажите: "Посмотри, это человечек (можно сказать девочка или мальчик). Чего-то у него не хватает. Чего не хватает? Нарисуй то, чего не хватает!".

Результат положительный, если в двух случаях из трех ребенок сумеет дорисовать недостающую часть тела.

Как учить

Когда ваш малыш наблюдает за тем, как вы рисуете, попробуйте, рисуя человечка, называть части его тела. Заканчивая работу, скажите: "Давай, я нарисую одну ногу, а ты - вторую".

Когда ребенок научится таким образом включаться в работу, начните меньше объяснять, что от него требуется. Скажите так: "Я нарисую одну ногу. Чего теперь не хватает?". То же самое проделайте с руками человечка. И, наконец, уже ничего не говоря попробуйте не дорисовывать то ногу, то руку - в случайном порядке.

После подобных упражнений еще раз оцените данное умение для того, чтобы убедиться, что малыш может дорисовать недостающие части тела, даже если он не видел, как вы рисовали человечка.

Игровое время

Не упускайте возможности поговорить с ребенком о частях тела человека. Посчитайте с ним, сколько у человека ног, сколько рук. Побольше рисуйте простые фигуры человечков, у которых все части тела были бы на месте, и предлагайте малышу обводить их пальчиком. А сами обводите ручки и ножки малыша, поставив их на бумагу. Можно обвести тело ребенка мылом, когда он стоит перед зеркалом. Пропустите при этом одну часть и попросите ребенка закончить абрис.

Закрепление и развитие навыка

Попробуйте не дорисовать две части тела, не нарисовать туловище, часть лица или волосы, а руки и ноги оставить на месте. Развитию этого умения посвящен параграф ТМ.Е.126.

 

ТМ.Е.126. Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

Мы полагаем, что к моменту, когда развитие ребенка достигнет 4 летнего уровня, он сможет научиться рисовать человечка, имеющего, по меньшей мере, 3 части тела, которые можно распознать.

Большинство детей рисуют сначала простые рожицы, потом начинают добавлять к ним руки и ноги, которые обычно начинаются прямо от головы. Многие еще до того, как научатся изображать туловище, добавляют к этим частям тела некоторые детали: кисти рук, стопы, волосы. Возможно, до самой школы малыш не научится рисовать все необходимые части тела, включая туловище, руки и ноги. Предлагая ребенку добавить к его человечку тот или иной элемент, не забывайте хвалить его за то, что он вспомнил и нарисовал сам.

Как оценить

Материалы: Восковой мелок и бумага.

Способ: Скажите ребенку: "Нарисуй маму!" или "Нарисуй папу!".

Результат положительный, если малыш нарисует человечка, состоящего не менее, чем из трех частей. Парные части тела, такие, как ноги или глаза, считаются за одну часть. Рисунок может оцениваться положительно, если он содержит круг, два глаза и рот, или круг, две ноги и волосы и т.п.

Как учить

Хотя для того, чтобы ребенок мог получить положительную оценку, ему достаточно нарисовать 3 части тела, его можно, разумеется, учить рисовать больше частей.

Если ваш малыш еще не умеет рисовать лицо, начните заниматься этим сейчас. Научите его рисовать кружочек с глазами, носом и ртом. Было бы правильно, если бы вы предложили ему глаза изображать в виде кружочков, так как разглядеть точку часто бывает трудно. Повторяйте свои упражнения по много раз. Тогда малыш усвоит ритм этой последовательности действий. Для разнообразия можно иной раз нарисовать лицо, в котором не будет хватать, скажем, левой половины. Ребенок должен будет дорисовать ее.

Когда он научится рисовать рожицу, можно заняться ногами, затем руками, которые будут начинаться от головы. Когда кто-нибудь из вас рисует человечка, вы можете считать его руки и ноги.

Через некоторое время покажите ребенку, как добавить к человечку туловище, кисти рук и стопы. Лучше всего, если последовательность, в которой вы будете вводить новые части тела, будет определяться его интересами малыша.

С волосами проблемы обычно возникают редко - большинство детей с восторгом используют любой шанс покалякать!

Почаще предоставляйте малышу возможность рисовать человечков самостоятельно. Тогда вам легче будет заметить прогресс.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Человечков можно не только рисовать, но и мастерить с помощью бумаги и клея. Можно позабавиться, сделав картонную фигуру в человеческий рост, а можно вырезать маленьких человечков и повесить их на новогоднюю елку. Умелые хозяйки пекут пряничных человечков.

Закрепление и развитие навыков данной группы

После того, как ваш ребенок освоит все навыки, представленные в данном разделе, можно перейти к более сложным навыкам, овладение которыми обычно происходит в 4-5 летнем возрасте.

* Рисует человечков, состоящих не менее, чем из семи частей.

* Рисует картинки (не считая человечков), состоящие не менее, чем из четырех частей.

* Рисует квадрат (сначала пусть учится соединять 4 точки).

* Рисует человечков или простые картинки.

* Рисует в пространстве между двумя параллельным линиями (горизонтальными, вертикальными, окружностями), расположенными на расстоянии 1 см друг от друга.

* Копирует (через кальку) линии - горизонтальные, вертикальные, позже окружности.

* Копирует простые буквы алфавита, такие как t, c, w, i.

* Копирует первую букву своего имени, и постепенно учится писать имя полностью.

Многие из перечисленных навыков 4-5-летнего ребенка, по существу, являются навыками, необходимыми для письма. Заниматься ими малышу может быть не менее интересно, чем рисовать. Однако вам по-прежнему следует поощрять свободное творчество ребенка, предоставлять ему возможность рисовать и писать красками, следуя за собственным воображением.

 

Глава 7

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.308 сек.