Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТМ.З Решение несложных практических задач и головоломок 2 страница




Подобные головоломки дают ребенку однозначные подсказки, где должен находиться тот или иной элемент, чего не скажешь о головоломках другого типа, в которых картинка разрезается как бы случайно, на абстрактные кусочки.

Головоломки обсуждаемого типа очень редко состоят только из трех элементов. Однако по этому поводу огорчаться не стоит - можно взять, скажем, 6-элементную головоломку и вынимать из нее каждый раз по три элемента, прилегающих друг к другу.

Вашему малышу потребуется несколько разных головоломок. Попробуйте обратиться за помощью в магазин развивающих игрушек, в игротеку или в местный детский садик.

Как оценить

Материалы: Головоломка из трех элементов. Если ваша головоломка состоит из большего числа элементов, извлеките из нее только три прилегающих друг к другу. Для того, чтобы лучше представить себе, что в данном случае вам необходимо, просмотрите еще раз наши замечания, изложенные выше.

Способ: Положите вашу головоломку перед малышом, а вынутые из нее элементы - справа (или слева, если он левша). Скажите: "Уложи все части картинки!". Повторите эту процедуру еще раз с другой 3-элементной головоломкой или с той же 6-элементной, из которой теперь вы извлечете три других элемента.

Результат положительный, если обе попытки ребенка окончатся удачно, то есть, он уложит правильно все элементы без какой бы то ни было физической или словесной помощи.

Как учить

Очень важно, чтобы малыш учился работать с разными головоломками - разумеется, не со всеми сразу. Если вы приобретете 6-элементную головоломку, вы, конечно сможете в течение некоторого времени пользоваться только ею. Однако лучше всего, на наш взгляд, брать такие игрушки на время, обмениваться с другими семьями. Одновременно в доме должно быть не менее трех головоломок.

Если вы пользуетесь 6-элементной головоломкой, можно начать с удаления трех элементов, не соприкасающихся друг с другом. Это отчасти будет напоминать работу с головоломками, рассмотренными в предыдущих параграфах, где из каждой картинки удалялось по одному элементу. Когда малыш научится справляться с такой задачей, можно перейти к следующей, то есть, вынимать уже три соседних элемента.

Привлекательная особенность таких головоломок состоит в том, что собирать их становится тем легче, чем больше элементов уже установлено. Самое трудное - решить, какой элемент положить первым. Старайтесь на каждом уроке давать ребенку по несколько попыток - ему необходима практика, чтобы научиться правильно определять первый элемент.

Помогая малышу собирать головоломки, давайте ему соответствующие подсказки. Наиболее употребляемые звучат примерно так: "Переверни его!", "Попробуй по-другому!".

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Для того, чтобы дать малышу визуальное представление о том, как стыкуются друг с другом отдельные части картинки, можно взять журнальную иллюстрацию, разрезать ее пополам и помочь ребенку сложить две части картинки снова.

Закрепление и развитие навыка

Непосредственному развитию данного навыка посвящен параграф ТМ.З.100 (Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов). К решению этой задачи можно подходить постепенно - сначала вынуть 4 элемента, затем 5.

 

ТМ.З.75. Подражая взрослому, строит поезд.

Здесь задача заключается в том, чтобы воспроизвести расстановку кубиков (или блоков), произведенную взрослым. Это задание можно считать довольно сложным упражнением на подражание.

Большое значение здесь имеет умение выстраивать кубики в линеечку, то есть, совершать намеренные контролируемые действия. Это уже тонкая моторика.

Кроме того, это новое и увлекательное занятие.

Как оценить

Материалы: Шесть небольших кубиков или блоков (шириной около 3 см).

Способ: Скажите: "Мы будем строить поезд. Поставим кубик рядом с кубиком и еще один кубик рядом с кубиком". Поставьте кубики вплотную друг к другу, выстроив их в линию. Подтолкните "поезд" одним пальцем, чтобы он поехал по столу или по полу и попыхтите: "Чу-чу-чу-чу-чу". Три оставшихся кубика дайте ребенку и скажите: "Теперь ты сделай поезд!". Дайте ему три попытки, причем каждый раз показывайте, как нужно ставить кубики.

Результат положительный, если в двух случаях из трех малыш сможет построить поезд без посторонней помощи.

Как учить

Пройдитесь с малышом по следующим ступенькам и определите, с чего начать.

1. Стремясь достроить поезд, добавляет к двум кубикам третий. Постройте свой поезд и скажите: "Давай теперь тебе построим поезд!". Поставьте второй кубик рядом с первым, а третий дайте ребенку. Скажите: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Если малыш норовит свой кубик поставить сверху, покажите ему место этого кубика и повторите: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Попыхтите: "Чу-чу-чу-чу-чу", как бы призывая малыша повозить его поезд. Не забывайте каждый раз строить свой поезд перед тем, как приступить к поезду малыша.

2. К первому кубику добавляет второй и третий если вы помогаете ему словесно и физически. Постройте свой поезд и поставьте первый кубик для поезда малыша. Скажите: "Построй поезд!". Можно подсказывать: "Поставь кубик рядом с кубиком!". Физическая помощь может заключаться в указании места для второго и третьего кубиков.

3. Строит поезд, руководимый только словесными указаниями. Постройте свой поезд, поставьте первый кубик детского и скажите: "Построй поезд!" На этот раз уже не помогайте физически. Если ребенок ошибется, привлеките его внимание к своему поезду и заметьте, что кубики нужно ставить рядом.

4. Строит поезд, подражая взрослому, то есть, выполняет задание данного параграфа. Теперь совсем откажитесь от подсказок. Побуждайте малыша внимательно следить за строительством вашего поезда.

Закрепление и развитие навыка

Когда ребенок научится справляться с этой задачей, может быть, ему будет интересно удлинить свой поезд. Старайтесь и впоследствии время от времени возвращаться к строительству поездов, чтобы он не разучился. Вы можете выстраивать в линию и другие предметы (машинки, кукол, штыречки на доске с гнездами и т.п.). По-прежнему сначала строите вы, затем побуждаете малыша сделать то же. Не забывайте, что этот навык в равной степени относится и к тонкой моторике, и к умению подражать. Для развития последнего подойдут любые предметы. В параграфе ТМ.З.103 (Подражая взрослому, строит мост) представлен другой вариант строительных работ, который тоже требует умения подражать.

 

ТМ.З.76. Ищет механизм, приводящий в действие игрушку.

Достигнув 3-4-летнего уровня развития, ребенок начинает интересоваться, как работают те или иные механизмы, приводящие в движение игрушки. Если у него появляется новая механическая игрушка, то он уже не довольствуется вопросом о том, как она заводится, он пытается догадаться сам. Поэтому малыш начинает искать кнопку или ключик, пробует самыми разными способами завести ее. Способность испытывать разные способы для достижения желаемого эффекта в подобного рода деятельности проявляется особенно ярко.

Как оценить

Материалы: Простая заводная игрушка.

Способ: Покажите малышу игрушку в действии так, чтобы он не видел, как вы ее заводите.

Результат положительный, если ребенок осматривает игрушку, пытаясь понять, как она заводится. Для того, чтобы результат можно было считать положительным, ему не нужно обязательно запустить ее.

Как учить

Для того, чтобы пробудить интерес, годятся любые механические игрушки - и заводные, и с кнопочкой включения, и машинки, которые запускаются трением колес о поверхность стола или пола, и машинки, которые нужно потянуть назад, чтобы они поехали, и игрушки, запускаемые натяжением нити.

Когда вы наталкиваетесь на подобного рода игрушки, давайте их малышу на исследование. Если он не может найти запускающий механизм, поищите вместе с ним, побуждая его пробовать и так, и эдак.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Можно показать ребенку, как приводятся в действие некоторые бытовые приборы. При этом, конечно необходимо принять соответствующие меры предосторожности. К примеру, малышу интересно будет узнать, как пользоваться простым кассетным магнитофоном.

Закрепление и развитие навыка

Когда у вашего ребенка появляется новая игрушка, позволяйте ему самому разбираться в том, как она действует. Если на день рождения вы дарите ему какую-нибудь необыкновенную игрушку, вам, разумеется, придется показать, что она умеет делать, но сначала нужно дать ему самому повозиться с ней.

 

ТМ.З.100. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из шести элементов

Этот параграф посвящен развитию умения, описанного в параграфе ТМ.З.74 (Собирает головоломку-картинку, из которой удалены три элемента). За время, прошедшее с момента освоения этого умения, дети обычно в состоянии научиться собирать головоломки из 4 и 5 элементов.

По степени сложности 6-элементные головоломки-картинки сильно отличаются друг от друга. Есть простые, в которых после извлечения всех элементов вы обнаруживаете силуэт фигуры, изображенной на картинке, а есть такие головоломки, у которых после изъятия элементов остается некое обширное пространство, дающее совсем мало ключей к разгадке, где какие элементы должны размещаться. Начните с самых простых, а затем постепенно усложняйте малышу задачу. Мы советуем выбирать только такие головоломки, у которых есть края, определяющие внешний контур.

Если вы задумываетесь о том, какие головоломки вам купить или взять на время, вы можете уже сейчас попробовать приобрести 8-элементные, так как следующий параграф посвящен именно им. А пока, работая с такими головоломками, вы будете оставлять невынутыми 2 элемента.

Как оценить

Приступая к оценке этого навыка, возьмите новую для малыша головоломку. Методика оценки здесь не отличается от методики, описанной в параграфе ТМ.З.74, только теперь вы будете работать с 6-элементной головоломкой. В выбранной вами головоломке должны иметься вполне определенные намеки на то, куда какой элемент ставить (например, картинка может представлять собой фигуру человека или игрушечного зверя).

Как учить

Все наши предложения, изложенные в параграфе ТМ.З.74, остаются в силе, за исключением лишь того, что теперь в течение одного урока вы, вероятно, будете собирать меньше головоломок.

Ребенок должен осознать, что с одних элементов легче начинать работу, чем с других. Если окажется, что какой-то элемент он никак не может пристроить, побудите его взять другой элемент, а к тому, который вызывает затруднения, вернитесь позже.

Не забывайте, что при вторичной оценке нужно предложить малышу головоломку, которой он еще не видел.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Смотрите параграф ТМ.З.74.

Закрепление и развитие навыка

Следующий параграф (ТМ.З.101) является непосредственным продолжением настоящего. Если вам не хочется сразу переходить к нему, задержитесь на этом уровне и побольше попрактикуйтесь.

Некоторые 6-элементные головоломки довольно трудны. К их решению, возможно, придется приступить попозже. Ориентируйтесь на свое восприятие сложности каждой из головоломок.

 

ТМ.З.101. Собирает впервые увиденную головоломку-картинку из восьми элементов.

Умение, которому посвящен этот параграф, является развитием предыдущего. Оцениваться и отрабатываться оно может аналогичным образом. Помните, что оценивая это умение, нужно предлагать малышу незнакомую головоломку.

Когда ребенок научится справляться с такими головоломками, можно переключить свое внимание на скорость их решения. Заметьте время, за которое малыш собирает головоломку. Затем установите таймер (если он у вас есть) на более короткий промежуток времени. Побудите ребенка закончить головоломку до сигнала. Стремиться нужно к тому, чтобы малыш собирал знакомую головоломку за 3 минуты.

 

ТМ.З.102. Собирает головоломку-картинку из четырех абстрактных элементов.

В головоломках такого типа картинка, как и в рассмотренных выше параграфах (см. параграф ТМ.З.74), разрезается на небольшие элементы, которые укладываются на дощечку или картонку типа подносика.

Несмотря на это подобие, в тех головоломках, о которых теперь пойдет речь, меньше логических подсказок - сами элементы уже не представляют собой законченные части картинки. Если вы любите поломать над ними голову, вы должны знать, что самый эффективных метод - это метод проб и ошибок.

Найти 4-элементные головоломки такого типа очень трудно. Однако можно выйти из положения, взяв головоломку с большим числом элементов и уложив за ребенка несколько первых кусочков. Лучше всего остановить свой выбор на головоломках с крупными деревянными элементами. Они предпочтительнее картонных.

Может быть, среди ваших знакомых найдется умелец, который сможет сделать для вас несколько таких головоломок.

Как оценить

Материалы: Головоломка с крупными элементами.

Способ: Покажите малышу собранную головоломку, затем разберите ее на части. После этого начните собирать ее сами или помогите ребенку сделать это, пока не доведете работу до такого состояния, когда для завершения картинки останется уложить только 4 элемента (например, в правом верхнем углу). Попросите малыша закончить головоломку.

Результат положительный, если ребенок сможет правильно уложить все 4 элемента без какой бы то ни было помощи.

Как учить

Есть смысл сначала поговорить с ребенком о лежащей перед ним картинке (собранной головоломке). Спросите, например: "Что у нее наверху?".

Учите малыша первым делом находить угловые, а затем - краевые элементы.

Устанавливайте все элементы по очереди, обсуждая их форму и место на картинке, или решайте, что нужно для завершения картинки ("Нам нужна труба и кусок крыши"). Давайте малышу возможность найти подходящий элемент.

Данная задача требует большой практики, причем упражняться нужно с головоломками разной степени сложности.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Для разнообразия неплохо поработать с гигантскими головоломками на полу.

Помогите ребенку самому сделать головоломку. Пусть он наклеит на лист картона большую картинку и разрежет ее ножницами на части. Можно развлечься, сделав головоломку из фотографий знакомых.

Кусок старых обоев тоже подойдет для изготовления интересной головоломки.

Закрепление и развитие навыка

Постепенно следует увеличивать число элементов, которые малыш должен составить вместе. Кроме того, можно сами элементы сделать мельче.

 

ТМ.З.103 Подражая взрослому, строит мост.

Это упражнение, так же, как и упражнение, описанное в параграфе ТМ.З.75, требует умения подражать действиям взрослого, строящего сооружения из кубиков. Здесь задача заключается в том, чтобы построить такой же "мост", как у педагога.

Помимо указанных качеств, это упражнение требует умения ставить предмет в положение равновесия и даже умения думать немного вперед.

Как оценить

Материалы: Шесть кубиков или других блоков, шириной примерно 3 см.

Способ: Скажите: "Я буду строить мост. Смотри, я ставлю один кубик здесь, второй - здесь и один сверху". Второй кубик поставьте на расстоянии примерно 2 см от первого, а третий - сверху так, чтобы он опирался на два первых. Привлеките внимание ребенка к зазору между стоящими на столе кубиками. Можно между ними просунуть палец или карандаш. Скажите: "Смотри, мой поезд проезжает под мостом".

Не разбирая свой мост, предложите малышу взять остальные кубики и скажите: "Теперь ты построй мост!". Дайте ему три попытки.

Результат положительный, если ребенок в двух случаях из трех сможет построить такой мост, как у вас.

Как учить

Это умение, как и умение, описанное в параграфе ТМ.З.75, можно осваивать по этапам. Подход к обучению тоже похож.

1. Для завершения строительства моста кладет третий кубик.

2. Для завершения строительства моста добавляет к первому кубику еще два при условии, что ему помогают словесно и физически. На этом и следующем этапах делайте упор на необходимости зазора между первым и вторым кубиками. Некоторым детям удобно для этого прокладывать между кубиками палец.

3. Строит мост, руководимый словесными указаниями.

4. Строит мост, подражая взрослому, то есть, выполняет задание данного параграфа.

Вам нужно стремиться к тому, чтобы малыш внимательно наблюдал за вами и копировал ваши действия. Поэтому учить его следует, главным образом, методом демонстрации. Как словесно, так и физически помогайте не больше, чем это необходимо.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Побуждайте малыша строить мостики, когда он сидит среди своих кубинок и машинок. Мосты могут строиться из больших блоков разных форм. Можно также сделать один большой мост из картона и перекинуть его через оставленный вами зазор.

Закрепление и развитие навыка

Когда малыш овладеет этим навыком, он вполне может начать строить из кубиков более сложные сооружения. Когда он играет рядом с вами, подавайте ему новые идеи и восхищайтесь

его выдумками.

 

ТМ.З.104. Выстраивает пять кубиков в ряд "по росту".

Задача этого параграфа - научиться выстраивать "по росту" 5 блоков или цилиндриков.

Как оценить

Материалы: Пять блоков или цилиндров, заметно отличающихся друг от друга по размеру.

Способ: Поставьте блоки на стол в случайном порядке. Попросите ребенка поставить их так, чтобы они становились больше, больше и больше. Если нужно, покажите, как это делается, но не объясняйте. Затем снова расположите их в случайном порядке.

Результат положительный, если ребенок установит блоки "по росту".

Как учить

Во время занятий удобно держать поблизости куколку, которая в нужный момент захочет "подняться по ступенькам". Когда малыш выстроит свои кубики, проверьте, сможет ли куколка шагать выше, выше и еще выше.

Если ребенок ошибется, то прежде, чем прийти ему на помощь, дайте ему возможность найти ошибку.

С самого начала следует пользоваться определенными словесными указаниями. В принципе, можно учить малыша выстраивать блоки как в от меньшего к большему, так и от большего к меньшему. На первых порах, однако, нужно придерживаться одной и той же стратегии, ведь наша цель - научить ребенка подходить к решению данной задачи вполне определенным образом.

Игровое время и участие в повседневных занятиях

Сделайте из картона несколько цилиндров. Пусть это будет семья. Самый высокий цилиндр будет папой, поменьше - мамой и т.д., как в вашей собственной семье. Если нужно, можно утрировать разницу в их росте. Если ваша семья не достаточно велика, добавьте к ее членам, домашних любимцев или нескольких друзей. Пусть на каждом цилиндре будет нарисовано лицо с характерными для того или иного человека чертами. Спросите: "Кто больше всех в нашей семье?" (или "Кто самый маленький?") и помогите малышу выстроить всех по росту.

В эту игру можно также играть с куклами или мягкими игрушками. Кроме того, не забудьте, что разных размеров бывают и книжки, и пустые флакончики из-под шампуня, и отрезки садового шланга, и ломтики хлеба.

В магазинах встречается довольно много игрушек, включающих в себя несколько различающихся по размеру предметов. Игрушки подобного типа упоминались в параграфе ТМ.З.65 (Вставляет друг в друга четыре стаканчика).

Закрепление и развитие навыка

После того, как ваш ребенок научится выстраивать "по росту" 5 предметов, можно добавить шестой, затем седьмой и...

 

ТМ.З.105. Приводит в действие механическую игрушку без предварительной демонстрации необходимых для этого действий

Этот параграф, по существу, является продолжением параграфа ТМ.З.76 (Ищет механизм, приводящий в действие игрушку).

Процедура оценки точно такая же, как и в упомянутом параграфе, только теперь результат будет считаться положительным, если ребенок сможет найти механизм, приводящий в действие игрушку, и завести ее.

Учить этому малыша нужно так, как указано в параграфе ТМ.З.76.

 

Закрепление и развитие навыков данной группы

Дети 4-5-летнего уровня развития обычно начинают решать практические задачки, подобные следующим:

* Показывает (или называет) пропущенную при сборке часть картинки;

* Говорит, какого предмета не хватает, если убран один предмет из пяти;

* За 3 минуты собирает 10-элементную головоломку;

* Раскладывает картинки в порядке развития сюжета сказки;

Кроме перечисленных задач, можно придумать много других - таких, которые смогли бы послужить развитию каждого из рассмотренных в данном разделе навыков. К этому моменту ваш малыш уже освоил разные принципы решения практических задач. Самый важный из них - не бросать работу, если с первого раза ничего не получается, а пробовать вновь и вновь. Развивать приобретенные навыки можно и с помощью постепенного введения новых, более сложных материалов. Однако при этом очень важно предоставлять ребенку возможность побольше заниматься знакомыми задачками и головоломками, чтобы он мог испытать благотворное чувство удовлетворения от быстрого и правильного их решения.

 

Глава 9

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.