КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТМ.К. Подбор, сортировка и отбор. Подготовка к школе. 1 страница
В этом разделе мы представляем упражнения, с помощью которых ребенок будет учиться классифицировать предметы и картинки в соответствии с их цветом, формой и величиной. Здесь есть также один параграф, в котором дается первое представление о числе, а в самом конце раздела - игры по типу лото, где подбирать нужно буквы и слова. Эти упражнения тесно связаны с задачами, которые решаются на протяжении первых школьных лет. Однако они важны также и как занятия в часы досуга, и как средство общения с окружающими. К умениям данной группы лучше всего приступить после того, как будут пройдены 3 первых параграфа предыдущего раздела (ТМ.И. Подбор и сортировка. Работа с предметами и картинками). Тогда остальные параграфы предыдущего и весь данный раздел можно будет прорабатывать параллельно. Многие из рассматриваемых здесь умений отрабатываются с помощью игры "Подбери к образцу". Мы не будем описывать ее каждый раз, а отошлем вас сразу к первым замечаниям главы 3 книги 2. Материалы для занятий мы будем описывать по мере возникновения потребности в них, и вы убедитесь, что упражнения данного раздела требуют самых простых вещей. Ниже перечисляются все умения данной группы. От 2 до 3 лет 81. По знаку взрослого дает ему один предмет. 82. Подбирает к образцу фигуру, определенной формы (на выбор даются 3 варианта). 83. Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта). 84. Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз на выбор даются 2 варианта). От 3 до 4 лет 108. Из трех разных форм по просьбе взрослого выбирает одну. 109. Подбирает к образцу предметы определенного цвета (на выбор даются 4 варианта). 110. Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков. 111. Сортирует предметы по величине (2 варианта). 112. Сортирует предметы по форме (3 варианта). 113. Сортирует предметы по категориям (2 варианта). 114. Объединяет предметы в пары по функциональному признаку. 115. По просьбе взрослого из четырех цветов выбирает один. 116. Сортирует предметы по цвету (4 варианта). 117. Подбирает карточки 6-элементного буквенного лото к буквам на большой карте. 118. Подбирает карточки 4-элементного лото со словами к словам на большой карте. Есть два общих замечания, которые нам хотелось бы сделать в начале этой главы. Научиться выбирать предметы или картинки по образцу детям всегда удается раньше, чем находить их без образца, просто по чьей-то просьбе. Труднее в этом раскладе определить положение сортировки. Сортировка предъявляет ребенку нескольких разных требований: во-первых, он должен иметь представление о цвете, форме, величине, и, во-вторых, уметь работать самостоятельно, то есть, уметь упорно трудиться, стремясь выполнить задание без непрерывного руководства с вашей стороны. Некоторые дети способны научиться сортировать предметы раньше, чем научиться выбирать указанный взрослым предмет без образца, в то время, как другим детям последнее дается легче. В данном разделе представлены оба эти умения, и вам следует предварительно протестировать малыша по обоим пунктами. На основе результатов этого тестирования вы сможете решить, не следует ли вам поменять местами соответствующие параграфы так, чтобы вашему ребенку было удобнее. Следующее замечание связано с еще одним отличием одних детей от других. Чаще всего детям бывает легче научиться различать предметы по форме, чем по цвету, однако это не всегда так. Точно так же некоторым детям проще рассортировать предметы по категориям (или функциональному назначению), чем по другим признакам. Поэтому мы еще раз хотим посоветовать вам протестировать малыша по многим пунктам данного раздела прежде, чем приступать к занятиям и, если нужно, поменять последовательность упражнений так, чтобы вы могли опереться на сильные стороны ребенка, а ему облегчить работу.
ТМ.К.81. По знаку взрослого дает ему один предмет. Это упражнение отличается от всех остальных упражнений, представленных в данном разделе, поскольку оно не имеет отношения ни к подбору, ни к сортировке. Его можно было бы с равным успехом поместить в книгу "Восприятие речи", однако мы решили ввести его сюда потому, что это упражнение связано с понятием числа, а оно определенным образом должно формироваться перед школой. Малышу полезно приобрести навык давать или брать только один предмет. Это могут подтвердить все родители, чьи дети норовят набрать полную горсть всего, чего бы им ни предложили. Как оценить Материалы: Два блюда, в каждом из которых лежат одинаковые предметы. Например, в одном блюде - голубые прищепки, а в другом - красные кубики. Поставьте первое блюдо перед ребенком и протяните к нему руку. Скажите: "Дай мне одну...!". Если он даст вам одну..., сделайте небольшую паузу, чтобы проверить, не попытается ли малыш положить в вашу руку еще... прежде, чем вы ее уберете. Повторите ту же процедуру со вторам блюдом. Результат положительный, если ребенок в обоих случаях даст вам один предмет и не сделает попытки дать больше. Как учить Научить этому не так-то просто, потому что, если малыш ошибется, ему на первых порах, трудно будет понять, в чем же его ошибка. Кроме того, вы ведь совсем недавно так радовались, если ребенок вообще что-нибудь вам давал! Старайтесь, по возможности, заниматься в естественных ситуациях. Например, вместо того, чтобы сразу дать малышу одну изюминку, предложите ему тарелочку с изюмом, после чего словесно и физически помогите взять только одну штучку. То же самое относится и к печенью, вафлям и т.п. На "уроках" можно использовать тот сценарий, который описан в рубрике "Как оценить". После того, как ребенок даст вам один предмет, помогите ему остановиться. Скажите: "Посмотри, у меня уже есть один. Больше не надо!". Можно сделать знак рукой (Стоп!). Время от времени меняйтесь ролями. Пусть иногда давать предмет должны будите вы. Скажите: "Я дам тебе один... Еще? Нет, только один!". Постепенно отказывайтесь как от физической, так и от словесной помощи. Занимайтесь до тех пор, пока малыш не научится выполнять ваши указания без подсказок. Игровое время и участие в повседневных занятиях Как мы заметили выше, формировать это умение лучше всего в естественных ситуациях. Малыш может давать вам не только печенье и прочие сласти, но и несъедобные вещи: один кубик, одну бельевую прищепку, одну ложку (когда вы вместе накрываете на стол). Закрепление и развитие навыка Тот навык, о котором мы говорим, столь часто используется в повседневной жизни, что вы без труда найдете возможность попрактиковаться. Здесь уместно сделать несколько общих замечаний относительно того, как организовать самые первые занятия. Кроме данного параграфа, вы больше нигде в нашей программе не встретитесь с упражнениями, непосредственно связанными с числами. Им посвящены занятия другой программы, которая рассчитана на детей 4-5-летнего уровня развития. Однако, если у вас уже сейчас есть желание познакомить ребенка с числами, а у него есть необходимые разговорные навыки, то почему бы вам не начать этим заниматься? В конце концов, считать с малышом разные предметы и читать стишки, в которых фигурируют числа, вполне естественно. Маленькие дети сначала считают чисто механически; они просто произносят слова, подражая родителям. При этом, в действительности, они не понимают, что они, собственно, делают. Они знают, что числа называют применительно к тому, чего больше, чем один. Способность соотносить число с каждым считаемым предметом приходит гораздо позже. Необходимо помнить следующее. Механический счет является основой всей последующей работы с числами, поэтому умение правильно считать механически, то есть, называть числа в том порядке, в каком они следуют друг за другом, принципиально важно. Если вы даете ребенку три вещи, и он считает 1,2,3,4,5, не волнуйтесь - со временем он поймет, для чего вообще нужно считать. Однако если он назовет числа не в правильном порядке, или какое-нибудь число пропустит, вот тут придется поработать, не пожалев времени. Поправить малыша нужно сразу. Если он, разговаривая сам с собой, вновь и вновь повторяет:!,2,3,5,6, то в его памяти запечатлеется именно эта комбинация, и переучить его будет очень трудно. Для того, чтобы такая проблема не возникла, вам просто следует сделать так, чтобы правильный счет ребенок слышал чаще, чем неправильный, причем слышать его он должен как от себя, так и от других. Если, например, он считает: "1,2,3,5,6", вмешайтесь и, не выговаривая ему за ошибку, скажите: "1,2,3,4,5,6". А потом повторите это еще раз! Если вам захочется побольше узнать о том подходе, которым пользуемся мы в Центре Маккуэри для обучения детей счету, обратитесь к перечню литературы, приведенному в главе 5 книги 1, и закажите эти материалы.
ТМ.К.82. Подбирает к образцу фигуру определенной формы (на выбор даются 3 варианта). Распознавать формы, так же, как цвета и многие другие отличительные особенности предметов, дети учатся так: сначала они подбирают их к образцу (примеривают), и только потом начинают находить то, что нужно без образца. Со временем большинство детей могут научиться называть формы предметов, однако, если ребенок способен выбрать предмет указанной формы без образца, уже ясно, что он эти названия знает. Данный параграф посвящен первому этапу процесса обучения ребенка восприятию формы - подбору к образцу. Если у вас есть доска с прорезями (или доска форм, см. параграфы ТМ.З. 67, 68, 69), то, вероятно, ваш малыш уже знаком с подбором форм к образцу. Материалы для занятий легко сделать самим. Возьмите жесткий картон и вырежьте в нем по три отверстия каждой из следующих форм: круг, квадрат и треугольник. Фигуры, которые нужно подбирать, должны быть достаточно крупными. Мы в своих занятиях использовали фигуры из винила и бумаги для обоев. Умельцы могут изготовить и деревянные фигурки. Существуют, кроме того, готовые наборы. Они могут быть полезны во многих отношениях (помимо прочего. в них бывают фигурки разных размеров), однако цена таких игрушек делает их предметом роскоши. Как оценить Материалы: Три треугольника, три квадрата и три круга. Они непременно должны быть либо одного цвета, либо все разноцветные. Ни в коем случае не делайте все квадратики, скажем, синими, все кружочки - желтыми, а все треугольники - красными. В этом случае вы не сможете с уверенностью сказать, по какому признаку малыш подбирает фигурки - по форме или по цвету. Три пустые мисочки. Способ: Поставьте три мисочки перед ребенком, В каждую из них опустите по одной фигурке. Возьмите в руку, скажем, круг и скажите: "Я кладу кружочек к кружочкам. И ты сделай так!". Затем дайте малышу другую фигуру и скажите: "Положи... к...!". Повторите эту процедуру со всеми остальными фигурками. Результат положительный, если ребенок все фигурки положит правильно. Как учить Методику обучения можно позаимствовать из параграфа ТМ.И.60 "Подбирает предметы к образцу (на выбор даются два варианта"). Кроме того, вам следует обратиться к игре "Подбери к образцу". Если ваш малыш испытывает затруднения, когда ему предлагают три формы, возьмите для начала только две. Это будет промежуточной ступенькой, осилив которую, можно будет перейти к трем формам. Игровое время и участие в повседневных занятиях Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы обсудить с ребенком форму того или иного предмета, находящегося в поле зрения. Побуждайте его внимательно смотреть и обводить пальчиком различные фигуры. Достаньте опять ваши коробки с вырезанными в крышке отверстиями, и головоломки. Попробуйте придать бутербродам и печенью разные формы и предложите малышу тоже сделать из теста такие фигуры с помощью высечек. Можно вырезать из бумаги разные фигурки, такие же нарисовать на другом листе и помочь ребенку наклеить вырезанные фигурки на соответствующие рисунки или поместить их рядом. Закрепление и развитие навыка Непосредственному развитию этого навыка посвящен параграф ТМ.К.108. В нем речь идет об умении выбирать нужную форму по просьбе взрослого без образца. Готовиться к этому можно исподволь, одновременно с освоением других умений данной группы. Промежуточные ступеньки вы найдете в игре "Подбор к образцу". Можно выбрать и иную линию поведения - отложить ненадолго планомерные занятия, а упражняться лишь тогда, когда представляется случай.
ТМ.К.83. Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 2 варианта). Мы говорили о том, что подбор является первым шагом в распознавании форм. То же самое относится и к цветам. В этом, первом, испытании, которому вы подвергните малыша, для того, чтобы результат считался положительным, ему достаточно будет правильно разобраться лишь с одной, причем любой, парой цветов. Возьмите любую пару: синий и желтый, черный и красный и т.д. В Центре Маккуэри на первых занятиях обычно работают над четырьмя основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым, причем в качестве первой пары берут синий и желтый. Для оценки данного умения вам следует воспользоваться методикой, описанной в следующем параграфе (ТМ.К.84). Результат можно будет считать положительным, если ребенок не менее четырех раз из шести сумеет подобрать к образцу каждый из двух цветов, представляемых одновременно. Заниматься нужно так, как указано в параграфе ТМ.К.84.
ТМ.К.84. Подбирает к образцу предметы 4 разных цветов (каждый раз на выбор даются 2 варианта). Наша следующая задача - научить малыша подбирать к образцу 4 разных цвета, если они будут появляться перед ним по два, причем каждый цвет будет представлен не менее двух раз в разных сочетаниях. Поясним это на примере. Ребенок должен подобрать красный цвет к красному и в том случае, когда он появляется в одновременно с синим, и в том случае, когда он появляется одновременно с желтым. Это же относится к остальным трем цветам выбранной вами четверки. Следует иметь в виду, что определенный процент мальчиков не в состоянии отличить красный от зеленого, поэтому, может быть, вам придется эту комбинацию исключить из занятий. В Центре Маккуэри на этом этапе обычно работают со следующими парами: синий и желтый, красный и желтый, красный и синий, зеленый и синий, зеленый и желтый, зеленый и красный. Как оценить Материалы: Пары предметов выбранных вами цветов. Удобно иметь небольшие тарелочки таких же цветов, в которые малыш будет складывать подбираемые предметы. Яркие пластмассовые тарелочки или мисочки можно найти в магазинах. Предметы подойдут любые: и прищепки для белья, и элементы "лего", и пластмассовые машинки. Можно самим вырезать фигурки из цветного картона или войлока. На данном этапе оба предмета каждой пары должны быть совершенно одинаковыми по цвету. Особенно это относится к синему и зеленому, у которых может быть много оттенков. Способ: Начните с любой пары цветов. По одному предмету из каждой пары положите на стол. Затем один из оставшихся предметов дайте ребенку и скажите: "Положи... к...!". Дайте малышу 6 попыток - по три на каждый цвет. Затем предложите ему другую комбинацию цветов и так до тех пор, пока каждый из четырех цветов не будет испытан, по меньшей мере, дважды. Это длинная процедура, поэтому, если ребенок вдруг потеряет интерес, оценку можно продолжить в другой раз. Результат положительный, если ребенок сумеет правильно подобрать каждый из четырех цветов появляющихся в двух разных комбинациях, по меньшей мере, в двух случаях из трех. Например, за желтый цвет положительная оценка ставится в том случае, если малыш кладет его к желтому и тогда, когда он появляется одновременно с синим, и тогда, когда он появляется с красным. Как учить Это умение осваивается таким же образом, как и умение подбирать к образцу предметы, когда на выбор даются два варианта (ТМ.И.60), за исключением лишь того, что теперь ребенок учится подбирать к образцу цвета. Мы советуем вам следовать тому перечню комбинаций цветов, который мы привели выше. Отрабатывайте комбинации по очереди. Тогда каждая из них будет для вас текущей задачей. Для поддержания интереса малыша почаще меняйте материалы. При желании можно разнообразить занятия и по-другому. Освоив одну-две комбинации, переключитесь на какой-нибудь навык из другой группы, а к подбору цветов вернитесь немного позже. Если вы выберете второй вариант, не забудьте, что практиковаться ребенку нужно много (может быть, в игре), иначе он забудет то, чему научился. Игровое время и участие в повседневных занятиях Помимо специальных занятий, можно найти немало возможностей для закрепления обсуждаемого умения. Предположим, вы работаете над комбинацией синий - желтый. В этом случае можно, например, сложить в одну корзину все синие игрушки вашего ребенка, а в другую - все желтые, и когда он будет играть ими, помочь ему положить синие к синим, и желтые к желтым. Можно собрать кубики для строительства двух башен - синей и желтой. Попробуйте, натянув веревку, попросить малыша закрепить с одной ее стороны синие прищепки, а с другой - желтые. Можно предложить ему наклеить синие и желтые фигурки, соответственно, на синий и на желтый листы бумаги. Когда вы вместе рассматриваете книжки, остановитесь на какой-нибудь картинке и найдите на ней все синее, а потом все желтое. Если на ребенке желтые шорты, пусть поищет среди своих вещей желтую футболку, которая бы к ним подошла. В саду поищите желтые цветы, в бельевой корзине - синие носочки. У вас, конечно, появится много своих идей. Закрепление и развитие навыка В параграфе ТМ.К.109 рассказывается об умении выбирать один цвет из четырех без образца. Вы могли бы уже сейчас начать готовиться к этой задаче. Можно поступить и по-другому: поддерживая умение малыша на достигнутом уровне с помощью упражнений, приступить к серьезной работе над другими умениями.
ТМ.К.108. Из трех фигур разной формы по просьбе взрослого выбирает одну. Этот параграф посвящен непосредственному развитию умения подбирать к образцу предмет определенной формы (ТМ.К.82). Для формирования этого навыка используется игра "Подбери к образцу". Обратитесь к приведенным в параграфе ТМ.К.82 замечаниям, которые касаются материалов. Как оценить Материалы: Круг, квадрат и треугольник. Все фигуры должны быть одного цвета. Способ: Положите на стол все фигуры. Скажите: "Укажи на...!" или "Дай мне...!". Дайте ребенку по две попытки на каждую форму. Время от времени меняйте взаимное расположение фигур. Результат положительный, если в четырех случаях из шести малыш выберет ту форму, которую вы назвали. Как учить Прежде, чем приступить к занятиям, решите, следует ли вам сразу включить все три фигуры или сначала взять только две, а третью добавить немного позже. Ориентируйтесь на результаты предварительного тестирования и на степень легкости, с которой ваш малыш осваивал умение подбирать формы по образцу. Процесс обучения следует разбивать на ступеньки, подобные ступенькам в игре "Подбери к образцу", и каждую из них рассматривать как текущую задачу. Какие-то ступеньки вы перепрыгните, а какие-то могут оказаться слишком высокими, и тогда вам придется построить дополнительные. Ориентируйтесь на успехи вашего ребенка, а если у вас возникнут сомнения, протестируйте малыша еще раз. Меняйте материалы от урока к уроку, не забывая, что предлагаемые ребенку фигурки должны быть одного цвета. Если круг, квадрат и треугольник, лежащие перед малышом будут разных цветов, то у него может сложиться представление, что "треугольник" - значит "желтый"! Продолжайте заниматься до тех пор, пока малыш не научится находить каждую из трех называемых вами фигур в условиях, подобных тем, при которых вы оцениваете это умение. Игровое время и участие в повседневных занятиях Здесь мы еще раз отсылаем вас к параграфу ТМ.К.82, где описываются самые разные занятия. Однако теперь, по мере возможности, старайтесь, чтобы малыш выбрал ту или иную форму скорее без образца. Когда вы увидите, что ребенок уже близок к овладению этим умением, попробуйте предложить ему веселую игру, в которой форму предмета нужно будет определять на ощупь. Для этого ваши предметы придется положить в сумку. Непременно примите участие в этой игре сами и, играя, описывайте свои ощущения: "Я чувствую, что у этой фигуры 3 острых конца" или "Я нашла что-то круглое". Закрепление и развитие навыка Если ваш малыш уже немного говорит, вы можете предложить ему называть эти формы. Пусть сначала он будет называть их, подражая вам, а потом он научится отвечать на ваши вопросы. Можно включить в работу и другие фигуры: прямоугольники, звездочки, ромбы и т.д. Треугольники тоже бывают разными. Теперь это может узнать и малыш.
ТМ.К.109. Подбирает к образцу предмет определенного цвета (на выбор даются 4 варианта). Теперь малыш будет учиться подбирать цвет к образцу, выделяя его из большего числа цветов, представленных одновременно. Как оценить Материалы: Смотрите параграф ТМ.К.84. Способ: Положите на стол по одному предмету каждого цвета (если хотите, можете использовать тарелочки). Дайте ребенку один предмет и скажите: "Положи... к...!". Когда он выполнит задание, уберите снова этот предмет. На каждый цвет дайте по три попытки. Результат положительный, если ребенок 2 раза из 3 правильно подберет каждый цвет к образцу. Как учить Вы можете сделать промежуточную ступеньку, предложив ребенку сначала не 4 предмета, а 3. За основу возьмите процедуру, впервые описанную в параграфе ТМ.И.60, и также намеченную в описании игры "Подбери к образцу". Для того, чтобы уроки были интереснее, меняйте материалы. Игровое время и участие в повседневных занятиях Когда вы будете работать над другими умениями данной группы, тоже связанными с различением цветов, вы можете после выполнения малышом основного задания, расширять диапазон цветов, в частности, включать в него черный, коричневый, фиолетовый, оранжевый, розовый и белый. Для разнообразия подойдут и готовые лото, в которых требуется подбирать карточки разных цветов.
ТМ.К.110. Глядя на образец, составляет цветовые комбинации из 4 кубиков. Это упражнение, с одной стороны, позволяет ребенку попрактиковаться в подборе цветов, а, с другой стороны, формирует у него навык копирования узора, который часто бывает необходим и во время дошкольных, и во время школьных занятий.
Как оценить Материалы: Восемь кубиков или строительных блоков двух разных цветов (например, 4 синих и 4 желтых). Способ: Возьмите два кубика двух разных цветов и скажите: "Я сейчас выложу узор. Смотри!". Выстройте кубики в ряд, вплотную друг к другу - так, чтобы получился узор, например, синий, желтый, желтый, синий. Остальные четыре блока дайте малышу и скажите: "Сделай такой же!". Свой ряд ребенок может выстроить либо в стороне от вашего, либо рядом с вашим - как бы, пристроив один к другому. Самое важное здесь, чтобы он повторил ваш узор. Дайте малышу три попытки, во время которых свои блоки вы будете каждый раз выстраивать по-разному. Не помогайте ему: не называйте цвета и не подсказывайте, что за чем идет. Результат положительный, если, по меньшей мере, два раза из трех ребенок сможет воспроизвести ваш узор. Как учить Сначала можно на каждом этапе работы помогать ребенку как словесно, так и физически. Когда вы выстраиваете свои блоки, называйте их цвета: "Посмотри, я ставлю синий, потом желтый, потом синий, и потом желтый". Побуждайте ребенка выстраивать кубики слева направо (с его точки зрения). Спросите его, например, "Какой кубик должен стоять первым? Какой будет следующим?". Ему не обязательно называть цвета, но каждый свой кубик он должен ставить, ориентируясь на ваш узор. Чаще всего детям бывает проще научиться делать это, если они пододвигают свои кубики вплотную к кубикам взрослого. Если малыш ошибется, побудите его найти ошибку самостоятельно. Скажите: "Посмотри, разве наши дорожки одинаковые?". Пусть он сам уберет неправильно поставленный кубик и заменит его другим. Когда ребенок хорошо поймет, в чем его задача, вы сможете ослабить вашу помощь, и в дальнейшем помогать все меньше и меньше, пока он не научится справляться с этой задачей самостоятельно. Иногда можно меняться ролями. Пусть малыш сам выложит какой-нибудь узор, а затем понаблюдает, как вы выкладываете такой же. Закрепление и развитие навыка Вы сможете усложнить задачу малыша, сделав свою дорожку длиннее, или включив в узор больше цветов. Можно сделать узор из нанизанных на нить разноцветных бусин, для чего вам нужно будет взять две нити - одну для себя, другую для ребенка. Еще сложнее воспроизвести узор из повторяющихся комбинаций цветов (например, красный, зеленый, синий, красный, зеленый, синий). Попробуйте начать такой ряд, а продолжить его попросите ребенка.
ТМ.К.111. Сортирует предметы по величине (2 варианта). Это первое упражнение на сортировку. Здесь мы просим ребенка разделить предложенные ему предметы всего на две группы - "большие" и "маленькие". Материалами в данном случае могут быть любые предметы, лишь бы нашлись одинаковые по форме, но разные по величине Это могут быть ложки, пробки, кружочки, куклы и т.п. Как оценить Материалы: Восемь предметов, одинаковых по форме, но разных по величине (два варианты - большие и маленькие). Две тарелочки. Способ: Поставьте тарелочки на стол, и с одной стороны от них положите кучкой ваши предметы. Скажите: "Посмотри, здесь есть большие и маленькие. Сейчас я сложу вместе все большие, и вместе все маленькие". Проделайте эту процедуру, затем скажите: "А теперь ты сложи вместе все большие и вместе все маленькие!". После этого немного отойдите от стола и больше не помогайте ничем. Если нужно можно подбодрить малыша улыбкой или словом. Результат положительный, если все 8 предметов ребенок рассортирует правильно. Как учить Важно, чтобы малыш знал, что вы вернетесь к нему, когда он закончит работу, и похвалите его за труды. Когда вы только начинаете заниматься, вам следует самим разложить первые несколько предметов, а затем сказать малышу: "Закончи это, пока я сделаю то-то и то-то". Вернитесь в назначенное время, и если малыш уже закончил работу, похвалите его. Если же он еще не закончил свою работу, попробуйте повторить ваши указания, только теперь уточните задание: "Положи большие к большим, а маленькие к маленьким!". Снова оставьте его одного. Если и в этот раз ребенок не закончит работу, доделайте ее вместе, а затем начните все сначала - рассортируйте несколько предметов вместе с ним, затем уйдите, чтобы остальные предметы он рассортировал сам. Постепенно старайтесь оставлять ребенку все больше и больше предметов для самостоятельной работы, а подсказывать старайтесь уже не так конкретно, например: "Пораскладывай еще немножко!" или "Ты уже закончил?". Попросите малыша, чтобы он звал вас, когда заканчивает работу, а если он еще не говорит, пусть поднимает руку. Занимайтесь до тех пор, пока ребенку не будет достаточно вашей ободряющей улыбки или слова для того, чтобы рассортировать правильно все предметы, которые вы ему дали, и позвать вас посмотреть, что у него получилось. Игровое время и участие в повседневных занятиях Просмотрите наши замечания, изложенные в начале параграфа ТМ.И.107 (Раскладывает карточки по соответствующим картинкам). Для поддержания интереса меняйте материалы. Закрепление и развитие навыка Как можно усложнить задачу? Во-первых, можно предложить малышу предметы, более близкие по величине, во-вторых, к "большому" и "маленькому" добавить еще одну категорию - "средний", и, в третьих, попросить ребенка раскладывать предметы не по тарелочкам, а по кучкам. В последнем случае трудность будут состоять в отсутствии подсказки, на сколько кучек нужно разложить предметы.
ТМ.К.112. Сортирует предметы по форме (3 варианта). В этом параграфе мы рассмотрим еще одно упражнение на сортировку, но уже по другому признаку - по форме. Начните с геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. Здесь можно использовать материалы, подобные тем, с которые вы работали над умениями ТМ.К.82 и 108. Как оценить Материалы: Три тарелочки одного цвета (лучше всего, если они будут белыми или какого-нибудь другого нейтрального цвета). Три круга, три квадрата и три треугольника. Они могут быть разноцветными, однако, если все ваши круги будут, скажем, красными, все квадраты - синими, а все треугольники - желтыми, то вы не сможете определить, по какому признаку малыш их сортирует - по цвету или по форме. Способ: Поставьте тарелочки на стол, а фигурки положите кучкой с одной стороны от тарелочек. Скажите: "Посмотри, сейчас я все круги положу в эту тарелочку, все квадраты - в эту, а все треугольники - в эту" и покажите ребенку, как можно рассортировать эти фигурки. Затем выложите все фигурки из тарелочек и попросите ребенка рассортировать их. Сами же отойдите в сторонку. Не помогайте малышу. Можно лишь изредка подбодрить его улыбкой или словом.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |