Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги – основной инструмент фискальной политики государства




Сущность, виды и функции налогов. Кривая Лаффера. Принципы налогообложения. Налоги в РФ. Внебюджетные государственные фонды РФ. Прогрессивные налоги в развитых странах, их социальное и экономическое значение.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юриди­ческих и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установ­ленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и фи­зических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обес­печения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий со­бой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интере­сах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, вклю­чая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются поня­тия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогооб­ложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестои­мость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта нало­гообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный на­лог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно мо­лод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на при­быль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным по­требителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную сто­имость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополни­тельно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, де­ликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых пла­тежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля дохо­дов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла при­близительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответствен­но, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Важнейшее направление финансовой политики государства – сбор налогов. Он выполняет две основные функции: 1)фискальную и 2) стимулирующую. В некоторых учебниках Вы можете встретить выделение не двух, а большего числа функций налоговой политики. Но отличие здесь непринципиально: просто речь идёт о крупности или мелкости деления на составные части одного и того же объекта деления. А вот выделение фискальной и стимулирующей функций имеет как раз принципиальное значение, поскольку позволяет вскрыть самое уязвимое место современной российской налоговой политики, а значит, и направление её оптимизации как путь решения важной современной проблемы экономической науки и практики, в том числе федерального топ-менеджмента.

Фискальная функция сбора налогов заключается в формировании денежных фондов, необходимых государству при осуществлении его экономической политики. А стимулирующая направлена на стимулирование той или иной формы хозяйственной деятельности.

Увеличение ставки налога ведёт к увеличению доходов бюджета. Но увеличивать налоговое бремя можно лишь до определённых пределов. Почему? Потому что потом начинает снижаться база налогообложения (например, известный с начала 1990-х годов почти поголовный уход российских предпринимателей от уплаты налогов в «тень» из-за совершенно запредельных налоговых ставок). Это явление называют эффектом Лаффера. Дело в том, что в соот­ветствии с теорией экономики предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс – 1970–1980-е гг.) снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер и установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок. Графически, так называемый, «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость проступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки: ставка налога равна нулю – поступлений в бюджет нет; ставка налога равна 100 % – поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях налоговых ставок налогоплательщики будут платить налоги, а государство – их получать. Оптимальным уровнем ставки налога считается точка, которой соответствует максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Дальнейшее увеличение налогового бремени, как мы уже отмечали, заставит многих предпринимателей уйти с рынка из-за банкротств или уклоняться от налогов, что сократит налоговые поступления в казну.

В оптимизации системы налогообложения важную роль сыграли следующие четыре принципа Адама Смита:

1) граждане должны содержать правительство соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством этого правительства;

2) должны быть чётко определены срок уплаты, способ платежа, сумма платежа;

3) каждый налог должен взиматься тогда и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего;

4) налог должен брать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит государственной казне. То есть нельзя держать такую армию сборщиков, которая сама поглотит больше, чем донесёт до казны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.