Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По какой реакции нельзя получить кислород?

Введение

Реферат

На тему: «Работа консультанта с жертвами семейного насилия»

По дисциплине: «Основы психологического консультирования»

 

Работу выполнил:

Студент гр. ЗУ-ВтН-440302 - 43(к) Бахарева Е.С

 

 

Работу проверил:

ст. преподаватель кафедры ПиСТ Г.М. Закирова

 

г. Воткинск, 2016 г

Содержание

Введение  
Глава 1. Консультирование детей – жертв насилия.  
Глава 2. Консультирование жертв семейного насилия.  
Заключение  
Список литературы  

 

 


Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Так, например, бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека; для экзистенциального направления, цель психологического консультирования направлена на поиск собственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

В психологии исследованием различных аспектов психологии поведения жертвы занимается виктимология – буквально «учение о жертве». Виктимология возникла в результате изучения жертв преступлений и изначально развивалась в рамках криминологии. Однако на данном этапе развития виктимологии существует два направления. Первое направление объектом своих исследований считает только жертву преступления; второе рассматривает понятие жертвы шире – это не только жертва преступления, но и любая другая жертва (несчастного случая, стихийного бедствия и т.п.).

Современная виктимология как специальная социологическая теория осуществляет комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (криминологии, политологии, теории государственного управления, психологии, социальной работы, конфликтологии). Таким образом, виктимология – одна из наук о человеке, которая изучает поведение, отклоняющееся от нормы безопасности.

 

Глава 1.Консультирование детей – жертв насилия.

Основные цели психологического консультирования (терапии) детей – жертв семейного насилия следующие:

- формирование позитивной Я-концепции;

- совершенствование умений, нвыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств;

- формирование способности к принятию себя;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

В процессе консультирования таких детей для психолога чрезвычайно важно установить контакт с ребенком, причем акцент следует делать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

Принципы работы психотерапевтов с детьми, пострадавшими от насилия, следующие:

- психолог искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним;

- психолог создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности, а также дозволенности, которые позволяют ребенку свободно исследовать и выражать собственное Я;

- психолог принимает ребенка безусловно и не требует от него никаких изменений;

- психолог понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует ему уважение;

- психолог верит в способность ребенка быть самостоятельным и нести ответственность за собственные действия и поступки;

- психолог уважает способность ребенка решать личные проблемы и позволяет ему делать это;

- психолог понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и свой темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить;

- психолог в процессе психологического консультирования устанавливает только те ограничения, которые помогают ребенку принять ответственность.

Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента; но при длительном насилии необходима длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в такой работе. Оптимальным вариантом в работе с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетается три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от следующих факторов:

- возраста ребенка;

- стадии консультирования, то есть, над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением;

- уровня когнитивного развития ребенка.

При работе с детьми, пережившими насилие, наиболее часто используются следующие психотерапевтические подходы: психоаналитическое консультирование, терапия реальностью, терапия центрированная на клиенте, гештальттерапия, рационально-эмотивная, когнитивно-бихевиоральная и бихевиоральная терапия, адлерианская терапия, психосинтез, различные направления игротерапии и арттерапии.

Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивны, инициируя разговор с ребенком. Консультант должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать, и, по возможности, не переносить время встреч, поскольку ребенок может это интерпретировать как отсутствие интереса или чувствовать беспокойство, раздражение. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем его ведут родители и учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.

Обычно ребенок не чувствует потребности встретиться с психологом. Даже получив травму, ребенок стремится переживать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы с психологом, с которым уже сформированы доверительные отношения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие физическое или эмоциональное. Все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:

- когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций.

- аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии, депрессия.

- поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.

Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются или говорят враждебно; не идут на контакт с психологом. Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрации при работе с такими детьми, особенно, если ребенок рассматривает психолога как часть системы (мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы ему помочь.

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на 4 группы: дети, готовые подробно рассказать о случившемся; дети, которые могут сделать лишь частичное признание – они либо приуменьшают, либо скрывают информацию о насилии; дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт насилия был открыт без их воли и участия; дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от раскрытия информации о перенесенном насилии можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику.

Место, выбранное для проведения беседы, должно обеспечивать комфорт. Например, атмосфера «казенного дома» неадекватна, однако и избыток игрушек – это тоже ошибка. Для создания оптимальных условий встречи, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.

При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации.

Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:

- в чем состоит проблема, которая не разрешена;

- что чувствует ребенок в отношении этой проблемы;

- чего ребенок ждет от специалиста.

Уточнение ожиданий ребенка. Психологу необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям клиента он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее, нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.

Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.

Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.

Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

Завершение сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходило во время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. Рекомендуется просить ребенка в начале каждой последующей сессии вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования, а психологу проверить собственную эффективность.

В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, сколько – что он при этом почувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если вместо задавания вопросов, применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.

Очевидно, что психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее: что происходило с ребенком в процессе консультирования; какая цель была поставлена, достигнута ли она; какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими); как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет; какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни. Помимо этого, консультант при прощании всегда говорит о том, что если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта: ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.

Глава 2. Консультирование жертв семейного насилия.

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:

Экстренная психологическая помощь при острой травме и посттравматическом стрессе;

Длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чем интеллектуальным. Для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций можно использовать следующие техники:

Техника «Письмо» - это достаточно эффективный терапевтический инструмент в работе с жертвами насилия, т.к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе откровеннее, чем говорить. Несмотря на то, что письменная терапия может быть успешной клиент должен иметь в возможность поговорить о пережитом. Так же, как и при индивидуальном консультировании, важное значение имеет детальное структурирование процедуры написания письма. Письмо пишут воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривают вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй…» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы клиент понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Задача клиента описать проблему настолько детально, насколько это возможно. В то же время он должен не забывать об анализе поведения. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.

 

Если техника применяется в группе, несколько ее членов по очереди пишут письма. Можно также ввести роль помощника (второе Я), который пишет постскриптум.

Техника «Телефонный разговор» - клиента просят позвонить по телефону для выражения проблемной ситуации. Выбирается участник группы на роль обидчика. Консультант просит описать место, где находится телефон, набрать номер, держать трубку в руке и начать разговор такими словами: «Алло, говорит К… Звоню тебе, чтобы…». Клиента побуждают говорит все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разговор не является повторением реальных разговоров в прошлом. Цель техники – облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

Техника «Пустой стул» - является одной из самых распространенных в гештальттерапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив клиента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или отдельную черту характера, значимую эмоцию: «Попробуйте представить, что на этом стуле сидит…». Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело, выразить свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.

Техника «Возврат во времени» - консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда насилие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где происходит инцидент? Какой сейчас час?» При этом разговор ведется в настоящем времени. Клиент поясняет свои действия: «Я делаю это потому, что…». Это психодраматическая техника, в которой используются все соответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Вместе с разогревом она длится около четырех часов.

Техника «Шаг в будущее» - консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники – опробовать новые способы взаимодействия, снижающие риск насилия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Эмоциональное поведение женщины, пострадавшей от внутрисемейного насилия, чаще всего включает горе, страдание, тревогу, враждебность и стыд. Душевная боль как реакция на насилие является процессом, а не мгновенным событием. Фрейд называл этот процесс адаптации к несчастью «работой скорби». Страдание становится патологическим, когда «работа скорби» не завершена или неудачна. В случае так называемого «ненормативного страдания» женщине требуется не только психологическая поддержка, но и коррекция эмоционального состояния. Для этой ситуации характерно блокирование проживания и выражения эмоций; отказ от деятельности; растягивание процесса «работы скорби» (застревание на одном из этапов эмоционального реагирования); чрезмерно острое чувство вины за происшедшее с потребностью наказать себя. Депрессия клиентки, хотя она является распространенной реакцией на дисфункциональные отношения в семье, требует особого внимания консультанта. Даже слабая депрессия может перерасти в выраженные суицидальные намерения. Женщины, пострадавшие от насилия, часто предварительно сообщают окружающим о желании совершить самоубийство. Рекомендуется не уклоняться от обсуждения этой темы и связанных с ней чувств. При этом важно оценить реальность осуществления намерения по трем составляющим замысла: сделан ли выбор средства, адекватно ли это средство поставленной цели и доступно ли оно. Чем детальнее клиент продумал способ ухода из жизни, чем доступнее для него соответствующие средства, тем выше риск суицида. Узнав о намерении клиентки, не следует настойчиво пытаться ее отвлечь, доказывать неправоту или морализировать. Это лишь увеличивает дистанцию и снижает глубину контакта с клиентом. Рекомендуется использовать технику косвенного расспроса, внимательно слушая и не вынося оценок. Следует также принять меры предосторожности: обсудить вопрос о госпитализации, проинформировать близких. Пострадавшая женщина должна иметь возможность позвонить специалисту в любое время. Чтобы тот мог контролировать ее эмоциональное состояние. Необходимо сделать максимум возможного ради сохранения жизни. Клиент может скрывать свои намерения. Тем не менее специалист, полагаясь на интуицию, обычно в состоянии определить подобную мотивацию. Для самого консультанта самоубийство или попытка самоубийства клиента является тяжелой травмой. Характерное для депрессии искаженное негативное понимание прошлого («все плохо») можно корректировать с помощью проверки реалистичности такой позиции методами когнитивно-ориентированного подхода. Хороший контакт со специалистом крепче всего связывает потерявшего надежду с жизнью.

Кроме того, у жертв семейного насилия могут возникать следующие эмоции:

Бессилие и воспитанная беспомощность. Пожалуй, самая типичная динамика развития построенных на насилии взаимоотношений состоит в том, что мужчина утверждает свою безраздельную власть и закрепляет полное бессилие женщины. Чем больше он преуспеет, тем ниже самооценка женщины, тем она уязвимее в условиях выученной беспомощности, где, как ей кажется, она не контролирует свою жизнь или происходящие события. Бессилие, которое женщина переживает во взаимоотношениях с этим мужчиной, может еще больше парализовать ее способности действовать, принимая формы незащищенности, пассивности, нежелания что-либо предпринимать и т.д. Консультант может укрепить веру женщины в то, что она в состоянии управлять своей жизнью, а это очень ценно для нее. Возможно, консультант единственный человек, который поверил в нее, и важно сообщить это именно в тот момент, когда жертва не владеет собой. Необходимо поддержать ее в момент принятия решения и выразить веру в то, что она способна действовать эффективно. Консультант выявляет сильные стороны и положительные качества жертвы и предлагает ей составить список позитивных утверждений о себе. Когда она опять начнет себя недооценивать, ей будет полезно перечитать этот список.

Страх. Страх бывает разным. Некоторые боятся, как они считают, неоспоримого могущества своего партнера: его власть принимать решения за женщину, никуда ее не отпускать, полную ее зависимость. Такое положение тесно связано с динамикой силы. Тут может помочь следующая техника: консультант показывает ей реальные препятствия, выявляет ее страхи, помогает осознать их и перешагнуть через них.

Некоторые женщины боятся начать новую самостоятельную жизнь, а также всего неизвестного, что та за собой влечет, или начинают бояться различных жизненных ситуаций, например, поездки в автобусе в одиночестве, поиска работы и др. терапевт также может помочь ей в проживании этих страхов.

Раздражение. Раздражение может иметь несколько причин. Раздражение из-за того, что с ней происходит, гнев на партнера, гнев на себя из-за того, что «допустила» такое. Сюда относятся эмоции, которые женщина сдерживает в себе – не раз ее попытки высказать раздражение служили «причиной» насилия. Консультант может оказать женщине помощь в понимании того, что раздражение неизбежно и содержит в себе зачатки душевного здоровья, а также в поисках путей его выражения, наиболее приемлемого для нее. Вот некоторые способы поговорить о чувствах, составить гневное письмо партнеру, побить подушку, а также – ролевая игра, крик, плач. Понимание своего раздражения может послужить толчком к началу позитивных действий.

Вина. Чувство вины подобно глубоко запрятанному раздражению. Поняв, что она не виновата, женщина начнет чувствовать, осознавать и выражать это раздражение соответствующим образом. Женщина может чувствовать вину из-за того, что не смогла «сохранить мир», поддержать гармонию в семье, в достаточной мере «угодить своему партнеру», - поддерживая все эти мифы об ответственности, которую общество наложило на женщину в браке. Она может винить себя за схватки с партнером, поскольку тоже теряет самообладание, бьет посуду и т.д. Суть поддержки, которую консультант может оказать такой женщине, состоит в следующей концепции: все мы ответственны за наши поступки, и она может взять на себя ответственность и раскаяться в своих действиях, если захочет, но это не дает ему повода оскорблять ее. Если помочь ей вспомнить все то положительное, что она предпринимала для предотвращения насилия или во время него, это облегчит ее чувство вины. Недостаточно просто сказать о том, что она не виновата, хотя, конечно, с этого стоит начать.

Смущение и стыд. Женщины очень часто переживают трудные минуты в жизни, когда пытаются осмыслить происходящее и идентифицировать себя как жертву, как «избиваемую». Для некоторых принять это равносильно признанию в том, что они сами выбрали такую судьбу. Но это на самом деле не так, и консультант может помочь женщине выбраться из этой ловушки и идти дальше. Однако важно понять, что для женщины не обязательно навешивать на себя ярлык жертвы с тем, чтобы изменить свою жизнь. Нередко женщины стыдятся своей жизни. Способность консультанта объяснить ей, что ее поведение – наилучший способ совладать с ситуацией. Придаст ей силы перешагнуть через этот стыд.

Сомнения по поводу своего психического здоровья. «Ты сумасшедшая» - это стандартная уловка, используемая мужчиной. Вполне вероятно, что женщина, долгое время терпящая насилие, начнет беспокоиться о состоянии своей психики, желая узнать, прав ли он; когда она обращается за помощью в соответствующие учреждения, ей ставят диагнозы и начинают лечить симптомы, не узнав основных, подспудных причин насилия, а это только укрепляет миф.

Жертва семейного насилия не сумасшедшая, и если удается разрушить прочно засевшую в ее голове мысль о том, что она – единственная, с кем такое происходит, то можно помочь ей снова поверить в свою психическую нормальность.

Утрата и любовь. Женщина, подвергшаяся насилию, вовсе не обязательно утрачивает чувство сострадания и любви. Неугасшая любовь может повлиять на решение остаться в семье. Если же она сочтет нужным прервать взаимоотношения, то, помня о прошлых чувствах, будет, по меньшей мере, переживать утрату. Ощущение единства с мужчиной, даже если он оказался плохим, - это неотъемлемая часть женской идентификации. Эти моменты могут быть самыми тяжелыми и фрустрирующими для женщины и консультанта, потому что это – конфликт сердца и ума, эмоций и смысла. Нельзя забывать о том, что женщина имеет право на свои чувства – не имеет значения, сколь иррационально они могут выглядеть, - и консультант отвечает за то. Чтобы помочь ей пережить и понять их, чтобы дальше она смогла своими чувствами оперировать.

Оцепенение и амбивалентность. Кризис, особенно в начальной стадии, вызывает чувство нереальности. Поэтому неплохо дать женщине возможность отдохнуть и освободиться от противоречивых чувств, это поможет ей двигаться дальше вперед. Она может сначала выключить все эмоции, защищаясь от страданий. И даже не пытаться что-либо изменить. Стоит помочь ей сначала довести до конца небольшое задание; это будет отправной точкой для работы с наметившимися противоречиями.

Эмоциональная и экономическая зависимость. Идентичность многих женщин растворяется в партнере или взаимоотношении. Поэтому очень важно дать женщине понять, что она сама способна зарабатывать на жизнь, хотя бы получить временную работу, или пойти прогуляться в солнечный денек по парку одна без партнера – это начало независимости.

Изоляция. Изоляция – основной аспект большинства взаимоотношений, построенных на насилии. Поэтому наличие места (например, кризисный центр), где бы женщина имела возможность высказаться и разделить свои чувства и переживания с консультантом и с другими женщинами, неоценимо в разрушении мифа о том, что она единственная женщина в мире, перенесшая насилие. Установление дружеских отношений и поддержка сообщества способны сделать многое для жертвы насилия, независимо от того, решила она вернуться к партнеру или уйти от него.

Фрустрация. Боязнь неудачи и недостаточная уверенность в себе легко могут привести женщину в состояние фрустрации. Она может не иметь реалистичного представления о своих целях, считая, что либо все получится само собой – «как в сказке», либо достичь цели невозможно. Это ведет к фрустрации и к ощущению провала. Задача консультанта помочь ей постепенно, шаг за шагом, устанавливать реалистичные цели. С тем, чтобы свести фрустрацию к минимуму. Фрустрация часто связана с необходимостью обращаться в суд, милицию, благотворительные организации. Консультант может сам обратиться туда или рассеять некоторые заблуждения в отношении этих служб. Часто встречающиеся у жертв семейного насилия, чтобы женщина могла самостоятельно принимать необходимые меры по оказанию ей помощи.

Родительские заботы. Насилие в семье отнимает внимание матери от потребностей детей, заставляя сконцентрироваться преимущественно на проблеме выживания; ее могут не допускать к детям или не позволять выражать им свою любовь. Она может разговаривать с детьми о своем отчаянии; дети могут также оказаться мишенью для нападок со стороны мужчины.

Из-за всего этого дети в подобных ситуациях страдают.

Таким образом, семейное насилие является более сложной и многогранной проблемой, чем насилие социальное. Психологу-консультанту приходится работать не только с фактами самого насилия, но и со «вторичными» составляющими: чувствами, реальной социальной и экономической ситуацией и т.п. Именно поэтому помощь жертвам семейного насилия должна быть комплексной, нередко с подключением социально-правовой поддержки и социальной работы.

В зависимости от конкретной цели выделяются три вида консультирования: информирующее и ориентирующее, поддерживающее личность, изменяющее личность. Информационное и ориентирующее консультирование направлено на предоставление необходимой информации по запросу клиентки, а также оказание помощи в выборе путей и средств преодоления семейного насилия. Цель поддерживающего консультирования – помощь в стабилизации личности и укреплении ее защит. Изменяющее консультирование является самым сложным, оно направлено на гармонизацию личности через проработку и осознание внутренних конфликтов.

Психологический контракт является результатом постановки цели и задач консультирования вместе с клиентом, а также действий, необходимых для разрешения семейных и внутриличностных проблем клиента. Центральный вопрос договора – вопрос о принятии клиентом ответственности за изменение семейной ситуации. Нередко люди ждут быстрого вмешательства «со стороны» профессионала и бывают разочарованы ограничениями консультирования. Однако хороший контакт и доверие специалисту помогут укрепить намерение решать проблему активно и последовательно. Кроме психологического аспекта, контракт включает взаимное согласие сторон по всем пунктам, легальность. Предметом контракта являются психологически изменения. Например, изменение отношения к себе или другому человеку, избавление от внутренней боли, поиск и определение смысла жизни. Контракт может быть перезаключен по достижении цели или при изменении задачи. При длительной работе возникает необходимость заключать промежуточные контракты. Контракт может быть заключен как в устной. Так и в письменной форме. Само заключение контракта усиливает уверенность клиента в себе на основе реализма и личной ответственности. В последние годы процедура психологического договора все чаще используется как отдельный и важный этап работы.

После заключения контракта в консультировании следует этап работы с проблемой. По достижении поставленных задач осуществляется переход к заключительному этапу. При завершении консультирования подводятся итоги. Проговариваются достижения клиента, обсуждаются его дальнейшие цели.

 

 

Заключение

Особенностью состояния человека, пережившего насилие, является выраженное чувство вины за случившееся, кроме того, присутствуют чувства ненависти к насильнику, ужаса и обиды, как следствие возникает неприятие и отвержение собственного тела. Резко падает самооценка. Эмоциональное расстройство может принимать различные формы – от замкнутости и уходя в себя до страха и неспособности оставаться одному.

Обращение за профессиональной психологической помощью требует определенного мужества от пострадавшего. Иногда с момента совершения насилия до момента обращения за помощью проходят годы. Грамотная помощь специалиста поможет конструктивно пережить случившееся и превратиться из «жертвы насилия» в «человека пережившего насилие».

Все формы, методы и техники работы специалиста строятся таким образом, чтобы дать жертве насилия возможность понять, что никто не старается преуменьшать значения ее трудностей и проблем, но именно в них, этих трудностях и проблемах. Можно и нужно искать и находить средства для улучшения своего положения. Тем самым клиента побуждают к поиску собственных ресурсов изменения, в качестве которых выступает как его прошлое, так и будущее, как воспоминания, так и воображение, помогающие найти ответ.

Кризис может послужить толчком к изменению. Однако ожидания консультанта должны быть реалистичными и честными – и ни в коем случае нельзя навязывать их клиенту. Можно помочь ему выразить чувства и прийти к пониманию себя. Во время кризиса возникает много разных чувств. Если не произошло отреагирования, эти чувства не позволяют клиенту справиться с ситуацией. После отреагирования они ведут к самосознанию и личностному росту. Независимо от формата работы (единственный звонок или серия консультаций), внимание к индивидуальным потребностям клиента поспособствует более продуктивному контакту.

На восстановление у жертвы насилия контроля над своим поведением может уйти время: недели, месяцы, а иногда и годы. В этих случаях необходим переход от консультативной практики к психотерапевтической. Психотерапия жертв насилия может проводиться любыми апробированными в практике методами, среди которых есть и техники, применяемые в работе с насильниками. Выбор техник и подходов зависит от личности клиента, от конкретной ситуации и от профессионализма психотерапевта.

 

 

Список литературы

1. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология.2007.- 207 с.

4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. - М.: Ось-89, 2000.

5. Зиновьева И.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2003.

6. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.- 272 с.

7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2008.

8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 2000.

9. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001.

10. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

11. Немов Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 528 с.

12. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье. Особенности психологической реабилитации. – СПб.: Речь, 2004.

13. http://medicinapediya.ru/professiyu-psiholog-vvedenie/spisok-literaturyi35723.html

14. http://медпортал.com/gendernaya-psihologiya_789/individualnoe-konsultirovanie-jertv-semeynogo-41891.html

15. http://lektsia.com/3x5969.html

16. https://psy.wikireading.ru/5660

 

а) СаСО3 → б) Н2О→ в) 2КСlО3 → г) HgO →

5. Коэффициентами уравнения... Na +... O2 =... Na2O являются:

а) 4, 0, 2; б) 4, 1, 2; в) 2, 1, 2; г) 4, 1, 4.

6. Массовая доля кислорода в молекуле азотной кислоты HNO3 равна:

а) 0,76; б) 0,15; в) 0,53; г) 0,37.

8. Формула оксида азота(IV): а) N2O; б) NO; в) N2O5; г) NO2.

9. Газ, содержание которого в воздухе наиболее высокое:

а) кислород; б) азот; в) озон; г) углекислый газ.

10. Коэффициент перед формулой кислорода в уравнении реакции горения газа, схема которой CH4 + O2→ CO2+ H2O, равен: а) 2; б) 3; в) 7; г) 9.

11. Кислород нельзя собрать в приборе, изображенном на рисунке:

а) Рис. №1 б) Рис. №2 в) Рис. №3 г) во всех трех.

Рис. №1 Рис. №2 Рис. №3

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоги – основной инструмент фискальной политики государства | Как сделать плавленный сыр у себя дома
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.