КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотив неба, мотив звезды в русской поэзии (фрагменты)
Элементы лингвистического анализа поэтического текста при изучении лирики в 11 классе. Воспитание внимания к Слову, как одно из средств формирования нравственно и эстетически развитой личности.
^ М. Цветаева: У меня в Москве - купола горят - Определите размер стихотворения. Значение слов: звонарь, доколь. Определите логику выражения ассоциативных ощущений и эмоций. Значение тире как средства выразительности. ^ М. Цветаева: Кабы нас с тобой - да судьба свела - В чем значение ритмического замедления, ускорения, перебоев? Найдите в словаре значение выделенных слов. Какие ассоциации позволили автору использовать их в одном контексте? Роль архаизмов в стихотворении. 8. А. Блок. "Народ и поэт": тема назначения поэта и поэзии. Новые грани традиционной темы.
Жизнь - без начала и конца. На чем построено стихотворение? Выделить антонимы. Смысл их. Какую нагрузку несет тире? Выделить грамматические основы в последнем предложении. В чем их своеобразие? Почему Блок использует архаизм "Хлад"? что нового вносит Блок в тему назначения поэта и поэзии этим стихотворением?
Среди зеленой тишины Как строится стихотворение? Какую роль в его построении играют тропы? Укажите случаи тавтологии. Среди антонимов выделите общеязыковые и индивидуально авторские. Попытайтесь определить роль категорий времени глаголов и форм местоимений в языковом выражении смысла. ^ А. Твардовский. "О сущем": Мне славы тлен - без интереса Как композиционно строится этот поэтический текст? Какие синтаксические и лексические средства использовал для этого А.Твардовский? укажите словесные и структурные повторы и дайте им семантико-стилистическую характеристику. Какую роль играют слова "нужна", "нужно", союз И во втором и третьем случаях его употребления? Чего достигает поэт употреблением слов: век - веков, беды - победы, видеть - изведать? В чем заключается разница предложений с союзом что? Выделите примеры звукозаписи. Чем она создается? А. Яшин: Назови меня именем светлым, Какими языковыми средствами стихотворение "сливается" в одно целое? Какую роль играют в этом различные формы глаголов и местоимений? Как "сделана" концовка? Объясните значение: "хоть на миг сдержи суховей" и "Появись, отведи туманы". Функция тире.
За все тебя, господь, благодарю! Учащиеся определяют основное настроение стихотворения, нюансы этого настроения, находят общее и противоположное у Лермонтова и Бунина, выходя на сравнение со стихотворением Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…" (синтез мотивов одиночества, светлой печали, восхищения перед мирозданием, единение с миром…). Определяется роль прилагательных - эпитетов, метафор (на чем они строятся?). благодаря чему создается высокий стиль стихотворения? Интересные наблюдения сделали дети еще по бунинским стихам и блоковским строкам: ^ И не забыть мне этой ночи звездной, Век девятнадцатый, железный, ^ Звездами вышит парус мой, Учащиеся попытались осмыслить причины отклонения от современных норм произношения и акцентологии: звездной - бесполезной; (е) железный - беззвездный (е); звездами. "Расшифровали" метафоры и говорили о роли обособленных одиночных определений и случаях не обособления таких же определений. Благодатный материал для уроков повторения по лексике мы с детьми нашли в прекрасном стихотворении И. Бунина, которое тоже содержит тему звезды. … ^ И, как ребенок после сна, (Найти тропы, объяснить смысл архаизма "денница") … ^ Путь направо без коня оставит - Побредешь один и сир и наг, … И лежу я, упоенный зноем. Необходимо объяснить значение и характер архаизмов, просторечных слов, диалектизмов и экзотизмов, подобрать синонимы). Настоящего и тонкого поэта открыли в И. Северянине старшеклассники, подключившись к поискам в поэзии мотивов звезды. Они убедились, что его поздняя поэзия все более уходит в открытое пространство воды, земли и звезд. И. Северянин "Купание звезды" Б. М. Констанову. Выхожу я из дома, что построен на горке - Почему в этом стихотворении намеренно затруднен ритм? Найдите неологизмы, как они построены? (неиссячные, повечерье, звездоночная). Их значение. Чем достигается свежесть смысла? В чем необычность сочетаемости слов? (хвойные линии, золотая бирюза, розовеющая дымка, созерцаю павлиний хвост заката…) Расшифруйте метафоры. Чем объясните множественность, обилие обособлений, особенно выраженных деепричастными оборотами? И каким другим - по форме - открывается И. Северянин в стихотворении "Тишь двоякая", в котором можно увидеть воплощение высокого, строгого, рублевского идеала. Высокая стоит луна Смысл единоначатий? Как понимаете название "Тишь двоякая"? (архангельская тишина). 11. В. Маяковский. "Исчерпывающая картина весны": лексико-графическое описание.
Листочки. После строчек лис- Точки. Смысл этого текста не всегда сразу воспринимается. Ключ к пониманию данного текста и текстов, подобных ему, дает только лингвистический анализ, связанный с замедленным чтением текста. Подобная работа проводится на занятиях факультатива. Итак, в тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные. Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны. Расшифровка смысла слова "Листочки" в контексте ситуации весны особой трудности не представляет. Восстанавливается отсутствующий глагол "появились". Предлагаю составить список определений - ассоциаций к слову "листочки": маленькие, первые, распускающиеся, только распустившиеся, молодые, неокрепшие, нежные, свежие, зеленые, нежно - зеленые, ярко - зеленые, чистые, непыльные, глянцевые, клейкие, мягкие, липкие, пахучие, душистые, шелестящие (вспомним у Пришвина - еще не шелестят тихие, беззвучные). Качающиеся, дрожащие…. Итак, ранней весной появляются маленькие, клейкие, нежные, зеленые листочки. Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс. После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение. Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово. Лис - множественное число от "лиса" (животное). После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию. Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны. В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания. Итак, точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Интересно, что все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки. Метафоризация здесь органически сочетается с вычленением и перестановкой частей слов. На первый взгляд, это делается искусственно, но, если вдуматься, то станет ясно, что поэт как бы препарирует слово, обнаруживая его скрытые возможности, за которыми кроются секреты образности. После этой скрупулезной коллективной работы участникам факультатива предлагается для самостоятельного анализа стихотворение Б. Слуцкого: Ласточки. Листочки ласточек в лазуре. Замедленное чтение эффективно. И я стремлюсь убедить детей в справедливости высказывания Р. А. Будагова: "В наши дни много говорят о том, как важно научиться читать и писать быстро. В ряде случаев это действительно полезно. Однако филология призвана учить другому - медленному и вдумчивому чтению великих произведений художественной литературы". И мне очень хочется, чтобы моим воспитанникам стало доступным высокое состояние духа, которое воплощено в строках В. Набокова: От слова, лепета, улыбки
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |