КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления методики организации работы по анализу языка поэтического произведения
Для меня всегда было важно сохранить непосредственность читательского восприятия у детей. Вместе с тем, конечно же, требуется его корректировать, углублять, обогащать анализом. Но и читательское восприятие в свою очередь само питает, стимулирует, углубляет анализ. "С утратой непосредственного читательского восприятия вырождается анализ". (Ломинадзе С. О классиках и современниках. - М., 1989) Благодаря сообщениям учащихся по книге Каплана Ч. Е., класс словно заново прочитывает программные стихи Пушкина: "И. Пущину", "Уж небо осенью дышало…" (отрывок из романа "Евгений Онегин"); Лермонтова: "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Завещание"; Блока: "На железной дороге"; Маяковского: "Хорошее отношение к лошадям"; Твардовского "Я знаю, никакой моей вины…". Потом я предложила ребятам новую для них книгу - "Художественный текст под лингвистическим микроскопом" Шанского Н. М.. интерес был вызван уже заглавием. Попытались его объяснить. Работа с этой книгой началась с учительского чтения и пересказа первой главы. ("Почему и зачем нужен лингвистический комментарий художественного текста"). Следующие главы изучались самими учащимися в группах и индивидуально и были представлены достаточно на занятиях факультатива: "О белых ночах" (о пушкинских и лермонтовских зарисовках белой ночи); "О прилагательном "пресловутый" (исторические изменения, которые претерпело это слово, были так живо восприняты детьми); "От березового молока до плакучей лещуги"; "О пирамидальном тополе" (толкование нескольких строк из "Демона" Лермонтова)… своеобразным тестом для учеников стали задания, предлагаемые Шанским Н. М.: "Проверьте себя" (с. 69 - 71 и с. 145 - 151). С вопросами, связанными с нахождением устаревших слов и диалектизмов и определением их роли в поэтическом тексте, дети справились или с помощью старших, или обратившись к словарям. А вот последняя подборка отрывков из произведений Твардовского потребовала особо вдумчивого прочтения и осмысления. Когда над изгибом тропинки Учащиеся искали ассоциации из русской классики 19 века, читая следующие строки Твардовского: ^ По окнам вспыхивает свет. ("В поселке"). Конечно же, вспоминаются строки из последней строфы романа Пушкина "Евгений Онегин": "Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал". ("Слово о словах"). Здесь обращает на себя внимание своеобразное отражение пушкинского "глаголом ("словом") жги сердца людей". Возникает также непроизвольное в памяти (в связи со строчкой "Хоть я избытком их томим") пушкинское "То робостью, то ревностью томим". Нельзя пройти и мимо мастерского использования поэтом современной и исходной, ныне устаревшей, формы, имеющей сейчас уже иронический характер: "словеса". В этом противопоставлении сформулировано поэтическое кредо А. Твардовского, выступавшего против словесного трезвона и неправды. Конечно же, до полного понимания концепции книги Лотмана Ю. М. одиннадцатиклассникам было еще далеко. Но главное для себя они приняли: "Поэтическая структура представляет собой гибкий и сложно устроенный художественный механизм. Разнообразные возможности хранения и передачи информации достигают в нем такой сложности и совершенства, что в этом отношении с ними не может сравниться ничто, созданное руками человека…". Цель поэзии, конечно, не "приемы", а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности…. В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. Но эту цель поэзия реализует специфически…. И снова мы говорим о необходимости медленного чтения, двойного аналитического и синтетического прочтения художественного текста, что потребует значительно больше времени, но зато окупится сторицей. И надо помнить, что настоящее художественное произведение характеризуется не только интересным содержанием. Оно имеет и свою особую художественную форму, а ее образует только язык во всех его многообразных формах.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |