Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием




В комплекс законодательства Российской Федерации в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации[5] [5], Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:

- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О послевузовском профессиональном образовании»[6] [6]

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[7] [7];

- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"[8] [8].

В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

Так, можно выделить следующие постановления правительства:

- Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе государственного управления образованием в Российской»

- Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796[9] [9]

- Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323[10] [10],

Основу ведомственных нормативных документов составляют:

1) акты минобразования РФ:

- Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442[11] [11],

- Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574[12] [12];

- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327[13][13];

- Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113[14] [14];

2) Постановления ГОСКОМВУЗА

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3[15] [15]

В совокупность актов данной группы также можно включить отдельные акты Минздравмедпрома и некоторые другие, направленные на урегулирование отдельных вопросов управления образованием.

Глава 2. Разграничение компетенции органов управления образованием

§1. Компетенция РФ и субъектов федерации в области управления образованием

Административное право – отрасль права находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, такой вывод следует из п. 1 ст.72 Конституции РФ.

Институт управления образованием, как часть административного права РФ также находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Поэтому, для полного исследования управления образование в современной России, чрезвычайно важным является вопрос компетенции каждого из органов входящего в систему управления.

Разграничению компетенций органов управления образованием посвящены статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».

Федеральные органы управления образованием задают тон политике государства в области организации образовательного процесса и координируют деятельность нижестоящих инстанций.

В исключительной компетенции РФ находится:

- регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях

- лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам

Кроме того, центр осуществляет прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Ряд полномочий субъектов РФ корреспондируют полномочиям Российской Федерации. Так, в частности, субъекты РФ вслед за центром осуществляют:

издание нормативных документов в пределах своей компетенции

осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам

обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях.

Однако Важно отметить, что осуществление политики в области образования субъектами РФ, не должно противоречить политике Российской Федерации.

Среди особенных полномочий субъектов необходимо выделить:

- установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- установление местных налогов и сборов на цели образования;

- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

- формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

- установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Отдельного внимания заслуживает вопрос разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы ст.30 Закона «Об образовании».

Решающим органом в этом вопросе является Правительство Российской Федерации и основное правило заключается в том, что федеральные и ведомственные государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательно к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такими случаями могут быть вопросы касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.

§2. Компетенция муниципальных образований и образовательных учреждений

Главнейшим принципом деятельности органов муниципальных образований и образовательных учреждений в области управления образованием является положение, что их политика по реализации и регулированию процесса образования не должна противоречить федеральным органам управления.

Муниципальные образования следят за исполнением государственных программ в сфере улучшения образования на местах, гарантируют исполнение конституционных прав граждан на образование, ведут контроль и предоставляют статистические данные о деятельности образовательных учреждений, находящихся в их ведомстве.

Чем ближе и непосредственнее органы управления связаны с процессом образования, тем конкретнее становятся поставленные задачи и обязанности, исходящие из потребностей каждого конкретного учебного заведения. Так, например, исключительной компетенцией образовательного учреждения являются: подбор, прием на работу и расстановка кадров, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; рабочих программ учебных курсов и дисциплин, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Итак, законодатель четко разграничил компетенцию каждого из органов участвующих в процессе управления образованием.

 

Глава 3. Пути развития управления образованием




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.