Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная программа развития образования




В условиях экономической нестабильности нашего государства сфера образования оказалась в тяжелом положении, но это не означает, что кризис образования детерминирован экономическими и материально-техническими проблемами.

Наиболее конструктивные варианты реформирования образования — это концентрация усилий по улучшению качества учебного процесса путем совершенствования договорных отношений между студентом, преподавателем, администрацией учебного заведения и введением в законодательство об образовании четких условий организации (открытия) новых учебных заведений, стандартов качества подготовки, конкурсных условий распределения специалистов. На достижение этих целей направлена Федеральная программа развития образования.[17] [17]

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации. Сроки реализации Программы - 2000-2005 годы.

Среди проблем образования, выделенных в Программе наряду с недостатком финансирования, нехватки в кадровом обеспечении и многих других, одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии обеспечения качественного образования.

Задачи Программы в области управления образованием сводятся к следующим:

- сформировать систему демократического, государственно-общественного управления образованием;

- закрепить и совершенствовать на всех уровнях демократических основ управления системой образования;

Это направление проходит «красной нитью» через всю программу, и неоднократно упоминается, что принципиально важно дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню.

Говоря конкретно о задачах в рамках развития и обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, выделены следующие:

1. Разработать механизмы совершенствования взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования и общественных организаций по развитию системы образования как единого комплекса.

2. Разработать механизмы управления системой образования, сочетающие правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования.

3. Разработать государственную концепцию совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов.

4. Разработать механизмы совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования.

5. Разработать и реализовать формы и методы развития самоуправления обучающихся.

6. Разработать систему государственного и общественного контроля исполнения законодательства об образовании, требований государственных образовательных стандартов, функционирования системы образования в соответствии с государственными нормами и нормативами.

7. Создать независимую государственную аттестационную службу контроля качества образования, разработать механизмы обеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов.

8. Усовершенствовать механизмы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

9. Совершенствовать правовые основы взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся, и их родителей (законных представителей).

Сроки реализации вышеназванных положений колеблются от 2000 до 2005 года. Многие начали исполняться, и положительные результаты свидетельствуют о верной направленности государственной политики в области образования.

 

Заключение

Образование является важнейшей сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.

В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

В Российской Федерации управление образованием – компетенция следующих органов:

· Министерства образования Российской Федерации;

· министерств образования республик в составе Российской Федерации;

· управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей и автономных образований;

· комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

· органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе).

Большое значение имеет вопрос разграничение компетенции вышеуказанных органов управления, а также контроля за выполнением возложенных на них полномочий.

Одной из задач в совершенствовании действующей системы образования Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.

Список литературы

Законодательные и иные нормативные акты:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 150.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации // 26 августа 1996 г. - №35. - Ст.4135.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст.145.

Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 апреля 2000 г. - №16. - Ст.1639.

Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г.) //

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. №1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения" // Собрание законодательства Российской Федерации. -6 декабря 1999 г. - №49. - Ст. 6006

Специальная литература:

Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. М.: РУДН. - 2014.

Регион: Управление образованием по результатам Теория и практика/ Под редакцией П.И.Третьякова. - М.: Новая школа. - 2015.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.