Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система регулирования цен




 

Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:

· на отдельные группы сырья, продукции, товаров, работ, услуг;

· на продукцию и товары предприятий-монополистов;

· на продукцию и услуги естественных монополий.

Правовой основной непосредственного регулирования цен является Указ Президента РФ от 28.02.95 г «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» № 221 и соответствующее постановление правительства от 7.03.95 г. № 239 со всеми последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этими документами продукция, товары, работы и услуги, цены на которые прямо регулируются государством, подразделены на три группы.

К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти.

- Газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легкий углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).

- Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией.

- Перекачка, перевалка и налив нефти.

- Продукция оборонного назначения.

- Драгоценные металлы и сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни.

- Протезно-ортопедические изделия.

- Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

- Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).

- Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами.

- Услуги ледокольного флота.

- Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.

- Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах.

- Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

В 1996 году правительство принимает решение по укреплению государственной монополии на производство и продажу крепких алкогольных напитков, что должно способствовать притоку денежных средств в государственный бюджет, то есть улучшить финансовое положение страны, а в 1997 году вводятся минимальные цены на водку, ликероводочные изделия и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, произведенную в РФ или ввезенную на ее территорию. Минимальные цены установлены для производителей, оптовой и розничной торговли и регулярно пересматриваются Министерством экономики.

Постановлением правительства РФ от 30.06.97 г. № 773 драгоценные металлы исключены из перечня продукции, на которую осуществляется государственное регулирование цен на внутреннем рынке. Они реализуются по договорным ценам. Временный порядок установления котировок покупки и продажи Банком России драгоценных металлов утвержден приказом ЦБ РФ от 15.07.97 г. № 01-195. В соответствии с ним цены устанавливаются на основе мировых цен по данным Лондонского рынка драгоценных металлов.

Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- Газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.

- Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).

- Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

- Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.

- Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

- Оплата населением жилья и коммунальных услуг.

- Ритуальные услуги.

- Услуги систем водоснабжения и канализации.

- Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

- Услуги почтовой и электрической связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

- Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или цене закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.

В 1999 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.1999 г № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» упорядочивается ценообразование на эту группу товаров, а именно:

· цены на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.04.1999 г. № 478, подлежат регистрации и заносятся в государственный реестр цен на лекарственные средства Министерством здравоохранения РФ;

· оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ;

· цены организаций оптовой торговли на лекарственные средства, включенные в перечень, формируются путем сложения зарегистрированной цены и утвержденной оптовой надбавки;

· если оптовое предприятие получило лекарственные средства по ценам, ниже зарегистрированных, и оприходовало их, то цены формируются путем добавления к фактической цене поставки надбавки, исчисленной от зарегистрированной цены.

В соответствии с Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5.03.1992 г. № 2449-1 краевые, областные администрации имеют право определить группу товаров народного потребления дополнительно к перечню Правительства РФ, цены на которые подлежат регулированию при условии дотаций или возмещения за счет средств соответствующих бюджетов, для чего формируются дотационные фонды.

К третьей группе относятся услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок:

- Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.

- Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

- Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

- Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ.

- Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах РФ) маршрутам, включая такси.

- Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.

- Перевозки грузов пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

- Услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях.

Согласно Федеральному Закону РФ от 12.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо этого в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.

Регулирование деятельности предприятий-монополистов. Особое внимание государство уделяет регулированию деятельности предприятий-монополистов, в т.ч. и ценовому. Важность этой проблемы состоит в том, что монополизм мешает нормальному развитию экономики. В рыночной среде конкуренция служит основным регулирующим механизмом, именно она подчиняет производителей и поставщиков диктату покупателей и потребителей. При конкуренции желания покупателей и продавцов о предложении и спросе определяют рыночные цены, а индивидуальные производители и поставщики лишь приспосабливаются к желаниям потребителей. Рост монополий меняет это положение. Вообще, монополией можно назвать ситуацию, когда число продавцов становится столь малым, что каждый из них уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения и на цену продаваемого товара, продукции, услуги. В результате продавцы (производители) воздействуют на рынок и манипулируют ценами к собственной выгоде в ущерб обществу. Так как монополисты могут ограничивать объем предложения, то и в состоянии диктовать цены на свою продукцию, товары, услуги, которые превышают конкурентные цены, а монополисты получают длительную устойчивую высокую прибыль. Естественно, такая ситуация противоречит интересам потребителей, а также способствует тому, что ресурсы, количество которых ограничено, распределяются в интересах монополистических продавцов (производителей), а не в целях удовлетворения потребностей общества. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство и создан действенный механизм контроля за деятельностью монополистов.

В 1995 и в 1998 году согласно Федеральным Законам от 25.05.95 № 83-ФЗ и от 6.05.98 г. вносятся изменения и дополнения в закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкретизирующие и уточняющие понятия и общие положения в соответствии с изменившейся экономической ситуацией.

Доминирующим безусловно (т.е. монопольным) признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, при доле рынка от 35-65% антимонопольный орган должен доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а при доле менее 35% положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим.

Законом запрещены монополистические действия, которые препятствуют свободной конкуренции или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов:

· изъятие товаров из обращения, которое может привести к дефициту или повышению цен;

· навязывание контрагентам невыгодных или дискриминирующих условий договоров;

· создание препятствий для доступа (выхода) на рынок;

· нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

· установление монопольно высоких или низких цен. Монопольно высокая – цена товара, устанавливаемая предприятием-монополистом с целью компенсации необоснованных затрат или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая- цена приобретаемого товара, устанавливаемая монополистом (покупателем) в целях получения дополнительной прибыли (компенсации необоснованных затрат) за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая монополистом-продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи с целью ограничения конкуренции или вытеснения с рынка других продавцов;

· сокращение или прекращение производства товаров, пользующихся спросом при наличии возможностей их безубыточного производства.

Законом запрещены согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, если они имеют (или могут иметь) в совокупности долю рынка данного товара более 35%:

· установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

· повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

· раздел рынка по любому признаку (территориальному, объему закупок или продаж, ассортименту, кругу продавцов или покупателей);

· ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;

· отказ от заключения договоров с отдельными продавцами или покупателями.

Кроме того, запрещено создание любых объединений предприятий, которые могут препятствовать свободной конкуренции. Не допускаются соглашения и действия органов исполнительной государственной власти (федеральных, региональных, местных), ограничивающие конкуренцию.

Регулирование естественных монополий. В соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» от 28.02. 1995 г. № 220 и Федеральным Законом РФ «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. к ним относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральными трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

· ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования применяются к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

· издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы, налоги и другие платежи);

· стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, и амортизационные отчисления;

· прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

· удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

· соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

· государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

 

 

5.4. Органы ценообразования и контроля цен, их функции

 

В Российской Федерации основы ценовой политики находятся в введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального Закона нет, поэтому важнейшие направления государственной ценовой политики регулируются такими законодательными и правовыми нормативными актами, как Федеральные Законы, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ. Система органов ценообразования представлена на рис. 1.

 

 

 


Рис. 1. Органы ценообразования РФ

 

Согласно действующей практики главным органом ценообразования является Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти- Министерство экономики и входящий в его состав департамент цен.

Функциями правительства является:

· утверждение перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат регулированию;

· установление порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;

· установления порядка государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по представлению Федеральной энергетической комиссией РФ;

· осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов).

Правительству РФ также дано право пересматривать перечни продукции, товаров, услуг, цены (тарифы), которые подлежат регулированию на внутреннем рынке страны и изменять порядок регулирования в случае необходимости.

На департамент цен в составе министерства экономики возложены следующие функции:

· формирование предложений по вопросам проведения единой государственной ценовой политики и их реализация;

· разработка порядка регулирования цен (тарифов);

· разработка методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику ценового регулирования на всей территории Российской Федерации;

· систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народнохозяйственного комплекса и подготовка предложений по совершенствованию как механизма ценообразования, так и государственной политики цен;

· осуществление государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен;

· координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.

На органы контроля цен субъектов Российской Федерации возложены функции регулирования цен (тарифов) на те товары, продукцию и услуги, которые в соответствии с законодательными нормативной актами находятся в их компетенции (локальные естественные монополии).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, кроме отраслей, отнесенных к естественной монополии, осуществляется Министерством по антимонопольной политике, создающим подчиненные ему территориальные органы для исполнения своих функций. Основными задачами антимонопольных органов являются:

· содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти всех уровней управления, направленные на недопущение ограничение или устранение конкуренции;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Для решения этих проблем антимонопольные органы:

· направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;

· дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

· разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;

· контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

· контролируют приобретение акций (долей) и уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.

Таким образом, на антимонопольные органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.

Что касается отраслей естественных монополий, то их деятельность регулируется Федеральными органами естественных монополий, также создающими в субъектах Российской Федерации территориальные органы исполнительной власти по регулированию деятельности естественных монополий.

Государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.

Органы ценообразования и контроля цен существует в Российской Федерации с 1967 года. В середине 1989 года в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. Таким образом, Роскомцен имел вертикальную структуру управления и четкий механизм контроля за исполнением своих решений на территории Российской Федерации.

После ликвидации Российского комитета цен в 1994 году единая система органов ценообразования и контроля цен распалась. Функции федерального органа контроля по ценовой политике перешли к Министерству экономики. Органы ценообразования и контроля цен субъектов Российской Федерации были переформированы стали функционировать под различными названиями в структуре органов соответствующей исполнительной власти.

Таким образом, в настоящее время органами контроля цен являются:

· на федеральном уровне – Министерство экономики РФ;

· на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов РФ;

· на местном уровне – органы местного самоуправления (контроль распространяется на субъекты предпринимательской деятельности муниципальной собственности.

Помимо них право контролировать деятельность имеют и другие государственные органы:

· финансовые и антимонопольные органы;

· органы регулирования естественных монополий;

· государственная налоговая инспекция;

· государственная торговая инспекция.

Различие между ними заключается в том, что органы контроля цен в случае нарушения дисциплины цен имеют право принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании штрафов и реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы, выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений.

К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

· завышение государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных или минимальных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

· завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, а также начисление непредусмотренных надбавок и непредставление установленных скидок;

· нарушение предприятиями-монополистами дисциплины цен:

· установление монопольно-высоких или низких цен и тарифов;

· нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

· завышение цен на продукцию, у которой есть конструктивные или технологические недостатки;

· применение свободных цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями, если такой порядок законодательно определен.

К предприятиям, допустившим нарушения в области цен и ценообразования (кроме предприятий-монополистов и естественных монополий), применяются экономические санкции: сумма, полученная в результате нарушения дисциплины цен, изымается в доход бюджета за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов и обязательных отчислений без уплаты штрафа независимо от финансового положения предприятия. Эта сумма рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ, услуг по завышенным ценам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с законодательством. Кроме этого, с предприятия в таком же размере взыскивается штраф и оно обязано снизить цены на свою продукцию, товары, услуги до соответствующего уровня. При повторном нарушении взимается штраф в двойном размере, кроме этого, к ответственности привлекаются лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен. Сумма штрафов зачисляется во внебюджетные фонды местной администрации по местонахождению предприятия. Если предприятие самостоятельно выявило нарушение, то оно вносит в бюджет сумму излишне полученной прибыли без уплаты штрафа.

Предприятия естественных монополий несут ответственность за завышение цен (тарифов), установленных органами естественных монополий в виде штрафа в размере 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителей их продукции. В то же время, если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического образования и это причинило им убытки, то они в/праве требовать возмещения.

Предприятия-монополисты также несут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства согласно Закона «О конкуренции и ограничении коммерческой деятельности на товарных рынках».

Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 146 и 224 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут накладывать штраф на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен, в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Сложность ситуации состоит в том, что контроль за ценами не имеет законодательной базы, а регулируется теми правовыми нормативными документами, о которых говорилось ранее.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.