Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбор литературы. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат




ВЫБОР ТЕМЫ

Волков Ю.Г.

Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат.

Внешнеполитический курс М. Каддафи в начале XXI века.

Формирование принципов ливийского внешнеполитическогокурса.

  • Какие органы власти в Ливии отвечали за выработку основных принципов внешней политики?
  • Как менялось «авторство» внешней политики?
  • Каким образом можно определить степень влияния личности М. Каддафи на формирование внешней политики страны?

3. Внешняя политика Ливии в период «холодной войны».

  • Как можно охарактеризовать внешнюю политику Ливии в период «холодной войны»?
  • Как может быть объяснена переориентация внешнеполитической стратегии Ливии от панарабизма и дружбы с арабскими радикальными режимами к налаживанию отношений с африканскими странами и созданию Африканского союза в начале ХХI века?

 

 

Основная литература:

  1. Егорин А.3. История Ливии: XX век. – М.: Институт востоковедения РАН. 1999.
  2. Писарев В.М. Политика Ливии в Африке (1998–2010 гг.) // Общество, государство и религии в современном мире: материалы круглого стола кафедры истории нового и новейшего времени БГУ / под науч. ред. В.С. Кошелева. – Минск: РИВШ, 2014.
  3. http://www.juancole.com/2011/08/top-ten-myths-about-the-libya-war.html – статья на английском об основных результатах революции в Ливии (до смерти Каддафи), http://www.russ.ru/pole/Desyat-glavnyh-mifov-o-vojne-i-revolyucii-v-Livii – перевод на русский.
  4. http://www.russ.ru/pole/Katastroficheskoe-ravnovesie – статья Б. Кагарлицкого о различиях в политике (внешней и внутренней) Ливии в период 70–90-х и начале 2000-х гг.

 

Дополнительная литература:

  1. Бартенев В.И. «Ливийская проблема» в международных отношениях: 1969–2008. – М.: Ленанд, 2009.
  2. Егорин А.3. Муаммар Каддафи. – М.: Институт востоковедения РАН, 2009.
  3. Малашенко А.В. Место и роль ислама в политическом устройстве современной Ливии // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока: сб. ст. / отв. ред. Ю.В. Ганковский. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. – С. 70–78.

 

ББК74.58я73 В 67

В 67 Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 128 с.

В книге собрана вся информация, необходимая студенту, перед которым стоит задача написать реферат, доклад, контрольную, кур­совую или дипломную работу. На основе собственного многолетне­го опыта автор дает ценные советы о том, как правильно выбрать тему работы, подобрать литературу и достать ее в библиотеке, как выстроить план и организовать композицию изложения, как цити­ровать источники и пользоваться принятой системой сокращений и ссылок, как оформить печатный текст и подготовиться к защите курсовой или диплома. Читая эту книгу, вы сможете познакомить­ся с требованиями стилистики научного текста, узнаете, как пользо­ваться иллюстративным материалом, как держаться во время уст­ного выступления.

Для студентов всех специальностей, преподавателей.

© Замысел и разработка

 

 

серии: Баранчикова Е.В., 2001 © Волков Ю.Г., 2003 © Оформление: изд-во «Феникс», 2003

 

ISBN 5-222-01785-0


Содержание

  стр.
Предисловие  
Выбор темы  
Подбор литературы  
Методы работы с источниками  
Реферат  
Образец оформления титульного листа для рефератов  
Доклад  
Контрольная работа  
Образец оформления титульного листа для контрольной работы  
Курсовая работа  
Образец оформления титульного листа для курсовой работы  
Дипломная работа  
Пример оформления титульного листа для дипломной работы  
Общие требования к композиции научного текста  
Образец оглавления, введения и заключения к дипломной работе  
Принципы рубрикации текста  
Общие требования к стилистике научного текста  
Оформление библиографии  
Оформление цитат и ссылок  
Использование в тексте сокращений  
Как оформить печатный текст  
Оформление числового материала  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сбылась мечта, и вы — студент выбранного факульте­та. Позади тревожные дни приемных экзаменов, волне­ние перед зачислением, счастливый момент, когда вы соб­ственными глазами несколько раз для верности прочита­ли свою фамилию в списке зачисленных. Но проходит не­сколько месяцев, и радость вытесняется тысячей проблем, которые постепенно закрепляются в виде постоянно пре­следующих вас больших и малых страхов: не успеть подго­товиться к семинару, не ответить на вопрос преподавате­ля, и, конечно, не сдать экзамен или даже всю сессию, и — само собой — быть с позором отчисленным из некогда вожделенного вуза, и т.д., и т.п.

Один из самых стойких и самых загадочных студен­ческих страхов — это страх перед письменными работа­ми. Собственно, в большинстве случаев он не так уж и за­гадочен. Его генетические корни уходят глубоко в школь­ные годы. Помните? Сочинение, которое непонятно, как писать, потому что когда берешься за авторучку, слова ста­новятся непослушными, фразы не выстраиваются и мыс­ли никак не хотят укладываться на тетрадный лист в за­думанном порядке.

А тут все-таки не какое-то школьное сочинение, а пер­вая настоящая студенческая работа: реферат или курсо­вая. А что будет, когда незаметно пролетят пять лет учебы и придется писать дипломную работу!

Как же быть? Как написать студенческую работу по специальности быстро, качественно и с гарантией хоро­шей оценки?

Вы сами понимаете, что в любом деле успех во многом, зависит от правильно выбранной стратегии. А вот как ее выбрать — это большой вопрос. Чтобы вам помочь решить все вопросы, мы и написали эту книгу

 

Самый главный стратегический выбор, который вам предстоит сделать, — это выбор темы, на которую придет­ся писать работу. От ее выбора зависит очень многое, если не все. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы плюс уже имеющейся общенаучной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание стандартной работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи — просто откровенно легкие и браться за них могут только те студенты, которые уже за­ранее готовы смириться с позицией научной посредствен­ности и не связывают свое профессиональное будущее с теорией.

При всем при том для оценки работы, написанной на тему любой из перечисленных категорий, существует одна и та же пятибалльная шкала: и за слабую работу по трудо­емкой теме вам все равно поставят «тройку», а за блестя­щую, но по легкой — «пятерку».

Итак, наш первый вывод: для того чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них ока­жется лично для вас посильной, а для этого необходимо верно оценить свои силы и возможности.

В студенческом возрасте эта задача не из легких. Как правило, молодым людям присуща неустойчивая само­оценка, которая при малейшей неудаче падает почти до абсолютного нуля, зато так же легко и поднимается до не­бес от любой похвалы. Конечно, студенты бывают раз­ные. Некоторые из них с раннего возраста хорошо зна­ют, чего хотят, достаточно теоретически подготовлены и уверены в своих силах. Студентам такого типа почти не нужен совет по выбору темы — у них есть сфера научных и учебных интересов, в которой они хорошо разбирают­ся. Они всегда берутся за то, что им интересно, и обычно справляются с работой прекрасно.

Существует достаточно обширная категория студентов, которые, к сожалению, до поступления в вуз не ус­
пели толком понять, чего они, собственно, от учебы хотят. С одной стороны, многие ребята хорошо учились в
школе и у них сформировались определенные интеллек­туальные амбиции. Им хочется браться за трудные и пер­спективные темы, но прежде всего для того, чтобы ус­пешно с ними справиться и добиться похвалы препода­вателя. Самоутверждение их волнует гораздо больше, не­жели тема как таковая. С другой стороны, часто о выб­ранной теме у студентов имеется лишь смутное представ­ление, они недооценивают трудность и количество не­
обходимых для ее освоения усилий. Именно такие студенты и составляют «группу риска». Существует боль­шая вероятность того, что в процессе работы над выб­ранной престижной головоломной темой они столкнут­ся с проблемой несоответствия того, что у них получает­ся, предъявляемым требованиям и наживут на этом пси­хический стресс, который долго не пройдет и станет по­мехой в дальнейшей учебе.

Особенно уязвим на этот счет относительно немного­численный тип студентов — идеалистов. Поступая в вуз, они обычно мечтают о том, что когда-нибудь совершат великое открытие, или, по крайней мере, мечтают полно­стью посвятить себя служению науке. У таких студентов, как правило, бывают завышенные требования к себе, дик­тующие им идти самым трудным путем, и одновременно ранимая психика, болезненно реагирующая не только на реальные, но и на кажущиеся неудачи. В неудачах они винят только себя, сразу делая глобальные выводы о сво­ей неспособности к будущей профессии. Одна студент­ка, например, взявшись писать курсовую по теме, кото­рая была слишком сложной, не справилась и бросила уни­верситет.

Наконец, очень многочисленная категория студентов в настоящее время вынуждена одновременно с учебой подрабатывать. Поэтому время, которое они могут уде­лить написанию курсовой работы или реферата, резко ограничивается по сравнению с возможностями более со­стоятельных студентов. Вообще многие студенты, в от­личие от перечисленных выше типов, не придают пись­менным работам в вузе особого значения, рассматривая их просто как довольно обременительную необходи­мость. Они сознательно выбирают темы попроще, чтобы побыстрее с ними «расправиться», и относятся к написа­нию работы легкомысленно, не связывая с ней свою са­мооценку.

Постарайтесь ясно осознать, отделив рациональную сторону вопроса от комплексов и эмоций, какие цели вы ставите перед собой, выбирая тему курсовой или рефе­рата, чего вы от себя в этой связи хотите. Либо вас инте­ресует какая-то конкретная научная проблема, и хочет­ся приблизиться к ней вплотную и попробовать свои силы в ее исследовании. В таком случае ясно, какую тему выб­рать: ее диктуют ваши интересы. Либо вы еще не опреде­лились с тем, что в вашей будущей специальности инте­ресно, и готовы взяться за ту тему, которую вам совету­ют товарищи или научный руководитель. Тогда возни­кает дилема: стоит ли следовать совету? Либо вы соглас­ны написать, что угодно, только без особого труда и бы­стро, чтобы за вами не осталось учебной задолженнос­ти. Тогда проблема упрощается.

 

Итак, практические советы по выбору темы.

1. Не беритесь за тему, которую вам навязывают, когда к ней, что называется, не лежит душа. В большинстве случаев хорошо получается только та работа, к кото­рой не испытываешь отвращения.

2. При написании студенческих работ вам может ока­зать большую услугу знание иностранного языка. Поэтому для человека, без больших затруднений чи­тающего на иностранном языке, вся стратегия выбо­ра темы может быть совершенно иной. Короче, если вы можете пользоваться иностранным языком как орудием в своей работе, следует выбирать тему, зара­нее осведомившись в библиотеке или у научного руководителя, есть ли в доступном для вас пространстве литература по ней на известном вам языке. Если тако­вая имеется, вы существенно выигрываете. Во-пер­вых, к работам, в которых задействованы среди про­чих источники на иностранном языке, у оцениваю­щего их преподавателя сразу возникает благожелатель­ное отношение, потому что способность разумно пользоваться иностранной литературой у студента встречается не часто. Во-вторых, знание языка откры­вает доступ к концепциям и теоретическим «заходам», которые, если этот источник еще не переведен на рус­ский язык, могут не только существенно украсить и обогатить вашу работу, но и стать реальным малень­ким вкладом в науку. Есть специальное выражение: «введение в отечественный научный оборот». Если это у вас получится, в любом случае можно считать, что работа удалась.

Если же с иностранным языком у вас положение не на высоте, постарайтесь выбрать такую тему, раскры­тие которой не потребует от вас работы с иностранными источниками. В противном случае очень велик риск, что вы запутаетесь в переводе, не разберетесь в терминологии и надолго завязнете в работе, превра­тив ее в мучительный затяжной процесс с непредска­зуемым исходом.

3. Если вы не руководствуетесь серьезным научным ин­тересом, в целях облегчения работы старайтесь вы­бирать такую тему, которая потребует минимума эк­спериментальных, лабораторных, чертежных и вооб­ще практических работ.

4. Вопреки общепринятому мнению, более общие, тео­ретические темы проще для написания, чем узкоспе­циализированные. Такие темы, как правило, легче да­ются студентам с широким общим кругозором и хо­рошей культурой письменной речи. Если же вы не красноречивы, попробуйте взяться за узкую тему и детально ее разработать.

5. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто интересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем и на определенной кафед­ре. Действительно, роль научного руководителя в жизни студента велика. От него многое зависит. Бывает, что выбрать руководителя важнее, чем тему. И если приходится выбирать тему не просто, а «в комплекте» с руководителем, лучше, чтобы приоритетным был выбор руководителя, пусть даже это приведет к некоторой корректировке темы. Выбирая руководителя, помните, что здесь важно все: и ваша психологическая совместимость с ним, и его профессиональная и научная компе­тентность, и готовность тратить на вас время и силы. Существуют руководители, главный принцип которых заключается в том, чтобы «не мешать» сту­денту методом проб и ошибок искать в науке «свое». С точки зрения творчества это очень про­дуктивная позиция, но не всякому студенту она по­дойдет. Малоинициативный, но добросовестный и исполнительный студент будет чувствовать, что ему чего-то недостает.

Другой способ руководства заключается в усилен­ной опеке студента, заботливом снабжении его ли­тературой из собственной домашней библиотеки руководителя, частых встречах для консультаций. В принципе, это оптимальный вариант руководите­ля для всех студентов, кроме тех, кто хочет и может идти своим путем уже в студенческие годы. С та­ким руководителем вы осилите любую тему, впро­чем, он поможет и с выбором. Очень важно, чтобы ваша ориентация в науке совпадала. Если, к приме­ру, ваш руководитель — догматик и предпочитает старые проверенные теории, классические форму­лировки, а вы по своему складу — новатор и любите нетривиальные решения, совместная деятельность, скорее всего, будет нелегкой и закончится откры­тым конфликтом. Постарайтесь понять, какой тип руководителя нужен именно вам, его и придержи­вайтесь.

6. Предпочтительно, чтобы окончательная формулиров­ка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. Желательно, что­бы название работы не содержало слишком многообе­щающих и агрессивных формул. В качестве примера можно привести пародийное название студенческой ра­боты из университетской стенгазеты: «К критике всяческой всячины». Лучше всего, если название про­сто и ясно отражает суть рассматриваемой пробле­мы. Хорошо, если в названии или подзаголовке бу­дет указан ракурс вашего подхода к теме. Например: «Древнегреческая философия. Мифопоэтический аспект».

7. Не считайте, что тема должна полностью определять все содержание и строение работы. Как правило, в процессе написания выявляются новые нюансы вопроса, порой возникают довольно продуктивные отвлечения от основной темы, и сама формулировка проблемы часто конкретизируется и немного меняется. Лучше подкорректировать тему под уже написанный текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он, наконец, идеально совпадет с выбранной вами темой. Поэтому формулируйте тему так, чтобы была возможность все таки ее подкорректировать.

8. Если тема уже утверждена, а вам она вдруг показа­лась уже не интересной, слишком простой или, на! оборот, слишком трудной, или если внезапно непреодолимо понравилась другая тема, не просите никого пойти вам навстречу и заменить тему. Раз так получилось, с большой вероятностью можно предполо­жить, что как только тему сменят, она опять вам ра­зонравится. Старайтесь доводить начатое до конца. Однако, если написание работы никак не клеится. И вы уверены, что это именно из-за темы, — попробуйте ее сменить. Не стоит оставаться вечным студентом, чтобы лет через пятьдесят, наконец, вы мог 1 ли бы торжествовать победу.

 

Итак, первый этап пройден, и тема утверждена. Но о том, как и что с ней делать, у вас существует в лучшем случае смутное представление. И здесь очень важно не сде­лать роковой ошибки.

Роковая ошибка студента, пишущего реферат или кур­совую (дипломник такой ошибки уже не сделает), — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как вели­кие поэты в плохих старых фильмах: мечтательно зака­тив глаза к небесам и прислушиваясь к происходящему в вашем мозгу движению. Уверяю вас, так вы ничего не на­пишите.

Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то из прошлых жизней припомнить для курсовой. Такие случаи, однако, чрезвычайно редки.

Вполне естественно, что вы, став студентом, очень мно­гого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист— это не тот, кто все зна­ет, а тот, кто знает, где о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист!

Так что ничего постыдного и страшного нет в том, что «поэтическим» способом вы ничего стоящего написать не можете. Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять. 1. У научного руководителя. В обязанности руководи­теля входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, на­строенный формально, ограничивается тем, что со­ставляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе на­писания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предложить вам на время работы собственные книги.

2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в биб­лиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.

Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая ка­талог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке на­звания, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка сре­ди них будет несколько таких, которые вам пригодятся.

Кроме того, следует внимательно просматривать биб­лиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведе­ния о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публику­емых в конце последнего в году номера любого журнала.' Следует выписать из указателя интересующие вас статьи' вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.

Существует ряд специальных справочных библиогра­фических изданий, которыми можно и нужно пользо­ваться. В настоящее время выпуском таких изданий ве­дают институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ). Они объединяются в Государствен­ную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой оте­чественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ, по об­щественным — ИНИОН, патентной документации — НПО «Поиск»; отчеты о НИР и ОКР, защищенные дис­сертации обрабатывает ВНТИЦ, нормативно-техничес­кую документацию — ВНИИКИ).

Информационные издания этих институтов и органи­заций подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые ин­формируют специалистов о том, что издано по интересу­ющим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповеща­ет о появлении документа (сигнальная функция), а с дру­гой — сообщает необходимые сведения для его отыска­ния (адресная функция). Из библиографических описа­ний составляются библиографические указатели и биб­лиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сиг­нальный характер и состоят из перечня библиографичес­ких описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти из­дания наиболее полно отражают отечественную и зару­бежную литературу. Их отличают оперативность подго­товки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительный библиографический указа­тель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимуществен­но систематические указатели, выпускаемые в виде бюл-

летеней, охватывающих почти все отрасли мировой на­уки и техники.

Отечественные и зарубежные публикации по медико-социальным, гигиеническим и клиническим дисциплинам отражаются в СИ ВИНИТИ в специальной серии «Био­логия».

Реферативные издания содержат публикации рефера­тов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фак­тическими сведениями и выводами. К этим изданиям от­носятся реферативные журналы, реферативные сборни­ки, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН — основное и самое распространенное в на-j шей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по социологии, i философии, истории, экономике, праву, востоковедению, религиоведению и т. д., публикуя рефераты, аннотации и| библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники.

РЖ ИНИОН — единое многосерийное издание, состо­ящее из сводных томов (в которые входят выпуски, изда­ющиеся самостоятельными тетрадями) и из отдельных! выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет — 4 раза в год. Интервал с момента появ­ления публикации до ее отражения в РЖ в среднем okoло четырех месяцев.

Реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам выпускаются по рубрикам: востоковедения и африканистика, китаеведение (реферируется зарубежная литература); государство и право, литературоведение, языкознание, история, экономика, философия, социоло­гия, науковедение (реферируется отечественная и зару­бежная литература).

Помимо реферативных журналов, ИНИОН издает так­же справочные библиографические указатели, позволя­ющие ориентироваться в новой литературе по соци­альным и гуманитарным наукам. Такие указатели выхо­дят отдельными томами по темам: правоведение, полито­логия; история, археология, этнология; литературоведе­ние; науковедение; философия и социология; экономи­ка; языкознание; религиоведение; депонированные науч­ные работы.

Еще одна группа изданий называется «Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники». Они выпускаются по темам: актуальные проблемы Европы; федерализм, региональное управление и местное самоуп­равление; экономические и социальные проблемы Рос­сии; культурология; политическая наука; актуальные воп­росы борьбы с преступностью в России и за рубежом; по­литические портреты.

В рубрике «Специализированная информация» выхо­дит издание «Социологические исследования в России (материалы социологических центров и служб)».

Кроме того, выходят общественно-политический жур­нал «Россия и современный мир» и бюллетень реферативно-аналитической информации «Россия и мусульманский мир».

ИНИОН выпускает оптические компакт-диски (CD-ROM) с библиографическими базами данных по со­циальным и гуманитарным наукам. Производится два вида Дисков: текущие, которые содержат библиографические

описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившие в фонды библиотеки ИНИОН за один - три года, и ретроспектив­ные тематические, содержащие массивы за 10—15лет. На CD-ROM помещается от 100 до 300 тысяч библиографи­ческих записей. Диски также комплектуются справочно-нормативными файлами ИНИОН и проблемно-ориенти­рованными базами данных. Библиографическая запись включает сведения об авторах, названии, источнике (жур­нале или сборнике статей, в котором опубликована рабо­та), дате и месте издания публикации на языке оригина­ла; краткую аннотацию на русском языке; поисковые тер­мины (ключевые слова и дескрипторы) на русском и час­тично на английском языке; коды рубрикатора ИНИОН, код языка источника по стандарту ISO и другие данные.

Информационно-поисковая система «IRBIS» (версии DOS и Windows' 95) позволяет легко и удобно выполнять простые и сложные запросы; имеет подробную справоч­ную информацию о всех функциях и возможностях пользователя.

ИНИОН предлагает следующие продукты на CD-ROM:

• политематическая (общая) библиографическая база данных по социальным и гуманитарным наукам (1993—1995 гг.; 250 тыс. записей);

• политематическая (общая) библиографическая база данных по социальным и гуманитарным наукам (1996—1998 гг.: 270тыс. записей);

• ретроспективная база данных по государству и праву (с 1986 г.; 130 тыс. записей);

• ретроспективная база данных по литературоведению (с 1986 г.; 170тыс. записей);

• ретроспективная база данных по философии и соци­ологии (с 1981 г.; 240 тыс. записей);

- ретроспективная база данных по экономике и де­мографии (с 1991 г.; 130 тыс. записей);

• ретроспективная база данных по языкознанию (с 1986 г.; 130 тыс. записей).

Пополнение ретроспективных баз данных сведениями о новых поступлениях литературы в фонд библиотеки ИНИОН происходит один раз в год.

Служба доставки электронных копий первоисточни­ков предлагает всем пользователям баз данных ИНИОН на оптических компакт-дисках или в Интернет оператив­ную доставку копий источников (статей из журналов и сборников), находящихся в фондах библиотеки ИНИОН. Копии высылаются по электронной почте или через Ин­тернет. Работает также электронная доставка копий ис­точников из фондов многих российских и зарубежных библиотек. Обратиться в ИНИОН за получением услуг можно по следующим адресам:

e-mail: inf o@inion. ru http://www.inion.ru

Среди других институтов, которые могут оказаться по­лезными в работе, следует назвать:

• Всероссийский научно-технический информацион­ный центр (ВНТИ Центр), осуществляющий сбор, на­копление и обработку информации по всем видам не-публикуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и издающий по ним информационные из­дания реферативного и сигнального типа;

• Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодиро­вания (ВНИИКИ), издающий информационные ука­затели литературы;

• Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), выпускающий

оригинальные и собственные информационные из­дания по различным направлениям изобретательства, в том числе сигнальные, библиографические и рефе­ративные издания.

Следует обращать внимание на издания Всероссий­ской книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели «Книжная летопись», «Летопись перио­дических и продолжающихся изданий», «Летопись газет­ных статей» и др.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиоте­ки иностранной литературы, издающей различные биб­лиографические указатели и картотеки.

В последние годы все большую помощь в научной ра­боте оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок. Интернетом можно пользоваться не выходя из дома при условии, что у вас есть телефон и ком­пьютер. Кроме того, в Интернете можно найти информа­цию, которая никогда не публиковалась в книгах и перио­дике, а также такую, которая настолько свежа, что ее про­сто не успели перевести на русский язык.

Приведем адреса некоторых сайтов, где вы можно по­лучить интересующую вас информацию.

Универсальная поисковая система — www. yandex. ru

Получить через Интернет информацию по соци­альным и гуманитарным наукам можно также по следу­ющим адресам:

http://www.nsu.ru/sociol;

http://www.nitehawk.com/alleycat/anth-faq.html;

http://www.sci.econ;

http://www.sci.anthropology;

http://www.sci.environment;

http://www.sci.edu;

http: // www.sci.cognitive; ит.д.

Отделение Российской Академии наук (http. / /www. che.nsk.su/ran/win/struct/division.htm).

Фонд «Общественное мнение» (http: //www. f om. ru), Всероссийский центр изучения общественного мнения (http: / /www. wciom. ru). На этом сайте публикуются ин­формационные и аналитические материалы по социоло­гическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массо­вых опросов населения.

Чтобы правильно и быстро находить нужную литера­туру, вам следует хорошо знать структуру научных и сту­денческих библиотек и механизм поиска книг. Студен­ческая библиотека имеется в каждом вузе. Если факуль­теты расположены в разных корпусах, то обычно в каж­дом корпусе своя факультетская библиотека. Для записи в нее вам нужен паспорт и студенческий билет. В круп­ных библиотеках существуют особые читательские би­леты, заполняемые при записи. Их обязательно нужно брать с собой, отправляясь в библиотеку, — иначе книг не выдадут. -

Если библиотека вашего вуза не располагает необхо­димой литературой, обратитесь при возможности в обла­стную научную библиотеку. Скорее всего, то, что вам нуж­но, отыщется там. Если вы живете и учитесь в Москве или в других крупных областных городах, то вам повезло. Тогда вы можете без труда пользоваться обширными книжными фондами больших универсальных и специа­лизированных библиотек.

Универсальные библиотеки располагают литературой по всем областям знаний. Специализированные — по ка­кой-либо одной отрасли или группе смежных отраслей, например, медицинские или технические библиотеки. Живя в Москве, вы имеете возможность работать в круп­нейшей и самой полной библиотеке страны < — Российс­кой государственной библиотеке, которую по старой при­вычке часто называют «Ленинкой». Помимо нее, если тема вашей работы относится к сфере гуманитарных и общественных наук, можно обратиться в Историческую библиотеку (особенно если вам необходимы книги, из­данные давно), или в библиотеку Института научной ин­формации по общественным и гуманитарным наукам РАН, которая первой получает новую литературу по ука­занным областям.

Самое трудное для новичка — научиться работать с ка­талогами. В больших библиотеках каталоги представля­ют собой сложную и на первый взгляд непостижимую си­стему. Однако в действительности она довольно проста и в ней нужно только разобраться. Хорошо ориентировать­ся в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с катало­гом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени.

Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитно­го каталога таков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а так­же фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по ал­фавитному каталогу.

В нем карточки книг расположены в алфавитном по­рядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретно­го автора или она написана авторским коллективом, кото­рый слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве назва­ния. Иностранные издания регистрируются в специаль­ных алфавитных каталогах в порядке латинского алфави­та, а для книг на китайском, японском, арабском языках, иврите и т. д., то есть на языках, не использующих кирил­лицу или латинские буквы, существуют специализирован­ные алфавитные каталоги.

При поиске нужного названия в алфавитном каталоге следует обязательно просмотреть не только то место, где искомая книга должна была бы находиться, но и ее бли­жайшие окрестности. По ошибке или невнимательности составителей каталога карточка может оказаться не на своем месте, а рядом.

Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фа­милию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубри­кам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в ка­талоге в алфавитном порядке.

Название каждой рубрики соответствует определенно­му предмету. Если, например, вы ищете книгу по социаль­ной антропологии, то необходимо найти рубрику «Антро­пология», а в ней подрубрика «Антропология социальная».

Систематический каталог похож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по темати­ческим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от пред­метного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соот­ветствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названи­ям основных научных дисциплин, например: «Физика» или «История». В них выделяются подрубрики в соответ­ствии с внутренним членением той или иной науки на отрасли. Так, в рубрике «Физика» будут подрубрики «Фи­зика твердого тела», «Физика плазмы» и т. д.

Необходимо помнить, что наличие карточки конкрет­ной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее ре­альное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посе­тителю. Многие из них списаны по причине обветшания, исчезли благодаря проискам предприимчивых читателей, лежат в отдаленных хранилищах, куда почему-то нет дос­тупа. Об отсутствии искомой книги в фондах библиотеки вам сообщат на бланке вашего заказа. В соответствии с правилами отказ выдать книгу всегда мотивирован. Из формулировки отказа вы можете почерпнуть информа­цию о том, есть ли вообще надежда получить в данной биб­лиотеке нужную книгу. Если книга находится у другого читателя или отправлена в переплетную, вы можете полу­чить ее через определенный промежуток времени. Если же вам сообщают о том, что книга утеряна или недоступ­на, остается только попытаться заменить ее в работе над темой книгой аналогичного содержания (если это не ос­новной источник по теме) или продолжать поиски в дру­гих библиотеках. Хорошенько поройтесь в соответству­ющей рубрике предметного каталога: возможно, вам удаст­ся там найти книги на ту же или близкую тему, в которой достаточно широко затрагиваются вопросы интересую­щие вас.

Чтобы выяснить, в какой мере и как именно приго­дится при написании работы та или иная книга, необ­ходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практи­куемый автором, стиль изложения, уровень его доступ­ности для студента, широту охвата темы или, наобо­рот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников.

Самый солидный и обязывающий жанр в научной ли­тературе — монографический. Монография — это до­статочно объемная книга одного автора или группы соав­торов, придерживающихся общей точки зрения на иссле­дуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и ис­черпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо спе­циальным, текст изобилует терминами и труден для по­нимания новичка, требуется много времени на осмыс­ленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено за­даче полного освещения темы и содержит какие-то но­вые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может при­годиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содер­жит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится до­статочно полная библиография по теме исследования, со­держащая названия источников на русском и иностран­ных языках с полными выходными данными. Из библио­графии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали.

Брошюра — это небольшая по объему (часто очень тон­кая) книжка в мягком переплете. Научный источник, из­данный в виде брошюры, обычно представляет собой по­пуляризированный текст, в адаптированном к понима­нию неспециалиста виде, излагающий содержание тео­рий, открытий, описывающий новые вставшие перед уче­ными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию при­ходится долго, то хорошую научно-популярную брошю­ру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы най­дете яркую манеру подачи сложных вопросов, интерес­ные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практичес­кой жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегеченность. Учебник, учебное пособие в принципе не предназначе­ны для функционирования в качестве научных источни­ков. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соот­ветствующего курса. В них вы едва ли найдете что-то с «переднего края науки»: в учебники включается то, что уже апробировано временем, стало классикой и превра­тилось в устоявшиеся научные представления. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учеб­никах, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что вы сами пока «не волшебник, а только учитесь», и от студенческой работы не требуется реальной новиз­ны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного ана­лиза и использования научного текста.

Часто кое-что полезное можно почерпнуть в тезисах окладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Тезисы такого рода публикуются в специ­ально издаваемых сборниках и представляют собой крат­кую выжимку содержания сделанных на конференции докладов. Обычно в основу таких докладов кладутся ма­териалы параграфа или главы диссертации. Пользовать­ся тезисами очень удобно, поскольку и сами конферен­ции, и сборники тезисов, как правило, носят тематичес­кий характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать а полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество: жато изложенных принадлежащих разным людям мне­ний и идей по интересующей вас проблеме.

Научная статья тоже может пригодиться. Обычно ста­тьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме. Например, в сборнике «Философия и наука» можно найти разнооб­разные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с проблемой взаимоотношений философии и науки темы. Если уж вам в руки топал научный журнал, не забудьте проглядеть раздел «Книжное обозрение» или «Новые публикации».

Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основно­го содержания (рефераты) вышедших за период, указан­ный на обложке, книг и монографий. Такие журналы издаются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помо­щью таких рефератов можно быстро и существенно обо­гатить вашу работу.

 

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ

Итак, у вас в руках книга. С первых минут вы обнаруживаете, что не так легко разобраться, как именно ее и

пользовать. Можно самым обычным способом начать читать ее с первой страницы, но прочтение полностью займет много времени и под конец чтения вы можете забыть детали и подробности. Следовательно, нужно не только читать, но и письменно фиксировать основные идеи и во обще все ценное в содержании книги. А для этого вы должны овладеть начальными навыками работы с текста

Она может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование. Конспект—это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.

Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называется плановым, В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания вашей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.

Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интересующие вас мысли автора его же словами. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании са мой работы все необходимые прямые цитаты будут

уже под рукой.

Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников единой теме.

2. Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его по­мощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследо­вания проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться ка­кими-то фрагментами логической последовательнос­ти изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения. Пра­вильно составить сложный план сразу нелегко. Обыч­но лучше начать с составления простого плана, а за­тем совершенствовать его вглубь, обогащая схему из­ложения в деталях. Можно вначале составить подроб­ный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.

3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и несамодостаточная форма рабо­ты с текстом.

4. Тезисы — краткие формулировки основных положе­ний содержания книги или статьи. В процессе состав­ления тезисов вы глубже осваиваете материал и делае­те первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бы­вают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и слож­ных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, по­черпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить создавшуюся базу данных в форме картотеки — специально организован­ной системы карточек, которые можно изготовить само­стоятельно. Карточки внешне должны быть похожи на карточки библиотечного каталога. Разместить их тоже нужно как в предметном каталоге — по рубрикам. Ввер­ху на каждой карточке указывается тема, ниже — фами­лия автора, название книги, выходные данные, номера ис­пользованных страниц. Картотека должна сохраняться в полном порядке, иначе она теряет смысл. Нельзя пере­ставлять карточки с места на место, терять их, забывать, куда вы их поставили. Хорошая организация картотеки и порядок в ней позволят вам легко пользоваться ею в работе над собственным текстом, при оформлении биб­лиографических ссылок и списка литературы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.