КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подбор литературы. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат
ВЫБОР ТЕМЫ Волков Ю.Г. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Внешнеполитический курс М. Каддафи в начале XXI века. Формирование принципов ливийского внешнеполитическогокурса.
3. Внешняя политика Ливии в период «холодной войны».
Основная литература:
Дополнительная литература:
ББК74.58я73 В 67 В 67 Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 128 с. В книге собрана вся информация, необходимая студенту, перед которым стоит задача написать реферат, доклад, контрольную, курсовую или дипломную работу. На основе собственного многолетнего опыта автор дает ценные советы о том, как правильно выбрать тему работы, подобрать литературу и достать ее в библиотеке, как выстроить план и организовать композицию изложения, как цитировать источники и пользоваться принятой системой сокращений и ссылок, как оформить печатный текст и подготовиться к защите курсовой или диплома. Читая эту книгу, вы сможете познакомиться с требованиями стилистики научного текста, узнаете, как пользоваться иллюстративным материалом, как держаться во время устного выступления. Для студентов всех специальностей, преподавателей. © Замысел и разработка
серии: Баранчикова Е.В., 2001 © Волков Ю.Г., 2003 © Оформление: изд-во «Феникс», 2003
ISBN 5-222-01785-0 Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ Сбылась мечта, и вы — студент выбранного факультета. Позади тревожные дни приемных экзаменов, волнение перед зачислением, счастливый момент, когда вы собственными глазами несколько раз для верности прочитали свою фамилию в списке зачисленных. Но проходит несколько месяцев, и радость вытесняется тысячей проблем, которые постепенно закрепляются в виде постоянно преследующих вас больших и малых страхов: не успеть подготовиться к семинару, не ответить на вопрос преподавателя, и, конечно, не сдать экзамен или даже всю сессию, и — само собой — быть с позором отчисленным из некогда вожделенного вуза, и т.д., и т.п. Один из самых стойких и самых загадочных студенческих страхов — это страх перед письменными работами. Собственно, в большинстве случаев он не так уж и загадочен. Его генетические корни уходят глубоко в школьные годы. Помните? Сочинение, которое непонятно, как писать, потому что когда берешься за авторучку, слова становятся непослушными, фразы не выстраиваются и мысли никак не хотят укладываться на тетрадный лист в задуманном порядке. А тут все-таки не какое-то школьное сочинение, а первая настоящая студенческая работа: реферат или курсовая. А что будет, когда незаметно пролетят пять лет учебы и придется писать дипломную работу! Как же быть? Как написать студенческую работу по специальности быстро, качественно и с гарантией хорошей оценки? Вы сами понимаете, что в любом деле успех во многом, зависит от правильно выбранной стратегии. А вот как ее выбрать — это большой вопрос. Чтобы вам помочь решить все вопросы, мы и написали эту книгу
Самый главный стратегический выбор, который вам предстоит сделать, — это выбор темы, на которую придется писать работу. От ее выбора зависит очень многое, если не все. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы плюс уже имеющейся общенаучной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание стандартной работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи — просто откровенно легкие и браться за них могут только те студенты, которые уже заранее готовы смириться с позицией научной посредственности и не связывают свое профессиональное будущее с теорией. При всем при том для оценки работы, написанной на тему любой из перечисленных категорий, существует одна и та же пятибалльная шкала: и за слабую работу по трудоемкой теме вам все равно поставят «тройку», а за блестящую, но по легкой — «пятерку». Итак, наш первый вывод: для того чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них окажется лично для вас посильной, а для этого необходимо верно оценить свои силы и возможности. В студенческом возрасте эта задача не из легких. Как правило, молодым людям присуща неустойчивая самооценка, которая при малейшей неудаче падает почти до абсолютного нуля, зато так же легко и поднимается до небес от любой похвалы. Конечно, студенты бывают разные. Некоторые из них с раннего возраста хорошо знают, чего хотят, достаточно теоретически подготовлены и уверены в своих силах. Студентам такого типа почти не нужен совет по выбору темы — у них есть сфера научных и учебных интересов, в которой они хорошо разбираются. Они всегда берутся за то, что им интересно, и обычно справляются с работой прекрасно. Существует достаточно обширная категория студентов, которые, к сожалению, до поступления в вуз не ус Особенно уязвим на этот счет относительно немногочисленный тип студентов — идеалистов. Поступая в вуз, они обычно мечтают о том, что когда-нибудь совершат великое открытие, или, по крайней мере, мечтают полностью посвятить себя служению науке. У таких студентов, как правило, бывают завышенные требования к себе, диктующие им идти самым трудным путем, и одновременно ранимая психика, болезненно реагирующая не только на реальные, но и на кажущиеся неудачи. В неудачах они винят только себя, сразу делая глобальные выводы о своей неспособности к будущей профессии. Одна студентка, например, взявшись писать курсовую по теме, которая была слишком сложной, не справилась и бросила университет. Наконец, очень многочисленная категория студентов в настоящее время вынуждена одновременно с учебой подрабатывать. Поэтому время, которое они могут уделить написанию курсовой работы или реферата, резко ограничивается по сравнению с возможностями более состоятельных студентов. Вообще многие студенты, в отличие от перечисленных выше типов, не придают письменным работам в вузе особого значения, рассматривая их просто как довольно обременительную необходимость. Они сознательно выбирают темы попроще, чтобы побыстрее с ними «расправиться», и относятся к написанию работы легкомысленно, не связывая с ней свою самооценку. Постарайтесь ясно осознать, отделив рациональную сторону вопроса от комплексов и эмоций, какие цели вы ставите перед собой, выбирая тему курсовой или реферата, чего вы от себя в этой связи хотите. Либо вас интересует какая-то конкретная научная проблема, и хочется приблизиться к ней вплотную и попробовать свои силы в ее исследовании. В таком случае ясно, какую тему выбрать: ее диктуют ваши интересы. Либо вы еще не определились с тем, что в вашей будущей специальности интересно, и готовы взяться за ту тему, которую вам советуют товарищи или научный руководитель. Тогда возникает дилема: стоит ли следовать совету? Либо вы согласны написать, что угодно, только без особого труда и быстро, чтобы за вами не осталось учебной задолженности. Тогда проблема упрощается.
Итак, практические советы по выбору темы. 1. Не беритесь за тему, которую вам навязывают, когда к ней, что называется, не лежит душа. В большинстве случаев хорошо получается только та работа, к которой не испытываешь отвращения. 2. При написании студенческих работ вам может оказать большую услугу знание иностранного языка. Поэтому для человека, без больших затруднений читающего на иностранном языке, вся стратегия выбора темы может быть совершенно иной. Короче, если вы можете пользоваться иностранным языком как орудием в своей работе, следует выбирать тему, заранее осведомившись в библиотеке или у научного руководителя, есть ли в доступном для вас пространстве литература по ней на известном вам языке. Если таковая имеется, вы существенно выигрываете. Во-первых, к работам, в которых задействованы среди прочих источники на иностранном языке, у оценивающего их преподавателя сразу возникает благожелательное отношение, потому что способность разумно пользоваться иностранной литературой у студента встречается не часто. Во-вторых, знание языка открывает доступ к концепциям и теоретическим «заходам», которые, если этот источник еще не переведен на русский язык, могут не только существенно украсить и обогатить вашу работу, но и стать реальным маленьким вкладом в науку. Есть специальное выражение: «введение в отечественный научный оборот». Если это у вас получится, в любом случае можно считать, что работа удалась. Если же с иностранным языком у вас положение не на высоте, постарайтесь выбрать такую тему, раскрытие которой не потребует от вас работы с иностранными источниками. В противном случае очень велик риск, что вы запутаетесь в переводе, не разберетесь в терминологии и надолго завязнете в работе, превратив ее в мучительный затяжной процесс с непредсказуемым исходом. 3. Если вы не руководствуетесь серьезным научным интересом, в целях облегчения работы старайтесь выбирать такую тему, которая потребует минимума экспериментальных, лабораторных, чертежных и вообще практических работ. 4. Вопреки общепринятому мнению, более общие, теоретические темы проще для написания, чем узкоспециализированные. Такие темы, как правило, легче даются студентам с широким общим кругозором и хорошей культурой письменной речи. Если же вы не красноречивы, попробуйте взяться за узкую тему и детально ее разработать. 5. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто интересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем и на определенной кафедре. Действительно, роль научного руководителя в жизни студента велика. От него многое зависит. Бывает, что выбрать руководителя важнее, чем тему. И если приходится выбирать тему не просто, а «в комплекте» с руководителем, лучше, чтобы приоритетным был выбор руководителя, пусть даже это приведет к некоторой корректировке темы. Выбирая руководителя, помните, что здесь важно все: и ваша психологическая совместимость с ним, и его профессиональная и научная компетентность, и готовность тратить на вас время и силы. Существуют руководители, главный принцип которых заключается в том, чтобы «не мешать» студенту методом проб и ошибок искать в науке «свое». С точки зрения творчества это очень продуктивная позиция, но не всякому студенту она подойдет. Малоинициативный, но добросовестный и исполнительный студент будет чувствовать, что ему чего-то недостает. Другой способ руководства заключается в усиленной опеке студента, заботливом снабжении его литературой из собственной домашней библиотеки руководителя, частых встречах для консультаций. В принципе, это оптимальный вариант руководителя для всех студентов, кроме тех, кто хочет и может идти своим путем уже в студенческие годы. С таким руководителем вы осилите любую тему, впрочем, он поможет и с выбором. Очень важно, чтобы ваша ориентация в науке совпадала. Если, к примеру, ваш руководитель — догматик и предпочитает старые проверенные теории, классические формулировки, а вы по своему складу — новатор и любите нетривиальные решения, совместная деятельность, скорее всего, будет нелегкой и закончится открытым конфликтом. Постарайтесь понять, какой тип руководителя нужен именно вам, его и придерживайтесь. 6. Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. Желательно, чтобы название работы не содержало слишком многообещающих и агрессивных формул. В качестве примера можно привести пародийное название студенческой работы из университетской стенгазеты: «К критике всяческой всячины». Лучше всего, если название просто и ясно отражает суть рассматриваемой проблемы. Хорошо, если в названии или подзаголовке будет указан ракурс вашего подхода к теме. Например: «Древнегреческая философия. Мифопоэтический аспект». 7. Не считайте, что тема должна полностью определять все содержание и строение работы. Как правило, в процессе написания выявляются новые нюансы вопроса, порой возникают довольно продуктивные отвлечения от основной темы, и сама формулировка проблемы часто конкретизируется и немного меняется. Лучше подкорректировать тему под уже написанный текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он, наконец, идеально совпадет с выбранной вами темой. Поэтому формулируйте тему так, чтобы была возможность все таки ее подкорректировать. 8. Если тема уже утверждена, а вам она вдруг показалась уже не интересной, слишком простой или, на! оборот, слишком трудной, или если внезапно непреодолимо понравилась другая тема, не просите никого пойти вам навстречу и заменить тему. Раз так получилось, с большой вероятностью можно предположить, что как только тему сменят, она опять вам разонравится. Старайтесь доводить начатое до конца. Однако, если написание работы никак не клеится. И вы уверены, что это именно из-за темы, — попробуйте ее сменить. Не стоит оставаться вечным студентом, чтобы лет через пятьдесят, наконец, вы мог 1 ли бы торжествовать победу.
Итак, первый этап пройден, и тема утверждена. Но о том, как и что с ней делать, у вас существует в лучшем случае смутное представление. И здесь очень важно не сделать роковой ошибки. Роковая ошибка студента, пишущего реферат или курсовую (дипломник такой ошибки уже не сделает), — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как великие поэты в плохих старых фильмах: мечтательно закатив глаза к небесам и прислушиваясь к происходящему в вашем мозгу движению. Уверяю вас, так вы ничего не напишите. Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то из прошлых жизней припомнить для курсовой. Такие случаи, однако, чрезвычайно редки. Вполне естественно, что вы, став студентом, очень многого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист— это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист! Так что ничего постыдного и страшного нет в том, что «поэтическим» способом вы ничего стоящего написать не можете. Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять. 1. У научного руководителя. В обязанности руководителя входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, настроенный формально, ограничивается тем, что составляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе написания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предложить вам на время работы собственные книги. 2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в библиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете. Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая каталог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке названия, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка среди них будет несколько таких, которые вам пригодятся. Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведения о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала.' Следует выписать из указателя интересующие вас статьи' вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера. Существует ряд специальных справочных библиографических изданий, которыми можно и нужно пользоваться. В настоящее время выпуском таких изданий ведают институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ). Они объединяются в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ, по общественным — ИНИОН, патентной документации — НПО «Поиск»; отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссертации обрабатывает ВНТИЦ, нормативно-техническую документацию — ВНИИКИ). Информационные издания этих институтов и организаций подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой — сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки. Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания наиболее полно отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Наиболее значительный библиографический указатель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимущественно систематические указатели, выпускаемые в виде бюл- летеней, охватывающих почти все отрасли мировой науки и техники. Отечественные и зарубежные публикации по медико-социальным, гигиеническим и клиническим дисциплинам отражаются в СИ ВИНИТИ в специальной серии «Биология». Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К этим изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки. Реферативные журналы в Российской Федерации по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН — основное и самое распространенное в на-j шей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по социологии, i философии, истории, экономике, праву, востоковедению, религиоведению и т. д., публикуя рефераты, аннотации и| библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники. РЖ ИНИОН — единое многосерийное издание, состоящее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятельными тетрадями) и из отдельных! выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет — 4 раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ в среднем okoло четырех месяцев. Реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам выпускаются по рубрикам: востоковедения и африканистика, китаеведение (реферируется зарубежная литература); государство и право, литературоведение, языкознание, история, экономика, философия, социология, науковедение (реферируется отечественная и зарубежная литература). Помимо реферативных журналов, ИНИОН издает также справочные библиографические указатели, позволяющие ориентироваться в новой литературе по социальным и гуманитарным наукам. Такие указатели выходят отдельными томами по темам: правоведение, политология; история, археология, этнология; литературоведение; науковедение; философия и социология; экономика; языкознание; религиоведение; депонированные научные работы. Еще одна группа изданий называется «Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники». Они выпускаются по темам: актуальные проблемы Европы; федерализм, региональное управление и местное самоуправление; экономические и социальные проблемы России; культурология; политическая наука; актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом; политические портреты. В рубрике «Специализированная информация» выходит издание «Социологические исследования в России (материалы социологических центров и служб)». Кроме того, выходят общественно-политический журнал «Россия и современный мир» и бюллетень реферативно-аналитической информации «Россия и мусульманский мир». ИНИОН выпускает оптические компакт-диски (CD-ROM) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам. Производится два вида Дисков: текущие, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившие в фонды библиотеки ИНИОН за один - три года, и ретроспективные тематические, содержащие массивы за 10—15лет. На CD-ROM помещается от 100 до 300 тысяч библиографических записей. Диски также комплектуются справочно-нормативными файлами ИНИОН и проблемно-ориентированными базами данных. Библиографическая запись включает сведения об авторах, названии, источнике (журнале или сборнике статей, в котором опубликована работа), дате и месте издания публикации на языке оригинала; краткую аннотацию на русском языке; поисковые термины (ключевые слова и дескрипторы) на русском и частично на английском языке; коды рубрикатора ИНИОН, код языка источника по стандарту ISO и другие данные. Информационно-поисковая система «IRBIS» (версии DOS и Windows' 95) позволяет легко и удобно выполнять простые и сложные запросы; имеет подробную справочную информацию о всех функциях и возможностях пользователя. ИНИОН предлагает следующие продукты на CD-ROM: • политематическая (общая) библиографическая база данных по социальным и гуманитарным наукам (1993—1995 гг.; 250 тыс. записей); • политематическая (общая) библиографическая база данных по социальным и гуманитарным наукам (1996—1998 гг.: 270тыс. записей); • ретроспективная база данных по государству и праву (с 1986 г.; 130 тыс. записей); • ретроспективная база данных по литературоведению (с 1986 г.; 170тыс. записей); • ретроспективная база данных по философии и социологии (с 1981 г.; 240 тыс. записей); - ретроспективная база данных по экономике и демографии (с 1991 г.; 130 тыс. записей); • ретроспективная база данных по языкознанию (с 1986 г.; 130 тыс. записей). Пополнение ретроспективных баз данных сведениями о новых поступлениях литературы в фонд библиотеки ИНИОН происходит один раз в год. Служба доставки электронных копий первоисточников предлагает всем пользователям баз данных ИНИОН на оптических компакт-дисках или в Интернет оперативную доставку копий источников (статей из журналов и сборников), находящихся в фондах библиотеки ИНИОН. Копии высылаются по электронной почте или через Интернет. Работает также электронная доставка копий источников из фондов многих российских и зарубежных библиотек. Обратиться в ИНИОН за получением услуг можно по следующим адресам: e-mail: inf o@inion. ru http://www.inion.ru Среди других институтов, которые могут оказаться полезными в работе, следует назвать: • Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИ Центр), осуществляющий сбор, накопление и обработку информации по всем видам не-публикуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и издающий по ним информационные издания реферативного и сигнального типа; • Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), издающий информационные указатели литературы; • Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ), выпускающий оригинальные и собственные информационные издания по различным направлениям изобретательства, в том числе сигнальные, библиографические и реферативные издания. Следует обращать внимание на издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и др.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки. В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок. Интернетом можно пользоваться не выходя из дома при условии, что у вас есть телефон и компьютер. Кроме того, в Интернете можно найти информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодике, а также такую, которая настолько свежа, что ее просто не успели перевести на русский язык. Приведем адреса некоторых сайтов, где вы можно получить интересующую вас информацию. Универсальная поисковая система — www. yandex. ru Получить через Интернет информацию по социальным и гуманитарным наукам можно также по следующим адресам: http://www.nsu.ru/sociol; http://www.nitehawk.com/alleycat/anth-faq.html; http://www.sci.econ; http://www.sci.anthropology; http://www.sci.environment; http://www.sci.edu; http: // www.sci.cognitive; ит.д. Отделение Российской Академии наук (http. / /www. che.nsk.su/ran/win/struct/division.htm). Фонд «Общественное мнение» (http: //www. f om. ru), Всероссийский центр изучения общественного мнения (http: / /www. wciom. ru). На этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения. Чтобы правильно и быстро находить нужную литературу, вам следует хорошо знать структуру научных и студенческих библиотек и механизм поиска книг. Студенческая библиотека имеется в каждом вузе. Если факультеты расположены в разных корпусах, то обычно в каждом корпусе своя факультетская библиотека. Для записи в нее вам нужен паспорт и студенческий билет. В крупных библиотеках существуют особые читательские билеты, заполняемые при записи. Их обязательно нужно брать с собой, отправляясь в библиотеку, — иначе книг не выдадут. - Если библиотека вашего вуза не располагает необходимой литературой, обратитесь при возможности в областную научную библиотеку. Скорее всего, то, что вам нужно, отыщется там. Если вы живете и учитесь в Москве или в других крупных областных городах, то вам повезло. Тогда вы можете без труда пользоваться обширными книжными фондами больших универсальных и специализированных библиотек. Универсальные библиотеки располагают литературой по всем областям знаний. Специализированные — по какой-либо одной отрасли или группе смежных отраслей, например, медицинские или технические библиотеки. Живя в Москве, вы имеете возможность работать в крупнейшей и самой полной библиотеке страны < — Российской государственной библиотеке, которую по старой привычке часто называют «Ленинкой». Помимо нее, если тема вашей работы относится к сфере гуманитарных и общественных наук, можно обратиться в Историческую библиотеку (особенно если вам необходимы книги, изданные давно), или в библиотеку Института научной информации по общественным и гуманитарным наукам РАН, которая первой получает новую литературу по указанным областям. Самое трудное для новичка — научиться работать с каталогами. В больших библиотеках каталоги представляют собой сложную и на первый взгляд непостижимую систему. Однако в действительности она довольно проста и в ней нужно только разобраться. Хорошо ориентироваться в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с каталогом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени. Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитного каталога таков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а также фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по алфавитному каталогу. В нем карточки книг расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретного автора или она написана авторским коллективом, который слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве названия. Иностранные издания регистрируются в специальных алфавитных каталогах в порядке латинского алфавита, а для книг на китайском, японском, арабском языках, иврите и т. д., то есть на языках, не использующих кириллицу или латинские буквы, существуют специализированные алфавитные каталоги. При поиске нужного названия в алфавитном каталоге следует обязательно просмотреть не только то место, где искомая книга должна была бы находиться, но и ее ближайшие окрестности. По ошибке или невнимательности составителей каталога карточка может оказаться не на своем месте, а рядом. Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фамилию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубрикам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в каталоге в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенному предмету. Если, например, вы ищете книгу по социальной антропологии, то необходимо найти рубрику «Антропология», а в ней подрубрика «Антропология социальная». Систематический каталог похож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по тематическим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от предметного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соответствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин, например: «Физика» или «История». В них выделяются подрубрики в соответствии с внутренним членением той или иной науки на отрасли. Так, в рубрике «Физика» будут подрубрики «Физика твердого тела», «Физика плазмы» и т. д. Необходимо помнить, что наличие карточки конкретной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее реальное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посетителю. Многие из них списаны по причине обветшания, исчезли благодаря проискам предприимчивых читателей, лежат в отдаленных хранилищах, куда почему-то нет доступа. Об отсутствии искомой книги в фондах библиотеки вам сообщат на бланке вашего заказа. В соответствии с правилами отказ выдать книгу всегда мотивирован. Из формулировки отказа вы можете почерпнуть информацию о том, есть ли вообще надежда получить в данной библиотеке нужную книгу. Если книга находится у другого читателя или отправлена в переплетную, вы можете получить ее через определенный промежуток времени. Если же вам сообщают о том, что книга утеряна или недоступна, остается только попытаться заменить ее в работе над темой книгой аналогичного содержания (если это не основной источник по теме) или продолжать поиски в других библиотеках. Хорошенько поройтесь в соответствующей рубрике предметного каталога: возможно, вам удастся там найти книги на ту же или близкую тему, в которой достаточно широко затрагиваются вопросы интересующие вас. Чтобы выяснить, в какой мере и как именно пригодится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практикуемый автором, стиль изложения, уровень его доступности для студента, широту охвата темы или, наоборот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников. Самый солидный и обязывающий жанр в научной литературе — монографический. Монография — это достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов, придерживающихся общей точки зрения на исследуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и исчерпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо специальным, текст изобилует терминами и труден для понимания новичка, требуется много времени на осмысленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено задаче полного освещения темы и содержит какие-то новые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может пригодиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содержит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится достаточно полная библиография по теме исследования, содержащая названия источников на русском и иностранных языках с полными выходными данными. Из библиографии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали. Брошюра — это небольшая по объему (часто очень тонкая) книжка в мягком переплете. Научный источник, изданный в виде брошюры, обычно представляет собой популяризированный текст, в адаптированном к пониманию неспециалиста виде, излагающий содержание теорий, открытий, описывающий новые вставшие перед учеными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию приходится долго, то хорошую научно-популярную брошюру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы найдете яркую манеру подачи сложных вопросов, интересные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практической жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегеченность. Учебник, учебное пособие в принципе не предназначены для функционирования в качестве научных источников. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. В них вы едва ли найдете что-то с «переднего края науки»: в учебники включается то, что уже апробировано временем, стало классикой и превратилось в устоявшиеся научные представления. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учебниках, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что вы сами пока «не волшебник, а только учитесь», и от студенческой работы не требуется реальной новизны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста. Часто кое-что полезное можно почерпнуть в тезисах окладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Тезисы такого рода публикуются в специально издаваемых сборниках и представляют собой краткую выжимку содержания сделанных на конференции докладов. Обычно в основу таких докладов кладутся материалы параграфа или главы диссертации. Пользоваться тезисами очень удобно, поскольку и сами конференции, и сборники тезисов, как правило, носят тематический характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать а полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество: жато изложенных принадлежащих разным людям мнений и идей по интересующей вас проблеме. Научная статья тоже может пригодиться. Обычно статьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме. Например, в сборнике «Философия и наука» можно найти разнообразные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с проблемой взаимоотношений философии и науки темы. Если уж вам в руки топал научный журнал, не забудьте проглядеть раздел «Книжное обозрение» или «Новые публикации». Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основного содержания (рефераты) вышедших за период, указанный на обложке, книг и монографий. Такие журналы издаются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помощью таких рефератов можно быстро и существенно обогатить вашу работу.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ Итак, у вас в руках книга. С первых минут вы обнаруживаете, что не так легко разобраться, как именно ее и пользовать. Можно самым обычным способом начать читать ее с первой страницы, но прочтение полностью займет много времени и под конец чтения вы можете забыть детали и подробности. Следовательно, нужно не только читать, но и письменно фиксировать основные идеи и во обще все ценное в содержании книги. А для этого вы должны овладеть начальными навыками работы с текста Она может иметь разные формы, а именно: 1. Конспектирование. Конспект—это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называется плановым, В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания вашей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время. Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интересующие вас мысли автора его же словами. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании са мой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой. Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников единой теме. 2. Составление плана. Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его помощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследования проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться какими-то фрагментами логической последовательности изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения. Правильно составить сложный план сразу нелегко. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, обогащая схему изложения в деталях. Можно вначале составить подробный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный. 3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и несамодостаточная форма работы с текстом. 4. Тезисы — краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов вы глубже осваиваете материал и делаете первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике. Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить создавшуюся базу данных в форме картотеки — специально организованной системы карточек, которые можно изготовить самостоятельно. Карточки внешне должны быть похожи на карточки библиотечного каталога. Разместить их тоже нужно как в предметном каталоге — по рубрикам. Вверху на каждой карточке указывается тема, ниже — фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц. Картотека должна сохраняться в полном порядке, иначе она теряет смысл. Нельзя переставлять карточки с места на место, терять их, забывать, куда вы их поставили. Хорошая организация картотеки и порядок в ней позволят вам легко пользоваться ею в работе над собственным текстом, при оформлении библиографических ссылок и списка литературы.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |