КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список достижений
Список похвальных дел Похвальные дела - это ежедневные положительные поступки, совершен пациентом, или действия, за которые он заслуживает похвалы. (См. рис.12.10.) Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование.
268 Глава 12
Т: Салли, я хочу предложить вам полезное домашнее задание. Мы не раз отмечали, насколько вы преуспели в самокритике и самообвинении. Что происходит с вашим настроением, когда у вас возникают мысли "Я должна была бы сделать это лучше" или "Напрасно я пыталась"? П: Мне становится хуже. Т: Правильно. А как вы думаете, что произойдет, если вы попытаетесь замечать свои положительные поступки? П: Наверное, мне станет лучше. Т: Допустим, я заболел воспалением легких, но все-таки сделал над собой усилие, выбрался из кровати, пришел на работу, принимал пациентов, работал с документами и т.д. Заслуживаю ли я похвалы? П: Конечно. Т: Даже если все это получалось у меня хуже, чем обычно? П: Да. Т: Потому что я вполне мог вместо этого остаться дома, натянуть на голову одеяло и весь день провести в постели. П: Правильно.
(Мои хорошие поступки или то, что было сложным, но мне удалось) 1. Пыталась понять новую тему на лекции по статистике. 2. Закончила писать отчет и сдала его преподавателю. 3. За обедом поговорила с другом Джулии. 4. Позвонила Джону, чтобы узнать, что задано по химии. 5. Приготовила ужин, вместо того чтобы лечь спать. 6. Прочитала главу 5 учебника по экономике. Рис. 12.10. Список похвальных дел ("Список достижений" Салли)
Т: А справедливо ли все это в отношении вас самой? Заслуживаете ли вы хотя бы небольшой похвалы - своего рода аванса, чтобы начать действовать? П: Наверное, да... Т: Между сессиями вам, возможно, будет непросто вспомнить о необходимости хвалить себя. Поэтому я предлагаю заранее составить список. Как вам эта идея? П: Я попробую. Т: Если не возражаете, давайте начнем прямо сейчас. Как мы назовем этот список? Список похвальных дел? Список достижений? Или как-нибудь иначе? Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 269
П: Пусть будет "Список достижений". Т: Хорошо. Сейчас вы заполните его, отметив поступки, за которые заслуживаете похвалы, - что было сложным, но удалось вам. П: Хорошо. (Записывает указания терапевта.) Т: Давайте начнем с сегодняшнего дня. Чем вы сегодня занимались? П: (Записывает и комментирует.) Так, надо вспомнить... Я пришла на занятие по статистике... и пыталась разобраться в новой теме, хоть это было непросто... Я закончила писать свой отчет и сдала его... Я поговорила с другом моей соседки по комнате, который приходил к нам на обед... Т: Хорошее начало. Сможете ли вы выполнять это задание каждый день? П: Смогу. Т: Мне кажется, вы запомните свои положительные поступки в десять раз лучше, если будете записывать их, едва вспомнив. Но если такой возможности не представится, старайтесь делать записи, как минимум, во время обеда, ужина и перед сном. Получится у вас? П: Да. Т: Надо ли записать, зачем вам нужно это задание? П: Нет, я запомню. Это поможет мне сосредоточиться на хорошем, чтобы мое состояние улучшилось.
Составление списка похвальных дел в начале терапии готовит пациента к более позднему заданию: поиску позитивных данных для бланка для работы с глубинными убеждениями (РГУ) (глава 11). Итак, существует множество когнитивных и поведенческих техник; в этой книге представлены самые распространенные. Чтобы расширить репертуар используемых техник, обратитесь к дополнительной литературе.
Глава 13
ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
У многих пациентов автоматические мысли возникают не только в виде невысказанных слов, но также в форме мысленных картин или образов (Beck & Emery, 1985). Например, у Салли была мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он подумает, что я ему навязываюсь". В ходе беседы терапевт определил, что Салли помимо этой вербальной автоматической мысли одновременно представляла себе преподавателя, который, нахмурившись, смотрел на нее сверху вниз и выглядел очень раздражённым, в то время как она задавала ему волнующий ее вопрос. Эта картина и есть образная автоматическая мысль. Из этой главы вы узнаете, как обучать пациентов выявлению их спонтанных образов и как осуществлять терапевтическую работу с двумя видами образов - спонтанными и намеренно вызванными. Хотя визуальные образы возникают у большинства пациентов, лишь немногие сообщают о них. Чтобы выявить образные автоматические мысли, зачастую недостаточно простого вопроса, даже повторенного несколько раз. Образы нередко слишком мимолетны и неприятны пациенту. Неудивительно, что их стараются как: можно скорее стереть из памяти. Если травмирующие образы остаются нераспознанными и непроработанными, дистресс пациента продолжает усугубляться. Терапевт рассказывает пациенту об автоматических мыслях, принимающих форму образов, уже на первой терапевтической сессии (см. главу 3).
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |