Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение образа




ПОИСК ОТВЕТА НА СПОНТАННЫЕ ОБРАЗЫ

Убедившись, что пациента посещают неприятные образные представления, те­рапевт обучает его нескольким способам ответа на них, предваряя разъяснения логическим обоснованием.

Т: Салли, у вас есть несколько возможностей разобраться с подобными мысленными картинами. И сейчас я расскажу вам о них. Трудно предсказать заранее, в каком случае какая техника окажется наиболее полезной, поэтому мы потренируемся, чтобы в будущем вы знали, из чего можете выбирать.

Существует несколько способов ответа на спонтанно возникающие пред­ставления. Первые шесть из них позволяют пациенту взглянуть на ситуацию другими глазами и тем самым снизить остроту неприятных эмоциональных переживаний; последняя техника, предполагающая переключение внимания, дает пациенту временную передышку, служит своеобразной "скорой помо­щью". Терапевт обязательно подчеркивает, что для овладения всеми этими техниками и их эффективного применения требуется практика: многократные упражнения во время сессий и между ними.

 

Эта техника зачастую бывает самой эффективной, и поэтому ее можно пред­ставить пациенту первой. С ее помощью терапевту удастся лучше концеп­туализировать проблему пациента, осуществить когнитивную перестройку травмирующего образа и добиться улучшения состояния пациента. Техника заключается в том, что терапевт побуждает пациента развивать спонтанно возникший образ до тех пор, пока не произойдет одно из двух:

• пациент мысленно минует кризисную точку, и его состояние улучшится;

• в конце концов пациент дойдет в своем воображении до катастрофы, например до смерти.

 

В последнем случае терапевт получает возможность выявить наиболее пугающие пациента последствия и выяснить значение для него катастрофы.

Новые данные позволят ему эффективно продолжить терапевтическое вмешательство. Ниже представлен пример, в котором события разворачиваются по первому сценарию: пациентка представляет прохождение через определенные сложности и в итоге испытывает эмоциональное облегчение.

 

 

276 Глава 13

Т: Хорошо, Салли, представьте это еще раз, так живо, как будто это проис­ходит наяву, и дайте мне знать, когда у вас получится.

П: Я сижу в классе. Начинается контрольная работа. Преподаватель раздаст задания. Я читаю свое задание... В голове у меня пусто. Перечитываю вопросы, но ничего не понимаю. И думаю: "Вот я и попалась. Это ловушка. Конец".

Т: И вы чувствуете...

П: Мне очень, очень страшно.

Т: Что-то еще происходит?

П: Нет.

Т: Это очень типично: вы остановили свой образ на самом худшем моменте, когда вы чувствуете, что в голове у вас пусто и вы "в ловушке". Попробуйте представить, что происходит потом.

П: Гм... Я не знаю...

Т: Бы пребываете в этом состоянии целый час или дольше?

П: Манерное, нет.

Т: Тогда представьте, что происходит потом. Вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов. Вы действительно в ло­вушке?

П: Нет...

Т: Расскажите, что происходит потом?

П: Я снова читаю свой билет, но не могу сосредоточиться.

Т: Потом?

П: Я пытаюсь что-то вспомнить... Первый вопрос мне совершенно непо­нятен.

Т: Так, что дальше?

П: Читаю следующий вопрос. Я не уверена, что именно нужно отвечать.

Т: Потом что?

П: Я прочитываю все вопросы, пока не нахожу тот, по которому я хоть что-то знаю.

Т: Что потом?

П: Наверное, я пишу ответ...

Т: Вы видите себя пишущей ответ?

П: Да.

Т: Очень хорошо. И что дальше?

 

Образные представления 277

 

П: Я опять читаю вопросы, пока не нахожу такой, на который могу от­ветить.

Т: Что потом?

П: Потом я возвращаюсь к первым вопросам и пытаюсь хоть что-нибудь написать.

Т: Хорошо. Что потом?

П: Наконец я сдаю лист с ответами. Как могла, так и написала.

Т: Что вы делаете потом?

П: Собираю свои вещи.

Т: И?..

П: Наверное, иду на следующий урок.

Т: И затем?

П: Сажусь, достаю учебник.

Т: И как вы себя сейчас чувствуете, в этом образе?

П: По-прежнему немного неуверенно. Я не знаю, как я написала конт­рольную.

Т: Это лучше, чем вы чувствовали себя в начале, с пустой головой и в ло­вушке?

П: Да, конечно. Намного лучше.

Т: Хорошо. Давайте посмотрим, что нам удалось сделать. Во-первых, вы вы­явили неприятный образ, который остановили в самой худшей точке. Затем вы стали представлять, что может произойти потом. Вы разворачивали мыслен­ную картину до тех пор, пока вам не стало лучше. Эту технику мы называем завершением образа. Как вы думаете, пригодится ли она вам в будущем.

В этом примере пациентке легко удалось привести воображаемую ситуацию к разумному исходу. Но в некоторых случаях терапевт предлагает изменить описываемую картину.

Т: Расскажите, что происходит потом?...Если вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов, вы действительно в ловушке?

П: Я не знаю. Я чувствую, что я в ловушке.

Т: Что происходит дальше?

П: Не знаю. Я сижу и чувствую, что я в ловушке.

Т: Можете ли вы увидеть, как вы пошевелились, делаете глубокий вдох, смотрите в окно?

 

278 Глава 13

 

П: Угу.

Т: Можете ли вы увидеть, как вы трете шею, чтобы снять излишнее напря­жение?

П: Да.

Т: Хорошо, а готовы ли вы сейчас, в вашем образе, еще раз прочитать зада­ния, чтобы найти что-нибудь понятное вам?

П: Да.

Т: Вы можете представить, как делаете это? Что происходит?

П: Я нахожу легкий вопрос.

Т: И что потом?

 

Здесь терапевт, чтобы помочь пациенту выйти из тупика, вводит в образ новые элементы. Он продолжает в этом ключе до тех пор, пока пациент не под­хватит его инициативу, чтобы продолжить развитие образа.

Как упоминалось выше, иногда пациент представляет картину, которая ухудшается, порой - катастрофически. В этом случае терапевт концептуали­зирует значение этой катастрофы для пациента и проводит соответствующее вмешательство.

Т: Итак, Мари, вы видите себя в машине, которая скатывается к огражде­нию моста. Постарайтесь представить эту сцену как можно отчетливее. Что происходит потом?

П: Край моста приближается. Машина надает. (Плачет.)

Т: (Мягко.) И что потом?

П: (Со слезами.) Машина полностью уходит под воду.

Т: (Мягко.) А вы?

П: (С плачем.) Я мертва.

Т: Что происходит потом?

П: Не знаю. Дальше я ничего не могу увидеть. (Снова плачет.)

Т: Мари, я думаю, вам необходимо заглянуть немного дальше. Что самого плохого в том, что вы умираете в этой аварии?

П: Мои дети. У них больше не будет матери. Оки никому не будут нужны.

Т: (После паузы.) Мари, как вы представляете это?

В этом примере попытка завершения образа приводит к катастрофе. Терапевт продолжает мягко, но настойчиво задавать вопросы и таким образом определяет значение для пациентки этой катастрофы. Далее в этой главе пред­ставлен пример, в котором применяется техника дистанцирования — это один


Образные представления 279

 

из способов решения проблем подобного рода. В приведенном примере паци­ентка обнаружила, что у нее присутствует другой образ - скорбящих детей на ее похоронах. И снова пациентка останавливает образ в самой худшей, самой неприятной точке. (В последнем примере этой главы вы увидите, как терапевт поможет Мари представить ее детей (которые чувствуют себя гораздо луч­ше) спустя много лет, в будущем.)

Итак, попытка завершения образа может пойти по двум сценариям. Либо проблема в конце концов разрешается и пациент испытывает облегчение, либо она обостряется и приобретает масштаб катастрофы. В последнем случае тера­певт выявляет значение катастрофы для пациента и вскрывает новую, более глубокую проблему. Затем терапевт помогает пациенту создать копинг-образ, как показано далее в этой главе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.