Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Филарет Московский




Известнейшие представители духовной науки и проповедничества в XIX столетии.

Преобразование духовных школ еще более оживило духовную науку и церковное ви­тийство. В первое время по преобразовании главными деятелями на поприще проповедниче­ства оставались еще питомцы старой духовной школы, — викарий Платона Августин, Ам­вросий Протасов Тульский, потом Казанский и Тверской (+ 1831), ученый Ириней Фальков-ский, оставивший до 1300 проповедей, и другие. По русской истории самым капитальным трудом был совместный труд ректора новгородской семинарии Амвросия Орнатского (после епископа Пензенского, — + 1827) и Евгения: "История Российской иерархии" в 6 частях (1807-1816 гг.) — необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археоло­гическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Одно время в начале своей деятельности он принимался было за составление полной систематической русской церковной истории, но, вероятно увидав, что за такой труд еще рано приниматься, оставил его в рукописи недоконченным. Во всех епархиях, где он служил: в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве — везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монасты­рях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так, появи­лись его "Разговоры ο древностях Новгорода," материалы для истории вологодской иерар­хии, святых и монастырей, статья ο пермских древностях, "История княжества Псковского," "Летопись Изборска," "Описание Киево-Софийского собора" и Киево-Печерской лавры и другие; много лет он работал над составлением своих знаменитых "Словарей российских пи­сателей" светских и духовного чина. Он вел обширную переписку и сношения почти со все­ми русскими учеными и библиографами, и с известным тогдашним меценатом русских уче­ных графом Н. П. Румянцевым. Его заметками ο Кормчей пользовался в своем "Обозрении Кормчей" барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были грамоты кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбского, Хождение Даниила и другие. Ученые общества, университеты, академия наук наперерыв приглашали его в число своих членов. Сперанский считал его в свое время первым русским историком, как Филарета пер­вым русским богословом и проповедником.

Более полувека удерживал за собою это первенство богословского и проповеднического авторитета. После учебных преобразований, в должности ректора академии и члена комис-

"Словарь исторический ο бывших в России писателях духовного чина," 1818, 1827 исп. и доп. и "Словарь российских светских писателей," 1845.— Прим. ред.


Holy Trinity Orthodox Mission

сии духовных училищ, он был одним из главных руководителей духовного образования. В 1814 г. им была составлена подробная систематика или "Обозрение богословских наук." Из академических трудов его получили классическое значение его толкование на 67 псалом и "Записки на Книгу Бытия" и "Начертание библейской истории." Из последующих трудов из­вестны его "Изложение разностей между восточной и западной церквами," "Разговоры меж­ду испытующим и уверенным ο православии Греко-Российской церкви," "Беседы к глаголе-му старообрядцу" и особенно его Катехизисы, на которых воспитывались в религии все мо­лодые поколения русских людей с 1820-х годов до последнего времени. Его слова и речи, по глубине и силе своего богословского содержания, по высокому истинно церковному красно­речию, крепкой диалектике, сжатому, но художественному языку, представляют, можно ска­зать, высшую степень развития проповедного слова, назначенного для образованного и не­сколько мыслящего общества, а его письма, мнения и резолюции, изданные после его смерти — неистощимый запас мудрости и советов не только для духовных, но и для светских адми­нистраторов и разных практических деятелей. Одновременно с "Начертанием библейской истории" Филарета, по поручению комиссии духовных училищ, другим ученым богословом, ректором петербургской семинарии Иннокентием Смирновым составлено было "Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII в.," сделавшееся на долгое время тоже классической книгой для духовных школ. Кроме этого труда, Иннокентий оставил после се­бя еще прекрасное "Богословие деятельное"; известен он был и своим теплым и симпатич­ным проповедничеством. Трудясь над церковной историей, он надорвал свое здоровье и умер от чахотки в 1819 г., всего 35 лет от роду, вскоре после своего назначения епископом в Пен­зу.

Первые курсы преобразованных академий выставили из своей среды несколько замеча­тельных духовных писателей по разным специальностям. Так, из первого курса Петербург­ской академии вышли математики В. Себржинский, автор руководства к алгебре, и С. Рай-ковский, автор руководства к геометрии; филолог и экзегет протоиерей Герасим Павский, доктор богословия, профессор богословия в университете и законоучитель в семействе Госу­даря Николая Павловича, известный как автор классической еврейской грамматики и "Фило­логических наблюдений над составом русского языка" и участник в переводе Св. Писания на русский язык (+ 1863); протоиерей Иоаким Кочетов, написавший "Черты деятельного уче­ния веры" (1824) и "Начертание христианских обязанностей," профессор Ирод. Ветринский, издавший (1829-1844) 6 томов "Памятников древней христианской церкви" по Бингаму; рек­тор Московской академии архим. Поликарп, догматист и составитель латинской хрестома­тии, по которой учились латыни много духовных поколений до учебной реформы 1860-х гг.; наконец, известный наш святитель, ревнитель миссионерского дела, доктор богословия Гри­горий Постников, преемник Филарета по ректорству, с 1825 по 1860 г. последовательно слу­живший на кафедрах Калужской, Рязанской, Тверской, Казанской и Петербургской; в печати изданы: несколько его академических лекций по догматике, проповеди, "День святой жиз­ни," "Жития казанских чудотворцев" и "Истинно-древняя Христова церковь" против раско­ла; он известен также, как основатель нескольких духовных журналов — в Петербурге "Хри­стианского чтения" (с 1821 г.),"Духовной беседы" (с 1858 г.) и отчасти "Странника" (с I860 г.), в Казани "Православного Собеседника" (с 1855 г.). Из II курса той же академии вышел доктор богословия Иоанн Доброзраков, архиепископ Донской, автор "Свящ. Герменевтики" (на лат. языке), из III — протоиерей Иоанн Григорович (+ 1653), воспитывавшийся за счет графа Румянцева, автор ученого "Опыта ο посадниках новгородских," "Сведений ο жизни св. Митрофана," "Известия ο храме Христа Спасителя XII в.," издатель Переписки пап с россий­скими государями, сочинений Георгия Конисского с ученой его биографией, Исторических актов России (I и II тт.) и Актов западной России (I—IV тт.).


Holy Trinity Orthodox Mission

Первый курс Московской академии дал ученых профессоров — философа протоиерея Феодора Голубинского (+1854) и математика прот. Петра Делицына (+ 1863), известного по редактированию творений отцов на русском языке при академическом журнале. По филосо­фии известны еще труды бакалавра Московской академии, потом профессора богословия при казанском университете архим. Гавриила Воскресенского (+ 1849): История философии в 6 тт., Философия права и Описание опытной психологии.

Первый курс Киевской академии дал России знаменитого витию Иннокентия Борисова (1800-1857), которого ставили в свое время рядом с Филаретом Московским. Кроме множе­ства проповедей, после него остались часть его оригинальных лекций по богословию в Киев­ской академии и несколько исторических сочинений: "Последние дни земной жизни Иисуса Христа," "Жизнь апостола Павла," "Жизнь святого Киприана Карфагенского," "Историче­ское обозрение богослужебных книг," "О начале христианства в Польше." Из II курса Киев­ской академии вышел Анатолий Мартыновский Могилевский, доктор богословия (+ 1872), известный своими проповедями и борьбой против католичества, автор книги "Об отношени­ях Римской церкви к другим церквам и ко всему роду человеческому."

В 1846 и 1848 гг. из Киевской академии вышли первые системы двух новых богослов­ских наук, долго служившие единственными руководствами в духовных школах: система гомилетики профессора Я. Амфитеатрова (+ 1848) и система церковного права — "Записки по церковному законоведению" протоиерея И. Скворцова (+ 1863). В том же 1848 году в Киеве вышло учебное руководство по догматике архимандрита Антония Амфитеатрова, доктора богословия, после архиепископа Казанского (+ 1879); в 1851 году он издал еще со­ставленную им I часть пастырского богословия; по своей незаконченности, это руководство не пошло в ход и вскоре было заменено пастырским богословием (1853) доктора богословия архимандрита Кирилла, после епископа Мелитопольского (+ 1866).

С 1840-х же годов в духовной литературе стали появляться труды самых плодовитых наших духовных писателей — Филарета Гумилевского из воспитанников Московской ака­демии, епископа Рижского, потом Харьковского и архиепископа Черниговского (+ 1866), и Макария Булгакова из киевской академии, бывшего последовательно архиереем Винницким, Тамбовским, Харьковским, Литовским и, наконец, митрополитом Московским (+ 1882). Ли­тературная производительность их была весьма разнообразна. После первого, кроме пропо­ведей, остались в печати: 1) История Русской церкви в 5 выпусках и сокращение ее в одной книжке; 2) Историческое учение об отцах церкви в 3 частях (1859); 3) Обзор русской духов­ной литературы в 2 частях (1859); 4) Исторический обзор песнопевцев Греческой церкви (1860); 5) Русские святые в 12 книжках с ученой обработкой их житий (1861-1865); 6) Святые подвижницы восточной церкви; 7) Историко-статистическое описание Харьковской епархии (1852-1858); 8) так же Черниговской (1861-1873); 9) Объяснение на послание к Галатам (1862); 10) Учение евангелиста Иоанна ο Слове (1869); 11) Система догматики (1864). Ми­трополит Макарий, кроме слов и речей, напечатал: Историю Киевской академии, Историю русского раскола старообрядства (1855), Введение в православное богословие и полную сис­тему догматического богословия (1847-1852) — труд совершеннейший из всех, какие до него являлись, и сокращенное руководство для семинарии (1868), Историю христианства в России до святого Владимира и Историю Русской церкви в 12 томах, составившую крупную эпоху в разработке этой науки.

Из других архипастырей, современников этих самых главных ученых сил в русской ие­рархии, выдавались своими учеными трудами Нил Исакович Иркутский и Ярославский (из Петербургской академии, + 1874), монголовед, автор ученого исследования ο буддизме, ока­завший большие услуги христианскому просвещению сибирских инородцев переводами на монгольский язык богослужебных книг; Платон Фивейский (+ 1877), автор нравственного


Holy Trinity Orthodox Mission

богословия, которое долго было учебником в семинариях (с 1854 г. до выхода руководства прот. С. Солярского 1860-1864); Иоанн Соколов Смоленский (+ 1869), доктор богословия, ка­нонист, автор "Опыта церковного законоведения" и многих статей по этой науке, кроме того, известный церковный оратор — в конце 1850-х гг., во время своего ректорства в Казанской академии, он первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафед­ры и сделался, можно сказать, основателем этого нового общественного рода церковной проповеди за последнее время; другой известный канонист несколько позднейшего времени Алексий Литовский (+ 1890), еще во время своего профессорства в Московской академии оказавший важные услуги церкви разработкой вопроса ο церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг. либеральной реформе этого суда; доктор богословия Хрисанф Ретивцев Нижегородский (+ 1883), представитель нового исторического метода в богосло­вии, автор исследований: "Религии древнего мира" в 3 частях, "Характер протестантства" и др., хороший проповедник; Порфирий Успенский Чигиринский (+ 1885), ученый исследова­тель востока, археолог и литургист; Михаил Лузин Курский (+ 1887), автор толкований на Евангелия и Деяния, получивших особенно важное значение для духовных школ; Никанор Бровкович Одесский (+ 1890), доктор богословия, представлявший в своем лице редкое со­единение глубоко философского и богословского ума с живым ораторским и поэтическим талантом, известный, кроме своих увлекательных проповедей, раскрывавших недуги совре­менной жизни, многими учеными трудами по полемике против папства и раскола, по исто­рии и философии; Феофан Говоров, бывший Тамбовский (+ 1894), своими сочинениями ока­завший неоценимые заслуги развитию православной аскетики и хороший толкователь Св. Писания.

Кроме наших архипастырей, на проповедном и литературном поприще подвизалось множество лиц из духовенства и из наставников духовных школ. Нельзя не вспомнить, на­пример, заслуг ректора Московской академии, историка, археолога, библиографа протоиерея А. Горского, протоиерея М. Богословского — автора истории Ветхого и Нового Завета, про­тоиерея Ф. Сидонского — философа, Иродиона Путятина, создавшего новый, народный род проповеди, прославившихся своими историческими трудами профессоров И. Челъцова, М. Кояловича, И. Чистовича и многих других. Особенно сильное оживление в духовной литера­туре началось с 1860-х гг. с появлением новых духовных журналов, затем с начала 1870-х гг. после преобразования духовных школ. Но тут начинается следующий период ее истории...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.