КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика выделения существенных признаков (Л.С. Рубинштейн)
Обработка Субтест Субтест Субтест Субтест Методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова) Интерпретация результатов Ключ к методике 1а; 2б; 3в; 4а; 5б; 6а; 7б; 8в; 9г; 10а; 11г; 12г; 13г; 14;б 15а; 16б; 17г; 18а; 19г; 20в; 21б; 22б; 23в; 24в; 25в; 26б; 27г; 28а; 29а; 30б; 31а; 32г; 33в; 34а; 35в; 36г; 37а; 38б; 39г; 40а; 41в; 42в.
· 1-11 баллов – способности отсутствуют; · 12-20 баллов – низкий уровень способностей; · 21-28 баллов – средний уровень способностей; · 29 и более баллов – высокий уровень способностей. Источник: Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с. Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД. Методика рассчитана на обследование ребенка от 7 до 10-летнего возраста. Обследование – индивидуальное; время не ограничивается. Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок одновременно читает про себя. Инструкция: 1 субтест: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? 2 субтест: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти. 3 субтест: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово. 4 субтест: Приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание. Инструкция: Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? 1. Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие. 2. Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие. 3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель. 4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия. 5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный. 6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал. 7. Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие. 8. Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный. 9. Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной. 10. Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный. Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти. 1. Лист, почка, кора, чешуя, сук. 2. После, раньше, иногда, сверху, позже. 3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. 5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. 6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор. 7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник. 8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель. 9. Секунда, час, год, неделя, вечер. 10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово. 1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки. 2. Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина. 3. Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь. 4. Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб. 5. Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом. 6. Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани. 7. Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной. 8. Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент. 9. Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. 10. Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь. Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание. 1. Любовь, ненависть 2. Герб, флаг. 3. Барометр, термометр. 4. Крокодил, черепаха. 5. Землетрясение, смерч. 6. Рим, Вашингтон. 7. Умножение, вычитание. 8. Повесть, рассказ. 9. Африка, Антарктида. 10. День, ночь. 1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка. 2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию. 3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии». 4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать. В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ). ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб. Интерпретация: Предполагается 4 уровня успешности: Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла) Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла) Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла) Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов) Варианты ответов для 4 субтеста
Источник: Мастюкова Е., Переслени Л. Определение уровня развития словесно-логического мышления у девятиклассников / Е. Мастюкова, Л. Переслени // журнал Школьный психолог. – 2002 – №7 Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |