КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тамара Петровна Благодер
Брянск 2015 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА Брянск 2015 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА CПИСОК Дополнительной ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя / В. И. Анурьев. – 5-е изд. – М.: Машиностроение, 1980. – 728 с. 2. Боголюбов С. К. Курс технического черчения: учеб. для машиностроительных техникумов / С. К. Боголюбов, А. В. Воинов. – М.: Машиностроение, 1985. – 304 с. 3. Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии: Учеб. пособ. для ВТУЗов/ Под ред. В.О.Гордона и Ю.Б.Иванова. - 24-е изд.;стереотип. - М.: Высш. шк., 2000. – 272 с. 4. Кузнецов Н. С. Начертательная геометрия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк. 1981. 262 с. 5. Каменев В. И. Курс машиностроительного черчения: учеб. пособие для втузов / В. И. Каменев. – М.: Машиностроение, 1996. – 184 с. 6. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ.вузов / А.А. Чекмарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 471с.
1. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия. Инженерная и машинная графика: Программа, контрольные задания и методические указания для студентов-заочников направлений подготовки (специальностей) в области техники, технологии, педагогики, сельского и рыбного хозяйства / А.А. Чекмарев, А.В. Верховский, А.А. Пузиков.-3-е изд., перераб. и. доп. – М.: Высшая школа, 2006.-157 с. 2. Сборник стандартов ЕСКД
Методические указания к выполнению контрольной работы бакалаврами заочной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет»
Кафедра экономики и менеджмента
Утверждены научно-методическим советом БГИТУ протокол №____ от «___»_____201__ года
Методические указания к выполнению контрольной работы бакалаврами заочной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»
УДК 65.012.2(072)
Разработка бизнес-плана [текст]: Методические указания к выполнению контрольной работы бакалаврами заочной формы обучения по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» / Сост. Т.П. Благодер. – Брянск: БГИТУ, 2015. – 23 с.
Даны методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Разработка бизнес-плана», раскрыты структура и содержание разделов контрольной работы, представлены рекомендации по разработке каждого раздела, приведен пример расчета финансовых показателей бизнес-плана, указан список рекомендуемой литературы. Для бакалавров заочной форм обучения направления 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций».
Рецензент: кандидат экон. наук, доц. Родина Т.Е.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТУ. Протокол № ___ от «___» _______ 201_ г.
ВВЕДЕНИЕ Контрольная работа по дисциплине «Разработка бизнес-плана» предназначена для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков по разработке бизнес-планов для конкретной сферы бизнеса бакалаврами- экономистами. Бизнес-план является основным документом, характеризующим возможность, реализуемость и экономическую эффективность инвестиций. Он носит комплексный характер, включая в себя планы маркетинга, производства, сбыта, а также финансовый план. Бизнес-план дает возможность потенциальному инвестору принять обоснованное решение о необходимости инвестиций в проект. Бакалавры разрабатывают бизнес-планы на основе информации, полученной при прохождении производственной практики. Специфика бизнес-плана и его структура определяются отраслью и целью инвестирования: производство новых товаров, изменение технологии производства, освоение новых рынков и т.п. Объем контрольной работы – 15-20 страниц машинописного текста. Нормативно установленной структуры бизнес-плана не существует. Однако деловая практика выработала его примерную схему, один из вариантов которой рекомендован Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и приводится ниже.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА Примерная структура бизнес-плана включает в себя: 1. Резюме 2. Характеристика предприятия 3. Описание продукции (услуг) 4. Анализ рынка 5. Производственный план 6. План сбыта 7. Финансовый план 8. Анализ чувствительности проекта 9. Экологическая и нормативная информация Приложения
1. РЕЗЮМЕ Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию: • Наименование проекта. • Характеристику организации, обращающейся за предоставлением средств: - наименование; - организационно-правовую форму; - форму собственности; - среднесписочную численность; - уставный фонд; - оборот за последний год; - точный почтовый адрес, телефон; - банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета); - фамилию, имя, отчество, возраст и квалификацию руководителя проекта. • Описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела. • Описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии. • Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия • Описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли. • Преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние. • Долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени. • Тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели. • Степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами. • Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам. • Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. • Ключевые экономические показатели эффективности проекта. • Возможные риски и система страховок. В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации. 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке: - цели и задачи предприятия на ближайший период и на перспективу; - перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия; - события, повлиявшие на развитие предприятия; - финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время; - организационная структура и кадровый состав предприятия; - тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе; - основные достижения предприятия; - показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года; - каковы преимущества предприятия; - какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие; - объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием; - какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции; - каковы возможности рекламы; -сезонность; - как увеличить долю предприятия на рынке; - используемые ноу-хау; - территориальное расположение клиентов; - основные конкуренты и их сильные стороны; - уровень технологии; - анализ издержек; - с какими проблемами сталкивается предприятие; - анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента); - географическое положение предприятия; - ближайшие транспортные магистрали.
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение се с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства. • Характеристика продукции: - функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена; - примеры использования продукции; - стоимость в зависимости от объемов производства; - технологичность; - универсальность; - соответствие продукции принятым стандартам; - на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.); - требования к контролю качества; - требования к подготовке пользователей; - требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию; - имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта; - патентно-лицензионная защита. • Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке: - описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов; - почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом; - принципы ценообразования конкурентов; - способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами; • Исследования и разработки: - цели и описание планируемых НИОКР; - существующие технологические риски; - технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия; -описание концепции развития продукта следующих поколений. 4. АНАЛИЗ РЫНКА В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски. • Характеристика рынка: - размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок); - уровень и тенденции развития рынка; - динамика цен на рынке за последние 5 лег; - специфические особенности рынка, например трудности доступа к операциям на рынке; - независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем; - предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия; - планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал; - особые цели на рынке. • Характеристика потребителей продукции: - тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.); - их географическое расположение; - их мнение о продукции; • Стратегия продвижения продукции на рынок: - расчет и обоснование цены, ценовая политика; - система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе; - реклама; - стимулирование сбыта; - сервисное и гарантийное обслуживание; - связи с общественностью. • Характеристика конкурентов: - перечень предприятий - основных конкурентов; - их сильные и слабые стороны; - их финансовое положение; - уровень технологии; - удельный вес в обороте рынка; - используемые конкурентами стратегии маркетинга; - возможная реакция конкурентов. 5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. • Описание технологического процесса должно отразить: - обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией; - потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; - потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях; - потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок; - требования к источникам энергии и их доступность; - требования к подготовке производства; - возможности совершенствования технологии производства; - требования к контролю качества на всех этапах производства продукции. • Кадровое обеспечение и его квалификация: - административный персонал; - инженерно-технический персонал; - производственный персонал; - условия оплаты и стимулирования; - условия труда; - структура и состав подразделений; - обучение персонала; - предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия. • План производства включает: - расчет производственной мощности; - объемы производства в натуральных и стоимостных измерителях по годам расчетного периода; - коэффициенты загрузки производственной мощности. 6. ПЛАН СБЫТА План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать: - цену продукции; - методы ценообразования и установления гарантийного срока; - схему реализации продукции; - размеры скидок; - время на сбыт; - уровень запасов; - процент потерь; - условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит); - время задержки платежа. 7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Обязательно следует включить затраты на обеспечение и страхование. • Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): - изменение курса рубля к доллару; - перечень и ставки налогов; - рублевую инфляцию (возможен различный %, в зависимости от объекта); - формирование капитала за счет собственных средств, кредитов, выпуска акций. - порядок выплаты займов, процентов по ним; - ставку рефинансирования Центрального банка РФ. • Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами: - отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам) (форма отчета приведена в приложении 1); - планом движения денежных средств (Кэш-Фло) (форма отчета о движении денежных средств приведена в Приложении 2). - балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени) (форма балансовой ведомости приведена в Приложении 3). При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта: Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту. • Показатели платежеспособности и ликвидности: • коэффициент текущей ликвидности
Соотношение кредиторской задолженности и материально- производственных запасов. При необходимости приводятся также показатели структуры капитала. • Показатели эффективности проекта: - чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход, Net Present Value (NPV); - индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profit- abily Index (PI); - внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR); - срок окупаемости (Discounted payback period; (РВР). мес.); - ставка дисконтирования. Все расчеты показателей эффективности рекомендуется выполнять с дисконтированными денежными потоками, представляющими потоки поступления денежных средств (Rt) и оттоки или выплаты денежных средств (Ct) в каждом периоде (t) реализации проекта. Дисконтирование служит для приведения разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени; обычно к начальному периоду. Сумма поступлений (Rt), используемая в процессе расчетов по критериям КЭШ-ФЛО, формируется путем суммирования следующих статей: > поступления от сбыта продукции (услуг); > поступления от других видов деятельности; > поступления от реализации активов; > доходы по банковским вкладам. Сумма выплат (Ct) формируется аналогичным образом и включает в себя: > прямые производственные издержки; > затраты на заработную плату; > выплаты на другие виды деятельности; > общие издержки; > налоги; > затраты на приобретение активов; > другие издержки подготовительного периода; > выплаты процентов по займам; > банковские вклады. Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде (t) называется потоком реальных денег Pt или Кэш Фло (Cash Flow). Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма чистых приведенных потоков за расчетный период за вычетом первоначальных инвестиций:
где t = 1... n - расчетный период; Pt - чистый денежный поток t-го года; Е - годовая ставка дисконтирования (средневзвешенная стоимость капитала); I0 - инвестиции в проект; Rt - номинальные денежные поступления t-го года в текущих ценах; ir - темп инфляции доходов; Ct - номинальные денежные затраты t-го года в текущих ценах; i r - темп инфляции расходов; Н - ставка налогообложения прибыли; At - амортизационные отчисления t-го года Если ЧДД проекта положителен, то проект подлежит дальнейшей оценке. В противном случае проект отвергается. Индекс доходности (ИД) - это отношение суммы чистых приведенных денежных потоков к величине инвестиций:
2.I0 = 4 млн руб. 3. Н = 24 % 4. Е = 0,5 5. At = 1 млн руб. Расчет показателей:
3. Расчет ВНР осуществляется графическим методом и методом подбора, для этого: а) задается значение Е2, значительно (более чем в 2 раза) превышающее первоначальное Ег и рассчитывается новое значение ЧДД:
б) строится график зависимости ЧДД от Е:
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Проект должен содействовать экологически здоровому и устойчивому развитию. Поэтому в бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия, в т.ч.: - местонахождение объектов проекта; - использование земли, отведенной под объект в прошлом и в настоящее время; - описание строительных работ или физических изменений, связанных с проектом; - предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или ее улучшению; - заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или ответственности за него; - размеры штрафов за загрязнение окружающей среды; - любые заявления предприятия об его экологической политике. Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных и местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обеспечением техники безопасности. Инвестор должен оценить нормативную базу реализации предлагаемого проекта. Необходимо осветить следующие аспекты: - какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта; каким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени; - каков характер ввозных тарифов и квот; - наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом; - структура тарифов на коммунальные услуги; - специфические аспекты ценообразования.
ПРИЛОЖЕНИЯ (К БИЗНЕС-ПЛАНУ)
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие: - биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; - результаты маркетинговых исследований; - заключения аудиторов (включая аналитическую часть); - подробные технические характеристики продукции; - гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции; - договоры аренды, найма, лицензионные соглашения; - заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб; - статьи из журналов и газет о деятельности предприятия; - отзывы авторитетных организаций. Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану фотографий или видеоролика образцов продукции; копий авторских свидетельств, патентов; плана предприятия; сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Заключение
В результате выполнения контрольной работы бакалавр закрепляет и углубляет знания, полученные при изучении курса «Разработка бизнес-плана», а также получает навыки в самостоятельном решении вопросов разработки разделов бизнес-плана инвестиционного проекта.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Основная литература 1.1. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии [Текст]: учеб. для бакалавров / И.А. Дубровин. – 2-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 431 с. 1.2. Бизнес-планирование [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / под ред. В.З. Черняка – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 591 с.
2. Дополнительная литература 1. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert [Текст]: учеб. пособие [для вузов] / В.С. Алиев; Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 432 с. 2. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика [Текст]: учеб. пособие [для вузов] по экон. специальностям / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В. А. Морошкин. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с. 3. Бизнес-планирование [Текст]: учебник / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др.; Финуниверситет / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 296 с. 4. Попов, В.М. Финансовый бизнес-план [Текст]: учебное пособие для студентов экономических специальностей / В. М. Попов, С. И. Ляпунов. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 458 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Формы документов, характеризующих финансы бизнес-плана Внимание: Значения всех исходных данных в денежном выражении должны быть приведены к дате начала проекта. Эффективность проекта Рассчитано для периода: мес. Ставка дисконтирования: % Чистый дисконтированный доход: руб. /USD Индекс доходности: Внутренняя норма доходности: % Срок окупаемости: мес. Таблица А1 – ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Продолжение таблицы А1
Приложение Б Таблица Б2 – Отчет о движении денежных средств
Приложение В Таблица В1 – Баланс
Рекомендуется также представление информации, изложенной в отчете о прибылях и убытках, балансовой ведомости и в плане продвижения денежных средств (Кэш-Фло) в виде графиков.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3 1 Резюме..................................................................................................................4 2 Характеристика предприятия............................................................................5 3 Описание продукции (услуг).............................................................................5 4 Анализ рынка.......................................................................................................6 5 Производственный план......................................................................................7 6 План сбыта............................................................................................................8 7 Финансовый план.................................................................................................8 8 Анализ чувствительности проекта....................................................................15 9 Экологическая и нормативная информация.....................................................15 Заключение…………………………………………………………………………..16 Список рекомендуемой литературы……………………………………………….17 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..18
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |