Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)




Вопрос. Особенности немецкой классической философии. Трансцендентальный идеализм И. Канта.

C G

Am F

C G

Am F

Dm G

Am F C

Am F C

Am F C G

Наш Бог

Напои меня живою водой

 

Куплет 1:Dm C Dm Напои меня живою водой Dm C F Утали жажду мою F C Dm Я хочу нырнуть с головой B C Dm В глубокие воды Твои Припев:Dm C Dm Аллилуйя, аллилуйя Dm C F Святому Богу хвала F C Dm Аллилуйя, аллилуйя B C Dm Святому Богу хвала Куплет 2: Ты источник жизни моейУ тебя живая водаОкеан Божьей любвиС избытком наполни меняС избытком наполни меня

 

 

Intro

 

Куплет

Много чудес сотворил

Слепые глаза Ты открыл

Нет таких, Бог, нет как Ты

 

Ты нас из праха поднял

Свет Твой во тьме воссиял

Нет таких, Бог, нет как Ты

 

Припев

Наш Бог великий, Он Всемогущий

Господь превыше всего на свете

Наш Бог Целитель, всё в Его силе

Наш Бог, наш Бог

 

Мост

И если наш Бог с нами, то кто нас остановит

И если наш Бог с нами, кто станет против нас

Немецкая классическая философия — этап развития философской мысли, охватывающей более, чем сто лет духовно-интеллектуального развития. Это очень яркий по своим результатам и чрезвычайно важный по своему воздействию на человеческую духовную культуру период в философии. Длится с конца 17 и заканчивается в 19 в. Классиками немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Фихте (1762-1814), Фридрих Шеллинг (1775-1854), Георг Гегель (1770- 1831), Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872).

Каждый из немецких философов классического периода создал свою философскую систему. В этот период разработана диалектика как система метод, разуму отводится решающее значение в освоении действительности.

Философия И. Канта. И Кант — родоначальник немецкой классической философии. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремес­ленника. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессо­ром университета, а в последствии - и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер (1804). Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете, кроме философ­ских наук, Кант преподавал ряд естественных наук.

В творчестве Канта различают два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Названия этих периодов связаны с названиями основных философских трудов Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788).
«Критика способности суждения» (1790).

В докритический период интересы Канта носят ярко выраженный естественно-научный характер. Он пишет знаменитый трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В нем он выдвигает космогоническую гипотезу, которая впоследствии была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотеза Канта-Лапласа. Согласно этой гипотезе Вселенная имеет свою естественную историю развития и происходит из так называемой «газовопылевой туманности», в которой под влиянием сил притяжения и отталкивания вокруг более тяжелых частиц группировались первоначально небольшие астероиды. Механический круговорот частиц без всякого вмешательства бога привел к образованию Солнца и планет.

В «критический» период Кант осуществляет попытку неординарного реформирования метафизики. Вопрос о возможности познания Кант связывал с ответом на вопрос о специфике не объекта, а субъекта, его познавательных возможностях и границах познания. Основные положения теории познания Канта заключаются в следующем:

1) Кант обосновывает активность субъекта познания (человека познающего). Он переместил направление философского анализа с объекта на субъект.

2) Кант выделяет три ступени в познавательной деятельности человека:

а) чувственность - способность человека к ощущениям. Чувственность обеспечивает непосредственный контакт с предметами;

б) рассудок - способность к логическому мышлению, т.е. умению оперировать категориями. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, он опирается на чувства, а без них – он глух и слеп.

в) разум - высшая познавательная способность человека, способность к умозаключениям. Разум господствует в области чистой мысли, сверхчувственного, трансцендентного мира. Разум руководит деятельностью рассудка.

3) априоризм Канта: познавательные способности человека осуществляются в априорных, т.е. доопытных формах; универсальных и фундаментальных для человеческой природы (т.е. для всех людей без исключения).

Это: а) априорные формы чувственности — пространство и время, б) формы рассудка — категории (например, причинность, возможность, множество, единство и т.д., всего 12 категорий). Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает ей; в) формы чистого разума — идеи. Кант выделяет 3 класса идей: идея души, мира и бога.

Эти всеобщие формы чувственности и рассудка являются условиями возможности достоверного познания. Чувственные впечатления наносятся не на чистую доску нашего сознания, а на разграфленную, заранее подготовленную с помощью пространства и времени.

4) агностицизм Канта — частичное отрицание познаваемости мира. Он разделяет действительность на два одновременно существующих мира:

— «мир вещей для нас» или «феноменальный» мир — совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания: трансцендентальный мир, Мир «вещей для нас» познаваем. Здесь Кант материалист: мир существует независимо от нашего сознания и воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения;

— «мир вещей в себе» или ноуменальный мир — невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир. Природа открывается нам лишь в своих проявлениях, но не в сущности, она остается непознаваемой «вещью в себе». По Канту существует бездонная пропасть между «вещью в себе» и «вещью для нас», между познающим субъектом и непознаваемым объектом.

При познании «мира вещей в себе», выходя за пределы опыта, разум приходит к противоречиям (антиномиям). Антиномия — столкновение противоположных, но так и не побеждающих друг друга противоречий. Они познавательно неразрешимы, аргументы за и против являются одинаково обоснованными. Например, аргументы за и против существования бога, «мир имеет начало в пространстве и времени» и «мир бесконечен», «человек свободен» и «человек подчинен законам необходимости».

Кант полагает, что метафизические вопросы являются неизбежными. А т.к. мы не можем освободиться от этих вопросов, то ответы на них должны основываться на вере. «Я ограничил разум, чтобы уступить место вере», пишет Кант. Он сохранил место для веры в сфере религии.

Этическое учение Канта.

Свое этическое учение он изложил в «Критике практического разума» (под практикой понималось учение о поведении). Кантовская этика — этика долга. Он утверждает, что моральные убеждения предполагают способность действовать вопреки удовольствию, из чувства долга.

Он выводит закон морального поведения, закона общего для всех разумных существ, во всякое время, и во всяком месте. Кант назвал этот закон категорическим императивом. Это априорная форма всякого поступка. Он гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему, как к средству». Т.е. поступай всегда максимально по-человечески, не делая никаких уступок себе и не оправдывая свои слабости, и тогда твой поступок будет законом для всех. Для Канта человек всегда цель, нельзя относиться к нему как к средству, низводить его до уровня предмета. Итак, Кант видит в долге то, что способно поднять человека над самим собой.

 

2 вопрос. Система и метод Гегеля. (1770-1831). Свое завершение немецкий идеализм нашел в учении Гегеля. Родился в г. Штутгарте в семье крупного чиновника. После окончания гимназии учился в Тюбингенской семинарии, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние, хоть и был младше на пять лет. После окончания семинарии церковной карьере предпочел профессию домашнего учителя. В 1816 г. возвращается к университетской деятельности сначала в Гейдельбергском университете, а затем (до самой смерти) в Берлинском, (несколько лет был ректором Берлинского университета). Именно в берлинский период работы Гегеля получили широкое признание и его авторитет значительно вырос.

Основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Основные положения философии Гегеля (изложены в сжатом виде в «Энциклопедии философских наук»):

1) принцип объективного идеализма. Он означает, что в основе всех явлений природы и общества лежит духовное и разумное начало, которое он назвал «абсолютной идеей». Абсолютная идея – объективированный мировой разум. Она существует вечно. Она же субстанция всего существующего и всеобщий источник развития.

2) панлогизм гегелевской философии: все формы бытия Гегель воспринимает как формы разума. Исходный принцип гегелевской философии – тождество бытия и мышления. Гегель отождествил идею с действительностью.

3) активность и деятельность абсолютной идеи. Ее деятельность состоит в мышлении. Развитие мира есть саморазвитие, самораскрытие и самодвижение абсолютной идеи. В процессе своего развития абсолютная идея проходит следующие основные этапы:

а) логический: на этой стадии абсолютная идея выступает как система категорий мышления в их движении от самых простых и бедных содержанием к наиболее конкретным и богатым содержанием.

б) природный: на этом этапе своего саморазвития абсолютная идея превращается в свою противоположность — «инобытие духа», природу. Природа не развивается во времени, а лишь проявляет свое разнообразие в пространстве.

в) возникновение человека (выделение его из природы) и вместе с ним человеческого духа. Человеческий дух, который также проходит три стадии развития:

— субъективный дух (конкретный человеческий индивид с его самосознанием; он рассматривается такими науками как антропология, феноменология и психология человека),

— объективный дух (бытие конкретного человеческого общества; право, мораль),

— абсолютный дух (духовная деятельность всего человечества; искусство, религия, философия).

В абсолютном духе осуществляется совпадение абсолютной идеи, мышления и бытия. Т.е., абсолютная идея в лице порожденного ею человечества познает саму себя и все многообразие своих проявлений. Предназначение человека быть органом познания абсолютной идеи, мира.

4) диалектика — учение о развитии; Гегелем сформулированы категории и понятия, в которых выражены различные аспекты и грани многосложного процесса развития. Гегель развил учение о противоречиях, их взаимопроникновении и взаимопереходе. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие нельзя помыслить». Всякое развитие протекает по трехстадийной схеме: тезис (утверждение или полагание), антитезис (отрицание этого утверждения) и синтез (отрицание отрицания, снятие противоположностей). Стадия синтеза как бы примиряет между собой тезис и антитезис, преодолевая их противоположности и сохраняя в себе обе названные стадии в высшем, гармонизирующем единстве. Взаимообусловленные в процессе развития моменты наследственности и отрицания выражаются в категории «снятия». Эту схему Гегель пояснил при помощи примера: почка — цветок — плод. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод». Любое понятие, а, следовательно, и любое явление природы, общества, духовной жизни, по мнению Гегеля, проходит такой трехстадийный цикл развития.

5) социально-философская концепция Гегеля. Общая мировая история есть процесс самосознания мирового духа. Движущая сила истории – развитие абсолютной идеи, мирового духа. Цель всемирной истории – познание мировым духом самого себя. История трактуется им как имеющая свой «разумный план». Поэтому все, что нам кажется злом (преступления, войны, революции и т.д.) на самом деле, лишь оказывается все лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, процессом. Отсюда знаменитый тезис: «Все действительное разумно, все разумное — действительно».

Движение мировой истории, по Гегелю, это процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии своего развития: восточное общество, где все являются рабами, греко-римский мир, где отдельные индивиды приобретают свободу и германо-христианский мир, где все свободны.

 

Последний из представителей немецкой классической философии. Родился в Бававрии в семье известного юриста. Окончил теологический факультет Гейдельбергского университета, затем переехал в Берлин, где слушал Гегеля, который оказал на него большое влияние. После защиты диссертации, написанной в духе гегельянства, преподавал в Эрлангенском университете. В 1830 г. анонимно опубликовано книгу «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал бессмертие отдельной человеческой души, допуская только бессмертие человеческого рода. Книга была конфискована, и, после того, как стало известно кто ее автор, Фейербаха лишили права преподавания. После женитьбы он практически безвыездно жил в деревне, где находилась небольшая фарфоровая фабрика, частично принадлежавшая его жене. В 1859 г. фабрика обанкротилась, и последние годы жизни Фейербах провел в большой нужде.

Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843).

Основные положения философского учения Л.Фейербаха:

1) в основу своей философии он положил принцип материализма. Он утверждает, что природа первична, вечна, бесконечна в пространстве и во времени; нет также пространства и времени вне природы

2) Основой философии должен быть человек, а не некая абсолютная идея. Материализм Фейербаха был антропологическим - человек есть продукт природы.

3) человеческая природа толкуется биологически (отсюда важность таких наук как психология и физиология). Отдельный индивид для Фейербаха – звено в развитии человеческого рода. Таким образом, природная сторона в человеке выделена, а социальная – недооценивалась. Антропологизм Фейербаха основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

4) атеизм Фейербаха; отрицание религии. Не бог порождает человека, а человек — бога. Фейербах показал, что возникновение религии связано не только и не столько в невежестве людей, но и с условиями жизни людей. Первоисточник религиозных иллюзий он видел в чувстве зависимости, бессилия человека по отношению неподвластным его воле природным стихиям. Он выдвигает девиз: «Человек человеку бог».

5) этическое учение Фейербаха основано на единстве и взаимосвязи «Я» и «Ты». Стремление к счастью влечет за собой осознание нравственного долга, поскольку «Я» не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без «Ты». Счастье невозможно вне человеческого единения, стремление к нему перерастает рамки эгоизма. Главным родовым отношением между людьми Фейербах считал отношения между мужчиной и женщиной. Любовь должна быть смыслом жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.