Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса




Карл Маркс (1818-1883 гг.) – философ, социолог, экономист, общественный деятель родился в г. Трире на западе Германии. Отец его был адвокатом, евреем, перешедшим в протестантскую религию. В 1733-1735 гг. Карл учится в трирской гимназии. По окончании гимназического курса на протяжении двух семестров Маркс обучается в Боннском университете, затем переезжает в Берлин и продолжает образование там. Берлинский университет Маркс заканчивает экстерном в 1841 г., защищает диссертацию и получает степень доктора философии. Карл Маркс женится на дочери друга семьи Женни. Став членами международной тайной организации «Союз справедливых» весной 1847 г., К. Маркс и Ф. Энгельс пишут по ее поручению «Манифест коммунистической партии». Маркс и Энгельс выпускали ежедневную «Новую Реймскую газету», издание которой был запрещен правительством. Вместе с Энгельсом руководил деятельностью I Интернационала. С августа 1849 г. его биография связана с Лондоном: в этом городе он оставался до самой смерти. Эмиграция была временем крайне непростым, семья терпела лишения, живя только на периодические гонорары от газетных статей, и только постоянная материальная поддержка Энгельса помогала держаться на плаву.

Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», «Манифест коммунистической партии», «Очерк критики политической экономии», «К критике политической экономии», «Капитал».

Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – философ, общественный деятель, родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841‒1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». В ноябре 1849 г. переехал в Лондон, в ноябре 1850 г. ‒ в Манчестер, где работал в торговой конторе, а с 1870 г. жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала.

После смерти Маркса был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология» (обе совместно с Карлом Марксом); «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы».

Основные идеи:

1. Создание материалистической диалектики. Маркс и Энгельс открыли диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира. Марксизм относит принцип развития, прежде всего, к материальному миру, свойства которого – источники формирования человеческих понятий.

2. Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Понимание человека в домарксистской материалистической философии сводилось к тому, что человек – частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет права на свободу и требует гуманного отношения к себе. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но, прежде всего, как социальный феномен. «Человек есть совокупность общественных отношений».

3. Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Принципиальная новизна философии Маркса – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, одновременно изменяясь в этом процессе и сам, и изменяя собственные общественные отношения. Поэтому практика – подлинное проявление сущности человека. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется природный и социальный мир. Высшим уровнем практики считали революционное изменение общественных отношений. Практика социальных революционных преобразований была тем инструментом, с помощью которого философская теория марксизма должна была реализоваться.

4. Одной из наиболее разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории.

Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

Сущность открытого К. Марксом материалистического понимания истории принято выражать тезисом: «Общественное бытие определяет общественное сознание». «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» - писали классики марксизма.

5. Маркс сформировал новое понимание общественного развития. Ключевые положения социальной философии марксизма:

- общественное производство подразделяется К.Марксом на материальное и духовное производство. Материальное производство воспроизводит физиологическую «модель человека»; оно подразделяется на экономическое (непосредственное создание материальных благ) и социальное (производство конкретного человека, а, в конечном счете, – общества). Однако общество не может существовать и без производства духовных благ, без них невозможно развитие общества и личности. Таким путем завоевывает себе право на существование и духовное производство, которое производит духовные продукты, а своей конечной целью имеет производство и воспроизводство человека. Включив все упомянутые выше элементы в единую систему общественного развития, мы получаем процесс, называемый у К.Маркса общественное производство. В процессе производства воспроизводится сам человек и все его сущностные силы, ведь он не просто производит, он имеет возможность получать развитие путем применения всех своих сущностных сил. Всякое общественное производство по сути носит воспроизводственный процесс.

 
 

 
Н.С. Савкин представляет этот процесс в следующей схеме

 

Основа и определяющий фактор развития общества это материальная жизнь общества, а именно материальное производство. Маркс сумел с помощью понятия производства, которое до него носило чисто «прикладное», постороннее для философа значение, дать ответы на важнейшие философские вопросы. Именно в производстве, по Марксу, люди совершают не нечто частное, не значимое для их сущности, а как раз наоборот, наиболее важное и существенное – творят историю, изменяя окружающий мир и себя. Жизнь людей, зависит, в конечном счете, от способа, каким люди производят материальные блага. В этом заключается основополагающее значение материального производства в истории человеческого общества.

- нет абстрактного общества, общества вообще (как нет человека вообще, а есть ребенок, взрослый и т.п.), а есть конкретные стадии, этапы развития общества – общественно-экономические формации.

- признание поступательного развития человеческого общества. Был сформулирован закон последовательной смены общественно-экон.формаций. Маркс выделяет несколько этапов оэф: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Таким образом, Маркс признает закономерный естественно-исторический характер общественного процесса;

- в основе каждой формации лежит специфический для нее способ производства, представляющий собой совокупность производственных отношений и производительных сил. Производительные силы – это вещественные элементы труда: средства труда, предметы труда, а также рабочая сила человека. Они находятся в процессе постоянного развития, который приводит к коренным качественным изменениям. Производственные отношения – это те отношения, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения проявляются как отношения собственности на средства производства;

- закон соответствия характера производственных отношений уровню и развития производительных сил. Между ними периодически обостряется и разрешается диалектическое противоречие, что и составляет источник социального движения и смены формаций. «Передовые» производственные отношения предстают как новые классы, заинтересованные в смене старых производственных отношений, т.е ликвидации классов, тормозящих развитие производительных сил. Такова экономическая основа классовой борьбы;

- производство и производственные отношения являются основой (базисом) общества, а политические и духовные явления надстройкой над базисом. Характеризуя эти явления как надстройку, он подчеркивает их зависимость от способа производства. Труд и практика первичны, исходны по отношению к духовному миру, культуре;

- главными элементами базиса как совокупности производственных отношений – отношения собственности на средства производства. Именно они определяют характер социальной структуры общества, ведущими элементами которой являются классы;

- борьба классов – есть движущая сила истории. Вся человеческая история есть история борьбы классов;

- основное противоречие капиталистического общества (современного К. Марксу и Ф. Энгельсу) – это противоречие между общественным характером производительных сил и частной формой производственных отношений. Логика развития материального производства требует разрешения этого противоречия и установления общественной собственности на средства производства;

- пролетариат - социальная сила, которая призвана разрешить это противоречие. Пролетариат – самый прогрессивный, революционный класс. Его всемирно-историческая миссия – уничтожить частную собственность,т.к. она является источником эксплуатации и угнетения человека, а значит, и всех социальных бед. Никто из собственников добровольно свою собственность не отдаст. Следовательно, ее нужно насильственным, революционным путем уничтожить и создать общественную собственность на средства производства и новый социальный порядок. Поэтому пролетариат должен свергнуть политическое и экономическое господство буржуазии путем социалистической революции, установления диктатуры пролетариата и построения бесклассового коммунистического общества. При коммунизме все люди будут иметь равные права, одинаковые социальные возможности для самореализации. Социализм, как первая фаза коммунизма, предполагает планомерное развитие экономики в интересах всего общества. Не человек для экономики, как это существует в капиталистическом обществе, а экономика для человека. Развитие производительных сил дает свободное время, которое обеспечивает всесторонне развитие индивида, его задатков и способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.