Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы и их аннотации




Содержание дисциплины

ЗЕД

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. раб.         N…  
Семестр. 1
  лекции сем                      
  инары
1. Лекция 1-2             ОК-1   ПК-15 ПК-15    
2. Лекция 3 2-3           ОК-1 ПК-8 ПК-15 ПК-15    
3. Лекция 4               ПК-8 ПК-15 ПК-15    
4. Лекция 5-6               ПК-8 ПК-15 ПК-15    
5. Лекция 7 6,7,8               ПК-15 ПК-15    
6. Лекция 8               ОК-6 ОК-8 ПК-15    
7. Тема 9.                 ОК-8 ПК-15    
Итог: кср                          
Форма промежуточной аттестации – зачет.  

 

Учебный план по курсу «Профессиональная этика»

Для студентов заочной формы направления «юриспруденция»

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код) Всего компетенций
Л. Пр. Сам. Раб.         N…  
Семестр1
  лекции семинары                      
1. лекция           конспект лекций, реферат ОК-1   ОК-5, ОК-6      
2. лекция           конспект лекций, реферат ОК-1 ОК-2 ОК-5, ОК-6      
3. Лекция           конспект лекций, реферат ОК-1 ОК-2   ОК-8    
4. Лекция           конспект лекций, реферат, подготовка к экзамену. ОК-1       ОК-5, ОК-6  
Итог:                          
Форма промежуточной аттестации – экзамен.  

Лекция 1-2 (4 часа).

Тема: Мораль, право, этика как социальные явления.

Социальные нормы представляют собой общие правила поведения в обществе (социуме). Первые дошедшие до нас своего рода регулятора поведения людей мы находим в Ветхом Завете (часть Библии) в виде десяти заповедей данных Богом Пророку Моисею.

По способам установления и обеспечения различают виды социальных норм: нормы права, нормы морали (нравственные), обычаи, корпоративные нормы.

По характеру регулируемых отношений – политические, экономические, эстетические, нормы культуры, религиозные нормы, и технико-социальные нормы.

Этика есть наука, изучающая мораль. Предмет этики:

а) теоретические проблемы о природе, сущности и социальные ценности морали;

б) практическая сторона этики – как должен вести себя человек, какими принципами он должен руководствоваться.

Основные этические категории и их содержание. Добро и зло; справедливость и несправедливость; долг; совесть; честь и достоинство; ответственность; гуманизм; толерантность.

 

Лекция 3 (2 часа).

Тема: Становление и развитие нравственно-правовых идей в России.

А) Нравственно-правовые идеи в Российской государственности в досоциалистическом периоде ее развития. Основные направления. «Псковская Судная Грамота», «Русская правда» (Правда Ярослава), Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года.

Период Ивана IV («Грозный»). Максим Грек; Андрей Курбский; Петр I и его «Зерцало»; Екатерина II и ее «Наставление Губернаторам».

XIX век – Подготовка Издания Полного Собрания и свода законов Российской Империи (1833 г. Император Николай I.) Первое училище правоведения (1835), его преподаватели (И.Е. Андреевский, А.Ф. Кони, Н.С. Таганцев, К.К. Арсеньев и др.). Великая Судебная реформа 1864 г. («Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями») – император Александр II. «Златоусы судебного слова» (С.А. Андреевский, К.П. Корабчевский, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Ф.Д. Спасевич, К.А. Урусов и др.).

Б) Нравственно-правовые основы советского периода жизни России.

Декреты о суде № 1 и № 2. Нормативно-правовые акты периода гражданской войны. Конституционная работа начала 20-х годов XX столетия. В.И. Ленин о роли суда и прокуратуры.

Программа КПСС и Моральный кодекс строителя коммунизма.

Советская периодическая наука (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Полянский, И.Л. Петрухин, П.А. Лупинская и др.).

Первопроходцы юридической науки в Удмуртском госуниверситете (В.В. Овсеенко, В.Я. Юдин, С.Д. Бунтов, З.З. Зинатуллин, М.К. Каминский, В.Н. Яковлев, и др.).

Монография М.С. Строговича «Проблема судебной этики». Труды по профессиональной этики юристов А.Д. Бойкова, И.И. Карпеца, Л.Д. Кокорева, Д.П. Котова, А.С. Кобликова.

В. Нравственно-правовые основы в постсоветского периода жизни России.

Концепция судебной реформы в РСФСР 1991 г. и законодательные акты о суде, прокуратуре, адвокатуре, органов внутренних дел. Конституция РФ 1993 г. Работа над новым кодифицированным законодательством. Введение в действие гражданского законодательства (Первая часть – с 01.01.1995; Вторая – с 01.03.96 г.; Третья - с 01.03.2002 г.; Четвертая – с 01.01.2008 г.), ГПК РФ – с 01.01.2003 г; УК РФ – с 01.01.96 г; УПК РФ – с 01.07.2002 г.

Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.

Усиление нравственных составляющих в деятельности судебных и правоохранительных органов России. Кодексы судебной этики; Кодексы профессиональной деятельности адвоката; Кодекс профессиональной деятельности сотрудников внутренних дел; Кодекс этики прокурорского работника и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры РФ.

 

Лекция № 4 (2 часа).

Тема: сущность и социальная ценность профессиональной этики юриста. Нравственные требования, предъявляемые к юристам.

Понятие и содержание профессиональной этики юриста. Ее социальная ценность.

Виды профессиональной деятельности юриста. Характеристика и их содержание.

Нравственные требования предъявляемые к юристам. Профессионализм, образованность и культура, нравственность. Присяги, их нравственное содержание.

Понятие, причины возникновения и формы проявления профессиональной деформации юриста. Меры по преодолению профессиональной деформации в деятельности юриста.

 

Лекция № 5-6 (4 часа)

Тема: Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов и судей. Кодексы профессиональной этики юристов.

 

А. «Неуклонный план борьбы с коррупцией» и Федеральный Закон «О противодействии коррупции», их нравственная составляющая и значение в формировании высоко-нравственной этики юриста.

Б. Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников органов дознания, следствия, прокуратуры, юридических служб предприятий и организаций.

Кодексы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел и прокурорского работника РФ. Их содержание.

Нравственное составляющее законодательных актов о прокуратуре, ФСБ, МВД, Следственном Комитете РФ, О полиции РФ.

Реформирование правоохранительных органов – создание прочного заслона на пути появления «Оборотни в пагонах».

В. Нравственные начала судебной деятельности. Кодекс судейской этики, и его содержание и значение.

Нравственное содержание законодательных актов о суде и правосудии. Конституция РФ и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод – правовая основа справедливого правосудия.

Независимость и беспристрастность суда как принцип судебной деятельности. Нравственная составляющая процедуры судебного разбирательства и судебных актов (приговоров, решений).

Кодекс чести судьи. Кодекс судебной этики 2004 г., его содержание и значение. Решение VII Всероссийского Съезда Судей 2009 г. О необходимости разработки отвечающего условиям современности Кодекса Судейской этики. Повышение профессиональных и нравственных требований к судьям и кандидатам на должности судей – веление времени, заслон для появления «Оборотней в судебных мантиях».

 

Лекция №7 (2 часа).

Тема: Нравственные основы адвокатской деятельности. Кодекс профессиональной адвоката, его содержание и значение.

Нравственная составляющая ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Нравственные основы деятельности адвоката в досудебном производстве по уголовным делам. Профессиональная деятельность адвоката в суде по уголовным, гражданским и делам об административных правонарушениях в соответствии со своим процессуальным статусом (защитник, представитель).

Профессиональные нравственные требования предъявляемые к адвокатам. Кодекс профессиональной этики адвоката, его содержание, значение, и социальная ценность.

Лекция № 8 (2 часа)

Тема: Основы культуры профессиональной деятельности юриста.

Понятие и содержание культуры профессиональной деятельности юриста. Основы культуры производства по уголовным, гражданским делам, и делам об административных правонарушениях. Соблюдение культуры оформления процессуальных документов. Логичность и грамотность изложения содержания. Стиль и язык изложения.

Судебный этикет как составная культура профессиональной деятельности юриста.

Планы семинарских и практических (24 часов)

Семинар № 1. Мораль, право, этика: понятие, содержание, соотношение. Основные категории этики, «их содержание и социальная ценность для юриста (2 часа).

  1. Понятие и виды социальных норм. Значение социальных норм.
  2. Понятие морали (нравственности) как разновидности социальных норм. Социально-ценностная (аксиологическая) характеристика морали.
  3. Этика как учение (наука) о морали (нравственности). Аристотель как основатель этики.
  4. Основные этические категории: Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, понятие, содержание, форма проявления.
  5. «Золотое правило» поведения, его содержание и значение.

Методические указания студентам: изучить признаки и сформулировать определение социальных норм. Сформулировать понятие морали; усвоить содержание основных этических категорий и проиллюстрировать значение «золотого правила» поведения.

Практическое задание: определить критерии основных этических категорий.

Семинар № 2-3. Становление и развитие нравственно-правовых идей в России (докладная система) (4 часа).

1. Исторические портреты выдающихся государственных деятелей и юристов и их вклад в формирование профессиональной этики – эстетической и правовой мысли в России. Киевский князь Олег «Русская Правда; Владимир Мономах. Эпоха Ивана IV (Максим Грек, Андрей Курбский и др.). Эпоха Петра I и его реформы «Зерцало» Петра I. (В.Н. Татищев, И.Т. Посошков). Эпоха Екатерины II, Александра I и Николая I. (М.М. Сперанский).

2. Великая судебная реформа Александра II. и усиление нравственных основ судопроизводства (А.Ф. Кони, Д.А. Ревинский, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, С.А. Плевако, С.А. Андреевский и др.).

3. Нравственная составляющая воспитательной деятельности судов в советской и постсоветский периоды. Конституция России 1993 г. и становления российского демократического правового государства. Концепция судебной реформы; законотворческий процесс.

Методические указания студентам: Изучить содержание работ из интернета: «Поучение» Владимира Мономаха, «Судебник» 1497, «Зерцало» Петра I. «Наставление губернатора» Екатерины II.

Практическое задание: Законспектировать статью А.Ф. Кони «Советы лекторам»

Литература для подготовки к семинару:

1. А.Ф. Кони. Избранные произведения. М. 1967. Том IV.

 

Семинар № 4. Сущность и социальная ценность профессиональной этики юриста. Виды юридической этики (2 часа).

1. Понятие и значение юридической этики.

2. Виды юридической этики. Юридическая наука о видах юридической этики. Дискуссионные вопросы.

3. Содержание судебной, прокурорской, следственной этики и этики сотрудника юридических служб предприятий, организаций. Соотношение с этикой гос. служащих.

Методические указания студентам: Изучить признаки юридической этики. И сформулировать определение; перечислить существующие разновидности юридической этики (профессиональной этики юриста), раскрыть их содержание и социальную ценность.

Практическое задание: Из Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

законспектировать главы I. «общие положения» и III. «Правовое положение государственного служащего».

 

 

Семинар № 5. Общие нравственные требования, предъявляемые к юристам (2 часа).

  1. Содержание общих нравственных требований, предъявляемых к юристам, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах.
  2. Роль и значение Федерального Закона № 273 «О противодействии коррупции» для юриста.
  3. Основы культуры профессиональной деятельности юриста.
  4. Нравственная деформация как антипод профессиональной этики юриста. Понятие, причины возникновения, пути преодоления.

Методические указания студентам: Изучить ст. 5-6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нормы статей 2,10, 118-123 Конституции РФ, Федерального Закона «О противодействии коррупции».

Практическое задание: Законспектировать ФЗ № 273 «О противодействии коррупции»; Выписать из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел основные формы проявления профессиональной деформации (ст. 10).

Семинары № 6, 7, 8. Нравственные основы профессиональной деятельности судей и сотрудников правоохранительных органов (6 часов).

  1. Нравственные требования к судьям по Конституции РФ и Закону «О статусе судей в Российской Федерации».
  2. Содержание Кодекса «Судейской этики» Д.А. Медведев о создании новой редакции Кодекса «судейской этики».
  3. Нравственные требования, предъявления к прокурорам и следователям в Законах «О прокуратуре РФ», «О следственном Комитете РФ», «О полиции».
  4. Содержание Кодекса профессиональной этики сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации.
  5. Содержание Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации.
  6. Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, его содержание.

Методические указания студентам: Изучить содержания Кодекса к судейской этики, профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ, Этики прокурорского работника РФ и этики следователя Следственного Комитета РФ, а также Концепцию воспитательной работы в системе прокуратуры РФ.

Практическое задание: В специальную папку поместить тексты названных этических кодексов (непросто законспектировать, а именно полные тексты).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.