КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления воспитания. В педагогике рассматриваются различные направления воспитания личности
В педагогике рассматриваются различные направления воспитания личности. Гражданское воспитание. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков, юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, художников, актеров. Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. В интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и интернациональное воспитание реализуются в процессе организации работы по изучению по изучению государственных символов Российской федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Важное место в организации данного направления воспитательной работы в школе занимают предметы гуманитарного и естественно научного цикла. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка.
Правовое воспитание. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих этапов: появление искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-волевого сознания в части пределов дозволенного поведения, правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность. Нравственное воспитание. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях семьи, школы, общества. Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем, мораль – это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний.
Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни – рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи. Экологическая культура – в современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Трудовое воспитание – трудовое воспитание начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Содержательную основу трудового воспитания составляют следующие виды труда: − Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
− Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу. − Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. Формирование основ экономической культуры. Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления личности. Задачи формирования экономической культуры: – формирование у учащихся экономического мышления; – воспитание качеств характера рачительного хозяина – гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); – овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и других умений и навыков в организационно-экономической деятельности.
Формирование эстетической культуры. Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим воспитывается стремление создавать вокруг себя элементы прекрасного, готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности: труд, игра, занятия спортом. Сюда же можно отнести эстетику человеческих взаимоотношений. Воспитание физической культуры личности. Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач: – содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; – гармоничное развитие всех физических качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты; – формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика); – воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать разумный выход энергии ребенка. – приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Формирование четких представлений о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |