КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия в исторической динамике культуры
Регистрационный номер ТД – СГ. 010 тип.
Пояснительная записка
Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем: - философия задает человеку интегральное видение мира, ее освоениепомогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания; - философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания; - философия помогает человеку самоопределиться в мире, решатьнаиболее важные смысложизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности; - философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой –придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск. Основные цели преподавания философии: - формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности; - овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры; - формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического ирационально-ориентированного мышления; - умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их. Непосредственной задачей преподавания философии является формирование у студента соответствующих философских компетенций -предметных и операциональных.
Раздел 1 Тема 1. Философия как социокультурный феномен Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии. Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений. Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия. Тема 2. Исторические типы классической философии Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентации в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм). Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико делла Мирандола, Н.Кузанский). Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема-метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедукгивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. (эмпиризм, рационализм). Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеции, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер). Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития. Критика философской классики и иррационализация философии творчестве А.Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.). Неопротестантизм (К.Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.). Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ в. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли XX в. Эволюция западного марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Феномен советского марксизма-ленинизма. Феминистская критика западной культуры (С. де Бовуар, К. Миллетт и др.). Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти. Аналитика человеческого зма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла назначения философии. Периодизация анналитической философии. Логико-анналитический этап (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.). Лингвистическая философия (Л. Витгагштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.). Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв. Философская герменевтика как универсальная методология гумманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К. Леви-Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Леотар, Ж Деррида и др.). Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси. Просветительская деятельность Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно-политическая проблематика в творчестве Я. Купаны, Я. Коласа, М. Богдановича и др. Философия и развитие белорусскою национального самосознания в начале XX в. (А. Гарун, И. Абдирапович-Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Историософия П. Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и др.). Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философия и «новое религиозное сознание» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, II. Л. Флоренский, С. Л. Франк и др.). Философия русского космизма (В. И. Вернадский, М. А. Умов, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров и др.). Марксистско-ленинская философия и се судьба в культуре СССР и постсоветских стран. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и возрождение национальных традиций философствования. Раздел II Философия бытия Тема 5. Метафизика и онтология Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции. Метафизика как систематическая философия в классической традиции. Специфика метафизического знания в постклассической философии. Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия. Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени. Тема 6. Философия природы Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В. И. Вернадского. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек - общество - природа» и сценарии возможного будущего. Раздел III Философская антропология Тема 7. Проблема человека в философии и науке Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений. Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка и обоснование синтетической концепции человека в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер). Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая и др. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека. Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.
Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа.
Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях осознаниии Экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии. Многомерность и системная природа сознания. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания. Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Проблема формирования идеального образа в современной философии и когнитивной психологии. Перспективы создания искусственного интеллекта. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и реальность. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Индивидуальное и общественное сознание. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Сознание и самосознание. Раздел IV Теория познания и философия науки Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа Специфики познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности - основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии. Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической теории познания. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.
Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании. Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания. Метатеоретические основания науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания. Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приемы и процедуры научного исследования. Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки. Раздел V Социальная философия Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М. Вебера. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса. Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. Тема 12. Философия культуры
Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.) Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления. Тема 13. Философские проблемы социальной динамики Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики. Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и штилианионная парадигмы в философии истории. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Тема 14. Техника и ее роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе социально-экономических отношений. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Тема 15. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в. Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук.Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI в. Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
. 1. 1...История философии: учебник / Ч.С. Кирвель (и др.), под ред. Ч.С.Кирвеля – Минск, 2001. 2. 2.Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001 – 2002. 3. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000. 4. Социальная философия: учеб, для вузов / И.А. Гобозов – М., 2007. 5. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия – М., 2001. 6. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон – М., 2003. 7. Философия истории / М.Е. Сергейчик – СПб, 2002. 8. Философия науки: учеб, пособие / Е.Ю. Вельская (и др.), под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторикой – М., 2007. 9. Философия науки: учеб, пособие / Т.Г. Лешкевич – М., 2005. 10. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / B.C. Стёпин (и др.), под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2007. 11. Философия: учебник для высш. учеб, заведений / под ред. Ю.А. Харина – Минск, 2007. 12. Хрестоматия по философии: учеб, пособие для высш. учеб, заведений – Ростов н/Д., 2002. 13. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский – М., 2001.
Экзаменационные вопросы по философии 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. 2. Мировоззрение, его структура и функции. 3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков. 4. Философия Древнего Востока. 5. Философские традиции Индии. 6. Философские традиции Китая. 7. Античная философия: от мифа к логосу. 8. Философия Средневековья. 9. Философия Возрождения. 10. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм. 11. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. 12. Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории. 13. Неклассическая философия и ее основные направления. Постнеклассическая философия. 14. Аналитическая философия. 15. Философия коммуникативного действия. 16. Синергетика. 17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления. 18. Российская философия 18-го -20-го веков. 19. Онтология как учение о бытие. 20. Пространственно-временная структура материального бытия. 21. Диалектика как философская теория развития бытия. 22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества. 23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания. 24. Философские концепции современного естествознания. 25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации. 26. Человек как объект философского познания. 27. Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза. 28. Личность, ее духовные основание и общество. 29. Философские проблемы анализа сознания. 30. Сознание и искусственный интеллект. 31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект. 32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции. 33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи. 34. Чувственное и рациональное в познании. 35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. 36. Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний. 37. Философия науки, ее структура и функции. 38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки. 39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. 40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. 41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности. 42. Наука и инновационная деятельностьв Республике Беларусь. 43. Общество как область изучения социальной философии. 44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе. 45. Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия. 46. Культура и цивилизация. 47. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки. 48. Философское учение о ценностях. 49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа). 50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание. 51. Восток и Запад: философский диалог культур. 52. Философия безопасности. 53. Концепция устойчивого развития Республики Беларусь 54. Философия техники и область ее исследования. 55. Философия инженерной деятельности. 56. Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. 57. Глобализация социальных процессов. 58. Техногенные проблемы человечества. 59. Методология социального прогнозирования 60. Футурология как наука и образ мышления. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО ФИЛОСОФИИ
Структура контрольной работы (реферата)
1. Титульный лист (Министерство образования Республики Беларусь, БНТУ (МИДО), тема работы, Ф.И. студента, Ф.И. О. преподавателя)
2. План (состоящий из введения, вопросов основной части, заключения, списка литературы).
Все страницы работы должны быть пронумерованы. При использовании цитат делаются сноски или непосредственно в тексте или в конце работы. Объём учебной работы составляет 8-10 страниц печатного (30 строк на страницу и 60 знаков в строке) текста. Основные требования к работе: правильное оформление, должна быть раскрыта тема, соблюдаться логическая стройность и последовательность изложения, и присутствовать собственная точка зрения по тем или иным проблемам выбранной темы. Написание работы должно научить студента анализировать, систематизировать учебный материал, работать с литературой и излагать полученные знания в письменной форме.
Основная литература Философия: учебное пособие / В.К. Лукашевич, Д. В. Батушев, А. А. Бородуля [и др.]; под ред. В. К. Лукашевича.—БГЭУ, 2012. Философия: учебник / Ю.А. Харин [и др.]; под ред. Ю.А. Харина.—9 – е изд. – Минск: Тетра Системс, 2008. Философия: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич.— Минск, 2007. Налетов, И.З. Философия: Учебник.— М.: ИНФРА – М, 2007. Волчек, Е.З. Философия: учебное пособие / Е.З. Волчек. – Мн.: ООО «Современная школа», 2005. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под. ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989 Философский словарь студента. Минск, 2003.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |